Познавательно – исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Вода - удивительное вещество» Выполнил воспитатель: Широкова Л.М
проект (старшая группа)

Любовь Михайловна Широкова

Цель: формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде как важному природному ресурсу.

Задачи:

  1. Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека, уточнить представления детей о свойствах воды, расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека
  2. Выработать у детей позитивное отношение к воде (познавательное, бережное, созидательное).
  3. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
  4. Расширять словарь детей старшего дошкольного возраста.
  5. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx56.13 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста

«Вода - удивительное вещество»

Выполнил воспитатель: Широкова Л.М

Вид проекта: исследовательско творческий.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники проектавоспитатели, дети 5-6 лет, родители.

Сроки реализации: ноябрь-декабрь.

Актуальность: Тема проекта актуальна, т.к. в современном мире вопросы воспитания экологической культуры дошкольников имеют особое значение.

Дело в том, что экологическое состояние планеты Земля на сегодняшний день имеет тенденцию к ухудшению, и это требуют от людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

Здоровье людей, как взрослых, так и детей продолжает ухудшаться. Ухудшение здоровья населения напрямую зависит от загрязненной почвы, воды, воздуха. Именно поэтому люди питаются недоброкачественной едой, пьют плохую воду, вдыхают загрязненный воздух.

Современное содержание воспитательно образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию педагогического процесса. Немалая роль в организации данной проблемы отводится экологическому образованию детей. В XXI веке экологические знания, бережное и внимательное отношение к окружающему природному миру стали залогом выживания человека на нашей планете. Более того, экологическое образование детей – это огромный потенциал для их всестороннего развития.

Процесс формирования у детей знаний о живой и неживой природе должен обязательно сочетаться с пониманием ценности окружающей нас природы не только для общества, но и для каждого человека, с освоением правил и норм поведения в окружающем природном мире. Это можно достичь путем решения задач воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.

Воспитание экологической культуры детей дошкольников происходит в процессе формирования правильных способов взаимодействия с окружающей живой и неживой природой. Воспитанникам важно уже с детства прививать навыки бережного отношения к природе, учить бережно и экономно относиться к воде, следует акцентировать внимание на том, что вода таит в себе очень много неизвестного для детей.

Данный проект реализовывается в процессе осуществления совместной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста во второй половине дня 2 раза в неделю. Проведенные занятия включают в себя исследовательскую работу. Организация опытно экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и воспитанника, что способствует развитию у детей познавательной активности, умений принять решение, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Постановка проблемы:

 Развитие познавательной активности детей.

 Вовлечение детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

 Развитие любознательности в процессе активной познавательноисследовательской деятельности.

В проекте используются методы: словесный, наглядный, практический.

Проблема: у детей старшего дошкольного возраста выявлен низкий уровень сформированности представлений о свойствах воды, значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.

Цель: формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде как важному природному ресурсу.

Задачи:

  1. Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека, уточнить представления детей о свойствах воды, расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека
  2. Выработать у детей позитивное отношение к воде (познавательное, бережное, созидательное).
  3. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
  4. Расширять словарь детей старшего дошкольного возраста.
  5. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.

Предполагаемый результат:

  • Воспитание у детей бережного отношения к воде, умения видеть красоту окружающего мира.
  • Формирование представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека, о свойствах воды, о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека
  • Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
  • Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, познавательного интереса к исследовательской деятельности.
  • Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно исследовательских навыков.

Работа с родителями:

  1. Изготовление книжек малышек.
  2. Создание альбома «Мир воды»
  3. Консультация для родителей «Эксперименты в детском саду».
  4. Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
  5. Составление картотеки игр с водой
  6. Консультация для родителей «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

Работа с педагогами:

  1. Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду».
  2. Разработка планирования работы с дошкольниками по экспериментированию.
  3. Составление конспектов для работы с детьми старшего дошкольного возраста по данной теме.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I. Подготовительный этап проекта:

  1. Подбор и изучение методической литературы по теме.
  2. Пополнение развивающей среды:
  • Подбор художественной литературы по теме;
  • Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок о воде;
  • Составление картотеки опытов с водой;
  • Подготовка оборудования для опытов с водой.

II. Основной этап проекта:

  1. Разработка перспективного плана занятий познавательного цикла.
  2. Подготовка информации для родителей по темам: «Эксперимент в детском саду», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
  3. Составление схемы «Круговорот воды в природе».
  4. Проведение работы с детьми, проведение презентаций «Где живет вода», «Всем нужна вода».

Исследовательский этап проекта в старшей группе

Вид деятельности

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Игровая

«Физическая культура», «Художественное творчество», «Познание», «Музыка», «Социализация», «Здоровье».

Дидактические игры: «Отгадай и сравни», «Загадки о воде», «Разрезные картинки», «Плавает – не плавает», «Что перепутал художник», «Закончи рисунок», «Что мы знаем о воде?», «Животные водоемов».

Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.

Посещение с ребенком детской библиотеки для накопления информации о воде

Создание коллажа «Круговорот воды в природе».

Создание альбома «Мир воды»

Двигательная

«Физическая культура», «Социализация», «Здоровье».

Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Мы – водные животные». «Караси и щука», «На болоте».

Познавательно - исследовательская

«Познание», «Коммуникация», «Безопасность».

Эксперименты, опыты: « Вода – это жидкость», «Вода не имеет формы», Вода без цвета, без вкуса», «Может ли вода изменить свой цвет?», «Может ли вода изменить свой вкус?», «Вода не имеет запаха», «Может ли вода изменить свой запах?», «Цветные льдинки», «Взаимодействие воды и снега», «Куда делась вода?», «Водяная мельница», «Замерзание жидкостей», «Изменение объёма жидкости», «Вода двигает камни», «Круговорот воды», «Свойства воды», «Агрегатные состояния воды», «Фильтрование воды», «Вода при замерзании расширяется», «Вода очищает».

Занятия «Опыты с водой», «Кому нужна вода?», «Вода. Ее свойства и состояния», «Вода нужна всем», «У растения внутри есть вода», «Поможем воде стать чистой», «Берегите воду». «Кто живет в реке» (с элементами театрализации).

Трудовая

«Труд»

Создание ледяных построек на участке, украшение территории детского сада разноцветными льдинками.

Коммуникативная

«Коммуникация»,

«Познание»,

«Здоровье»

Беседы: «Где живут капельки», «Круговорот воды в природе», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?», «Зачем человеку вода?». «Что растет в воде?»

Чтение (восприятие художественной литературы)

«Чтение художественной литературы»

Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Сказки о морях и океанах», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели».

Продуктивная

«Художественное творчество»

Ручной труд «Снежинка», «Снеговики», «Разноцветные льдинки» ИЗО деятельность «Путешествие капельки», «Белый снег пушистый»

Музыкальная

«Музыка»

Включение музыкальных фрагментов, разучивание песен.

                                      Совместная работа с детьми

  1. Чтение художественной литературы о природе: Г.-Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфиненка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи А.С. Пушкина «О море», Н.А. Рыжова «Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр» и др.
  2. Беседы на предложенные темы: «Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?», «Зачем человеку нужна вода?», «Что было бы, если бы с земли ушла вода?»
  3. Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.
  4. Отгадывание загадок.
  5. Чтение и разучивание стихов.
  6. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморось, иней, сосульки, ручейки и т.д.).
  7. Игры эксперименты, игры опыты.
  8. Подвижные игры: «Караси и щука», «На болоте», «Ручеек», «Капельки».
  9. Моделирование «Круговорот воды в природе».
  10. Дидактические игры: «Отгадай и сравни», «Загадки о воде», «Разрезные картинки», «Плавает – не плавает», «Что перепутал художник», «Закончи рисунок», «Что мы знаем о воде?», «Животные водоемов», «Четвертый лишний», «Кто быстрее соберет», «Подскажи словечко», «Круги на воде», игры с водой, игры со снегом.

10.Ведение альбома с зарисовками проведенных опытов, выводов к ним.

Совместная работа с родителями:

  1. Изготовление книжек малышек.
  2. Создание альбома «Мир воды»
  3. Консультация для родителей «Эксперименты в детском саду», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
  4. Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
  5. Составление картотеки игр с водой

Заключительный этап проекта:

  1. Презентация коллажа «Мир природы» для детей старшей группы.

2.Презентация альбома с зарисовками проведенных опытов и их результатов.

3.Участие в конкурсе «Я – любознайка».

Конспект занятия в старшей группе «Вода. Ее свойства и состояния».

Цели:
Закреплять представления о свойствах воды, ее состояниях,

об использовании, назначении, необходимости.

Закрепить знания детей об использовании воды в жизни людей, растений.

Развивать у детей познавательную активность.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде.

Материалы и оборудование: экран, проектор для просмотра презентации, ноутбук, кусочки льда по количеству детей, маленькие тарелочки, спиртовка, спички.

Ход ООД

Загадка.

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...
(Воды)

- А где мы встречаемся с водой? (Ответы детей) В речке есть вода, из крана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д.

Просмотр презентации «Где живет вода?».

- А для чего нужна вода? (Ответы детей) Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т.д.

- Ребята, а как вы думаете, что произойдет без воды? (Ответы детей) Кругом все будет грязное, погибнут растения, рыбки, животные, не смогут жить люди без воды и т.д.

- Ребята, расскажите, какая она, вода? (Ответы детей) Жидкая, мокрая, прозрачная, без вкуса, без запаха.

-А может ли вода быть твердой? Или летучей?(Ответы детей)

-Да. Вода, когда замерзает, то превращается в лед. (Воспитатель раздает кусочки льда детям). Вы потрогайте лед и расскажите, какой он? (Ответы детей) Холодный, твердый, гладкий, скользкий, похож на стекло.

-А если лед нагреть, то он снова превратится в воду, когда вода закипит, то она превратится в пар.

Опыт: нагревание кусочка льда до воды и пара.

Вывод: Значит, когда вода сильно нагревается, она превращается в пар.

- Мне кажется, ребята, что в воде, паре и в кусочке льда живут необыкновенные человечки.

В воде – человечки стоят рядом друг с другом.

В кусочке льда – крепко держаться за руки.

В паре – постоянно двигаются.

Давайте поиграем в этих человечков.

Игра-разминка (под музыкальное сопровождение – шум воды). Дети по сигналу воспитателя изображают человечков воды, льда, пара.

- Вы сейчас много говорили о воде, ее свойствах, состоянии.

- Как вы думаете, что надо делать, чтобы сохранить воду чистой , прозрачной и полезной? (Ответы детей) Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.

- Да, все верно. Вот как о воде сказал детский писатель Корней Чуковский:

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться.

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане.

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде –

Вечная слава воде!

Конспект ООД в старшей группе

«Опыты с водой»

Цель :

Расширить знания детей о воде, ее свойствах. Закрепить представление о значение воды для всего живого. Прививать интерес к исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

• Продолжать расширять представления детей о свойствах воды;

• Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

• Расширять представления детей о значимости воды в жизни человека.

Развивающие:

• Развивать у детей познавательные интересы через проведение опытов с водой, делая несложные эксперименты;

• Развивать наблюдательность, мышление, любознательность, способность сравнивать, делать выводы.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к явлениям неживой природы, бережное отношение к природе;

Материалы и оборудование: любые прозрачные сосуды, таз, стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, корица, гуашь (красная, синяя), ложечки, экран, проектор, ноутбук.

Проведение опытов.

Опыт № 1 «Вода это жидкость».

Ход опыта: взять 1 стакан с водой, 2 - пустой. Переливаем воду из одного стакана в другой

Вывод: вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать.

Опыт №2 «Вода не имеет формы».

Ход опыта: взять любые сосуды. Перелить воду в сосуды.

Вывод: вода принимает форму сосуда.

Опыт № 3 «Вода без цвета, без вкуса».

Ход опыта: на столе белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.

- Какого цвета молоко? (белого).

- А можно сказать про воду, что она белого цвета? (нет).

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Опыт № 4 «Может ли вода изменить свой цвет?»

На столе 2 стакана с водой, гуашь – красная, синяя.

Добавить в воду гуашь и посмотреть, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет?

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Какая вода на вкус? (Детям предлагается кипяченая вода).

- Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная

Опыт №5 «Может ли вода изменить свой вкус?» (Детям раздаются мерные стаканчики с солью или сахаром, ложечки).

Предложить положить в стаканчик с водой вещество, которое находится на столе. Размешать, попробовать воду. Какая вода стала на вкус? (ответы детей).

Вывод: вода может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили.

Опыт № 6 «Вода без запаха».

Предлагается понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у нее нет запаха.

Опыт №7 «Может ли вода изменить свой запах». Предложить положить в стаканчик с водой вещество, которое находится на столе. Размешать, понюхать воду. Изменила ли вода свой запах? (ответы детей).

Вывод: вода может принимать запах того вещества, которое в нее добавили.

Выводы:

Вода – это жидкость, ее можно налить, перелить, вылить.

Вода – бесцветная

Вода - безвкусная

Вода не имеет запаха.

Презентация «Всем нужна вода?»

(Обсуждение с детьми).


Конспект экспериментальной деятельности «Цветные льдинки» в старшей группе.

Цель: продолжать знакомить детей с состояниями воды (жидкое и твердое состояние).

Помочь детям выявить свойства и качества воды: превращение в лед.

Оборудование: емкости с водой (холодной и теплой), гуашь или кристаллический краситель, палочки для размешивания, разнообразные формочки, веревочки, ленточки.

Ход: воспитатель предлагает детям окрасить теплую и холодную воду в разных стаканчиках. Рассмотреть и понаблюдать, в какой воде краска растворилась быстрее. Сделать вывод, что в теплой воде краска растворилась быстрее.

Затем предлагается разлить воду разных цветов в формочки, положить веревочки. Поставить формочки на два подноса и вынести на улицу. Понаблюдать, какая вода (холодная или теплая) застыла быстрее.

Когда вода замерзнет, занести формочки, достать лед. Дети рассматривают цветные льдинки, обсуждают свойства льда (холодный, гладкий, скользкий). Вспоминают, как была сделана льдинка, как получилась такая форма (вода приняла форму емкости), как держится веревочка (она примерзла к льдинке).

Вывод: вода замерзает на холоде (холодная быстрее, чем теплая), принимает форму емкости, в которой находится.

Конспект опытно – экспериментальной деятельности «Взаимодействие воды и снега»

Цель: продолжать знакомить детей с состояниями воды (жидким и твердым).

Выявить свойства воды, сравнить свойства снега и воды: хрупкость, твердость – прозрачность, текучесть. Проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

Оборудование: мерные емкости с водой разной температуры (теплая, холодная), снег, тарелочки, мерные ложечки

Ход:

Воспитатель: - Ребята, скажите, а можно ли удержать воду в руках и не пролить (Ответы детей).

- А я смогу. (Берет ком снега). Дает детям потрогать.

Рассмотреть с детьми снег и воду, выявить их свойства – снег твердый, хрупкий, не прозрачный; вода – прозрачная, текучая.

Выяснить, что снег тает при комнатной температуре. Спросить детей, что произойдет со снегом, если его опустить в воду, и что произойдет с водой? --- Где снег быстрее растает: в стакане с холодной или с теплой водой?

Дети выполняют задание – в емкости с водой разной температуры кладут снег, наблюдают, где снег растает быстрее, как увеличится объём воды, как вода теряет свою прозрачность, становится мутной от растаявшего снега.

Вывод: чем выше температура воды, тем быстрее в ней тает снег, чем на воздухе.

Опыт: «Куда делась вода?»

Цель: познакомить детей с таким свойствам воды, как испарение. Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий.

Оборудование: три мерные одинаковые емкости с окрашенной водой.

Опыт отсрочен во времени.

Ход:

Предложить детям налить равное количество воды в емкости, сделать отметку уровня воды, поставить в разные условия: закрытую и открытую емкости (в прохладное и в теплое место). В течении недели наблюдают процесс испарения, делая отметки, на емкости, а воспитатель фиксирует результат в тетради. Обсудить с детьми, изменилось ли количество воды (уровень стал ниже отметки), куда исчезла вода (частицы воды поднялись с поверхности в воздух).

Вывод: испарение воды в тепле происходит быстрее, чем в холоде, потому что частицы воды активнее и чаще поднимаются с поверхности воды. А когда емкость закрыта, испарение слабое, потому что частицы воды не могут испариться из закрытой емкости.

Конспекты опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Свойства воды»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Материалы: Научные игры «Юный химик», несколько прозрачных сосудов разной формы, стаканы, вода, соль, сахар, ложка, масло пихты, пипетка, кристаллы разного цвета.

Ход:

1. Педагог спрашивает детей, имеет ли вода форму? Дети наливают в прозрачные сосуды разной формы воду и выясняют, что вода принимает форму сосудов.

Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

2. Педагог спрашивает детей, какого вкуса вода. Предлагает детям попробовать простую кипяченую воду. Затем предлагает детям положить в один стакан соль, в другой - сахар, размешать и попробовать. Какой вкус теперь приобрела вода?

Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

3. Педагог спрашивает детей, чем пахнет вода? Просит их понюхать воду в стаканах с растворами сахара и соли. Предлагает детям капнуть в один из стаканов масло пихты. А теперь чем пахнет вода?

Вывод: Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

4. Педагог спрашивает, какого цвета вода? Предлагает детям положить в стакан с водой кристаллики разного цвета и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

                            Тема: «Агрегатные состояния воды»

Цель: Познакомить детей с разным агрегатным состоянием воды:

жидкое, твердое, газообразное. Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха. Познакомить с круговоротом воды в природе.

Материалы: Научные игры «Юный химик», плакат «Природные явления», вода, стакан, блюдце, спиртовка, колба, стеклянная крышка для колбы, плакат «Круговорот воды в природе».

Опыты отсрочены во времени!

Ход:

1. Педагог предлагает детям налить в стакан воду и вынести ее на улицу (температура воздуха ниже ноля градусов). Что произойдет с водой? Вода превратилась в твердое состояние - лед. Занести емкость в помещение, поставить в теплое место, спустя некоторое время посмотреть, что произошло со льдом. Лед растаял и снова стал жидкостью - водой.

Вывод: Если на улице минусовая температура, то вода переходит из жидкого состояния в твердое состояние (лед в лужах, вместо дождя идет снег). При нагревании лед тает и снова превращается в жидкое состояние – воду.

2. Педагог предлагает детям налить в блюдце воду и поставить его в теплое место. Что произойдет с водой? Наблюдения проводятся в течение нескольких дней, дети отмечают, что воды в блюдце становится все меньше. Что с ней происходит? Вода испарилась.

Вывод: Если в помещении тепло, то вода испаряется, то есть переходит из жидкого состояния в газообразное.

3. Педагог кипятит воду в колбе, накрывает колбу холодной стеклянной крышкой и показывает, как сконденсированный пар при охлаждении снова превращается в капли воды.

Вывод: При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное, а при остывании - из газообразного обратно в жидкое - воду.

Общий вывод: Зимой часто идет снег, он лежит повсюду на улице. Также зимой можно увидеть лед. Снег и лед– замерзшая вода, ее твердое состояние. Вода замерзла, потому что на улице очень холодно. Но вот наступает весна, пригревает солнце, на улице теплеет, температура увеличивается, лед и снег нагреваются и начинают таять. При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду. На земле появляются лужицы, текут ручейки. Солнце греет все сильнее. При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар. Лужи высыхают, газообразный пар поднимается в небо все выше и выше. А там, высоко, его встречают холодные облака. При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду. Капельки воды падают на землю, как с холодной стеклянной крышки. Это – дождь! Дождь бывает и весной, и летом, и осенью. Но больше всего дождей осенью. Дождь льется на землю, образуя лужи. Ночью холодно, вода замерзает. При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердый  лед. Время идет, и после осени снова наступает зима. Почему же вместо дождей теперь идет снег? Почему вместо жидких капелек воды на землю падают твердые снежинки? А это, оказывается, капельки воды, пока падали, успели замерзнуть и превратиться в снег. Но вот снова наступает весна, снова тают снег и лед, и снова повторяются все чудесные превращения воды. Такая история повторяется с твердыми снегом и льдом, жидкой водой и газообразным паром каждый год. Эти превращения называются круговоротом воды в природе.

                                     

                                 Тема: «Фильтрование воды»

Цель: Познакомить детей с разными способами очистки воды.

Материалы: Бумажные фильтры, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости, стакан с водой.

Ход: Педагог предлагает детям замутить воду крахмалом, а затем очистить ее разными способами: с помощью фильтров из песка, тряпочки, бумаги. Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие. Выясняют, какой фильтр лучше очищает воду.

Результат: Дети учатся проводить очистку воду. Лучше всего очищает воду бумажный фильтр.

Вывод: Воду лучше всего очищать с помощью бумажного фильтра.

Тема: «Вода при замерзании расширяется»

Цель: Показать детям на опыте, что снег сохраняет тепло, а вода при

замерзании расширяется.

Материалы: Научные игры «Юный химик», три бутылки с водой.

Опыт отсрочен во времени!

Ход: Вынести на прогулку три бутылки с водой одинаковой температуры.

Одну закопать в снег, две бутылки оставить на поверхности. Через несколько часов проверить, что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла? Оставить одну бутылку с водой на более длительное время. Посмотреть, что с ней произошло?

Вывод: В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на

поверхности вода превратилась в лед. Если бутылку с водой оставить на морозе дольше, то она лопнет, так как вода при замерзании расширяется.

ИГРЫ С ВОДОЙ

Вода прозрачная.

Цель: Расширять знания детей о воде, ее свойствах и состояниях.

Оборудование: два стакана, вода, молоко, две трубочки или ложечки.

Ход игры. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить соломинки или ложечки. И посмотреть, в каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? В стаканчике с водой предметы видны, а в стаканчике с молоком – нет. Из этого делаем вывод, что вода прозрачная.

Вода не имеет формы.

Оборудование: стакан, тарелка, кусочек льда.

Ход игры. Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лёд – это твёрдая вода). Лёд имеет форму кубика. Если мы его положим в стакан, тарелку он всё равно будет кубиком (до тех пор, пока не растает) А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

«Фонтанчики»

Цель: создать у детей радостное, весёлое настроение от игры с водой. Учить детей согласовывать свои игровые действия с партнёрами по игре, действовать по сигналу.
Оборудование: клеёнка, 4 тазика с водой (5 л), 4 пластмассовых бутылки с

отверстиями по бокам около дна, салфетки.
Возраст: 4-5 лет.
Ход игры. В игре участвуют 4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям по сигналу опустить в тазики с водой бутылочки с отверстиями, подождать пока в них не наберётся вода. Затем по сигналу достать их из воды и понаблюдать за струйками воды.
Усложнение. Предложить детям плотно закрыть ладошкой горлышко у бутылки и опустить её в воду.

«Плавает или тонет»

Цель: дать детям понятие, что не все предметы тонут в воде, многие предметы плавают – это зависит от материала, из которого изготовлен предмет. Закрепить

название материалов, из которых сделаны предметы. Создать у детей радостное

настроение от игры с водой.
Оборудование: на каждого игрока: пластмассовые стаканчики (0,5 л) с водой, наборы предметов из разных материалов (монеты, колечки, пробки, детали конструктораит.д).
Возраст: 4-5 лет.
Ход игры. В игре участвуют 5 детей. Воспитатель ставит на стол перед каждым ребёнком пластмассовый стакан с водой и раздаёт наборы различных предметов. Дети называют предметы и материал, из которого они сделаны. Высказывают предположения, какие предметы утонут, а какие нет. Затем бросают их в воду и называют, какие предметы утонули, а какие плавают, объясняя причину. Игроки достают предметы из воды, меняются ими и продолжают игру.

«Наливаем – выливаем»

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода жидкая, может выливаться из разных сосудов по-разному. Развивать мысленную деятельность, интерес к играм с водой.
Оборудование: Таз с водой, 2 лейки с разными насадками, ведёрко, пластмассовый стакан, пластмассовая бутылка, брызгалка.
Возраст: 4-5 лет.
Ход игры. В игре участвуют 5-6 детей. Воспитатель предлагает детям рассмотреть различные сосуды, назвать их и набрать в них воду из таза. Затем вылить воду обратно в таз и посмотреть, как вода льётся из лейки с широким носиком, из лейки с ситечком, из ведёрка, стакана, бутылки, брызгалки. В конце игры дети меняются сосудами, игра повторяется.

«Расставь бутылочки»

Цель: учить детей на ощупь определять температуру воды. Развивать умение выполнять словесные инструкции. Воспитывать осторожность при использовании горячей воды.

Оборудование: 4 пластмассовые бутылки (0,5 л) одного цвета; с холодной, теплее,

тёплой и горячей водой.

Возраст: 4-5 лет.

Ход игры. В игре участвуют 3-5 детей. Воспитатель ставит на стол перед детьми четыре бутылки одного цвета и сообщает, что в них вода разной температуры: холодная, теплее, тёплая, горячая. Чтобы узнать, в какой бутылке, какая вода, их нужно потрогать и сравнить. При этом воспитатель вместе с детьми вспоминает правила обращения с горячей водой и горячими предметами: с ними необходимо быть осторожными, не спеша пальчиками дотрагиваться до предмета. Воспитатель предлагает детям дотронуться пальчиками до бутылочек и определить, в какой бутылке какая вода. Затем дети расставляют бутылочки с водой от холодной до горячей, сопровождая свои действия словами.

                                               «Весёлые соревнования»

Цель: вызвать интерес у детей к играм с водой, способствовать развитию органов дыхательной системы.
Оборудование: ванна прямоугольной формы с водой, поплавки на леске (колпачки от фломастеров), 2 коктейльные трубочки, 2 контейнера от киндер- сюрприза (пловцы).
Возраст: 4-5 лет.
Ход игры. В игре участвуют 2 ребёнка. Воспитатель ставит на стол ванну с водой, посередине которой натянуты поплавки. С противоположных концов ванны в воде находятся «пловцы». Игроки встают с разных концов ванны, берут коктейльную трубочку и дуют на своего «пловца». Чей «пловец» приплывёт первый на противоположную территорию, тот и победил. Игра повторяется.

                                             «Ледяные парусники»

Цель: развивать у детей знание о том, что лёд легче воды, может плавать. Способствовать развитию органов дыхательной системы. Создавать радостное настроение от игры с водой.
Оборудование: ванночка прямоугольной формы, лёд различной формы с парусом на зубочистках.
Возраст: 5-6 лет.
Ход игры. В игре участвуют 3 ребёнка. Занести в помещение льдинки с установленными парусами. Поместить их в ванночку с водой. Игроки располагаются с одной стороны ванночки и дуют на ледяные парусники. Выигрывает тот участник, чей парусник быстрее доплывёт до противоположного края ванночки. Игра повторяется.

                                                     «Угадай – ка»

Цель: упражнять детей выполнять не сложные действия с водой, губкой. Развивать глазомер. Доставить детям удовольствие от игр с водой.
Оборудование: поролоновые губки, тарелки с водой, одноразовые стаканы (200 мл с делениями), подносы, фломастеры, тканевые салфетки (по количеству игроков).
Возраст: 5-6 лет.
Ход игры. В игре участвуют 4-6 детей. Воспитатель наливает в тарелки немного воды и предлагает детям угадать, сколько воды впитывает в себя губка. Каждый игрок отмечает фломастером предлагаемый уровень воды на пустом пластмассовом стакане с делением. Потом дети опускают губку в тарелку с водой и ждут, что бы губка впитала в себя воду. Затем игроки отжимают оду с губки в стакан для измерения. Выигрывает тот, кто точнее указал предполагаемый уровень воды.

                             «Наливаем воду в разные сосуды»

Цель: закрепить знания о том, что вода не имеет формы, принимает форму сосуда, в который её налили. Воспитывать осторожность при обращении со стеклянными предметами. Способствовать проявлению положительных эмоций от игровых действий с водой.
Оборудование: прозрачные сосуды разной формы (колба, банка, стакан, ваза), примерно одинакового объёма, на каждого играющего по 3-4 сосуда, воронки.
Ход игры. В игре участвуют 2-4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям рассмотреть различные сосуды, назвать их форму. Затем игроки набирают воду из тазика в один из сосудов, постепенно переливают её из одного сосуда в другой. При этом каждый раз отмечают, что вода приняла форму сосуда, в который её налили. Потом дети обмениваются сосудами, игра продолжается.

                                                «Буря в стакане»

Цель: создать положительно-эмоциональный настрой у детей от игровых действий с водой, развивать органы дыхательной системы. Учить выдыхать воздух через коктейльную трубочку.
Оборудование: 2 пластмассовых стакана (500 мл) с кипячёной водой, 2 трубочки для коктейля, 2 подноса.
Возраст: 4-5 лет.
Ход игры. В игре участвуют 2 ребёнка. Воспитатель наливает в 2 стакана (250 мл) кипячёной воды и сообщает, что сегодня будем делать бурю в стакане. Уточняет, как образуются волны на реке (дует сильный ветер). Игроки садятся за стол, ставят на поднос перед собой стакан с водой. Опускают в воду коктейльные трубочки и по команде начинают дуть. При этом воспитатель напоминает, что воздух нужно выдыхать через коктейльную трубочку. Выигрывает тот, у кого буря в стакане будет сильнее.

                                                 «Кто быстрее»

Цель: упражнять детей в умении отжимать воду из губки, действовать по сигналу. Развивать ловкость. Доставить детям удовольствие от игр с водой.
Оборудование: стол, 8 глубоких тарелок, 4 пластиковых стакана с водой, 4 губки, салфетки.
Возраст: 5-6 лет.
Ход игры. В игре участвуют 4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям налить воду из стаканчиков в 4 тарелки. Затем с помощью поролоновых губок перелить воду из одной тарелки в другую. По сигналу воспитателя дети начинают действовать. Выигрывает тот, кто быстрее справился с заданием.

                                 «Замёрзшая вода двигает камни»

Оборудование: соломинка для коктейля, вода, пластилин.

Ход игры: Опустите соломинку в воду. Наберите в соломинку воды. Закрыв языком верхнее отверстие соломинки, чтобы из неё не вылилась вода, вытащите её из воды и закройте отверстие внизу пластилином. Вынув соломинку изо рта, закройте пластилином и второе отверстие. Часа на 3 положите соломинку в морозильную камеру. Когда вытащите соломинку из морозильной камеры, то увидите, что она из пластилиновых пробок выскочила и из соломинки виден лёд. В отличие от многих других веществ, вода при замерзании расширяется. Когда вода попадает в трещины в камнях, то при замерзании она сдвигает камень с места и даже ломает его. Расширяющаяся вода, прежде всего, разрушает наименее прочные камни. На дорогах из – за этого могут образоваться выбоины.

                                          «Где больше воды»

Цель: развивать мыслительную деятельность детей, интерес к играм с водой.
Оборудование: пластмассовая бутылка 0,5 л, вода, пластмассовый стакан 0,5 л. (по количеству игроков).
Возраст: 6-7 лет.
Ход игры. В игре участвуют 2-4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям рассмотреть бутылку и стакан. Сказать, в каком сосуде, по их мнению, воды больше. Дети наливают воду из крана в бутылочку по горлышко. Потом переливают её в пластмассовый стакан. Выигрывает тот, чьё предположение было верно, количество воды в сосудах одинаковое.

                                              «Переносим воду»

Цель: развивать дух соревнования. Закрепить знания о свойствах воды: льётся, течёт, разливается. Создавать положительно – эмоциональный настрой у детей от игровых действий с водой.
Оборудование: 3 эмалированные кружки (200 мл), 3 прозрачных пустых сосуда (5 л), 3 ведра с водой.
Возраст: 6-7 лет.
Ход игры. В игре участвуют 12-15 детей. Участники делятся на 3 команды. Около каждой команды находится ведро с водой. Напротив, на расстоянии 5 метров – прозрачный сосуд. По сигналу ведущего, игроки каждой команды по очереди, переносят воду из ведра в пустой сосуд эмалированной кружкой. Соревнование длится 5 минут. Выигрывает та команда, которая перенесёт больше воды.

                                             «Попади в мишень»

Цель: создавать положительно – эмоциональный настрой у детей от игровых действий с водой, закреплять знания о том, что вода смывает изображение нарисованные кремом для бритья. Упражнять в меткости, развивать глазомер.
Оборудование: 5 водяных пистолетов, вода, крем для бритья.
Возраст: 6-7 лет.
Ход игры. В игре участвуют 3-5 детей. Воспитатель вместе с детьми рисует на зеркале (стене веранды) кремом для бритья различные мишени: мяч, грибок, зайчик. Сначала воспитатель предлагает целиться в мишень водяным пистолетом без воды, затем набрать в пистолет воду и смыть выбранную мишень струей воды. Выигрывает тот, кто быстрее смоет изображение.

                                                     «Чем быстрее?»

Цель: развивать логическое мышление. Упражняться в умении переливать воду различными предметами. Создать радостное настроение от игр с водой.
Оборудование: столовая ложка, чайная ложка, одноразовый шприц без иглы (5 мл), бокальчик из кукольной посуды, 4 глубокие мисочки с водой 200 мл, 4 пустые мисочки.
Возраст: 6-7 лет.
Ход игры. В игре участвуют 4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям назвать известные им свойства воды и перелить воду из одной мисочки в другую разными предметами. Дети рассматривают предметы и высказывают свои предположения о том, каким предметом можно быстрее перелить воду. Играющие разбирают предметы по договорённости. По сигналу воспитателя дети начинают переливать воду из одной мисочки в другую. Выигрывает тот, кто быстрее перельёт воду. Игроки меняются предметами, игра повторяется.

                                     Консультация для родителей

«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребёнка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребёнка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребёнка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.

                    Как достать монету из воды, не замочив рук?

Положите монету на дно тарелки и залейте её водой. Как её вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой кусок газеты, подожгите его, бросьте в пол – литровую банку и сразу же поставьте её вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

                                                     Цветы лотоса.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

                                                  Естественная лупа.

Если вам понадобилось разглядеть какое – либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто. Посадите насекомое в трёхлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой плёнкой, но не натягивайте её, а, наоборот, продавите её так, чтобы образовалась небольшая ёмкость. Теперь завяжите плёнку верёвкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем. Не забудьте выпустить насекомое.

                                 Как добыть воду для питья?

Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг неё положите свежей зелёной травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой плёнкой и засыпьте её края землёй, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре плёнки положите камешек и слегка придавите плёнку над пустой ёмкостью. Приспособление для сбора воды готово.

Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с плёнки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотрите: в миске находится чистая вода.

Откуда же она взялась? Объясните ребёнку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Тёплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной плёнке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу ёмкость; помните, вы ведь слегка продавили плёнку и положили туда камень. Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далёкие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.

                                      Умывальников начальник.

Сделать умывальник – это просто. Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребёнка домой умываться довольно хлопотно, к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто. Сделайте вместе с ребёнком простой умывальник.

Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на её боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздём отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая её, вы получите струйку воды, завинчивая – вы « закроете кран» своего умывальника.

                                         Делаем облако.

Налейте в трёхлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку, воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении тёплого воздуха. А от куда же берётся дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя.

                                           Рукам своим не верю.

Приготовьте три миски с водой: одну – с холодной, другую – с комнатной температурой, третью – с горячей. Попросите ребёнка отпустить одну руку в миску с холодной водой, вторую – с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?

Консультация для педагогов

«Уголок экспериментирования в детском саду».

Цель: Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Расширять знания педагогов о значении экспериментирования детей дошкольного возраста.
  • Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком дошкольником.
  • Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.

Консультацию мы начнем с вопроса, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка – дошкольника? (ответы воспитателей).

Роль опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребенка дошкольника, ведь недаром китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Для успешного развития необходимо уделять больше внимания на создание условий, активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», удовлетворяют присущее ему любопытство. Ребенок чувствует себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом отношения между детьми и педагогом строятся на основе партнерства, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи игру, занятия, прогулку. Например, многие дети плохо пьют молоко. Разрешить эту проблему поможет Зайка – Любознайка, который вместе с детьми может создать замечательные напитки, добавив в молоко сироп, варенье, джем. На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом в помещении, как освободить бусинки из ледяного плена и др.

Дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которых, проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя.

Дети старшего возраста задают много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?» вместе с ним этим может заняться Дед Знай или Почемучка живущие в группе.

Реализация задач по экспериментированию в полной мере возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей необходимо проводить консультации, Дни открытых дверей, выпуски газет. Родители могут принимать участие в оснащении, пополнении необходимым материалом уголков экспериментирования. Удовлетворять познавательные интересы экспериментированием в домашних условиях.

Главная задача педагогов и родителей поддерживать интерес детей к исследованиям и открытиям.

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях, как средствами познания окружающего мира.

Задачи:

  1. развитие мыслительных процессов;
  2. развитие мыслительных операций;
  3. освоение методов познания;
  4. развитие причинно – следственных связей и отношений.

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?». В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать – научиться – познать».

Средства: язык, речь, поисковые действия.

Формы: элементарно – поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций

Результат: опыт самостоятельной деятельности исследовательской работы, новые знания и умения.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Как я это делаю?
  • Почему я это делаю именно так, а не иначе?
  • Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Примерная структура занятия – экспериментирования:

  1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  3. Уточнение плана исследования.
  4. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
  5. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
  6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Мой домашний питомец"

Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность быть добродушными. Хотим мы этого или нет, но отношения к домашним животным прочно вошли в нашу жизнь: обще...

Познавательно – исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства соли"

Проект будет полезен воспитателям ДОУ при подготовке и проведении познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Содержит презентацию....

Познавательно - исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница - вода»

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, т...

Познавательно-исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста «Вода нужна всем»

Данный проект направлен на расширение знаний детей 3 о роли  воды в жизни обитателей Земли.Цель проекта: формирование основ экологической культуры  у  детей  младшего дошкольного в...

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Лимон-волшебник»

Вашему вниманию представлен проект для детей старшего возраста "Лимон- волшебник"...

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста Эта удивительная соль

Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возмо...