Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе экспериментально - исследовательская деятельность в ДОУ на тему «Природные явления»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель:
- расширять знания детей о природных явлениях, через экспериментально - исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить детей с природными явлениями (вулканы, круговорот воды в природе, радуга);
- формировать способности устанавливать причинно – следственные связи в ходе проведения эксперимента и делать выводы;
- учить отвечать на вопросы, полными предложениями согласовывая в роде, числе и падеже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispravlennyy_konspekt.docx | 36.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОД в старшей группе по экспериментально - исследовательской деятельности в ДОУ
на тему «Природные явления»
Тема: «Природные явления»
Цель:
- расширять знания детей о природных явлениях, через экспериментально - исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить детей с природными явлениями (вулканы, круговорот воды в природе, радуга);
- формировать способности устанавливать причинно – следственные связи в ходе проведения эксперимента и делать выводы;
- учить отвечать на вопросы, полными предложениями согласовывая в роде, числе и падеже.
Развивающие:
- развивать связанную диалогическую речь; мелкую моторику в процессе исследовательских действий; познавательную активность, любознательность во время проведении исследований.
Воспитательные:
- прививать интерес к исследовательской деятельности;
- воспитывать уважительное отношение к природе, аккуратность в работе.
Предварительная работа:
- чтение детской энциклопедии «Все обо всем»;
- рассматривание картинок, тематических альбомов, фотографий, просмотр слайдов по теме;
- беседы на тему: «Живая и неживая природа», «Откуда берётся дождь», «Как появляется радуга», «Вулканы»;
- наблюдения за неживой природой.
Подготовка и оборудование:
- изготовление макета вулкана.
- картинки с изображением вулкана, перекись водорода, моющее средство, пищевой краситель красного цвета, вода, дрожжи, поддон, чайная ложка, мерный стаканчик;
- видеоматериал «Как образуется дождь», контейнер с крышкой, кубики льда, термос с горячей водой;
- видеоматериал «Как образуется радуга», диск, фонарик.
Словарная работа:
- активизировать и обогатить словарь детей;
- ввести новые понятия: гора, вулкан, кратер, магма, жерло, круговорот воды в природе.
Интеграция образовательных областей:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие;
- художественно – эстетическое развитие.
Методы и приёмы:
- словесные (беседа, вопросы к детям, словесное поощрение);
- наглядно - демонстрационные (презентация о вулкане; видеоролик о круговороте воды в природе; видеоролик как образуется радуга);
- практические (проведение экспериментов);
- здоровьесберегающие технологии (физкультминутка).
Ход образовательной деятельности:
Открытый вход в деятельность
Дети заходят в группу, встают полукругом.
Приветствуют гостей.
Воспитатель и дети приветствуют друг друга.
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся.
- Доброе утро!
Вводно - организационный
Воспитатель:
-Ребята вы каждый день приходите в детский сад.
-А для чего вы приходите в детский сад.
Ответы детей.
-Правильно все вы приходите в детский сад, не только общаться и играть, но ещё заниматься, узнавать что-то новое и интересное.
-Сегодня я хочу рассказать вам про природные явления.
-Природные явления это явления, которые создала сама природа.
-Ребята, а какие вы знаете природные явления?
Ответы детей
(СЛАЙД №2) природные явления.
-Правильно, посмотрите на экран, сколько разных явлений есть в нашей природе.
-Все эти явления очень интересны людям. Они хотят узнать, как они происходят, откуда берутся.
-Для этого люди создали специальные исследовательские станции.
(СЛАЙД №3) исследовательская станция.
-На этих исследовательских станциях ученые наблюдают, изучают, прогнозируют природные явления.
(СЛАЙД №4) исследовательская станция с учёными
-Ребята, а вы хотите побывать на исследовательской станции?
Ответы детей.
-Тогда давайте представим, что наша группа одна из исследовательских станций, а мы юные учёные.
- Для этого нам надо надеть халаты и шапочки.
- Теперь мы с вами настоящие юные ученые и можем приступить к нашим исследованиям.
-И первое природное явление, которое мы изучим поподробнее, это одно из самых удивительных явлений «Извержение вулкана».
Основная часть
-Посмотрите на экран.
(СЛАЙД №5) гора
- Вулкан – это высокая гора с крутыми склонами.
- На какую объёмную геометрическую фигуру похож вулкан? (конус).
Ответы детей
(СЛАЙД №6) вулкан сверху
-Ребята посмотрите, что вы видите на вершине горы? (на вершине горы большая чаша) Эта огромная чаша называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово (дети повторяют слово кратер).
-Посмотрим, что находится внутри вулкана.
(СЛАЙД №7) вулкан в разрезе
-Внутри вулкана проходит огромная яма, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана (дети вместе повторяют слово жерло). А на самой глубине вулкана находится расплавленное горячее вещество – магма (дети повторяют слово магма).
(СЛАЙД №8) извергающийся вулкан
Вулканы извергаются по разному.
Иногда вулкан словно взрывается выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, чёрная туча дыма и пепла поднимается над горой. Каменный дождь осыпает склоны.
А бывает спокойное извержение вулкана, это когда жидкая огненная магма поднимается вверх по жерлу вулкана, стекает по склонам горы сжигая все на своём пути.
(СЛАЙД №9) действующий и потухший вулкан.
-Ребята вулканы бывают разных видов: действующие, потухшие.
Про действующий вулкан мы с вами только – что узнали и видели его на экране.
Потухшими вулканами называют, вулканы которые замирают на сотни лет.
-Ребята, а сейчас мы с вами проведём эксперимент и посмотрим, как же происходит извержение вулкана. Проходите к столу. Посмотрите, какой перед вами вулкан, действующий или потухший? Давайте попробуем его разбудить в нашей исследовательской станции.
-А для этого нам с вами понадобится перекись водорода, пищевой краситель красного цвета, моющее средство для посуды, теплая вода, дрожжи.
-Ребята помогите мне его разбудить.
Дети помогают провести опыт.
-В кратер нашего вулкана наливаем перекись водорода, добавим краситель, немного моющего средства для посуды и добавляем дрожжи.
-А теперь внимание!
-Дети наблюдают извержение вулкана.
Воспитатель: Ребята, кажется наш вулкан «оживает»
-Что вы наблюдаете?
Ответы детей.
Посмотрите, как извергается наш вулкан. Он извергается спокойно.
-Молодцы ребята вы все внимательно слушали и выполняли мои задания и помогли вулкану «проснутся».
-А сейчас мы немного отдохнём. Вставайте ребята в круг.
(СЛАЙД №10)
Физминутка Капельки прыг- прыг.
-Ребята, как мы знаем, в природе много разных явлений и следующее природное явление, которое мы будем исследовать - образование дождя и круговорота воды в природе.
- Я предлагаю вам посмотреть видеоролик.
(СЛАЙД № 11) видеоролик круговорот воды в природе.
-Половина нашей планеты покрыто водой. Это океаны, моря, реки и озёра.
Вся вода на нашей планете никогда не стоит на одном месте. Она постоянно перемещается.
Вода это часть природного цикла. Давай в этом разберёмся. Как мы уже знаем, воды на планете очень много и когда она нагревается под лучами солнца, влага выходит на поверхность испаряется и поднимается в воздух в виде пара. Чем выше она поднимается, тем сильнее охлаждается и превращается в облако. Давай посмотрим, из чего состоит облако. Облака состоят из множества мелких капель и чем больше пара превращается в облако тем крупнее становятся капли, и когда капли становятся очень большими и тяжёлыми они падают на землю в виде дождя. Какае- то часть воды впитывается в землю, какае- то часть пополняет запас морей, озер, и рек и снова под лучами солнца вода начинает испаряться, и превращаться в пар. Это называется круговорот воды в природе.
(СЛАЙД №12) круговорот воды в природе.
-Теперь мы знаем, как образуется дождь и происходит круговорот воды в природе.
-Для того чтобы увидеть как образуется дождь в нашей исследовательской станции, нам нужно подойти к следующему столу.
-Для этого нам понадобиться прозрачный контейнер, горячая вода и кубики льда.
- В контейнер я наливаю воду, закрываю его крышкой. А вы аккуратно сверху положите кубики льда. От горячей воды пар будет подниматься вверх, образуя на крышке капели воды. Когда капели воды становятся больше и тяжелее Они не могут больше держаться и падают назад в воду. Образуя дождь.
-Ребята как вы считаете, у нас получилось это явление природы.
Ответы детей.
-Ребята, мы с вами наблюдали, как образуется дождь. А что у нас появляется на небе после дождя?
Ответы детей.
(СЛАЙД №13) радуга.
-Правильно. Посмотрите, какая она красивая. Скажите мне, какие цвета есть у радуги. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
-Следующий видеоролик о том от чего образуется радуга.
(СЛАЙД №14) видеоролик радуга.
-в следующем нашем исследовании мы создадим радугу.
-Пройдите за мной и посмотрите, что я буду делать.
-Мне понадобится диск и фонарик
Провожу опыт.
-Ребята, у нас получилась радуга.
-Вот и закончились наши исследования.
-Снимайте халаты и шапочки.
- Мы снова мальчики и девочки.
Рефлексия:
-Вспомним, что мы с вами сегодня видели и делали.
-Я буду загадывать вам загадки, а вы мне показывать отгадку.
-А каком, природном явлении идет речь в этой загадке?
-Загадки про вулкан:
Я могу стоять веками, я-могучая гора.
Но однако отличаюсь от других вершин всегда.
У меня внутри не камень, у меня внутри огонь.
Вы, конечно, догадались, ведь ответ совсем простой. (Вулкан)
-Какие бывают вулканы?
-Как извергаются вулканы?
А в этой загадке, какое спрятано природное явление?
-Загадка о круговороте воды в природе
Вода испаряется из водоема,
Потом выпадает на землю дождем.
Она попадает в моря и озера
И вновь испаряется солнечным днем.
Это явленье — движение вод —
В природе зовется… (круговорот)
-Как образуется дождь?
-Что происходит с водой?
-Куда она поднимается, что образует?
-А в этой загадке, о каком природном явлении говорится?
-Загадка о радуге
Что за чудо-коромысло
После дождика повисло?
Очень яркое, цветное,
А красивое какое!
Что это (радуга)
-После чего появляется радуга?
-Сколько цветов у радуги?
-Назовите цвета радуги.
-Ребята вы все такие молодцы.
-Наше занятие подошло к концу, на прощание мы подарим друг другу пожелание.
А теперь мы улыбнёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланье –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда.
И нашими гостями улыбнёмся на прощанье и скажем до свидания.
МДОУ «Детский сад №3 г. Пугачева Саратовской области»
Конспект
организованной образовательной деятельности
в старшей группе
по экспериментально - исследовательской деятельности в ДОУ
на тему «Природные явления»
Воспитатель: Страмова Л.С.
2019год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект занятия по экспериментально- исследовательской деятельности в старшей группе с использованием цифровой лаборатории «Наураша» Тема: « Секреты магнита»
Методическая разработка открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе ....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Экспериментально-исследовательская деятельность «Открываем и узнаем»
В данном конспекте описаны эксперименты с водой, проводимые с целью сформировать у детей умение получать информацию об объекте в процессе его исследований, а также закрепить знания о свойствах воды, е...
Перспективный план по теме "Развитие познавательной активности через экспериментально- исследовательскую деятельность детей старшей группы"
Перспективный план по теме "Развитие познавательной активности через экспериментально- исследовательскую деятельность детей старшей группы"Цель:способствовать развитию у детей познавательной...
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: Бумага, ее качества и свойства
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе...
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с применением экспериментально – исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»
Цель: Создать условия для знакомства со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования. Образовательные:- актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее с...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».
Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...