Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водой путем создания благоприятной обстановки; формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды; понимание ценности жизни и здоровья от окружающей среды; показать детям необходимость воды для роста и развития растений, обитателей водного пространства; развивать познавательно-исследовательские способности, способности к экспериментированию, изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания; формировать в детях осознанно-правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы; воспитание экологической культуры, чувство личной ответственности за будущее Земли.
Задачи проекта: 1. Систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды.
2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
3. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
4. Расширять и активизировать природоведческий словарь ребёнка. Уточнять представления об изменениях, происходящих в природе (бывают ливневые дожди, грозы, радуга).
5. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.
6. Развитие способностей устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой.
7. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.
Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_voda.docx | 35.17 КБ |
zagadki_o_sostoyaniyah_vody.docx | 20.79 КБ |
kartinki_prilozhenie_k_vode.docx | 1.41 МБ |
perspektivnoe_planirovanie_voda.docx | 62.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
по теме: «Вода. Обитатели водоёмов»:
1. Дидактическая игра «Отгадай и сравни загадки о неживой и живой природе».
Подготовка к игре: Наблюдение за живой и неживой природой во время прогулок, экскурсий. Рассматривание иллюстраций о живой и неживой природе.
Материал и оборудование: рисунки и иллюстрации по теме, о которых говорится в загадках, игрушечные животные.
Правила игры: Воспитатель загадывает загадки, ребёнок называет отгадку, объясняет, относится это к живой или неживой природе. Перед сравнением двух отгаданных отгадок об одном и том же, ребёнок повторяет их свойства. За правильное сравнение ребёнок получает фишку.
Описание игры: Воспитатель напоминает детям о различиях между живой и неживой природой, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или картинка (рисунок) ставится к изображениям, символизирующим живую и неживую природу.
Дошкольники отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок:
- а) Часто умывается, а с водой не знается. (КОШКА)
б) С усами родится, и на усатых охотится. (КОШКА) - а) Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (СОБАКА)
б) Лает, кусает, а в дом не пускает. (СОБАКА) - а) Зимой белый, летом серый. (ЗАЯЦ)
б) В гору бегом, а с горы кувырком. (ЗАЯЦ)
4) а) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает. (СНЕГ)
б) Скатерть бела весь свет одела. (СНЕГ)
5) а) Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (ДОЖДЬ)
б) Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (ДОЖДЬ)
6) а) Еду, еду - следу нету,
Режу, режу - крови нету, Рублю, рублю - щепок нету. (ВОДА) б) Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто такая? (ВОДА)
7) а) Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (РЕКА)
б) Летом бежит, зимою спит, весна настала - опять побежала. (РЕКА)
8) а) Стеклянный домик на окне с прозрачною водой,
С камнями и песком на дне и с рыбкой золотою. (АКВАРИУМ)
б) Посмотрите - дом стоит, до краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный, с четырёх сторон прозрачный. В этом домике жильцы все умелые пловцы. (АКВАРИУМ)
9) а) Рыбам зиму жить тепло, крыша - чистое стекло. (ЛЁД)
б) Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (ЛЁД)
10) а) В белом бархате деревня, и заборы, и деревья.
А как ветер нападает, этот бархат опадает. (ИНЕЙ) б) Не колючий, светло-синий по кустам развешан .. .(ИНЕЙ)
Дети сравнивают пары загадок, говорят, чем они отличаются и чем похожи (похожи тем, что в них сказано об одном и том же).
2. Дидактическая игра: «Отгадай и сравни загадки о воде».
- В новой стене, в круглом окне днём стекло разбито, за ночь вставлено.
(ПРОРУБЬ) - Шуба нова, на подоле дыра. (ПРОРУБЬ)
- Растёт вниз головой. Не летом растёт, а зимой. Чуть солнце её припечёт,
заплачет она и умрёт. (СОСУЛЬКА)
- С неба звёзды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется чёрная земля.
Много-много звёздочек тонких, как стекло.
Звёздочки холодные, а земле тепло. (СНЕЖИНКИ). - Когда повяли все цветы, мы прилетели с высоты.
Мы, как серебряные пчёлки, уселись на колючей ёлке.
Мы полетели на поля, и стала белою земля. (СНЕЖИНКИ)
- На дворе горой, а в избе водой. (СНЕГ)
- Лежал, лежал, да и в реку убежал. (СНЕГ)
- Вился, вился целый рой, сел на землю, стал горой. (СНЕГ)
- Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (СНЕГ) - Лежало одеяло мягкое, белое. Солнце припекло - одеяло потекло. (СНЕГ)
11) Мостится мосток без досок, без топора, без клина. (ЛЁД)
12) По небесам оравою бредут мешки дырявые, и бывает иногда: из мешков
течёт
вода. (ТУЧИ)
- Громко стучит, звонко кричит, а что говорит - никому не понять. (ГРОМ)
- Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла.
И сады, и огороды всей округи полила. (ГРОЗА)
15) На дворе переполох - с неба сыплется горох. (ГРАД)
16) Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём - ищем, ищем - не найдём. (РОСА)
17) Сито большое, сито голубое. Сеет, сеет белый пух на леса, дома, на луг.
(НЕБО И СНЕГ)
18) Кругом вода, а с питьём беда. (МОРЕ)
19) Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зелёная. (ПРУД,
ОЗЕРО)
20) Все обходят это место - здесь земля, как будто тесто; здесь осока, кочки,
мхи.
Нет опоры для ноги. (БОЛОТО)
- Ни море, ни земля, корабли не плавают и ходить нельзя. (БОЛОТО)
- Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,
Узкий кончик - в роднике, а широкий - в море. (РЕКА)
- Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная. (ОЗЕРО)
- В голубенькой рубашке бежит по дну овражка. (РУЧЕЙ)
25) Бегу, я, как по лесенке по камешкам звеня.
Издалека по песенке узнаете меня. (РУЧЕЙ)
- Пушистая вата плывёт куда-то, вот вата ниже - и дождик ближе.
(ОБЛАКО) - Без пути и без дороги ходит самый длинноногий
В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (ДОЖДЬ)
28) Он идёт, а мы бежим. Он догонит всё равно!
В дом укрыться мы спешим, будет к нам стучать в окно.
И по крыше тук да тук! Нет, не впустим, милый друг! (ДОЖДЬ)
29) На свете нет её сильнее, на свете нет её буйнее.
В руках её не удержать и на коне не обогнать. (ВОДА)
3. Дидактическая игра: «О двух братцах».
Оборудование: Волшебная коробочка с двумя одинаковыми человечками и подписью «Два братства». Картинки: берега реки, очки, глаза, велосипед, гром и молния, дождь и снег, солнце и луна, лёд и прорубь, резиновые сапоги.
Правила игры: В загадках говорится о действиях « двух братцев». Братцев « двое», причём, они могут быть похожи и совершенно различны.
Дошкольникам предлагается внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на которых показаны разные «братцы». После этого рисунки убираются в волшебную коробочку. При правильном ответе из коробочки достаётся соответствующий рисунок.
Дети отгадывают загадки о «двух братцах», доказывают правильность своих ответов. Потом сравнивают загадки о разных «братцах». Загадки:
- Два близнеца, два братца верхом на нос садятся. (ОЧКИ)
- Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (ГЛАЗА)
- Два братца по небу гуляют: одного все видят, но не слышат, другого всякий
слышит, но не видит. (ГРОМ И МОЛНИЯ) - Два братца по небу гуляют, один днём, другой ночью. (СОЛНЦЕ И ЛУНА)
- Два братца в одном в одном домике живут, но один белый, а другой
прозрачный. (СНЕГ И ДОЖДЬ) - Два братца всегда вместе бегут, один спереди, другой сзади. (ВЕЛОСИПЕД)
- Два братца зимой родятся; у одного братца в круглом оконце днём стекло
разбито, ночью другой братец его вставляет. (ЛЁД И ПРОРУБЬ) - Два братца топают по лужам, если дождик на дворе,
Если солнышко сияет, то под вешалкой стоят. (РЕЗИНОВЫЕ САПОГИ)
9) Два брата в воду глядят, век не сойдутся. (БЕРЕГА РЕКИ)
10) Два братца родных, два сына воды, друг друга не видят,
Почти никогда не встречаются. Один приходит летом, а другой - зимой. (ДОЖДЬ И СНЕГ)
4. Дидактическая игра: «Знаем, знаем!»
Цель: научить определять по описанию обитателей водоёмов (рек и озёр), (обитателей морей и океанов), научить правильному и точному их описанию.
Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и описывает одного из обитателей рек и озёр, например, щуку. Потом он выходит из круга, дети поворачиваются к нему лицом, выставляют руки вперёд и говорят: «Знаем, знаем!»
Ведущий дотрагивается до руки одного из играющих. Тот должен назвать обитателя водоёмов. Если отвечающий ошибается, то ведущий подходит к . другому. Кто отвечает правильно, встаёт на место ведущего.
Также провести игру по закреплению обитателей морей и океанов.
5. Дидактическая игра: «Плавает - не плавает».
Цель: закрепить плавающих обитателей рек, озёр, морей и океанов.
Дети стоят в кругу. Ведущий с мячом в руках находится в центре. Он называет различных зверей, птиц, рыб и т.д. Если названное животное плавает, дети должны поймать мяч, если животное не плавает, дети мяч не ловят. Кто ошибается, выходит из игры, побеждает тот, кто долго продержался в круге.
6. Дидактическая игра: « Зверь рыба, птица, небылица».
Цель: закрепить животных леса, луга, водоёмов и проч.
Играющие располагаются в круг. Ведущий проходит мимо них и повторяет: «Зверь, рыба, птица, небылица». Внезапно он останавливается напротив одного из игроков, называя одно из перечисленных слов и считая при этом до пяти. Игрок, против которого остановился ведущий, должен назвать соответственно зверя, рыбу, птицу, пока не закончен счёт, а если надо назвать небылицу, ребёнок называет то, чего в лесу, в воде, на лугу не бывает. Не сумевший выполнить задание выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше даст правильных ответов.
7. Дидактическая игра: «Разрезные картинки».
Цель: закрепить водоёмы: (ручей, река, озеро, болото, море, океан), обитателей этих водоёмов.
Картинки с изображениями водоёмов (рек, морей, океанов, озёр, болот, ручейков) разрезают на 6-80частей. Картинки с изображениями обитателей водоёмов (рек, озёр, морей, океанов) разрезают на 8-10 частей каждую. Играющим предлагают из этих частей сложить изображённый на картинке рисунок, назвать его и рассказать о нём.
8. Дидактическая игра: «Помоги Незнайке!»
Цель: закрепить растительный мир водоёмов (рек и озёр), (морей и океанов). Закрепить обитателей водоёмов (рек и озёр, морей и океанов).
1-ый вариант игры: К детям в гости пришёл Незнайка. Он принёс картинки и просит детей помочь ему разобраться, что же на них изображено. На одних картинках изображены растения: водяные лилии, кувшинки, ряска, камыш рогоз. На других - обитатели рек и озёр: щука, карась, окунь, лещ, лягушка, сом и проч. Дети объясняют, что это за растения и обитатели водоёмов, что эти растения и обитатели живут в воде. Незнайка пытается запомнить эти растения, дети ему помогают: они показывают картинку, он называет её, если называет неправильно, то дети его поправляют. Потом наоборот, Незнайка показывает, а дети называют картинку.
2-ой вариант игры: Незнайка приносит картинки с изображением растительного мира морей и океанов и их обитателей. Дети ему объясняют, показывают и рассказывают об обитателях подводного мира.
9. Дидактическая игра: «Что перепутал художник?»
Цель: закрепить части тела рыб и других обитателей водоёмов.
Детям предлагаются несколько картинок, где перепутаны части тела рыб и других обитателей водоёмов, также им выдаются разрезные части картинок, они должны исправить ошибки художника. Исправляя ошибки, дети правильно называют части тела рыб и обитателей водоёмов.
10. Дидактическая игра: «Закончи рисунок».
Цель: закрепить части тела рыб и других обитателей водоёмов.
Незнайка рисовал рыб и других обитателей водоёмов, но каждый раз ему кто-то мешал, и он не закончил ни одн ого рисунка, нужно помочь Незнайке и нарисовать недостающие части тела рыб и других обитателей водоёмов. Каждый играющий получает незаконченный рисунок, называет, кто на нём изображён, чего на нём не достаёт и заканчивает его.
11.Дидактическая игра: «Определи по контуру».
Цель: закрепить обитателей водоёмов, учить определять по контуру.
Ребёнку предлагается несколько картинок с изображением контура обитателей водоёмов: щуки, дельфина, сома, кита, осьминога, медузы, морской, звезды и т.д. Ребёнок должен узнать по контуру, кто здесь изображён и назвать этого обитателя.
12.Дидактическая игра: «Определи по тени».
Цель: Учить определять обитателей водоёмов по тени.
Ребёнку предлагается несколько теневых картинок с изображением обитателей водоёмов. Он по тени должен определить и назвать его.
13. Дидактическая игра «Лото»
Цель: Формировать умение играть по правилам, соблюдать очередь. Развивать внимание, навык классификации картинок в соответствии с агрегатным состоянием воды.
Материал: Карточки 15х21 разделены на девять секторов; пиктограмма, обозначающая агрегатное состояние воды, изображена по центру; карточки-картинки 5х7, мешочек.
Ход: Играют от 2 до 6 человек. Каждому игроку раздается от 1 до 3 больших карточек. Маленькие карточки складывают в мешочек. Ведущий достает из мешка маленькую карточку и называет ее, например: «Озеро». Игрок, у которого на большой карточке есть условное обозначение «капелька», говорит: «У меня!» - забирает маленькую карточку и кладет её сверху на свободную ячейку большой карточки. Выигрывает тот игрок, который первый закроет все ячейки на всех своих больших карточках.
14.Дидактическая игра «Домино»
Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях окружающего мира. Формировать умение играть в коллективе. Развивать логическое мышление, способность к анализу ситуации, сообразительность, развивает операции сравнения и обобщения.
Материал: Карточки - картинками с изображением воды в 3 состояниях.
Ход: Играют от двух до четырёх человек. Карточки переворачиваются обратной стороной вверх и перемешиваются. Каждый игрок берет по 6 карточек. Остальные карточки находятся в резерве, образуют так называемый «базар». Первым ходит игрок, у которого есть дубль - фишка с двумя одинаковыми картинками. Если дубля нет ни у кого. Игроки берут еще по одной карточке. Каждый игрок по очереди, по часовой стрелке выкладывает 1 карточку, так чтобы одна из картинок карточки была одинакова с одной из крайних картинок на игровом поле. Если у игрока подходящей карточки нет, он идет на «базар» и берет карточки, до тех пор пока не найдет нужную. Если на «базаре» карточек больше нет, игрок пропускает свой ход. Если никто из игроков не может ходить, игра окончена. Производится подсчет очков: 1 карточка составляет 1 очко, две – 2 очка. Выигрывает игрок с наименьшим количеством очков.
15.Дидактическая игра «Для чего нужна вода?»
Цель: Уточнить знания о значении воды в жизни человека. Закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать.
Материал: Игровое поле в виде круга разделённого на 4 части, каждая часть означает потребности человека (пища, гигиена, хозяйственно-бытовые, народно-хозяйственные), обозначена пиктограммой; цветные карточки (стирка белья, приготовление пищи, умывание и т.д.).
Ход: Играют самостоятельно или в парах. Дети берут карточки и располагают по группам в нужной части круга.
16. Дидактическая игра «Какой бывает вода?»
Цель: Закреплять знания о свойствах воды и упражнять в умении отличать три агрегатных состояния воды: жидкое, твёрдое и газообразное.
Материал: Карточки разного цвета со схематически изображёнными состояниями воды, цветные картинки с различными изображениями воды, в разных агрегатных состояниях (снег, лёд, вода, туман, озеро и т. п.)
Ход: Выбрать водящего. Раздать карточки и переворачиваем цветные картинки изображением вниз. Водящий берёт цветную картинку и показывает играющим, дети наперегонки называют агрегатное состояние воды и водящий отдаёт картинку самому первому из правильно ответивших. Побеждает тот ребёнок, у которого вся карточка заполнена.
17.Дидактическая игра: «Хорошо – плохо»
Цель: Формировать представления о полезных и вредных свойствах и качествах воды. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Материал: Карточки, разделённые на два сектора со знаками «+» и «-», цветные картинки с различными видами применения воды.
Ход: Играют самостоятельно или в парах. Дети берут картинки и располагают их на карточке в нужном секторе.
6. Дидактическая игра: «Где живёт вода?»
Цель: Расширять кругозор, знания об окружающем мире. Закрепить знания для чего нужна вода и в чем она содержится.
Материал: 36 карточек с предметными картинками, 36 карточек с сюжетными, 36 карточек с капельками.
Ход: Первый вариант. Водящий раздаёт детям предметные картинки (в зеленых рамочках) поровну. Дети раскладывают перед собой карточки и кладут капельки на те предметы, в которых содержится вода. Затем каждый участник рассказывает о своих картинках. Второй вариант. Водящий раздаёт детям сюжетные картинки (в синих рамочках). Дети кладут капельки на те картинки, в которых есть действия с водой. Затем рассказывают о всех картинках, объясняют, почему положил карточки именно на них.
18.Настольно – печатная игра «Очень важная вода»
Цель: Закреплять знания о том, какую роль вода играет в природе и жизни человека. Расширять представление о использовании свойств воды в технике, хозяйстве, промышленности (полив растений, тушение пожаров, водный транспорт и многое другое). Расширять кругозор, умение анализировать факты и устанавливать логические связи. Развивать внимание, наблюдательность, зрительная и ассоциативная память.
Материал: Игровое поле – ходилка 59х34 см, кубик, 4 фишки.
Ход: Дети выбирают фишки, устанавливают очерёдность. По очереди бросают кубик, передвигают свою фишку на столько ходов вперёд, какое количество точек выпало на грани, и выполняет задание в соответствии с правилами игры.
19. Настольно – печатная игра «Путешествие капельки»
Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о круговороте воды в природе и о свойствах воды. Развивать наблюдательность, внимание и память. Развивать умение выполнять условия игры, действовать по правилам, достойно встречать победы и поражения.
Материал: Игровое поле, фишки, кубик.
Ход: Дети выбирают фишки, устанавливают очерёдность. По очереди бросают кубик, передвигают свою фишку на столько ходов вперёд, какое количество точек выпало на грани, и выполняет задание в соответствии с правилами игры.
20. Словесная игра: «Подбери слово»
Цель: Формировать умение выделять и называть существенные признаки предметов и явлений. Активизирует словарь ребенка, развивает связную речь.
Материал: Иллюстрации с изображением реки, ручейка, моря, озера, снега, тумана, сосульки, снежинки и т. д.
Ход: Иллюстрации лежат на столе картинкой вниз. Воспитатель предлагает детям придумать красивые слова о том, что они увидят. Каждый ребёнок по очереди выполняет задание. Например, Ручеёк - голубой, журчащий, красивый, прозрачный, река - бегущая, горная и т.д., океан - необозримый, широкий, бездонный, спокойный, и т.д.
21. Игра малой подвижности «Где снежинки?»
Цель: Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность. Активизирует словарь ребенка, развивает связную речь.
Материал: Карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Ход: Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д. Во время движения по кругу произносятся слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.
22. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Цель: Закрепить представления о круговороте воды в природе. Развивать умение действовать в соответствии с поставленной задачей.
Техническое обеспечение: Компьютер, диск «Звуки природы».
Ход: Воспитатель предлагает детям превратиться в маленькие капельки дождя, на себя дерёт роль – мамы тучки. Под музыку по сигналу воспитателя дети начинают изображать капельки (разбегаются, прыгают, танцуют). По ходу игры воспитатель предлагает игровые действия: пошёл дождь, потекли маленькие весёлые ручейки, встретились ручейки и стали большой рекой, попала речка в океан, пригрело солнышко - вернулись домой на тучку.
23.Дидактическая игра: «Что мы знаем о воде?»
Цель: Закрепить знания о воде, о водоёмах и их обитателях.Дети садятся в круг. Воспитатель объясняет им, что сейчас они будут обрывать лепестки у ромашки, на этих лепестках написаны вопросы. Игрок получают фишку за правильный ответ. Кто больше наберёт фишек, тот побеждает. Вопросы на лепестках ромашки:
1.Что такое вода? (Жидкость)
2.Где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране)
3. Какая бывает вода? (Прозрачная, безвкусная, жидкая, без запаха, без формы, тёплая, холодная, горячая, кипяток, пресная, солёная, без цвета).
4. Кто живёт в реках и озёрах? (Сом, щука, окунь, карась, лещ, налим, лягушка, рак, язь, плотва, ерши и т.д.)
5. Кто живёт в океанах и морях? (Киты, дельфины, моржи, тюлени, кашалоты, скаты, морские коньки, морские звёзды, кораллы, рыба-молот, сельдь, треска, осьминоги, рыба-пила и т.д.)
- Что растёт в воде? (Кувшинки, водяные лилии, камыш, рогоз, ряска, осот и т.д.)
- Всегда ли вода одинаковая? (Нет, она бывает разная. Это снег, дождь, ливень, роса, снегопад, пурга, лёд, половодье, лужи, иней, сосульки, пар).
- Для чего человеку нужна вода? (Умываться, купаться, пить, мыть посуду, стирать бельё, мыть полы, протирать пыль, поливать цветы, поить животных).
- Кому нужна вода? (Человеку, животным, растениям, всему живому на Земле).
- Почему воду надо беречь? (Пресной воды на планете очень мало, а без неё не возможна жизнь ни человека, ни растений, ни животных).
Предварительный просмотр:
Загадки о состояниях воды.
Вода
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Сама пить не пьёт,
А нас вынуждает.
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
Водопад
С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И, о камни разбиваясь,
Пеною встаёт.
Море
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьётся.
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна -
И горька и солона.
Кругом вода,
А с питьём беда.
Кто знает, где это бывает?
Пена
Белая вата плывёт куда-то,
Хоть лови, не лови -
Не изловишь.
Волна, волны
По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт -
Тут и пропадёт.
В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует -
Бежим по воде.
Река
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море.
Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.
Берега
Два братца через мать
Друг на друга глядят.
Два братца друг на друга глядят,
А сойтись не могут.
Болото
Не вода, не суша -
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь.
Не пройдёшь, не проедешь -
Обойдёшь стороной.
И водицы не попьёшь
С синеватой пеленой.
Не море, не земля,
А кораблям плавать нельзя.
Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи...
Нет опоры для ноги.
Пруд
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое,
Рама зелёная.
Молодые берёзки
Свои перед ним
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды -
В нём всё отражается...
Как это зеркало называется?
Родник
Он без рук, он без ног.
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
Там, где корни вьются,
На лесной тропе,
Маленькое блюдце
Спрятано в траве.
Каждый, кто проходит,
Подойдёт - нагнётся
И опять в дорогу
Силы наберётся.
Ручей
Под осоку на песок
Уронили поясок.
И лежит - да не поднять,
И бежит - да не поймать.
К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился - весной.
Кто бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой?
Роса
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём.
Вечером родится,
Ночь живёт,
Утром умирает.
Утром падаю всегда -
Не дождинка, не звезда -
И сверкаю в лопухах,
На опушках и лугах.
Снег
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.
Он пушистый, серебристый,
Белый, белый,
Чистый, чистый,
Ватой наземь лёг.
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Бел как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал.
Белое одеяло
Землю одевало.
Солнце припекло -
Одеяло потекло.
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится.
Одеяло белое
Не руками сделано
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает.
Живёт - лежит,
Умрёт - побежит.
Лежал, лежал,
Да в реку побежал.
Белая скатерть
Всю землю покрыла.
На дворе горой,
А в избе водой.
Ни ведёрка, ни кисти,
Ни рук,
А побелит всё вокруг.
Снежинки
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке?
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Снеговик
Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
Снежная баба
Меня не растили
-Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку,
Глаза - угольки,
Губы - сучки.
Холодная, большая.
Кто я такая?
Снежный ком
По снегу покатите -
Я подрасту.
На костре согреете -
Я пропаду.
Град
С неба крупа падает.
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина.
Рассыпался горох
На семьдесят дорог:
Никто его не подберёт.
Лёд
Без досок,
без топоров,
Через речку мост готов.
Мост - как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
В руках у Тани
Зима в стакане.
В огне не горит,
В воде не тонет.
Зимнее стекло
Весной потекло.
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша - толстое стекло.
Прорубь
Шуба нова,
А на подоле дыра.
В новой стенке,
В круглом окне,
Днём стекло разбито,
А за ночь вставлено.
Сосулька
Что вверх корнем растёт?
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдёт,
Гвоздь упадёт.
Забралась на карниз,
Нос повесила вниз.
На ночь слёзы прячет,
А на солнце плачет.
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
А солнце её припечет -
Заплачет она и умрет.
Висит за окошком
Кулёк ледяной
Он полон капели
И пахнет весной.
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
опытно – экспериментальной исследовательской деятельности
в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
ЯНВАРЬ «Вода - источник жизни на земле». | |||||||
Неделя | Название опыта | Цель опыта или исследовательской деят-ти. | Содержание опыта или исследовательской деят-ти. | Образовательные области (НОД) | |||
1 | «Где живет водичка?» | Дать представления детям о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, всех предметов, которые есть в помещении). Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека. Прививать бережное отношение к воде. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по соответствующей теме. | «Познакомить детей с глобусом, рассмотреть его поверхность и определить, что большая его часть состоит из воды». «Рассматривание капелек воды через лупу». «Рассматриваем снежинки через лупу» - находим взаимосвязь между температурой воздуха и таянием снежинок. «Замораживаем воду – делаем ледяные украшения» (наливаем окрашенную заранее красками воду в формочки и выносим на мороз. Затем украшаем горку, крепость и постройки снежные). | Презентация проекта. Знакомство с капелькой (капитошкой). Выбор в группе уголка проекта «Мир воды». Худ.литер.: Н. Рыжова «Жила- была река», «История одного пруда», пословицы и поговорки о воде. Д/и «Где живет водичка?» Пальч. игра «Дождик, дождик веселей» Беседы: «Где можно встретить воду в природе?» «Где живут капли воды в детском саду?» Рассматривание картинок и иллюстраций о воде. Экскурсии (целевая прогулка) по территории детского сада с целью обнаружения воды. (Рассматривание снежинок, льдинок). Просмотр слайдов «Вода вокруг нас». П/и «Снежки». «Пройди через речку по мостику», «Ручеек». Рисование «Снежинка». Просмотр мультфильма «Зимовье звере». | |||
2 | «Круговорот воды в природе». | Дать детям понять, как в природе происходит круговорот воды. Поощрять выдвижение детьми гипотез. Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли. Продолжать воспитывать бережное отношение к природе. | «Круговорот воды в природе» Опыт проводится на примере испарения воды в чайнике, а затем ее конденсации на холодной стекле, которым накрывают чайник после его закипания. | Худ.литер.: Урядова Ирина «Сказка о воде». Стихи:Олегова С. «Кто знает, откуда берется вода?». О.Секора «Погода в картинках» (Что такое облако и что такое дождь? Стр7. Д/и «Что вода делает?» Пальч. игра «Гроза». Занятие «Круговорот воды в природе». Рассматривание иллюстративного материала «Круговорот воды в природе». Целевая прогулка с целью обнаружения воды на участке детского. (Снег – это вода). П/и «Два мороза». Аппликация «Снежинки для украшения группы детского сада». Просмотр развивающего мультфильма «Где рождается погода?» Прослушивание аудиозаписей из цикла (Звуки природы) – «Океанское побережье». Совместное изготовление коллажа «Круговорот воды в природе». | |||
3 | «Кому нужна вода?» | Формировать представления о значении воды в жизни человека и для природы, о разнообразии состояний воды в окружающей среде. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. | «Растения пьют воду» (Три тюльпана поставить в стаканы с водой заранее окрашенные пищевыми красителями и посмотреть в какой цвет окрасится цветок. На основе этого, сделать вывод: о том, что все растения нуждаются в воде, растения пьют воду.) «У растения внутри есть вода». (Отрезанный кусочек стебля тюльпана разделить вдоль и отрезанной частью положить на салфетку. Салфетка стала мокрой. А значит в стебле есть влага. Т.е. растения тоже состоят из воды.) | Худ.литер.: чтение отрывков из энциклопедии «Обитатели моря». Стихи «Вода — природный дар» «Мой дружок — ручеек» Разгадывание ребусов о воде. Д/и «Кто, где живет». Пальч. игра «Рыбки» Беседы: «Кому нужна вода?» Рассматривание энциклопедии «Подводный мир», «Тайна морей и океанов». Наблюдение за рыбками в аквариуме. П/и «Караси и щука». Аппликация «Аквариум» (коллективная работа). Прослушивание аудиозаписей из цикла (Звуки природы) – «Звонкий ручей». Конструирование из конструктора «Лего» - «Озеро». | |||
4 | Как человек использует воду?» | Расширять представление детей о использовании воды в быту, в сельском хозяйстве, для получения электроэнергии и.т.д. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. | «Строим модель реки» и с помощью лейки душа (который эмитирует течение реки) демонстрируем силу воды, пускаем кораблики из бумаги и смотрим, как он без нашей помощи преодолевает расстояние. «Выталкивающая сила воды» (Бутылку пустую опускаем на дно тазика с водой, отпускаем ее и вода выталкивает бутылку на поверхность). | Худ.литер.: «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжова К. Чуковский «Мойдодыр»; Составление кроссворда о воде. Д/и «Чего не хватает?» Пальч. игра «Пароход» Беседы: «Как человек использует воду?», «Может ли человек обойтись без воды?». Экскурсия по детскому саду с целью - понаблюдать, как используется вода в детском саду. Просмотр слайдов «Как человек использует воду?». П/и «Рыболов». Сюжетно-ролевая игра «Прачечная». Рисование «Как люди речку обидели». Просмотр мультфильма «Федорино горе» К.И.Чуковский 1974г. | |||
ФЕВРАЛЬ «Какая бывает вода? Свойства воды» | |||||||
1 | Какой бывает вода? | Показать детям зависимость состояния воды от температуры воздуха. Познакомить со способом получения теплой и горячей воды. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. Активизация и обогащение словаря детей. | «Вода бывает теплой, холодной, горячей». «Рукам своим не верю» Приготовим три миски с водой: одну - с холодной, другую - с комнатной, третью - с горячей. Просим ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую - с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спрашиваем горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам? «Теплая и холодная» (Берем 2 стаканчика:один с холодной водой и подкрашиваем его желтой краской, а второй с теплой и подкрашиваем его синей краской. Затем берем карточку или кусок пластика кладем на стакан с теплой водой аккуратно переворачиваем его и ставим на стакан с холодной водой. Убираем карточку! Вода не перемешивается! Аналогично проводим опыт наоборот. Вода перемешалась и стала салатовой). | Худ.литер.: стихи Суслов Б.Н «Вода», сказка Г.Х.Андерсен «Русалочка». Пословицы и поговорки о воде. Д/и «Зверь рыба, птица, небылица». Пальч. игра « Осьминог» Беседы: «Как узнать горячая вода или холодная ?» «Какой водой нужно поливать комнатные растения?» Наблюдения за осадками во время прогулки. Просмотр слайдов «Подводные обитатели Арктики». П/и «Заморожу». Сюжетно-ролевая игра «Мореплаватели» Рисование «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы ледяная». Инсцинировка сказки «Заюшкина избушка» (Би-ба-бо) Прослушивание аудиозаписей из цикла (Звуки природы) – «Настроение дождя 1». Ф.Шопен «Вальс дождя». | |||
2 | Вода способна смачивать и очищать и растворять! | Способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воды. Развивать навыки работать с незнакомыми растворами, соблюдая при этом необходимые меры безопасности. Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Показать, что растворяется, а что не растворяется в воде. | «Вода способна смачивать и очищать предметы», «Поверхностное натяжение воды». (Аккуратно с помощью пипетки капать на монетку до тех пор, пока она полностью не покроется водой. С помощью лупы рассмотреть, что воды гораздо больше, чем сама монетка и капля возвышается как шапка над монеткой и не проливается). «Что растворяется в воде» В стакан с водой насыпать одну ложку соли и перемешать. Что произошло? Соль «исчезла»? Дать попробовать немного воды детям. Какой стала вода? Вывод: Она растворилась. Наполните стаканы водой и в каждый стакан насыпьте по ложке соли, сахара, гречки и масла. Помешайте в каждой емкости ложкой и понаблюдайте за реакциями. Сахар и соль растворились, крупинки гречки опустились на дно, а масло осталось плавать на поверхности. Вывод: сахар и соль растворяются в воде. | Худ.литер.: «Два ручья» сказка шорцев .(Про небо и землю. Сказочная хрестоматия. Стр 36) Просмотр мультипликационного фильма, снятого по мотивам сказки Лилиан Мур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Д/и «Подбери необходимое» ( Карточки с изображение человека который собрался мыться, чистить зубы, купаться и т.д. А к ним, маленькие картинки с изображение тех предметов, которые необходимы человеку чтобы осуществить задуманное действие.) Пальч. игра «Кит» Беседы: «Что может растворить вода?» «Чистота залог здоровья». «Зачем человек моется и стирает вещи?» Трудовое поручение: вымоем игрушки в группе. Наблюдение на прогулке за состоянием почвы. ( Когда долго не идет дождь - почва пересыхает, становиться безжизненной. А после дождя - природа оживает, трещины на земле затягиваются). Просмотр слайдов «Жизнь в пустыне» и «Тропики». П/и «Заморожу». Прослушивание аудиозаписей из цикла (Звуки природы) – «Гроза». И.Штраус «Лирика дождя капля за каплей». Рассматривание репродукций картин К Айвазовского «Ночь. Голубая волна», «Волна», «Парусник», «Буря». | |||
3 | Вода жидкая - может течь, имеет силу, но не имеет формы, цвета, вкуса, запаха. | Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).Формировать элементарные представления детей об использовании воды и ее силе. Продолжать учить детей работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками. Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера. | «Вода жидкая, может течь», «Вода – труженица», «Вода не имеет формы, вкуса и цвета». В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов. Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода? Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода? Вывод:Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь? Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено. | Худ.литер.: русская народная сказка «Снегурочка» (кн. Про небо и землю. Сказочная хрестоматия. Стр.30 Пословицы и поговорки о воде. Д/и «Что забыл нарисовать художник?» Пальч. игра «Рыбка 2» Беседы: «Чем пахнет вода?» «Какой вкус у воды?» Рассматривание картины: И.Левитана«Озеро» или «Вечерный звон». Наблюдения за толщиной снежного покроя. Конструирование: Постройки из воды (строительство снежной бабы и снежных построек черепахи, кита и крокодила) Сюжетно-ролевая игра «Мореплаватели» Рисование «Зимние забавы». Просмотр мультфильма «Снегурочка» Прослушивание аудиозаписей из цикла (Звуки природы) - «Океанское побережье», «Звуки дельфинов». | |||
4 | Пресная или соленая… | Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания. | «Как узнать пресная или соленая вода, не пробуя ее на вкус?» Стакан с соленой водой ставят на видное место на несколько дней. Вода испаряется, а соль кристаллизуется на стенках стакана. И остается белый налет. «Получение из соленой воды – пресную воду». (Налить в чайник соленую воду, вскипятить чайник, а затем вместо крышки накрыть чайник стеклом. Образовавшиеся капельки воды – будут пресными. Дать попробовать воду детям на вкус.) | Худ.литер.: Чтение энциклопедии «Обитатели моря», «Жизнь в соленой воде». Ирис Ревю «Вода в морях и океанах…» Д/и «Подводный мир». «Определи по тени». Пальч. игра «Рыбка в озере живет» Занятие «Кто живет в реке» с элементами театрализации. Беседы: «Где можно встретить воду в природе?» «Где живут капли воды в детском саду?» Наблюдение на прогулке (Где берут птицы воду зимой?). Просмотр слайдов «Обитатели морей и рек». П/и «Мы – водные животные». Рисование «Морские обитатели». Прослушивание аудиозаписей из цикла (Звуки природы) – «Шум моря и чайки». | |||
МАРТ «Состояния воды». | |||||||
1-2 | Состояния воды: лед, пар, иней. | Познакомить детей с агрегатными состояниями воды. Выявление механизма образования инея, пара, льда. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. | «Иней – это вода» «Пар – это вода» «Лед – это вода» Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней. Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней. Принести снег и лед в помещение, через некоторое время они растают. Вывод: Снег и лед превращаются в воду в теплом помещении. Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы. Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот. | Худ.литер.: сказка Г.Х.Андерсена «Снежная Королева». Д/и «Отгадай и сравни загадки о неживой и живой природе». Пальч. игра «Туча» Беседы: «Что такое туман?» Знакомство с микроскопом. Рассматривание узоров на стекле. Просмотр слайдов «Состояния воды». П/и «Ледяные скульптуры». Рисование «Снежинка». Просмотр советского полнометражного мультипликационного фильма, экранизации сказки Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева». Конструирование из деревянного конструктора «Замок Снежной королевы». Прослушивание аудиозаписей из цикла звуки природы (Хруст снега под ногами). | |||
3 | Нужен ли растениям снег? | Доказать детям, что снег сохраняет тепло. Расширять представление детей о сохранении тепла в зимний период времени, о приспосабливаемости растений к суровым условиям жизни. | Берем две ёмкости с водой. Одну ёмкость поместить на снег, вторую под снег. Оставить на некоторое время. В первой ёмкости вода не замерзла, а во второй – замерзла. Вывод: Под снегом вода не замерзает, там тепло. Значит растениям нужен снег как одеяло. | Худ.литер.: стихотворение С.Есенин «Белая береза под моим окном». С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев». Д/и «Отгадай и сравни загадки о воде», «Разрезные картинки». Пальч. игра « А под пальмой краб сидит» Беседы: «Беседа по содержанию прочитанной сказки «Двенадцать месяцев». «Снег – одеяло!» Рассматривание капли воды через лупу и микроскоп. Просмотр слайдов «Состояния воды». П/и «Поиск клада по снегом», «Снежный боулинг». Мастер- класс рисование манкой «Снежный сюжет». Прослушивание аудиозаписей . Песни из советских мультфильмов «Зима из Простоквашино» ( Евгений Крылатов - "Кабы не было зимы" исп. Валентина Толкунова). | |||
4 | Снег и лед – это тоже вода. Как температура воздуха изменяет состояние воды. | Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда и воды. Показать взаимосвязь количества и качества от размера. | «Таяние льда в воде» Принести снег и лед в помещение, через некоторое время они растают. Вывод: Снег и лед превращаются в воду в теплом помещении. Поместить в таз с вода большую и маленькую льдины. Поинтересоваться у детей какая из них быстрее растает. Выслушать гипотезы. Вывод: Чем больше льдина – тем медленнее она тает, и наоборот. | Худ.литер.: Отрывки из произведений А. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», стихи «Вода с Урала пахнет хрусталем…» Шестопалов Ю. Пальч. игра: Осьминог Д/и «Плавает - не плавает». Беседы: «Почему тают айсберги?» «Глобальное потепление». Рассматривание картинок и иллюстраций о нерациональном использовании воды. Экскурсии (целевая прогулка) рассматриваем сосульки, форму, цвет и.т.д. Просмотр мультфильма «Испорченная погода (1980г.) П/и «Отбей снежок», «Попади в цель». Лепка «Пингвины» Прослушивание аудиозаписей из цикла звуки природы (Капель). | |||
АПРЕЛЬ «Вода в жизни растений, животных и человека». | |||||||
1 | Живая вода | Познакомить детей с животворным свойством воды. | Чтение: «Живая вода» -сказки народов сибири, «Про каплю Акву» О.Курзов. Пальч. игры: «Ракушки Д/и «: «О двух братцах». Беседы: Рассматривание картинок и иллюстраций о нерациональном использовании воды. Экскурсии (целевая прогулка) Просмотр слайдов «». П/и «». «». Рисование ИЛИ Аппликация или Лепка Прослушивание аудиозаписей | ||||
2 | Как питаются растения? Для чего корешки? | Показать движение сока в стебле растения. Показать, что растения питаются через корни. Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. | Дети рассматривают луковицу с корешками. Выясняют, для чего корни нужны растениям. ( корни закрепляю луковицу в земле), забирают ли они воду. Помещают луковицу в прозрачную емкость, отмечают маркером на емкости уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для луковицы. Спустя несколько дней определяют, что произошло с водой (воды стало меньше) и объясняют процесс всасывания воды корешками. Вывод: корень лука также как и любого растения всасывает воду. | Худ.литер.: Пальч. игры: «Дождь, дождь!» Д/и «Что мы знаем о воде?» Беседы: Рассматривание картинок и иллюстраций о нерациональном использовании воды. Экскурсии (целевая прогулка) Просмотр слайдов «». П/и «». «». Рисование ИЛИ Аппликация или Лепка Прослушивание аудиозаписей | |||
3 | Что растет в воде? | Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания. | «Проращивание семян тыквы, огурцов» | А. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде »; Пальч. игры: Медуза Беседа «Что растет в воде» Ручной труд (конструирование из бумаги) «Белая кувшинка» | |||
МАЙ «Берегите воду». | |||||||
1 | «Исчезновение капельки» | Научить детей экономить воду, сформировать у них мысль, что вода – это ограниченный ресурс, который нужно беречь. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Воспитывать аккуратность. | «Очистка воды». «Как сберечь воду?» «Очистка воды, фильтрация» Перед детьми в стаканах вода из нашего пруда. Через стенки стаканов видно, что вода из пруда грязная. И мы займемся тем, что постараемся в нашей лаборатории очистить воду. Первое, что мы сделаем, это смастерим фильтры. Для этого возьмем кусочек ваты и кусочек марли, свернутый в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду из реки в воронку с фильтром.Вывод:Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище. | Худ.литер.: Человек и золотая рыбка Н.А.Рыжова В.Максимова «Кто чистит воду». Пальч. игры: «Лодка», «Мостик». Беседы: «Почему воду нужно беречь?» «Что будет если воды не станет?» Рассматривание картинок и иллюстраций о нерациональном использовании воды. Экскурсии (целевая прогулка) по детскому саду с целью обнаружения утечки воды и ее нерациональном использовании . Просмотр слайдов «Экологическая катастрофа». П/и «Море волнуется». «Пройди через речку по мостику». Рисование «Правила пользования водными ресурсами». | |||
2 | Вода в жизни человека… | Подвести детей к выводу о том, что необходимо беречь воду – потому что без воды не будет жизни на земле! | Обобщающее занятие – викторина «Вода – это жизнь!» Праздник «Берегите воду!» Цель: Создать радостное, веселое настроение. Закрепить полученные знания о воде, ее значении в жизни людей и всего живого. Воспитывать бережное отношение к воде. | Худ.литер.: Сказка воду нужно беречь. Пальч. игры: Радуга Выставка детских работ на тему «Вода» | |||
Работа совместная с родителями. Оформление стендовой информации «Берегите воду», «Вода – это жизнь». Консультации «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». Как организовать опыты с водой дома Коллаж «Круговорот воды в природе» Создание выставки по теме «Берегите воду!». Создание мини-библиотеки «Мир воды» |
Результатами проекта являются:
Воспитание у детей эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
Эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие). Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.
Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника.
Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно-исследовательских навыков.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный этап проекта:
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить развивающую среду:
• Подбор художественной литературы по теме;
• Подбор энциклопедий, карт, схем;
• Подбор фотографий, иллюстраций, репродукций;
• Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
• Составление картотеки опытов с водой;
• Создание условий для исследования, подготовка материала к экспериментированию.
• Подготовка оборудования для опытов с водой.
• Подбор сюжетно-ролевых, дидактических, пальчиковых игр.
• Разработка конспектов НОД по теме.
Основной этап проекта:
1. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
2. Подготовить информацию для родителей по темам:
• Экспериментирование с водой;
• Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
• Почему воду нужно беречь?
• Составление схемы «Круговорот воды в природе».
• Провести презентацию «Мир воды».
• Беседы, рассказы.
• Наблюдение за осадками, природными явлениями.
• Дидактические, пальчиковые, сюжетно-ролевые игры
• Рассматривание энциклопедий, иллюстраций, фотографий, репродукций по теме.
• Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, сочинение сказок, драматизация.
• Художественное творчество (рисование, аппликация, лепка)
• Изготовление плакатов, моделей морского мира с жителями, аквариумов по теме.
Заключительный этап проекта:
1. Презентация плакатов на тему: «Берегите воду», «Где живёт вода», «Вода – это жизнь», «сказка с использованием магнита «Путешествие капельки»
2. Итоговое занятие «Волшебная капелька» для детей младшей группы.
3. Игровое занятие «Происшествие на маленькой речке» (по мотивам рассказа Д. Орловой «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло»)
4. Инсценирование сказки «Ледяная избушка» для детей средней группы.
5. Выставка «Волшебница – Вода ».
6. Создание мини-библиотеки «Мир воды».
Список используемой литературы:
1. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
3. Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
5. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
6. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
7. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012
8. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
9. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
10. Серия рассказов Д. Орловой про Стобеда: «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло», «Как лечили Стобеда, а вылечили ещё и собаку» и другие из журнала «Здоровье» за 1990г.
11. Зарапин В. Г., Караваева А. О. «Опыты с водой» 2015г.
12. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.
13. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011.
14.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008.
15. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
16. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2008
17. Алабьева Е. А. Природа и игры на детей.- М.:ТЦ Сфера, 2012. – 128с. Сказки о живой и неживой природе.
18. Подводный мир (моя первая энциклопедия) изд. Рузич
19. Атлас «Мир и человек»
20. Юлия Школьник Подводный мир (полная энциклопедия) Москва изд. Экспо 2008г.
21. Зарапин В. Г., А.О. Караваева – М.:Экспо, 2014. – 96с.:ил.-(опыты для детей) Научные опыты с водой.
Журнал «Дошкольное воспитание» 9/2013г. Стр.57 Статья Заполярье. Огород на окне. Н.Новикова.
Журнал «Дошкольное воспитание» 11/2013г. Стр.11 Как вода приходит в дом. О.Кмито.
Журнал «Дошкольное педагогика» №4(8)сентябрь октябрь/2002г. Стр.20 Проведение занятий по теме «Вода» для групп дошкольного и младшего школьного возраста. О.И.Лагутенко.
Журнал «Воспитатель» №12 /2012г. Стр.39 Волшебная вода. Занятие по ознакомлению с окружающим. Е.А.Важенина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на тему:"Вода в жизни человека".
Цель:совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека. Конспект предназначен для детей старшей группы....
конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Вода в жизни человека"
Совершенствовать представления детей о значении воды в жизни человека....
Конспект по ОО «Познавательное развитие» познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Вода – растворитель. Очищение воды»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы....
Перспективный план по теме "Развитие познавательной активности через экспериментально- исследовательскую деятельность детей старшей группы"
Перспективный план по теме "Развитие познавательной активности через экспериментально- исследовательскую деятельность детей старшей группы"Цель:способствовать развитию у детей познавательной...
Конспект ООД по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воды"
В конспекте представлен материал по ознакомлению со свойствами воды, развитию навыков проведения лабораторных опытов, а также по воспитанию бережного отношения к воде....
Конспект занятия для старшей группы на тему: «Вода-источник жизни человека и природы»
Конспект занятия для старшей группы на тему "Вода-источник жизни человека и природы"...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».
Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...