Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста Эта удивительная соль
проект по окружающему миру (старшая группа)
Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта. данный проект можно реализовать с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Детский познавательно - исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста
ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ СОЛЬ
Составил: воспитатель Каштанова Г.А.
1.Введение
Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта.
Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная.
2. Основная часть
Цель проекта:
Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности. Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли.
Задачи:
- Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.
- Исследовать свойства соли опытным путём.
- Развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Развивать мыслительную активность и творческие способности детей.
- Развивать любознательность, уверенность в своих силах.
Гипотеза:
При исследовании соли расширить знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.
Вид проекта:
Краткосрочный, исследовательский, познавательный, творческий.
Ожидаемый результат:
В ходе исследовательской работы:
-Дети выяснят, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол.
-Узнают много нового об особенности соли, её свойствах, качествах и разновидностях.
-Самостоятельно проведут много интересных опытов с солью, вырастят кристаллы соли.
-У детей повысится познавательный интерес.
-Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
Методы и приемы при реализации проекта:
- Анализ познавательной литературы
- Опытно-экспериментальная деятельность
- Наблюдения
- Творческая деятельность.
3. Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап:
-Подбор методической литературы для педагогов.
-Подбор и оформление демонстрационного материала для детей.
-Определение уровня представлений детей о соли и ее свойствах.
- Определение интересующих детей вопросов по теме исследовательской деятельности:
- Что такое соль?
- Откуда она берется?
- Как ее добывают?
- Какими свойствами соль обладает?
- Где и как соль применяется?
II. Основной этап:
-Изучение с детьми познавательной и научной литературы.
-Беседы с детьми по данной тематике.
- Знакомство с разновидностями соли.
-Разучивание поговорок и пословиц о соли.
-Чтение сказок о соли.
-Исследование соли и её свойств опытным путем.
-Рисование солью.
-Выращивание кристаллов.
-Лепка из соленого теста.
-Консультирование родителей по теме проекта.
III. Заключительный этап:
-Презентация проекта «Эта удивительная соль».
-Подведение итогов реализации проекта.
-Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
-Создание альбома «Эта удивительная соль»
4. Практическая работа.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Взяли тарелочку с солью, соль похожа на порошок. Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов)
Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.
Опыт №2 «Соль хрустит»
Насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, услышали хрустящие звуки (как будто ходим по снегу в морозный день).
Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. При надавливании кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт № 3. «Растворимость соли».
Взяли три стакана: один с водой, второй с молоком, третий с лимонадом. В каждый стакан насыпали по одной ложке соли и размешали.
Вывод: соль растворяется во всех жидкостях.
Опыт №4 «Соль в холодной и горячей воде»
Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.
Вывод: Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
Опыт №5 «Плавающая картошка»
Для опыта взяли 2 картошки и 2 стакана с водой. В один стакан насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали. Опустили в стаканы картошку: в солёной воде картошка всплыла.
Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)
Опыт № 6 «Незамерзающая вода»
Мы взяли 2 контейнера, В один контейнер добавили соль. Оба контейнера поставили в холод. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лед, а соленая - стала холодной, но не замерзла.
Оставили воду в морозильной камере и проверили ее через 2 дня. Соленая вода стала напоминать кашу.
Вывод: соль понижает температуру замерзания воды.
Опыт № 8. «Можно ли сделать соль цветной»
Для проведения этого эксперимента мы взяли соль и добавили в неё немного гуаши, перемешали. Соль изменила цвет.
Вывод: Соль при взаимодействии с красителями может поменять цвет.
«Поделка из цветной соли»
Из разноцветной соли можно сделать поделку. Возьмём баночку и поочередно добавляем в неё соль разных цветов. После того, как баночка заполнена, закручиваем крышечкой. Наша поделка готова.
«Выращивание кристаллов из соли».
Налить в банку теплой воды, насыпать соль, перемешать, добавить еще соли и снова перемешать. Повторять до тех пор, пока соль уже не перестанет растворяться и осядет на дно. Перелить полученный раствор без осадка в чистую банку. Можно взять карандаш, привязать к нему нитку и подвесить нитку так, чтоб она не касалась банки. Через некоторое время будет заметен рост кристалликов.
«Снежная ветка сосны»
Мы для опыта взяли ветку сосны, налили в тазик горячей воды, положили туда ветку сосны и насыпали соли.
На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть у батареи.
Ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза.
«Поделки из соленого теста»
Способы приготовления соленого теста:
1 способ: Взять два стакана муки, один стакан мелкой соли, хорошо размешать, добавить 2/3 стакана воды, 0,5 стакана клея ПВА, десертную ложку растительного масла, вымесить до эластичного состояния (как пельменное тесто). Хранить в полиэтилене в холодильнике (или в пластиковых контейнерах с крышкой).
2 способ: полиэтиленовый пакет; 200 мл воды; 300 гр. муки; 300 гр. соли. Способ приготовления: 1. Добавьте в миску соль. 2. Затем насыпьте муку и смешайте ингредиенты. 3. Начните постепенно вливать воду, хорошо помешивая массу. В зависимости от производителя мука впитывает влагу по-своему, поэтому следите, чтобы тесто было густым, но не сухим. 4. Переложите массу в пакет и оставьте в холодильнике примерно на 2-3 часа. После чего можно приступать к творчеству.
5. Заключение.
Соль – это вещество белого цвета, без запаха, имеет соленый вкус, легко растворяется в воде и других жидкостях, может образовывать кристаллы.
Соль есть в морях, океанах, соленых озерах, солончаках, а также во всех живых организмах.
Соль нужна для нормального роста и развития всех живых организмов.
В больших количествах соль вредна для здоровья человека и других живых организмов.
Человек использует соль в быту, в медицине, в производстве. Соль безопасна для здоровья человека, если её употреблять в небольших количествах.
Наша гипотеза подтвердилась: соль - не только важный пищевой продукт, но и интересный материал для проведения опытов, наблюдений, применения для творчества.
6. Библиографический список используемых источников
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2007 г.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2006 г.
- Детская энциклопедия «Всё обо всём».
- Иванова А.И. «Живая экология» М., 2006 г.
- Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки» М., 2005 г.
- www. oproduktah.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский, творческий проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Чудо – огород у Матроскина растёт
Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений....
Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...
Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста "Этот удивительный космос"
Цель проекта: Приобщение детей к знаниям об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Вызвать чувство гордости за наших соотечественни...
Познавательно – исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства соли"
Проект будет полезен воспитателям ДОУ при подготовке и проведении познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Содержит презентацию....
Познавательное развитие РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического развития, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы дошко...
Проект для детей старшего дошкольного возраста "По следам соли!"
Проект для детей старшего дошкольного возраста"По следам соли!"...