Технологические карты НОД по экспериментированию для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Вайцель Алёна Викторовна

 Система занятий формирует у детей представления о свойствах расстений,  воды, песка, магнита  через  практическую экспериментальную деятельность.      10 технологических карт НОД содержат описание  педагогических задач, предварительной работы, необходимого оборудования, этапов  занятия, содержания деятельности и предполагаемый результат. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskie_karty.doc645.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №1

 НОД  по экспериментированию для детей 6-7 лет.

 

Тема

«Что мы знаем о воде»?

Интеграция областей

 Познание. Коммуникация.  

Предварительная работа

Чтение сказки «Приключение капельки»;  наблюдение за различными состояниями воды

Используемый материал

Иллюстрации: Капелька воды; снежинка; кувшин с водой; Стакан со льдом, роса на цветке; иней на ветке; морозные узоры на окне; карточки с изображением этапов исследования. Стаканы с водой и молоком, ложки, картинки, сосуды разной формы, вода.

Тип занятия

Открытие нового знания

 Цель: создание   условий для формирования интереса к познанию природного явления – «вода».  

Развивающие

Развивать интерес  к занятиям, проявлять активность  в получении новых знаний  через   экспериментирование. Развивать психические процессы – памяти, мышления, внимания, воображения.

Воспитательные

 Воспитывать  бережное отношение  к природе.

Образовательные

Ознакомление детей со свойствами воды.   Обобщение и дополнение знаний о разных   состояниях воды в природе. Формирование умения разрешать противоречия.   Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

Этапы деятельности, занятия

Задачи

Содержание деятельности

 

Результат

1 Организационно -  мотивационный

Проблемная ситуация, мотивация к деятельности

 1 Создать позитивную психологическую атмосферу. Настроить на познавательную деятельность.

 

Мы с вами читали сказку о приключениях Капельки, проводили много опытов. Как вы думаете,  сможем ли мы   помочь Незнайке узнать о свойствах воды? А вы готовы помочь?  Предлагаю  превратиться в учёных -  исследователей, провести опыты, познакомиться с новыми свойствами воды.  

Психологическая готовность детей к деятельности

   2  Основной:

- актуализация;

- восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений);

- практическая работа.

Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность

 1 Развитие у детей познавательной активности, через знакомство с техникой проведения опытов с водой;

2 Развитие наблюдательности, способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Формирование умения разрешать противоречия;

3 Развитие любознательности, мышления и речи детей.

  4 Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

  5 Воспитывать бережное  отношения к природе.

Определить логику эксперимента,  последовательность  проведения опыта с опорой на карточки – схемы.

Определить  опытным путём свойства  воды:  вкус, цвет, запах, способность растворять вещества и приобретать их свойства. 

Ввод новых слов в активный словарь детей: бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Развитие умения общаться со сверстниками во время проведения опытов.

Выяснить значение воды для всего живого на земле.

Осознанные, усвоенные умения, навыки и т.д.
Овладение способами познавательной деятельности. Овладение определенным объемом практических навыков. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
Любознательность и активность.

3 Завершающий, рефлексивный.

Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов

1  Обобщение полученного детьми опыта

2 Формирование элементарных навыков самооценки.

-  Понравилось ли вам выступать в роли исследователей?

- Что сегодня вам показалось самым трудным?

- С какими заданиями вы успешно справились?

 

 

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.
Формирование элементарных навыков самооценки.
 

 


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №2

НОД  по экспериментированию для детей 6-7 лет.

 

Тема

 «Мы - исследователи»

Интеграция областей

 Познание. Коммуникация. Художественно – эстетическое развитие.

Предварительная работа

- игры с песком, камешками;

- беседа о правилах поведения при проведении опытов;

- работа с энциклопедиями

Используемый материал

Демонстрационный материал: воздушный шар, стилизованный под профессора, две коробочки с песком и камнями, слайды с рисунками по теме.

Раздаточный материал: тарелочка с песком и камнями, трубочки, тарелочка, стаканчик, пластмассовая ложка, бутылка с водой, лист бумаги, простой карандаш на каждого ребёнка.

Мультимедийное оборудование: проектор, экран, компьютер.

Тип занятия

Открытие нового знания

 Цель: Развитие познавательной  активности  детей в процессе экспериментирования с песком и камнем.

Развивающие

 Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;

Продолжать развивать любознательность, умение анализировать и делать выводы по проведенному опыту;

Воспитательные

Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, интерес к окружающему миру.

Образовательные

Создать условия для получения детьми знаний о свойствах песка и камня;

Обогащать чувственный опыт детей через организацию опытно-экспериментальной деятельности, умение фиксировать полученные впечатления в речи.


Этапы деятельности, занятия

Задачи

Содержание деятельности

 

Результат

1 Организационно -  мотивационный

Проблемная ситуация, мотивация к деятельности

 1 Создать позитивную психологическую атмосферу. Настроить на познавательную деятельность.

 

Мои юные друзья, сегодня к нам пришли гости.   (  воздушный шарик, стилизованный под лицо человека). Это знаменитый профессор Шариков. Он летает по всему миру и узнаёт много интересных вещей.  Посмотрим, какой сюрприз он приготовил… Интересно, кто отгадает, что в коробочках?

 Концентрация внимания, интерес к происходящему

2  Основной.  Постановка проблемы

Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность

1 Развитие у детей познавательной активности, через знакомство с техникой проведения опытов с песком и камнями;

2 Определять свойства предметов,    сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Формирование умения разрешать противоречия;

3 Развитие любознательности, мышления и речи детей.

4 Создать ситуацию для применения песка  и камня в изобразительном  творчестве.

5 Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

 

- Игра «Передай и отгадай». Дети,   передавая друг другу коробочки, встряхивают их, слушают как они звучат, затем проверяют, имеют ли они запах.  

-  Загадки про песок и камни.

-  Как вы думаете, где в природе можно увидеть много песка и камней? (В пустыне, в горах). (Показ слайдов).

 - Дыхательная гимнастика "Надуваем шар».

 - Скажите, пожалуйста, а вы знаете правила поведения в лаборатории?

-  Опыты:  «Что тяжелее?», «Взаимосвязь с водой».

-  Зарисовать проведенный опыт.

- Творческое задание: «Рисование на камнях», «Рисование песком».

   Новые знания о свойствах песка и камня.
   Способность самостоятельно делать выводы и отображать их в рисунке.

   Обогащение словаря: «сыпучий»;

   Активизация словаря: «липкий», «сухой», «мокрый», «песчинки».

   

3 Завершающий, рефлексивный.

Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия.  

1  Формировать понимание значения деятельности для получения нового знания.

   

 - Расскажите, что вы узнали нового?

- Что сегодня вам показалось самым  интересным?

-  Что мы сегодня делали, чтобы узнать больше  о песке и камне?

- Какое при этом было настроение?

 

Формирование   навыков самооценки.
Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.  


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №3

 НОД  по экспериментированию для детей 6-7 лет.

 

Тема

«Капелька»

Интеграция областей

 Познание. Коммуникация. Развитие речи.

Предварительная работа

- Чтение художественной литературы о воде:

• Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»

• Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой

• Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»

- Дидактическая игра «Путешествие капельки».

- Инструктаж по технике безопасности.

Используемый материал

Изображение капельки, тазики с водой, стекло, картина круговорота воды в природе, электрический чайник.

Тип занятия

Открытие нового знания

 Цель:  Развитие познавательной активности в процессе формирования представлений о физических свойствах воды

Развивающие

Развивать логического мышления. Развивать интерес к процессам, происходящим с водой в природе. Обогащать словарный запас детей по теме занятия.

Воспитательные

Воспитывать  бережное отношение  к  воде.

Образовательные

Формировать представления о круговороте воды в природе, о состояниях воды.

Учить проводить опыты с водой.

Учить устанавливать причинно-следственные связи.


Этапы деятельности, занятия

Задачи

Содержание деятельности

Результат

1Организацион

Ный.  

Проблемная ситуация, мотивация к деятельности

 1  Заинтересовать,  настроить на познавательную деятельность.

 

 Загадка. Мы с вами читали сказку о приключениях Капельки. Хотите отправиться в путешествие вместе с Капелькой и узнать:

- Почему же   вода в реках не кончается?

- Как река пополняет свои запасы?

 Эмоциональный отклик. Интерес к занятию.

2  Основной:

- актуализация;

- восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений);

- практическая работа.

Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность

1 Развивать поисково-исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность, логическое мышление у детей.

2 Формировать знания детей о круговороте воды и ее значении.

3 Активизировать словарь детей

4 Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

5 Воспитывать бережное  отношения к  воде.

 Познавательная игра «Где, какая вода бывает? »

Знакомство с круговоротом воды в природе.

Проведение   опытов с водой с опорой на   «Картотеку опытов».

Выводы  о  круговороте  воды  в природе.

Ввод новых слов в активный словарь детей:  пар, испаряется, оседает.

Выяснить значение воды для всего живого на земле:

-  Дидактическая игра «Кому нужна вода»? (карточки профессий)

- Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»

Развитие умения общаться со сверстниками во время проведения опытов.

 

- представления о круговороте воды в природе, о разнообразных состояниях воды в окружающей среде;

 - могут рассказать     о проведении опыта; делают выводы по результатам опыта;

-    используют в активной речи слова, характеризующие различные состояния воды.

- у  детей развивается познавательный интерес к явлениям окружающей среды.    

3 Завершающий, рефлексивный.

 

1  Обобщение полученного детьми опыта

2 Формирование элементарных навыков самооценки.

-  Понравилось ли вам выступать в роли исследователей?

- Что сегодня вы  узнали нового?

- Как вы это узнали?

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.  


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 4

 НОД  по экспериментированию для детей 6-7 лет.

 

Тема

«Вода, снег и лёд».

Интеграция областей

 Познание. Коммуникация. Развитие речи.

Предварительная работа

1  Наблюдение за явлениями неживой природы – морозы, метели, снегопады, вьюги, замерзание воды.
2  В утренние часы поговорить с детьми о времени года, рассмотреть иллюстрации о зиме и весне, разгадывание загадок о явлениях в неживой природе.

Используемый материал

 два стакана (один со льдом, другой со снегом), картинки с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой), картинки с изображением зимних забав.

Тип занятия

 Занятие по обобщению и систематизации знаний.

 Цель:   Создание условий для формирования познавательного интереса через знакомство детей с физическими свойствами снега и льда.

Развивающие

Развивать логическое мышление, умение систематизировать и обобщать. Развивать интерес к процессам, происходящим с водой в природе. Обогащать словарный запас детей по теме занятия.

Воспитательные

Воспитывать уважительное отношение к каждому ребенку и детей друг другу.

Воспитывать  бережное отношение  к  воде.

Образовательные

 Учить детей устанавливать  логические  связи между явлениями и предметами, делать  обобщения.

Систематизировать  представления   о состояниях воды, физическими свойствами снега и льда

Учить проводить опыты с водой, снегом, льдом.

Учить устанавливать причинно-следственные связи.

 


Этапы деятельности, занятия

Задачи

Содержание деятельности

Результат

1Организацион

ный.  

Мотивация,  проблемная ситуация.  

 1  Заинтересовать,  настроить на познавательную деятельность.

 2  Создать атмосферу психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка.

Приветствие, установление зрительного контакта.

Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.

Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств.

 Проявляют интерес к  исследовательской деятельности. Называют свойства льда, снега,  воды.

  2  Основной:

- актуализация;

- восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений);

- практическая работа.

Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность

1 Развивать поисково-исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность, логическое мышление у детей.

2 Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда 

3  Учить детей решать познавательные задачи и делать выводы

4  Активизировать словарь детей

5 Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

  

 

 Познавательная игра « Когда это бывает? »

Знакомство со сходством и различием свойств воды, снега, льда.    

Опыт №1. «Определение цвета».

Опыт №2. «Определение прозрачности».

Опыт №4. «Воздействие температуры».

 Вывод:

Давайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге. Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду. А лёд – бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

Ребята, а что общего между снегом и льдом? (Ответы). Как из воды получить лёд? (Ответы). Во что ещё превращается вода зимой? (Сосульки, изморозь). Показать картинки. В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).

   Умеют делать выводы и заключения.

   Умеют называть сходство и различия снега и льда.

    Делают выводы и умозаключения.

    Проявляют интерес к познавательно     исследовательской деятельности.           Систематизируют свойства льда, снега,  воды.

3 Завершающий, рефлексивный.

 

1  Обобщение полученного детьми опыта

2 Формирование элементарных навыков самооценки.

-  Понравилось ли вам выступать в роли исследователей?

- Что сегодня вы  узнали нового?

- Как вы это узнали?

Умеют делать самостоятельно умозаключения


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 5

 НОД  по экспериментированию для детей 6-7 лет.

 

Тема

«Чистая вода - залог здоровья»

Интеграция областей

 Познание. Коммуникация.  

Используемый материал

 Марля, активированный  уголь, песок, ткань, вата и ватные диски, пластиковые стаканы, бутылки с водой.

Тип занятия

Открытие нового знания

 Цель: Развитие познавательной активности через формирование представлений об устройстве  фильтра для очистки воды.  

Развивающие

Развивать интерес  к занятиям, проявлять активность  в получении новых знаний  через   экспериментирование. Развивать психические процессы – памяти, мышления, внимания, воображения.

Воспитательные

Воспитание экологического мышления.

Воспитание чувства сотрудничества и взаимопомощи.

Образовательные

Ознакомление детей со свойствами воды.   Обобщение и дополнение знаний о разных   состояниях воды в природе. Формирование умения разрешать противоречия.   Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности.


Этапы деятельности, занятия

Задачи

Содержание деятельности

 

Результат

1 Организационно -  мотивационный

Проблемная ситуация, мотивация к деятельности

 1 Создать позитивную психологическую атмосферу. Настроить на познавательную деятельность.

 

   В группу вносится посылка и говорится, что на адрес детского сада пришла посылка, для группы №…. Предлагается прочитать от кого она. Читаем и выясняем, что из Простоквашино. Воспитатель открывает и достаёт письмо, читает: «Здравствуйте, ребята! С наступлением весны  пришло половодье, талые воды попали в колодец, и вода стала грязной. Пить её нельзя, помогите, пожалуйста, справиться с этой проблемой. (Воспитатель достаёт бутылку с грязной водой.)

Психологическая готовность детей к деятельности

    2  Основной:

- актуализация;

- восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений);

- практическая работа.

Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность

 1 Создать условия для расширения представлений детей о способах  получения информации

 2 Развивать мышление при выборе способа действия.

3  Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.  

4  Развитие любознательности, мышления и речи детей

 5  Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

 

  Хотите побыть экспертами по очистке воды?  

  Хочу спросить своих экспертов: « С помощью чего можно очистить воду? Интересно, а где можно ещё узнать об этом?

( Книги.  Интернет. Телевидение.  Спросить у взрослых…)

Определить  опытным путём способ создания фильтра для очищения воды.  

Ввод новых слов в активный словарь детей:  фильтр,  примесь, безвкусная, прозрачная.

Развитие умения общаться со сверстниками во время проведения опытов.

Выяснить значение воды для всего живого на земле

Овладение способами получения информации.   Овладение определенным объемом практических навыков при создании фильтра.  Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

3 Завершающий, рефлексивный.

Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов

1  Обобщение полученного детьми опыта

2 Формирование элементарных навыков самооценки.

-  Понравилось ли вам выступать в роли исследователей?

- Что сегодня вам показалось самым трудным?

- С какими заданиями вы успешно справились?

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.
Формирование элементарных навыков самооценки.  


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 6

 НОД  по экспериментированию для детей 6-7 лет.

 

Тема

«Жизнь растений»

Интеграция областей

 Познание. Коммуникация.  

Используемый материал

Комнатное растение; искусственный цветок; слайды с изображением схем-моделей: «Признаки живого», «Строение растения», «Функции корня»; мультимедийная установка, модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой; магнитная доска, емкость с песком; тарелка с подкрашенной водой; модель корня растения из марли; части растения на магнитах; схемы: «Деревья», «Кусты», «Травянистые растения»; карточки с изображением деревьев, трав, кустарников по количеству детей.

Предшествующая работа

Знакомство с растениями леса, поля, луга, растениями Красноярского края, длительные наблюдения за посадками семян, проведение опытов-доказательств, разработка схем-моделей «Признаки живого»,

«Строение растений», проведение игр-превращений «Представь себя совсем иным», чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание картин

Тип занятия

 Систематизация и обобщение знаний

 Цель:    Развитие  интереса к познанию мира растений

Развивающие

Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве.

Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели.

Воспитательные

Воспитывать интерес к миру природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле».

Образовательные

Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем группам: деревья, кустарники, травы.


Этапы деятельности, занятия

Задачи

Содержание деятельности

Результат

1 Организационно -  мотивационный

Проблемная ситуация, мотивация к деятельности

Адаптировать детей к деятельности. Сформулировать  проблемную ситуацию.  Организовать межличностное взаимодействие.

Появляется Незнайка с искусственным цветком.

Незнайка: – Здравствуйте, ребята! Давайте скорее мне горшок с землей. Я хочу посадить этот цветок, чтобы он рос, стал еще краше.

(Дети говорят, что этого делать не надо, он искусственный, а не живой)

Постановка проблемы: Почему искусственные цветы не растут?

Психологическая готовность детей к деятельности. Принятие проблемы

    2  Основной:

- актуализация;

- восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений);

- практическая работа.

Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность

 1  Организовать деятельность, направленную на решение проблемной ситуации

2 Развивать логическое мышление  

3  Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.  

 4 Развитие любознательности, мышления и речи детей.

 5  Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

   С опорой на карточки – схемы дети перечисляют признаки живых растений.

Дети рассказывают о строении растения, опираясь на схему – модель.

Проведем опыты, и  Незнайка поймет, какие важные функции выполняет корень у растения.

Опыт 1: В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка падает. Потом дерем модель дерева с корневой системой. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.

 Вывод: Корни удерживают растение в земле.

Опыт 2: В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.

Вывод: Корни всасывают из почвы влагу

  Умеют делать выводы и заключения.

   Умеют называть  признаки живых растений, части строения растений.

    Делают выводы и умозаключения на основании эксперимента.

    Проявляют интерес к познавательно     исследовательской деятельности.            

3 Завершающий, рефлексивный.

Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов

1  Обобщение полученного детьми опыта

2 Формирование элементарных навыков самооценки.

-  Понравилось ли вам выступать в роли исследователей?

- Что сегодня вам показалось самым трудным?

- С какими заданиями вы успешно справились?

 

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.
Формирование элементарных навыков самооценки.  


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №  7

 НОД  по экспериментированию для детей 6-7 лет.

 

Тема

 Космические пространства

Интеграция областей

 Познание. Коммуникация.  

Используемый материал

 Чемодан с игрушками (швейная машинка, ружье, удочка, лейка, лопатка, семена овощей, мячик); картинки с изображением скафандра, тюбиков с едой, фотоаппарата, телескопа, альбома, карандаша, зонтика, коньков, чайника и т.д.; игрушечные телескопы с «созвездиями»; песок, камни, галька; 3 горшочка для посадки; по 2 семечка подсолнуха, гороха, фасоли; блокноты и карандаши).

Предшествующая работа

Знакомство с словами : «солнце», «луна», «звезда», «космос», «вакуум»,  созвездие «большая медведица» и пр. Беседы о космосе, чтение энциклопедической литературы, познавательные рассказы «Далеко ли до звезд», «Почему солнце светит и греет», «Созвездия». Разгадывание загадок о космосе Продуктивная деятельность «Космос» - рисование. Просмотр презентаций о космосе.

Тип занятия

  Открытие нового знания  

 Цель:     сформировать представления детей о космических объектах и пространствах

Развивающие

  • развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать, интерес к экспериментированию.
  • развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, воображение
  • Совершенствовать речь как средство общения.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Закрепить навыки моделирования.

Воспитательные

  • Приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
  • Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения, привычку сообща играть и трудиться. Закреплять привычку самостоятельно готовить и убирать рабочее место.

Образовательные

  • Расширять представления о рельефе лунной поверхности и особенностях окружающей среды. Закрепить знания об условиях роста растений.
  • Активизировать словарь по теме «Космос».
  • Продолжать расширять представления детей о труде взрослых.

Этапы деятельности, занятия

Задачи

Содержание деятельности

Результат

1 Организационно -  мотивационный

Проблемная ситуация, мотивация к деятельности

 1 Создать благоприятную педагогическую и  психологическую атмосферу в детском коллективе. Настроить на познавательную деятельность.

 

 Воспитатель вносит в группу чемодан, из него торчит открытка. Дети читают: « Здравствуйте дорогие ребята! Пишут вам ваши старые друзья: кот Матроскин и пес Шарик. Каждый вечер мы выходим на улицу и любуемся красотой звездного неба. Но больше всего нам нравится Луна». Детям показывается картинка с изображением Луны – и кратеры на ней. Как вы думаете ребята, откуда на той замечательной планете кратеры?

Психологическая готовность детей к деятельности

    2  Основной:

- актуализация;

- восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений);

- практическая работа.

Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность

 1 Создать условия для  желания детей получать информацию, расширять представление детей старшего дошкольного возраста о способах  получения информации

 2. Развивать мышление при выборе способа действия.

3  Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.  

4  Развитие любознательности, мышления и речи детей

 5  Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

 

  Давайте попробуем понять что же происходит там – в огромном межгалактическом космическом пространстве!

  Воспитатель: Представьте, что манка - это поверхность Луны, а шар - это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность Луны. Посмотрите, что образовалось -углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? (Ответы детей).

Дети: Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образуются кратеры.

 Воспитатель: Наша новая остановка - Солнце.

-Солнце - это планета или звезда? (звезда)

-Почему же от солнца много света, а от звезд нет? (Солнце располагается близко к Земле, поэтому ее свет и тепло доходят до нее, а другие звезды очень далеко)

-Можем мы приземлиться на Солнце? (нет, солнце раскаленное)

-Какую роль оказывает Солнце на жизнь на Земле? (светит, греет, растут растения)

-Что произойдет, если солнца не будет? (на земле не будет жизни, наступит ледниковый период)

Воспитатель: Еще Солнце оказывает влияние на смену времен года и времени суток

Опыт «День - ночь»

 На столе стоит настольная лампа (Солнце, рядом - глобус. На глобусе крепится условный знак в том месте, где проживают дети. Воспитатель включает лампу и потихоньку вращает глобус вокруг своей оси. Дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение. Солнце освещает то одну, то другую сторону.

Дети: Если Солнце вверху-то у нас день, если снизу- ночь.

 Итак,  опытным путём дети видят каким образом образуются кратеры, как на смену дня приходит ночь.  

Ввод новых слов в активный словарь детей:  кратер, метеорит, звездная пыль.

Развитие умения общаться со сверстниками во время проведения опытов.

Овладение способами получения информации.   Овладение определенным объемом практических навыков при проведении опытно-экспериментальной деятельности.  Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

3 Завершающий, рефлексивный.

Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов

1  Обобщение полученного детьми опыта

2 Формирование элементарных навыков самооценки.

-  Понравилось ли вам выступать в роли исследователей?

- Что сегодня вам показалось самым трудным?

- С какими заданиями вы успешно справились?

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.
Формирование элементарных навыков самооценки.  


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №  8

 НОД  по экспериментированию для детей 6-7 лет.

 

Тема

 «Волшебный магнетизм»

Интеграция областей

 Познание. Коммуникация.  

Используемый материал

  магнит без обозначенных полюсов и два магнита с обозначенными полюсами; намагниченные скрепки с держателем (пинцетом, проволокой) для нагревания над пламенем свечи; скрепки, пластины: деревянная, пластмассовая, картонная, стеклянная; стакан с водой; карандаш, батарейка на 1,5V, тонкий и длинный гвоздь,  провод в «оболочке».

демонстрационный стол воспитателя: всё то же самое, что и на одного ребёнка; свеча со спичками, предметы, изготовленные из разных материалов (пластмассы, резины, дерева, железа, стекла), глобус

для мольберта фотографии «Магнетиты», «Применение постоянных магнитов», «Применение электромагнитов»;

для физкультминутки эмблемы «северного» и «южного» полюсов (синие и красные прямоугольники).  

Предшествующая работа

Знакомство с словами : «магнит», «металл» и пр. Беседы о металлах и минералах, чтение энциклопедической литературы, познавательные рассказы «Магнетизм». Разгадывание загадок о магнитах.

Тип занятия

  Открытие нового знания, закрепление ранее изученного  

 Цель:     способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.

Развивающие

  • развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать,
  • формировать интерес к экспериментированию.
  • стимулировать самостоятельность и активность детей;
  • развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, воображение

Воспитательные

  • Приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
  • воспитание дружеских взаимоотношений, привычку сообща играть и трудиться.
  • Закреплять привычку самостоятельно готовить и убирать рабочее место.

Образовательные

  • систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;
  • воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки;
  • обогащать словарь детей (магнетизм, магнетические предметы, притяжение).

Этапы деятельности, занятия

Задачи

Содержание деятельности

Результат

1 Организационно -  мотивационный

Проблемная ситуация, мотивация к деятельности

 1. Создать благоприятную педагогическую и  психологическую атмосферу в детском коллективе.

2. Настроить на познавательную деятельность и развитие познавательной активности.

 

Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон для нас принес посылку. Эта посылка от волшебника изумрудного города. Давайте посмотрим, что в ней (достаёт письмо и читает его). «Здравствуйте, ребята. Пишет вам волшебник изумрудного города. В своём городе я нашёл интересный камень, он лежит в посылке в маленькой коробочке. Я не знаю, как он называется, что он может принести: добро или зло, как и где его можно применить в жизни. Помогите мне разобраться в этом, исследуйте этот камень и пришлите мне ответ: результаты исследований. Для вас, ребята, я послал белые халаты и создал с помощью своего волшебства лабораторию, в которой вы будите знакомиться с этим камнем, проводить с ним опыты. Желаю вам удачи!».

Психологическая готовность детей к деятельности

    2  Основной:

- актуализация;

- восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений);

- практическая работа.

Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность

 1 Создать условия для  желания детей получать информацию, расширять представление детей старшего дошкольного возраста о способах  получения информации

 2. Развивать мышление при выборе способа действия.

3  Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.  

4  Развитие любознательности, мышления и речи детей

 5  Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

 

  ОПЫТ №1 «Магнитные полюса».

Воспитатель:  У каждого из вас есть магнит. Давайте посоприкасаемся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.

Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы.

Дети: У нашей планеты Земля.

Воспитатель просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим.

Воспитатель: Скажите, ребята, наша Земля какой формы?

Дети: Круглой.

Воспитатель: А почему люди, предметы, дома не падают с неё?

Дети: Земля притягивает к себе всё.

Воспитатель: Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов, ещё и магнитные полюса. Магнитные полюса не совпадают с географическими полюсами (отмечает на глобусе магнитный «северный» полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным).

У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Посоединяйте их друг с другом.    

Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?

Дети: Когда соединяем «северным» и «южным» полюсами, то магниты притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные тоже.

Воспитатель: Когда мы соединяем магниты между собой  разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить. Теперь вы можете определить полюса у своих магнитов с помощью магнита с обозначенными полюсами. Попробуйте. А я определю полюса у магнита нашего волшебника.

Дети определяют полюса.

ОПЫТ №2 «Магнит преграды не боится».  

Воспитатель: Мы узнали, что магнит имеет «северный» и «южный» полюса. Теперь мы должны узнать, действует ли притягивающая сила магнита на металлические предметы (скрепки) через дерево, бумагу, пластмассу, стекло и воду.

Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через дерево, бумагу, пластмассу, стекло и в воде не исчезает.

ОПЫТ №3 «Магнит превращает металл в себя».

Воспитатель: Ребята, у меня есть другие скрепки, которые лежали пять дней на магните. Поднесите их к своим скрепкам. Что происходит?

Дети: Ваши скрепки притягивают наши скрепки.

Воспитатель: Почему же скрепки тоже, как магнит, могут притягивать металл? (выслушивает детей).

Магнит – это волшебный камень, он моим скрепкам подарил немного своей силы. Они стали намагниченными, у них тоже появился магнетизм.

ОПЫТ №4 «Магнит огня боится».

Воспитатель предлагает каждому ребёнку с помощью держателя нагреть  намагниченную скрепку над свечой и поднести к своей не намагниченной скрепке.

Дети отмечают, что намагниченные скрепки потеряли свою силу.

Воспитатель: Когда магнит или намагниченные металлические предметы нагреваются, они теряют свою силу притяжения. Магнит боится высокой температуры. Огонь отнимает у него магнетизм.

 Итак,  опытным путём дети видят каким образом проявляются свойства магнита .  

Ввод новых слов в активный словарь детей:  магнетизм, магнетические предметы, притяжение.

Развитие умения общаться со сверстниками во время проведения опытов.

Овладение способами получения информации.   Овладение определенным объемом практических навыков при проведении опытно-экспериментальной деятельности.  Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

3 Завершающий, рефлексивный.

Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов

1  Обобщение полученного детьми опыта

2 Формирование элементарных навыков самооценки.

-  Понравилось ли вам выступать в роли исследователей?

- Что сегодня вам показалось самым трудным?

- С какими заданиями вы успешно справились?

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.
Формирование элементарных навыков самооценки.  

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №  9

 НОД  по экспериментированию для детей 6-7 лет.

 

Тема

«Временная долина»

Интеграция областей

 Познание. Коммуникация.  

Используемый материал

часы пещерных людей – палка с нарубками, камни, веревки, игрушка – петух, изображение луны и солнца. Часы древних людей – солнечные, водяные, часы-свеча, песочные. Часы современных людей – различные будильники, настенные часы, наручные, настольные

Пластиковые бутылки, песок….

Предшествующая работа

Знакомство с словами : «часы», «время», «секундомер», «стрелочки», «маятник» и пр. Беседы о часах, чтение энциклопедической литературы, познавательные рассказы «Часы с кукушкой». Разгадывание загадок о времени, часах.

Тип занятия

  Открытие нового знания, закрепление ранее изученного  

 Цель:    обобщить знания детей по теме «Время», закрепить знания об истории часов. Упражнять в умении группировать часы по признаку – время, в которое они были изобретены. Познакомить с работой секундомера. Закреплять знания о циферблате часов. Упражнять в ориентировке во времени.

Развивающие

  • развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать,
  • формировать интерес к экспериментированию.
  • стимулировать самостоятельность и активность детей;
  • развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, воображение

Воспитательные

  • Приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
  • воспитание дружеских взаимоотношений, привычку сообща играть и трудиться.
  • Закреплять привычку самостоятельно готовить и убирать рабочее место.

Образовательные

  • Обобщить знания детей по теме «Время», закрепить знания об истории часов.
  • Упражнять в умении группировать часы по признаку – время, в которое они были изобретены.
  • Познакомить с работой секундомера.
  •  Закреплять знания о циферблате часов.
  • Упражнять в ориентировке во времени.
  • обогащать словарь детей систематизировать знания детей о времени и его особенностях;
  • воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки;

Этапы деятельности, занятия

Задачи

Содержание деятельности

Результат

1 Организационно -  мотивационный

Проблемная ситуация, мотивация к деятельности

 1. Создать благоприятную педагогическую и  психологическую атмосферу в детском коллективе.

2. Настроить на познавательную деятельность и развитие познавательной активности.

Красная шапочка шагая по лесу нашла какую то вещицу - песочные часы, где, песок очень быстро пересыпается. Мы засекли время, действительно всего 30 секунд. Давайте попробуем сконструировать свои часы

Психологическая готовность детей к деятельности

    2  Основной:

- актуализация;

- восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений);

- практическая работа.

Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность

 1 Создать условия для  желания детей получать информацию, расширять представление детей старшего дошкольного возраста о способах  получения информации

 2. Развивать мышление при выборе способа действия.

3  Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.  

4  Развитие любознательности, мышления и речи детей

 5  Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

 

Итак,  опытным путём дети видят каким образом создаются песочные часы .  

Ввод новых слов в активный словарь детей:  песочные часы, таймер.

Развитие умения общаться со сверстниками во время проведения опытов.

Овладение способами получения информации.   Овладение определенным объемом практических навыков при проведении опытно-экспериментальной деятельности.  Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

3 Завершающий, рефлексивный.

Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов

1  Обобщение полученного детьми опыта

2 Формирование элементарных навыков самооценки.

-  Понравилось ли вам выступать в роли исследователей?

- Что сегодня вам показалось самым трудным?

- С какими заданиями вы успешно справились?

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.
Формирование элементарных навыков самооценки.  

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №  10

 НОД  по экспериментированию для детей 6-7 лет.

 

Тема

«В гостях у озера»

Интеграция областей

 Познание. Коммуникация.  

Используемый материал

конверт с письмом, ребусы (слова «сом», «лебедь», «стрекоза»), фланелеграф, плоскостные изображения рыбок, камышей, стрекоз, лебедей, сома, солнца, силуэтов людей (чёрного цвета с опущенными руками вниз – 3штуки, жёлтого цвета с поднятыми руками вверх – 3штуки), две шерстяные нити (одна белая, одна чёрная), грамзапись «Шум моря».

Оборудование для опытов: на каждого ребёнка три стаканчика: один стаканчик с чистой водой, один стаканчик с «грязью» (разный мусор), один стаканчик пустой; лист фильтровальной бумаги, простой карандаш, бумага, белый халат для работ в лаборатории.

Предшествующая работа

Знакомство с словами : «озеро», «река», «водоем», «карась» и пр. Беседы о  воде и ее свойствах, общение о различных водных водоемах

Тип занятия

  Открытие нового знания

 Цель:    познакомить со свойствами воды (вода без цвета, без запаха, легко загрязняется, но трудно очищается).

Развивающие

  • развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать,
  • формировать интерес к экспериментированию.
  • стимулировать самостоятельность и активность детей;
  • развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, воображение

Воспитательные

  • воспитывать чувство сопереживания природе, бережное отношение к ней;
  • приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
  • воспитание дружеских взаимоотношений, привычку сообща играть и трудиться.
  • закреплять привычку самостоятельно готовить и убирать рабочее место.

Образовательные

  • формировать представления о красоте природного мира, о положительном воздействии человека на этот мир;
  • учить детей устанавливать зависимости между действиями человека и положительными и отрицательными изменениями, происходящими в природе вследствие этого.

Этапы деятельности, занятия

Задачи

Содержание деятельности

Результат

1 Организационно -  мотивационный

Проблемная ситуация, мотивация к деятельности

 1. Создать благоприятную педагогическую и  психологическую атмосферу в детском коллективе.

2. Настроить на познавательную деятельность и развитие познавательной активности.

Воспитатель: Давайте, ребята, посмотрим. В мешочке лежит конверт с письмом. Что же в нём написано?

«Дорогие дети! Мы жители одного дома. Мы хотим вам рассказать историю, которая произошла с нашим домом. А что это за дом вы догадаетесь, если правильно разгадаете ребусы и узнаете кто мы».

Дети выполняют задание «Разгадай ребус» (по первым звукам картинок составить слова: «сом, «лебедь», «стрекоза»).

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что за дом, в котором живут сом, лебедь, стрекоза?

Дети: Это водоём.

Психологическая готовность детей к деятельности

    2  Основной:

- актуализация;

- восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений);

- практическая работа.

Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность

 1 Создать условия для  желания детей получать информацию, расширять представление детей старшего дошкольного возраста о способах  получения информации

 2. Развивать мышление при выборе способа действия.

3  Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.  

4  Развитие любознательности, мышления и речи детей

 5  Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

 

Воспитатель:  Оденьте свои рабочие халаты. Для чего мы одеваем халаты? Займите свои места. Сегодня мы проведём опыты с водой. Возьмите в руки баночки с водой. Посмотрите на воду и скажите, можно ли через неё что-нибудь увидеть?

Дети: Да.

Воспитатель: Значит, какая вода на ваш взгляд?

Дети: Чистая, прозрачная.

Воспитатель: А какого цвета вода?

Дети: У неё нет цвета.

Воспитатель: А теперь поднесите баночку с водой к своему носу, понюхайте воду? Что можно сказать?

Дети: У неё нет запаха.

Воспитатель: А сейчас возьмите баночку с «грязью» и налейте в баночку с чистой водой. Что случилось?

Дети: Вода стала грязная, мутная, через неё плохо видно.

Воспитатель: Вы правильно заметили, точно такой же стала вода в Чистом озере после прихода злых людей. Сейчас мы попробуем воду очистить. У вас есть специальная бумага, называется бумага – фильтровальная, от слова «фильтр». Как называется бумага?

Дети: Фильтровальная.

Воспитатель: Давайте свернём бумагу кулёчком и пропустим воду (грязную) через фильтровальную бумагу. Что вы заметили?

Дети: Вода стала немного чище, на бумаге остались кусочки грязи.

Воспитатель: Дети, какой вывод можно сделать?

Дети: Воду испачкать легко, а очистить трудно.

Воспитатель: Давайте зарисуем результаты опыта. Чтобы нам не пришлось очищать воду, ведь это сделать очень трудно, как мы убедились из опыта, воду нужно беречь: будь то вода из озера или крана. Дети, а сейчас послушайте домашнее задание: нарисуйте, какой бы хотели видеть нашу родную реку. Как называется река, которая протекает через наш  посёлок?

Дети: Ангара.

Воспитатель: Дети, работа в нашей лаборатории подошла к концу, наведите порядок на своих рабочих местах, снимите халаты.

Включается фонограмма.

Воспитатель: Дети, я приглашаю вас на берег моря с прозрачной, ласковой, светящейся от солнца водой (все рассаживаются на ковре, на колени и на пятки). Представьте, что вы расписной кувшинчик, из которого нужно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой. Давайте «выльем» из кувшинчика то, чего не должно быть там сейчас: боль, обиду, злобу (дети медленно наклоняют голову к полу). А сейчас «набираем» чистой водицы. Вот у кого-то появилась улыбка на лице. Поделитесь улыбками друг с другом. Молодцы, я надеюсь, что у вас всех хорошее настроение!

Дети, а ведь мы не всё из таинственного мешочка достали, в нём ещё кое-что есть. Посмотрим?

Развитие умения общаться со сверстниками во время проведения опытов.

Овладение способами получения информации.   Овладение определенным объемом практических навыков при проведении опытно-экспериментальной деятельности.  Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

3 Завершающий, рефлексивный.

Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов

1  Обобщение полученного детьми опыта

2 Формирование элементарных навыков самооценки.

-  Понравилось ли вам выступать в роли исследователей?

- Что сегодня вам показалось самым трудным?

- С какими заданиями вы успешно справились?

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.
Формирование элементарных навыков самооценки.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной ситуации экспериментирование с материалами и веществами в младшей группе "Украсим сапожки для Маши"

Тема: Украсим сапожки для Маши.Цель: Создать условия для украшения сапожек узорами, сделанные из мелких деталей.Задачи:1. Организация деятельности детей по2. Организация деятельности по3. Организация ...

Технологическая карта образовательной ситуации экспериментирование с материалами и веществами в младшей группе "Осенние листья".

Тема: осенние листья.Цель: создать условия для развития у детей интереса к процессу лепки.Задачи:1. Организация деятельности детей по развитию мелкой моторики.2. Организация деятельности по формирован...

Технологическая карта образовательной ситуации экспериментирование с материалами и веществами в младшей группе "Осенний листопад в нашем детском саду"

Тема: осенний листопад в нашем детском саду.Цель: создать условия для желания участвовать в совместной деятельности, дорисовывать изображения деревьев.Задачи:1. Организация деятельности детей по форми...

Технологическая карта образовательной ситуации экспериментирование с материалами и веществами в младшей группе "Червячки для птиц".

Тема: червячки для птиц.Цель: создать условия для формирования умения раскатывать комок пластилина движениями прямых рук.Задачи:1. Организация деятельности детей по формированию умения скатывать из пл...

Технологическая карта образовательной ситуации экспериментирование с материалами и веществами в младшей группе "Ягоды"

Тема: ягоды.Цель: создать условия для развития у детей интереса к процессу лепки.Задачи:1. Организация деятельности детей по развитию мелкой моторики рук.2. Организация деятельности по формированию ум...

Технологическая карта образовательной ситуации экспериментирование с материалами и веществами в младшей группе "Одуванчики в траве"

Тема: одуванчики в траве.Цель: создать условия для изображения цветов с помощью пальчиков.Задачи:1. Организация деятельности детей по развитию творческих способностей.2. Организация деятельности по ра...

Технологическая карта образовательной ситуации экспериментирование с материалами и веществами в младше группе "Оладушки для девочек и мальчиков"

Тема: оладушки для девочек и мальчиков.Цель: создать условия для формирования умения у детей лепить комочки и их сплющивать между ладонями.Задачи:1. Организация деятельности детей по лепке оладушек из...