Технологические карты НОД по экспериментированию для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Система занятий формирует у детей представления о свойствах расстений, воды, песка, магнита через практическую экспериментальную деятельность. 10 технологических карт НОД содержат описание педагогических задач, предварительной работы, необходимого оборудования, этапов занятия, содержания деятельности и предполагаемый результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskie_karty.doc | 645.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №1
НОД по экспериментированию для детей 6-7 лет.
Тема | «Что мы знаем о воде»? | |||
Интеграция областей | Познание. Коммуникация. | |||
Предварительная работа | Чтение сказки «Приключение капельки»; наблюдение за различными состояниями воды | |||
Используемый материал | Иллюстрации: Капелька воды; снежинка; кувшин с водой; Стакан со льдом, роса на цветке; иней на ветке; морозные узоры на окне; карточки с изображением этапов исследования. Стаканы с водой и молоком, ложки, картинки, сосуды разной формы, вода. | |||
Тип занятия | Открытие нового знания | |||
Цель: создание условий для формирования интереса к познанию природного явления – «вода». | ||||
Развивающие | Развивать интерес к занятиям, проявлять активность в получении новых знаний через экспериментирование. Развивать психические процессы – памяти, мышления, внимания, воображения. | |||
Воспитательные | Воспитывать бережное отношение к природе. | |||
Образовательные | Ознакомление детей со свойствами воды. Обобщение и дополнение знаний о разных состояниях воды в природе. Формирование умения разрешать противоречия. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности. | |||
Этапы деятельности, занятия | Задачи | Содержание деятельности
| Результат | |
1 Организационно - мотивационный Проблемная ситуация, мотивация к деятельности | 1 Создать позитивную психологическую атмосферу. Настроить на познавательную деятельность.
| Мы с вами читали сказку о приключениях Капельки, проводили много опытов. Как вы думаете, сможем ли мы помочь Незнайке узнать о свойствах воды? А вы готовы помочь? Предлагаю превратиться в учёных - исследователей, провести опыты, познакомиться с новыми свойствами воды. | Психологическая готовность детей к деятельности | |
2 Основной: - актуализация; - восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений); - практическая работа. Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | 1 Развитие у детей познавательной активности, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; 2 Развитие наблюдательности, способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Формирование умения разрешать противоречия; 3 Развитие любознательности, мышления и речи детей. 4 Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности. 5 Воспитывать бережное отношения к природе. | Определить логику эксперимента, последовательность проведения опыта с опорой на карточки – схемы. Определить опытным путём свойства воды: вкус, цвет, запах, способность растворять вещества и приобретать их свойства. Ввод новых слов в активный словарь детей: бесцветная, безвкусная, прозрачная. Развитие умения общаться со сверстниками во время проведения опытов. Выяснить значение воды для всего живого на земле. | Осознанные, усвоенные умения, навыки и т.д. | |
3 Завершающий, рефлексивный. Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов | 1 Обобщение полученного детьми опыта 2 Формирование элементарных навыков самооценки. | - Понравилось ли вам выступать в роли исследователей? - Что сегодня вам показалось самым трудным? - С какими заданиями вы успешно справились?
| Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №2
НОД по экспериментированию для детей 6-7 лет.
Тема | «Мы - исследователи» |
Интеграция областей | Познание. Коммуникация. Художественно – эстетическое развитие. |
Предварительная работа | - игры с песком, камешками; - беседа о правилах поведения при проведении опытов; - работа с энциклопедиями |
Используемый материал | Демонстрационный материал: воздушный шар, стилизованный под профессора, две коробочки с песком и камнями, слайды с рисунками по теме. Раздаточный материал: тарелочка с песком и камнями, трубочки, тарелочка, стаканчик, пластмассовая ложка, бутылка с водой, лист бумаги, простой карандаш на каждого ребёнка. Мультимедийное оборудование: проектор, экран, компьютер. |
Тип занятия | Открытие нового знания |
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования с песком и камнем. | |
Развивающие | Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования; Продолжать развивать любознательность, умение анализировать и делать выводы по проведенному опыту; |
Воспитательные | Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, интерес к окружающему миру. |
Образовательные | Создать условия для получения детьми знаний о свойствах песка и камня; Обогащать чувственный опыт детей через организацию опытно-экспериментальной деятельности, умение фиксировать полученные впечатления в речи. |
Этапы деятельности, занятия | Задачи | Содержание деятельности
| Результат |
1 Организационно - мотивационный Проблемная ситуация, мотивация к деятельности | 1 Создать позитивную психологическую атмосферу. Настроить на познавательную деятельность.
| Мои юные друзья, сегодня к нам пришли гости. ( воздушный шарик, стилизованный под лицо человека). Это знаменитый профессор Шариков. Он летает по всему миру и узнаёт много интересных вещей. Посмотрим, какой сюрприз он приготовил… Интересно, кто отгадает, что в коробочках? | Концентрация внимания, интерес к происходящему |
2 Основной. Постановка проблемы Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | 1 Развитие у детей познавательной активности, через знакомство с техникой проведения опытов с песком и камнями; 2 Определять свойства предметов, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Формирование умения разрешать противоречия; 3 Развитие любознательности, мышления и речи детей. 4 Создать ситуацию для применения песка и камня в изобразительном творчестве. 5 Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
| - Игра «Передай и отгадай». Дети, передавая друг другу коробочки, встряхивают их, слушают как они звучат, затем проверяют, имеют ли они запах. - Загадки про песок и камни. - Как вы думаете, где в природе можно увидеть много песка и камней? (В пустыне, в горах). (Показ слайдов). - Дыхательная гимнастика "Надуваем шар». - Скажите, пожалуйста, а вы знаете правила поведения в лаборатории? - Опыты: «Что тяжелее?», «Взаимосвязь с водой». - Зарисовать проведенный опыт. - Творческое задание: «Рисование на камнях», «Рисование песком». | Новые знания о свойствах песка и камня. Обогащение словаря: «сыпучий»; Активизация словаря: «липкий», «сухой», «мокрый», «песчинки».
|
3 Завершающий, рефлексивный. Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия. | 1 Формировать понимание значения деятельности для получения нового знания.
| - Расскажите, что вы узнали нового? - Что сегодня вам показалось самым интересным? - Что мы сегодня делали, чтобы узнать больше о песке и камне? - Какое при этом было настроение?
| Формирование навыков самооценки. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №3
НОД по экспериментированию для детей 6-7 лет.
Тема | «Капелька» |
Интеграция областей | Познание. Коммуникация. Развитие речи. |
Предварительная работа | - Чтение художественной литературы о воде: • Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ» • Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой • Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды» - Дидактическая игра «Путешествие капельки». - Инструктаж по технике безопасности. |
Используемый материал | Изображение капельки, тазики с водой, стекло, картина круговорота воды в природе, электрический чайник. |
Тип занятия | Открытие нового знания |
Цель: Развитие познавательной активности в процессе формирования представлений о физических свойствах воды | |
Развивающие | Развивать логического мышления. Развивать интерес к процессам, происходящим с водой в природе. Обогащать словарный запас детей по теме занятия. |
Воспитательные | Воспитывать бережное отношение к воде. |
Образовательные | Формировать представления о круговороте воды в природе, о состояниях воды. Учить проводить опыты с водой. Учить устанавливать причинно-следственные связи. |
Этапы деятельности, занятия | Задачи | Содержание деятельности | Результат |
1Организацион Ный. Проблемная ситуация, мотивация к деятельности | 1 Заинтересовать, настроить на познавательную деятельность.
| Загадка. Мы с вами читали сказку о приключениях Капельки. Хотите отправиться в путешествие вместе с Капелькой и узнать: - Почему же вода в реках не кончается? - Как река пополняет свои запасы? | Эмоциональный отклик. Интерес к занятию. |
2 Основной: - актуализация; - восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений); - практическая работа. Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | 1 Развивать поисково-исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность, логическое мышление у детей. 2 Формировать знания детей о круговороте воды и ее значении. 3 Активизировать словарь детей 4 Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности. 5 Воспитывать бережное отношения к воде. | Познавательная игра «Где, какая вода бывает? » Знакомство с круговоротом воды в природе. Проведение опытов с водой с опорой на «Картотеку опытов». Выводы о круговороте воды в природе. Ввод новых слов в активный словарь детей: пар, испаряется, оседает. Выяснить значение воды для всего живого на земле: - Дидактическая игра «Кому нужна вода»? (карточки профессий) - Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь» Развитие умения общаться со сверстниками во время проведения опытов.
| - представления о круговороте воды в природе, о разнообразных состояниях воды в окружающей среде; - могут рассказать о проведении опыта; делают выводы по результатам опыта; - используют в активной речи слова, характеризующие различные состояния воды. - у детей развивается познавательный интерес к явлениям окружающей среды. |
3 Завершающий, рефлексивный.
| 1 Обобщение полученного детьми опыта 2 Формирование элементарных навыков самооценки. | - Понравилось ли вам выступать в роли исследователей? - Что сегодня вы узнали нового? - Как вы это узнали? | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 4
НОД по экспериментированию для детей 6-7 лет.
Тема | «Вода, снег и лёд». |
Интеграция областей | Познание. Коммуникация. Развитие речи. |
Предварительная работа | 1 Наблюдение за явлениями неживой природы – морозы, метели, снегопады, вьюги, замерзание воды. |
Используемый материал | два стакана (один со льдом, другой со снегом), картинки с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой), картинки с изображением зимних забав. |
Тип занятия | Занятие по обобщению и систематизации знаний. |
Цель: Создание условий для формирования познавательного интереса через знакомство детей с физическими свойствами снега и льда. | |
Развивающие | Развивать логическое мышление, умение систематизировать и обобщать. Развивать интерес к процессам, происходящим с водой в природе. Обогащать словарный запас детей по теме занятия. |
Воспитательные | Воспитывать уважительное отношение к каждому ребенку и детей друг другу. Воспитывать бережное отношение к воде. |
Образовательные | Учить детей устанавливать логические связи между явлениями и предметами, делать обобщения. Систематизировать представления о состояниях воды, физическими свойствами снега и льда Учить проводить опыты с водой, снегом, льдом. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
|
Этапы деятельности, занятия | Задачи | Содержание деятельности | Результат |
1Организацион ный. Мотивация, проблемная ситуация. | 1 Заинтересовать, настроить на познавательную деятельность. 2 Создать атмосферу психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка. | Приветствие, установление зрительного контакта. Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются. Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств. | Проявляют интерес к исследовательской деятельности. Называют свойства льда, снега, воды. |
2 Основной: - актуализация; - восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений); - практическая работа. Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | 1 Развивать поисково-исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность, логическое мышление у детей. 2 Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда 3 Учить детей решать познавательные задачи и делать выводы 4 Активизировать словарь детей 5 Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
| Познавательная игра « Когда это бывает? » Знакомство со сходством и различием свойств воды, снега, льда. Опыт №1. «Определение цвета». Опыт №2. «Определение прозрачности». Опыт №4. «Воздействие температуры». Вывод: Давайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге. Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду. А лёд – бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду. Ребята, а что общего между снегом и льдом? (Ответы). Как из воды получить лёд? (Ответы). Во что ещё превращается вода зимой? (Сосульки, изморозь). Показать картинки. В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели). | Умеют делать выводы и заключения. Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения. Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. Систематизируют свойства льда, снега, воды. |
3 Завершающий, рефлексивный.
| 1 Обобщение полученного детьми опыта 2 Формирование элементарных навыков самооценки. | - Понравилось ли вам выступать в роли исследователей? - Что сегодня вы узнали нового? - Как вы это узнали? | Умеют делать самостоятельно умозаключения |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 5
НОД по экспериментированию для детей 6-7 лет.
Тема | «Чистая вода - залог здоровья» |
Интеграция областей | Познание. Коммуникация. |
Используемый материал | Марля, активированный уголь, песок, ткань, вата и ватные диски, пластиковые стаканы, бутылки с водой. |
Тип занятия | Открытие нового знания |
Цель: Развитие познавательной активности через формирование представлений об устройстве фильтра для очистки воды. | |
Развивающие | Развивать интерес к занятиям, проявлять активность в получении новых знаний через экспериментирование. Развивать психические процессы – памяти, мышления, внимания, воображения. |
Воспитательные | Воспитание экологического мышления. Воспитание чувства сотрудничества и взаимопомощи. |
Образовательные | Ознакомление детей со свойствами воды. Обобщение и дополнение знаний о разных состояниях воды в природе. Формирование умения разрешать противоречия. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности. |
Этапы деятельности, занятия | Задачи | Содержание деятельности
| Результат |
1 Организационно - мотивационный Проблемная ситуация, мотивация к деятельности | 1 Создать позитивную психологическую атмосферу. Настроить на познавательную деятельность.
| В группу вносится посылка и говорится, что на адрес детского сада пришла посылка, для группы №…. Предлагается прочитать от кого она. Читаем и выясняем, что из Простоквашино. Воспитатель открывает и достаёт письмо, читает: «Здравствуйте, ребята! С наступлением весны пришло половодье, талые воды попали в колодец, и вода стала грязной. Пить её нельзя, помогите, пожалуйста, справиться с этой проблемой. (Воспитатель достаёт бутылку с грязной водой.) | Психологическая готовность детей к деятельности |
2 Основной: - актуализация; - восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений); - практическая работа. Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | 1 Создать условия для расширения представлений детей о способах получения информации 2 Развивать мышление при выборе способа действия. 3 Стимулировать самостоятельное формулирование выводов. 4 Развитие любознательности, мышления и речи детей 5 Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
| Хотите побыть экспертами по очистке воды? Хочу спросить своих экспертов: « С помощью чего можно очистить воду? Интересно, а где можно ещё узнать об этом? ( Книги. Интернет. Телевидение. Спросить у взрослых…) Определить опытным путём способ создания фильтра для очищения воды. Ввод новых слов в активный словарь детей: фильтр, примесь, безвкусная, прозрачная. Развитие умения общаться со сверстниками во время проведения опытов. Выяснить значение воды для всего живого на земле | Овладение способами получения информации. Овладение определенным объемом практических навыков при создании фильтра. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. |
3 Завершающий, рефлексивный. Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов | 1 Обобщение полученного детьми опыта 2 Формирование элементарных навыков самооценки. | - Понравилось ли вам выступать в роли исследователей? - Что сегодня вам показалось самым трудным? - С какими заданиями вы успешно справились? | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 6
НОД по экспериментированию для детей 6-7 лет.
Тема | «Жизнь растений» |
Интеграция областей | Познание. Коммуникация. |
Используемый материал | Комнатное растение; искусственный цветок; слайды с изображением схем-моделей: «Признаки живого», «Строение растения», «Функции корня»; мультимедийная установка, модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой; магнитная доска, емкость с песком; тарелка с подкрашенной водой; модель корня растения из марли; части растения на магнитах; схемы: «Деревья», «Кусты», «Травянистые растения»; карточки с изображением деревьев, трав, кустарников по количеству детей. |
Предшествующая работа | Знакомство с растениями леса, поля, луга, растениями Красноярского края, длительные наблюдения за посадками семян, проведение опытов-доказательств, разработка схем-моделей «Признаки живого», «Строение растений», проведение игр-превращений «Представь себя совсем иным», чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание картин |
Тип занятия | Систематизация и обобщение знаний |
Цель: Развитие интереса к познанию мира растений | |
Развивающие | Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве. Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели. |
Воспитательные | Воспитывать интерес к миру природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле». |
Образовательные | Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем группам: деревья, кустарники, травы. |
Этапы деятельности, занятия | Задачи | Содержание деятельности | Результат |
1 Организационно - мотивационный Проблемная ситуация, мотивация к деятельности | Адаптировать детей к деятельности. Сформулировать проблемную ситуацию. Организовать межличностное взаимодействие. | Появляется Незнайка с искусственным цветком. Незнайка: – Здравствуйте, ребята! Давайте скорее мне горшок с землей. Я хочу посадить этот цветок, чтобы он рос, стал еще краше. (Дети говорят, что этого делать не надо, он искусственный, а не живой) Постановка проблемы: Почему искусственные цветы не растут? | Психологическая готовность детей к деятельности. Принятие проблемы |
2 Основной: - актуализация; - восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений); - практическая работа. Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | 1 Организовать деятельность, направленную на решение проблемной ситуации 2 Развивать логическое мышление 3 Стимулировать самостоятельное формулирование выводов. 4 Развитие любознательности, мышления и речи детей. 5 Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности. | С опорой на карточки – схемы дети перечисляют признаки живых растений. Дети рассказывают о строении растения, опираясь на схему – модель. Проведем опыты, и Незнайка поймет, какие важные функции выполняет корень у растения. Опыт 1: В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка падает. Потом дерем модель дерева с корневой системой. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива. Вывод: Корни удерживают растение в земле. Опыт 2: В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше. Вывод: Корни всасывают из почвы влагу | Умеют делать выводы и заключения. Умеют называть признаки живых растений, части строения растений. Делают выводы и умозаключения на основании эксперимента. Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. |
3 Завершающий, рефлексивный. Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов | 1 Обобщение полученного детьми опыта 2 Формирование элементарных навыков самооценки. | - Понравилось ли вам выступать в роли исследователей? - Что сегодня вам показалось самым трудным? - С какими заданиями вы успешно справились?
| Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 7
НОД по экспериментированию для детей 6-7 лет.
Тема | Космические пространства | |||
Интеграция областей | Познание. Коммуникация. | |||
Используемый материал | Чемодан с игрушками (швейная машинка, ружье, удочка, лейка, лопатка, семена овощей, мячик); картинки с изображением скафандра, тюбиков с едой, фотоаппарата, телескопа, альбома, карандаша, зонтика, коньков, чайника и т.д.; игрушечные телескопы с «созвездиями»; песок, камни, галька; 3 горшочка для посадки; по 2 семечка подсолнуха, гороха, фасоли; блокноты и карандаши). | |||
Предшествующая работа | Знакомство с словами : «солнце», «луна», «звезда», «космос», «вакуум», созвездие «большая медведица» и пр. Беседы о космосе, чтение энциклопедической литературы, познавательные рассказы «Далеко ли до звезд», «Почему солнце светит и греет», «Созвездия». Разгадывание загадок о космосе Продуктивная деятельность «Космос» - рисование. Просмотр презентаций о космосе. | |||
Тип занятия | Открытие нового знания | |||
Цель: сформировать представления детей о космических объектах и пространствах | ||||
Развивающие |
| |||
Воспитательные |
| |||
Образовательные |
| |||
Этапы деятельности, занятия | Задачи | Содержание деятельности | Результат | |
1 Организационно - мотивационный Проблемная ситуация, мотивация к деятельности | 1 Создать благоприятную педагогическую и психологическую атмосферу в детском коллективе. Настроить на познавательную деятельность.
| Воспитатель вносит в группу чемодан, из него торчит открытка. Дети читают: « Здравствуйте дорогие ребята! Пишут вам ваши старые друзья: кот Матроскин и пес Шарик. Каждый вечер мы выходим на улицу и любуемся красотой звездного неба. Но больше всего нам нравится Луна». Детям показывается картинка с изображением Луны – и кратеры на ней. Как вы думаете ребята, откуда на той замечательной планете кратеры? | Психологическая готовность детей к деятельности | |
2 Основной: - актуализация; - восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений); - практическая работа. Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | 1 Создать условия для желания детей получать информацию, расширять представление детей старшего дошкольного возраста о способах получения информации 2. Развивать мышление при выборе способа действия. 3 Стимулировать самостоятельное формулирование выводов. 4 Развитие любознательности, мышления и речи детей 5 Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
| Давайте попробуем понять что же происходит там – в огромном межгалактическом космическом пространстве! Воспитатель: Представьте, что манка - это поверхность Луны, а шар - это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность Луны. Посмотрите, что образовалось -углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? (Ответы детей). Дети: Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образуются кратеры. Воспитатель: Наша новая остановка - Солнце. -Солнце - это планета или звезда? (звезда) -Почему же от солнца много света, а от звезд нет? (Солнце располагается близко к Земле, поэтому ее свет и тепло доходят до нее, а другие звезды очень далеко) -Можем мы приземлиться на Солнце? (нет, солнце раскаленное) -Какую роль оказывает Солнце на жизнь на Земле? (светит, греет, растут растения) -Что произойдет, если солнца не будет? (на земле не будет жизни, наступит ледниковый период) Воспитатель: Еще Солнце оказывает влияние на смену времен года и времени суток Опыт «День - ночь» На столе стоит настольная лампа (Солнце, рядом - глобус. На глобусе крепится условный знак в том месте, где проживают дети. Воспитатель включает лампу и потихоньку вращает глобус вокруг своей оси. Дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение. Солнце освещает то одну, то другую сторону. Дети: Если Солнце вверху-то у нас день, если снизу- ночь. Итак, опытным путём дети видят каким образом образуются кратеры, как на смену дня приходит ночь. Ввод новых слов в активный словарь детей: кратер, метеорит, звездная пыль. Развитие умения общаться со сверстниками во время проведения опытов. | Овладение способами получения информации. Овладение определенным объемом практических навыков при проведении опытно-экспериментальной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. | |
3 Завершающий, рефлексивный. Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов | 1 Обобщение полученного детьми опыта 2 Формирование элементарных навыков самооценки. | - Понравилось ли вам выступать в роли исследователей? - Что сегодня вам показалось самым трудным? - С какими заданиями вы успешно справились? | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 8
НОД по экспериментированию для детей 6-7 лет.
Тема | «Волшебный магнетизм» | |||
Интеграция областей | Познание. Коммуникация. | |||
Используемый материал | магнит без обозначенных полюсов и два магнита с обозначенными полюсами; намагниченные скрепки с держателем (пинцетом, проволокой) для нагревания над пламенем свечи; скрепки, пластины: деревянная, пластмассовая, картонная, стеклянная; стакан с водой; карандаш, батарейка на 1,5V, тонкий и длинный гвоздь, провод в «оболочке». демонстрационный стол воспитателя: всё то же самое, что и на одного ребёнка; свеча со спичками, предметы, изготовленные из разных материалов (пластмассы, резины, дерева, железа, стекла), глобус для мольберта фотографии «Магнетиты», «Применение постоянных магнитов», «Применение электромагнитов»; для физкультминутки эмблемы «северного» и «южного» полюсов (синие и красные прямоугольники). | |||
Предшествующая работа | Знакомство с словами : «магнит», «металл» и пр. Беседы о металлах и минералах, чтение энциклопедической литературы, познавательные рассказы «Магнетизм». Разгадывание загадок о магнитах. | |||
Тип занятия | Открытие нового знания, закрепление ранее изученного | |||
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции. | ||||
Развивающие |
| |||
Воспитательные |
| |||
Образовательные |
| |||
Этапы деятельности, занятия | Задачи | Содержание деятельности | Результат | |
1 Организационно - мотивационный Проблемная ситуация, мотивация к деятельности | 1. Создать благоприятную педагогическую и психологическую атмосферу в детском коллективе. 2. Настроить на познавательную деятельность и развитие познавательной активности.
| Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон для нас принес посылку. Эта посылка от волшебника изумрудного города. Давайте посмотрим, что в ней (достаёт письмо и читает его). «Здравствуйте, ребята. Пишет вам волшебник изумрудного города. В своём городе я нашёл интересный камень, он лежит в посылке в маленькой коробочке. Я не знаю, как он называется, что он может принести: добро или зло, как и где его можно применить в жизни. Помогите мне разобраться в этом, исследуйте этот камень и пришлите мне ответ: результаты исследований. Для вас, ребята, я послал белые халаты и создал с помощью своего волшебства лабораторию, в которой вы будите знакомиться с этим камнем, проводить с ним опыты. Желаю вам удачи!». | Психологическая готовность детей к деятельности | |
2 Основной: - актуализация; - восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений); - практическая работа. Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | 1 Создать условия для желания детей получать информацию, расширять представление детей старшего дошкольного возраста о способах получения информации 2. Развивать мышление при выборе способа действия. 3 Стимулировать самостоятельное формулирование выводов. 4 Развитие любознательности, мышления и речи детей 5 Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
| ОПЫТ №1 «Магнитные полюса». Воспитатель: У каждого из вас есть магнит. Давайте посоприкасаемся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет. Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга. Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы. Дети: У нашей планеты Земля. Воспитатель просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим. Воспитатель: Скажите, ребята, наша Земля какой формы? Дети: Круглой. Воспитатель: А почему люди, предметы, дома не падают с неё? Дети: Земля притягивает к себе всё. Воспитатель: Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов, ещё и магнитные полюса. Магнитные полюса не совпадают с географическими полюсами (отмечает на глобусе магнитный «северный» полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным). У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Посоединяйте их друг с другом. Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются? Дети: Когда соединяем «северным» и «южным» полюсами, то магниты притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные тоже. Воспитатель: Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить. Теперь вы можете определить полюса у своих магнитов с помощью магнита с обозначенными полюсами. Попробуйте. А я определю полюса у магнита нашего волшебника. Дети определяют полюса. ОПЫТ №2 «Магнит преграды не боится». Воспитатель: Мы узнали, что магнит имеет «северный» и «южный» полюса. Теперь мы должны узнать, действует ли притягивающая сила магнита на металлические предметы (скрепки) через дерево, бумагу, пластмассу, стекло и воду. Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через дерево, бумагу, пластмассу, стекло и в воде не исчезает. ОПЫТ №3 «Магнит превращает металл в себя». Воспитатель: Ребята, у меня есть другие скрепки, которые лежали пять дней на магните. Поднесите их к своим скрепкам. Что происходит? Дети: Ваши скрепки притягивают наши скрепки. Воспитатель: Почему же скрепки тоже, как магнит, могут притягивать металл? (выслушивает детей). Магнит – это волшебный камень, он моим скрепкам подарил немного своей силы. Они стали намагниченными, у них тоже появился магнетизм. ОПЫТ №4 «Магнит огня боится». Воспитатель предлагает каждому ребёнку с помощью держателя нагреть намагниченную скрепку над свечой и поднести к своей не намагниченной скрепке. Дети отмечают, что намагниченные скрепки потеряли свою силу. Воспитатель: Когда магнит или намагниченные металлические предметы нагреваются, они теряют свою силу притяжения. Магнит боится высокой температуры. Огонь отнимает у него магнетизм. Итак, опытным путём дети видят каким образом проявляются свойства магнита . Ввод новых слов в активный словарь детей: магнетизм, магнетические предметы, притяжение. Развитие умения общаться со сверстниками во время проведения опытов. | Овладение способами получения информации. Овладение определенным объемом практических навыков при проведении опытно-экспериментальной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. | |
3 Завершающий, рефлексивный. Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов | 1 Обобщение полученного детьми опыта 2 Формирование элементарных навыков самооценки. | - Понравилось ли вам выступать в роли исследователей? - Что сегодня вам показалось самым трудным? - С какими заданиями вы успешно справились? | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 9
НОД по экспериментированию для детей 6-7 лет.
Тема | «Временная долина» | |||
Интеграция областей | Познание. Коммуникация. | |||
Используемый материал | часы пещерных людей – палка с нарубками, камни, веревки, игрушка – петух, изображение луны и солнца. Часы древних людей – солнечные, водяные, часы-свеча, песочные. Часы современных людей – различные будильники, настенные часы, наручные, настольные Пластиковые бутылки, песок…. | |||
Предшествующая работа | Знакомство с словами : «часы», «время», «секундомер», «стрелочки», «маятник» и пр. Беседы о часах, чтение энциклопедической литературы, познавательные рассказы «Часы с кукушкой». Разгадывание загадок о времени, часах. | |||
Тип занятия | Открытие нового знания, закрепление ранее изученного | |||
Цель: обобщить знания детей по теме «Время», закрепить знания об истории часов. Упражнять в умении группировать часы по признаку – время, в которое они были изобретены. Познакомить с работой секундомера. Закреплять знания о циферблате часов. Упражнять в ориентировке во времени. | ||||
Развивающие |
| |||
Воспитательные |
| |||
Образовательные |
| |||
Этапы деятельности, занятия | Задачи | Содержание деятельности | Результат | |
1 Организационно - мотивационный Проблемная ситуация, мотивация к деятельности | 1. Создать благоприятную педагогическую и психологическую атмосферу в детском коллективе. 2. Настроить на познавательную деятельность и развитие познавательной активности. | Красная шапочка шагая по лесу нашла какую то вещицу - песочные часы, где, песок очень быстро пересыпается. Мы засекли время, действительно всего 30 секунд. Давайте попробуем сконструировать свои часы | Психологическая готовность детей к деятельности | |
2 Основной: - актуализация; - восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений); - практическая работа. Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | 1 Создать условия для желания детей получать информацию, расширять представление детей старшего дошкольного возраста о способах получения информации 2. Развивать мышление при выборе способа действия. 3 Стимулировать самостоятельное формулирование выводов. 4 Развитие любознательности, мышления и речи детей 5 Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
| Итак, опытным путём дети видят каким образом создаются песочные часы . Ввод новых слов в активный словарь детей: песочные часы, таймер. Развитие умения общаться со сверстниками во время проведения опытов. | Овладение способами получения информации. Овладение определенным объемом практических навыков при проведении опытно-экспериментальной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. | |
3 Завершающий, рефлексивный. Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов | 1 Обобщение полученного детьми опыта 2 Формирование элементарных навыков самооценки. | - Понравилось ли вам выступать в роли исследователей? - Что сегодня вам показалось самым трудным? - С какими заданиями вы успешно справились? | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 10
НОД по экспериментированию для детей 6-7 лет.
Тема | «В гостях у озера» | |||
Интеграция областей | Познание. Коммуникация. | |||
Используемый материал | конверт с письмом, ребусы (слова «сом», «лебедь», «стрекоза»), фланелеграф, плоскостные изображения рыбок, камышей, стрекоз, лебедей, сома, солнца, силуэтов людей (чёрного цвета с опущенными руками вниз – 3штуки, жёлтого цвета с поднятыми руками вверх – 3штуки), две шерстяные нити (одна белая, одна чёрная), грамзапись «Шум моря». Оборудование для опытов: на каждого ребёнка три стаканчика: один стаканчик с чистой водой, один стаканчик с «грязью» (разный мусор), один стаканчик пустой; лист фильтровальной бумаги, простой карандаш, бумага, белый халат для работ в лаборатории. | |||
Предшествующая работа | Знакомство с словами : «озеро», «река», «водоем», «карась» и пр. Беседы о воде и ее свойствах, общение о различных водных водоемах | |||
Тип занятия | Открытие нового знания | |||
Цель: познакомить со свойствами воды (вода без цвета, без запаха, легко загрязняется, но трудно очищается). | ||||
Развивающие |
| |||
Воспитательные |
| |||
Образовательные |
| |||
Этапы деятельности, занятия | Задачи | Содержание деятельности | Результат | |
1 Организационно - мотивационный Проблемная ситуация, мотивация к деятельности | 1. Создать благоприятную педагогическую и психологическую атмосферу в детском коллективе. 2. Настроить на познавательную деятельность и развитие познавательной активности. | Воспитатель: Давайте, ребята, посмотрим. В мешочке лежит конверт с письмом. Что же в нём написано? «Дорогие дети! Мы жители одного дома. Мы хотим вам рассказать историю, которая произошла с нашим домом. А что это за дом вы догадаетесь, если правильно разгадаете ребусы и узнаете кто мы». Дети выполняют задание «Разгадай ребус» (по первым звукам картинок составить слова: «сом, «лебедь», «стрекоза»). Воспитатель: Дети, как вы думаете, что за дом, в котором живут сом, лебедь, стрекоза? Дети: Это водоём. | Психологическая готовность детей к деятельности | |
2 Основной: - актуализация; - восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений); - практическая работа. Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | 1 Создать условия для желания детей получать информацию, расширять представление детей старшего дошкольного возраста о способах получения информации 2. Развивать мышление при выборе способа действия. 3 Стимулировать самостоятельное формулирование выводов. 4 Развитие любознательности, мышления и речи детей 5 Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
| Воспитатель: Оденьте свои рабочие халаты. Для чего мы одеваем халаты? Займите свои места. Сегодня мы проведём опыты с водой. Возьмите в руки баночки с водой. Посмотрите на воду и скажите, можно ли через неё что-нибудь увидеть? Дети: Да. Воспитатель: Значит, какая вода на ваш взгляд? Дети: Чистая, прозрачная. Воспитатель: А какого цвета вода? Дети: У неё нет цвета. Воспитатель: А теперь поднесите баночку с водой к своему носу, понюхайте воду? Что можно сказать? Дети: У неё нет запаха. Воспитатель: А сейчас возьмите баночку с «грязью» и налейте в баночку с чистой водой. Что случилось? Дети: Вода стала грязная, мутная, через неё плохо видно. Воспитатель: Вы правильно заметили, точно такой же стала вода в Чистом озере после прихода злых людей. Сейчас мы попробуем воду очистить. У вас есть специальная бумага, называется бумага – фильтровальная, от слова «фильтр». Как называется бумага? Дети: Фильтровальная. Воспитатель: Давайте свернём бумагу кулёчком и пропустим воду (грязную) через фильтровальную бумагу. Что вы заметили? Дети: Вода стала немного чище, на бумаге остались кусочки грязи. Воспитатель: Дети, какой вывод можно сделать? Дети: Воду испачкать легко, а очистить трудно. Воспитатель: Давайте зарисуем результаты опыта. Чтобы нам не пришлось очищать воду, ведь это сделать очень трудно, как мы убедились из опыта, воду нужно беречь: будь то вода из озера или крана. Дети, а сейчас послушайте домашнее задание: нарисуйте, какой бы хотели видеть нашу родную реку. Как называется река, которая протекает через наш посёлок? Дети: Ангара. Воспитатель: Дети, работа в нашей лаборатории подошла к концу, наведите порядок на своих рабочих местах, снимите халаты. Включается фонограмма. Воспитатель: Дети, я приглашаю вас на берег моря с прозрачной, ласковой, светящейся от солнца водой (все рассаживаются на ковре, на колени и на пятки). Представьте, что вы расписной кувшинчик, из которого нужно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой. Давайте «выльем» из кувшинчика то, чего не должно быть там сейчас: боль, обиду, злобу (дети медленно наклоняют голову к полу). А сейчас «набираем» чистой водицы. Вот у кого-то появилась улыбка на лице. Поделитесь улыбками друг с другом. Молодцы, я надеюсь, что у вас всех хорошее настроение! Дети, а ведь мы не всё из таинственного мешочка достали, в нём ещё кое-что есть. Посмотрим? Развитие умения общаться со сверстниками во время проведения опытов. | Овладение способами получения информации. Овладение определенным объемом практических навыков при проведении опытно-экспериментальной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. | |
3 Завершающий, рефлексивный. Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов | 1 Обобщение полученного детьми опыта 2 Формирование элементарных навыков самооценки. | - Понравилось ли вам выступать в роли исследователей? - Что сегодня вам показалось самым трудным? - С какими заданиями вы успешно справились? | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта образовательной ситуации экспериментирование с материалами и веществами в младшей группе "Украсим сапожки для Маши"
Тема: Украсим сапожки для Маши.Цель: Создать условия для украшения сапожек узорами, сделанные из мелких деталей.Задачи:1. Организация деятельности детей по2. Организация деятельности по3. Организация ...
Технологическая карта образовательной ситуации экспериментирование с материалами и веществами в младшей группе "Осенние листья".
Тема: осенние листья.Цель: создать условия для развития у детей интереса к процессу лепки.Задачи:1. Организация деятельности детей по развитию мелкой моторики.2. Организация деятельности по формирован...
Технологическая карта образовательной ситуации экспериментирование с материалами и веществами в младшей группе "Осенний листопад в нашем детском саду"
Тема: осенний листопад в нашем детском саду.Цель: создать условия для желания участвовать в совместной деятельности, дорисовывать изображения деревьев.Задачи:1. Организация деятельности детей по форми...
Технологическая карта образовательной ситуации экспериментирование с материалами и веществами в младшей группе "Червячки для птиц".
Тема: червячки для птиц.Цель: создать условия для формирования умения раскатывать комок пластилина движениями прямых рук.Задачи:1. Организация деятельности детей по формированию умения скатывать из пл...
Технологическая карта образовательной ситуации экспериментирование с материалами и веществами в младшей группе "Ягоды"
Тема: ягоды.Цель: создать условия для развития у детей интереса к процессу лепки.Задачи:1. Организация деятельности детей по развитию мелкой моторики рук.2. Организация деятельности по формированию ум...
Технологическая карта образовательной ситуации экспериментирование с материалами и веществами в младшей группе "Одуванчики в траве"
Тема: одуванчики в траве.Цель: создать условия для изображения цветов с помощью пальчиков.Задачи:1. Организация деятельности детей по развитию творческих способностей.2. Организация деятельности по ра...
Технологическая карта образовательной ситуации экспериментирование с материалами и веществами в младше группе "Оладушки для девочек и мальчиков"
Тема: оладушки для девочек и мальчиков.Цель: создать условия для формирования умения у детей лепить комочки и их сплющивать между ладонями.Задачи:1. Организация деятельности детей по лепке оладушек из...