Непосредственно образовательная деятельность с элементами детского экспериментирования «Ее Величество – Электричество»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
В ходе образовательной деятельности обогатить знания детей об электричестве, расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;, познакомить детей с причиной проявления статического электричества, закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, воспитывать интерес к познанию окружающего мира, вызывать радость открытий, полученных из опытов;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_eyo_velichestvo_-_elektrichestvo.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность с элементами детского экспериментирования
по теме: «Ее Величество – Электричество»
Подготовила:
Фурсова Тамара Викторовна,
воспитатель
Непосредственно образовательная деятельность с элементами детского экспериментирования
по теме: «Ее Величество – Электричество»
Цели:
Образовательные:
- обобщать знания детей об электричестве;
- расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;
- познакомить детей с причиной проявления статического электричества;
- закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Развивающие:
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;;
- развивать мыслительную активность.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- вызывать радость открытий, полученных из опытов;
Материалы к занятию:
- мостик;
- свеча;
- веревочки с узелками;
- игра « Сложи картинку»;
- игра « Можно – нельзя»;
- плакат «Электроприборы»;
- мольберт.
Оборудование для опытов:
Опыт 1. Фонарик, игрушка, работающая на батарейках.
Опыт 2.Пластмассовые палочки по количеству детей, бабочки из фольги, кусочки шерстяной ткани.
Опыт 3. Баночки со смесью сахара и перца, салфетки по количеству детей.
Опыт 4.Емкость с водой, воздушный шарик, бумажный кораблик.
Предварительная работа:
- отгадывание загадок о бытовых электроприборах;
- рассматривание фото детей с действиями опасными предметами;
- индивидуальные беседы с детьми о бытовой безопасности.
Ход занятия:
Воспитатель подготавливает детей к предстоящей деятельности:
Дорогие ребята! Сегодня нас ждет необычное путешествие, в котором мы узнаем много интересного. А для начала …
Проблемная ситуация: обратите внимание, что лежит на столе? Похоже, это разрезанные части картинки. Возьмите каждый по одной части, попробуйте вместе собрать общую картинку (дети собирают).
Что получилось? (электрическая лампочка).
Воспитатель:А вы знаете, что лампочка была такой не всегда? Предлагаю вам переместиться в прошлое и посмотреть, какие лампы были раньше. Раньше, когда не было электричества, дома освещались вот такой лампой. Это были керосиновые лампы (показ слайда 2).
И вот однажды встретились две лампы: новая и старая. Между ними зашёл спор.
Инсценировка отрывка стихотворения С. Я. Маршака
Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
- Я голодная, я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему - я не пойму -
Не нужна я никому?
Познакомилась в столовой
Я сегодня с лампой новой.
Говорю я: - Вы откуда,
Непонятная посуда?
Любопытно посмотреть,
Как вы будете гореть.
Пузырёк у вас запаян,
Как зажжёт его хозяин?
А невежа мне в ответ
Говорит: - Вам дела нет!
Я, конечно, загудела:
- Почему же нет мне дела?
В этом доме десять лет
Я давала людям свет.
Вы, гражданка, самозванка!
Вы не лампочка, а склянка!
А она мне говорит:
Мне не надо керосина.
Мне со станции машина
Шлёт по проволоке ток.
Не простой я пузырёк!
Я - электрическая лампа
Экономическая.
Если вы соедините
Выключателем две нити,
Зажигается мой свет.
Вам понятно или нет?
Воспитатель: Для освещения помещений пользовались так же свечкой. Я сейчас возьму свечу, зажгу её, а вы идите за мной. Мы переходим по мостику от «прошлого» к «настоящему». Вот мы и оказались в настоящем.
А сейчас отгадайте загадку:
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это ...электричество.
Воспитатель: А вы хотите узнать, как к нам в дом приходит электричество?
Предлагаю детям присесть перед экраном. (Демонстрация слайдовой презентации)
Воспитатель: Дети, вырабатывается электричество на больших гидроэлектростанциях. (Слайд 3, 4, 5)
А дальше ток бежит по проводам. (Слайд 6, 7) Он чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы – электроны.
Электричество по проводам приходит в каждый дом и в наш детский сад тоже. Для чего нужен электрический ток?
Дети: (смотреть телевизор, пылесосить, играть в компьютер)
– Ребята, как вы думаете, в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатели, провода и т. д.)
Воспитатель: В наших домах много других различных приборов. Все эти вещи – наши хорошие помощники в хозяйстве и без них мы уже не можем обходиться. Давайте отгадаем загадки и узнаем, какие приборы помогают нам в быту. (Слайды 8-12).
1.Он с хоботом резиновым
С желудком парусиновым
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль, и сор.
(пылесос)
2. Эта прачка-автомат
Нам стирает всё подряд.
(стиральная машина)
3.Посмотри на меня
В брюхе жарко у меня,
А в носу моем дыра.
Когда все во мне кипит,
Из нее пар валит.
(чайник)
4. Пар пустил дракон хвостатый
И разгладил шарфик мятый.
(утюг)
5.Дом на ножках,
Посреди окошко.
Засветится окно,
Появится кино.
(телевизор)
Воспитатель: Как можно одним словом назвать то, что мы перечислили?
Дети - Это электроприборы.
Воспитатель: Что нужно сделать, что бы приборы работали?
Дети: Включить в розетку.
Воспитатель: Правильно! Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Но многие из этих приборов таят в себе опасность. С ними нужно обращаться очень осторожно.
Игра «Можно – нельзя».
Воспитатель: У меня есть карточки- знаки (на красных кругах):
Х – НЕЛЬЗЯ САМОМУ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ!
! – ОСТОРОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ!
Давайте прикрепим их к соответствующим электроприборам.
Дети прикрепляют знаки к картинкам на плакате.
Х – на чайник, настольную лампу, утюг, пылесос, кипятильник.
! – телевизор, компьютер, магнитофон.
Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам, детвора!
Игра «Ток бежит по проводам»
Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова (активизация мыслительной деятельности через мелкую моторику).
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Предлагаю далее детям посмотреть на картинки и объяснить правила по электробезопасности.
1.Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг (слайд 13).
2.Нельзя тянуть руками электрический провод (слайд 14).
3.Можно брать в руки только вилку (слайд 15).
4.Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни (слайд 16).
5.Нельзя вставлять никакие предметы в розетку (слайд 17).
6.Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам (слайд 18).
Дети читают стихи:
Электричество опасно –
Это каждый должен знать!
Чтобы пальчик или гвоздик,
Вдруг в розетку не совать!
Каждый знает, что утюг –
Добрый, но серьезный друг.
Тот, кто с утюгом знаком,
Не играет с утюгом.
Утюги и провода,
Не хватайте никогда.
Ток невидимый, без рук
вас ударить может вдруг.
Папа мой – большой знаток,
Нам сказал - в розетке ток.
И розетку эту я
Вам трогать не советую.
Воспитатель:
Электричество бывает опасное и безопасное. Безопасное электричество есть и в нашей одежде и его можно увидеть своими глазами. Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду видны искры. Это тоже электричество. Такое электричество называется – «статическое электричество». Статическое электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть.
Опытно- экспериментальная деятельность.
А сейчас я хочу вас пригласить в Страну волшебных предметов, где мы научимся ловить электричество. Надо закрыть глаза, произнести волшебные слова.
Ток работы не боится.
Да и нам, зачем лениться?
Нам бы поскорей понять,
Чем еще его занять.
Вот мы и в волшебной стране.
Опыт 1 с батарейкой.
Воспитатель: Мы с вами говорили, что в дом электричество поступает по проводам. Но я могу зажечь карманный фонарик и без проводов. Откуда в нем электричество?
Дети: В нем есть батарейки.
Воспитатель: Значит, в батарейках есть электричество?
Надо это проверить. Берем игрушку (машинку) и включаем ее. Машинка не едет. Почему машинка не едет?
Дети: В ней нет батареек.
Воспитатель: Значит без батареек, то есть без тока, который есть в батарейках машинка ехать не может. Вставляем батарейку – машина поехала. Почему?
Дети: В батарейке есть ток.
Дети садятся вкруг стола.
Опыт 2.
А сейчас вы попробуете другие предметы сделать волшебными. Перед вами вот такие бабочки (показываю бумажных бабочек, разложенных на подносе). Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бабочкам. Что вы видите? (Ничего не происходит, бабочки лежат спокойно). Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они помогут бабочкам взлететь. Возьмите пластмассовую палочку и потрите её об волосы. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите их. Бабочки тоже будут подниматься. Почему? Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натёрли об волосы.
Опыт 3.
Воображаемая ситуация: «Представьте себе, что наш повар перемешала перец с сахаром и не знает как отделить сахар от перца. Сможем ли мы ей в этом помочь?»
Вариант 1. Можно использовать воду.
Вода добавляется в одну из емкостей: сахар растворяется, перец всплывает на поверхность воды или, намокнув, располагается в ее толще. (Дети приходят к выводу, что этот вариант не годится: сахар растворяется).
Вариант 2. Если дети сами не вспомнят о существовании статического электричества, то воспитатель с помощью наводящих вопросов напоминает им об этом явлении.
Дети потирают пластмассовые палочки о свои волосы и прикасаются к смеси. К наэлектризованным предметам быстро прилипает перец. (Перец легче сахара, поэтому свободно прилипает к палочкам под действием электричества).
- Сегодня мы с вами узнали много нового об электричестве, что оно может помогать по хозяйству, облегчать труд наших мам. Только обращаться с ним нужно очень осторожно.
Опыт4.
А сейчас я вам покажу опыт, который вы сможете самостоятельно сделать дома.
Взять емкость с водой, запустить туда бумажные кораблики. Потрем шарик о шерстяную ткань или об волосы поднесем его к кораблику. Кораблик будет двигаться за шариком.
Заключительная часть. Рефлексия:
-Молодцы ребята! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Но пришла пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад.
- Давайте закроем глаза, сосчитаем до пяти. Вот мы снова в детском саду. Сегодня мы с вами узнали много нового об электричестве, что оно может помогать по хозяйству, облегчать труд наших мам. Только обращаться с ним нужно очень осторожно.
- Скажите ребята, а что вам понравилось?
Предполагаемые ответы детей:
- Мы узнали много нового. Узнали, что электрический ток бывает опасный и неопасный. Ток, который живет в волосах, одежде, батарейке - это неопасный ток, а ток, который бежит по проводам опасный.
- Также мы узнали, какую пользу приносит электрический ток в быту.
- Правила, которые нужно соблюдать, когда пользуешься электроприборами.
Воспитатель: А напоминать о нашем путешествии будут вот такие весёлые электрические лампочки – эмблемы Её Величества – Электричества
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования "В гостях у Почемучки".
Материал представляет собой непосредственно-образовательную деятельность с элементами экспериментирования . Цель работы: расширить представления детей о свойствах воды, способствовать формированию у д...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования. Тема: Цветные льдинки.
Конспект непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования Тема: «Цветные льдинки»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования в средней группе детского сада "Помогая другу, открываю мир".
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования в средней группе детского сада "Помогая другу, открываю мир".Конспект занятия, на котором дети отправляются ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ В ГОСТЯХ У РЕБЯТ» В I МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Образовательные области: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие. Задачи: Обогащать опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями, обследова...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами игрового экспериментирования на тему «Прогулка в сказочный лес»
Тип занятия: развивающее.Задачи: Образовательные:Закреплять представления детей о свойствах льда- холодный, прозрачный, твёрдый, тает в тепле через проведение опытов....
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по безопасности и экспериментированию для детей 6-7 лет Путешествие Незнайки в страну Электричества.
Программное содержание:Образовательные задачи:- Обобщать знания детей об электричестве, расширять представления о том, где «живет» электричество и как помогает человеку....
- Мне нравится (1)