Перспективный план по теме "Развитие познавательной активности через экспериментально- исследовательскую деятельность детей старшей группы"
материал (старшая группа)
Перспективный план по теме "Развитие познавательной активности через экспериментально- исследовательскую деятельность детей старшей группы"
Цель:способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.23 КБ |
Предварительный просмотр:
месяц | Тема | Цель | Оборудование | Примечания | Работа с родителями |
сентябрь | Воздушный океан 1.Встреча с воздушным шариком. 2.Свойства воздуха (опыты). 3.Чистый и грязный воздух. 4. Ветер. | Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе. Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека. Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования. | полиэтиленовый пакет резиновая груша воздушный шарик парашютик карточки с изображением ветра, бури камешек стакан с водой весы | Занятие «Где спрятался воздух» Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляют силуэты деревьев. Результаты опытов заносятся в таблицу. | Беседа на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников». Цель: Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников. В уголок « ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ» поместить статью на тему: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Цель: предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности |
октябрь | Песок. Глина. Почва 1. Песок, его свойства. Песочные часы. 2. Глина, ее структура и цвет. 3. Почва. Разновидности почвы. | Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами. Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений | стакан с песком, с глиной, водой лист бумаги ложечки лупы песочные часы. образцы почвы в железной баночке стакан с водой палочка влажные бумажные салфетки почва | Лепка из глины Рисование картин песком Посадка растений в почву | Консультация на тему: «Игра и экспериментирование». Цель: Рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра, является ведущим видом деятельности дошкольн |
ноябрь | Вода во круг нас. 1. Путешествие по глобусу. 2. Свойства воды. 3. О различных агрегатных состояниях воды. 4. Круговорот воды в природе. | Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмах; о различных состояниях воды. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях. Развивать речь, мышление, любознательность, экологическую культуру. | Глобус Схема с изображением круговорота воды в природе ИКТ презентация Оборудование для проведения опытов | Результаты эксперимента по плавучести предметов в воде заносятся в таблицу при помощи знаков «+» и «-» Изготовление игры «Путешествие воды» | Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к экспериментально – исследовательской активности |
декабрь | Вода во круг нас. (продолжение) 1. Почему идет снег? 2. Выявление механизма образования облаков 3. Выявление механизма образования инея | Дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом. | Пульверизатор Термос с горячей водой ИКТ презентация с репродукциями картин профессиональных художников- изображение пейзажей с разными природными явлениями Образцы снежинок ИКТ презентация «Что такое снег?» | Рассматривание репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей с разными природными явлениями | Беседа на тему: «Значение детского экспериментирования для психического развития». |
январь | Магнит 1. Магнит и его свойства. . | Познакомить детей с магнитом, некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках. | магниты различных размеров, предметы из железа, меди, алюминия, дерева, кусочки ткани, бумаги, стеклянная баночка. | Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу. | Консультация на тему: «Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка» |
январь | 2. Магнитные свойства Земли. 3. Компас. | Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс; сформировать представления о компасе. Развитие способности понимать знаково-символические обозначения карты Земли. Формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них. | Глобус, энциклопедия «Мир вокруг», ИКТ- слайды с изображениями Земли из космоса. компас, различные предметы. Карта полушарий, большой атлас Земли, схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта | Изготовление игры «Шустрые паучки, бабочки, лягушки» Игра- ходилка «Морское путешествие» | Домашнее задание: Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса. |
февраль | Волшебница соль 1. Физические и химические свойства. 2. Выращивание кристаллов соли 3. Способы добычи соли. 4. Применение соли кристалликов соли | Уточнить знания детей о свойствах соли. Познакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение). Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления. | Слайдовая презентация на тему: «Где и как добывают соль», увеличительные стекла по количеству детей, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола), стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей), стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца. | Занятие «Знакомство со свойствами соли и сахара» Выращивание соляных кристаллов | Консультация на тему: «Соблюдение правил безопасности в процессе организации экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников». |
март | Наш мини огород 1. Способы размножения растений. 2. Посадка лука. 3. Посев семян помидоров для выращивания рассады. 4. Черенкование комнатных растений. | Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию растений, учить создавать ситуацию опыта, развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями в которых они находятся; учить связывать причину следствия, правильно строить суждения и делать выводы, закреплять умения правильно отражать наблюдения в рисунке. | Луковицы Семена фасоли Миски с увлажненной просеянной землей Лейка Палочки | Наблюдение за ростом лука и рассады с последующей зарисовкой квест- игра «Задание от Лунтика» | Фоторепортаж «Как мы ухаживаем за растениями!» подборка видео «Занимательные опыты» |
апрель | Космос. Вселенная. Звезды. 1. Планета Земля – наш общий дом. 2. Солнце – источник тепла и света. 3. Полет на Луну | Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли. Узнать почему в космосе темно. Вызвать познавательный интерес к Космосу | Макет Солнечной системы Иллюстрации «Герои космоса» ИКТ «Загадочный космос» Развивающий мультфильм для детей. - какие есть планеты. Цветная бумага, ножницы, клей | Изготовление лепбука «Космос» Чтение книг Ю. А. Гагарина «Вижу Землю» и «Кто на нас с небес смотрит» Н. Кургузовой | Совместная работа родителей и детей по изготовлению макета Солнечной системы, космических кораблей |
май | «Человек – функционирование организма» 1. «Уши»- «Почему я слышу» 2. «Почему я вижу» 3. «Нос», «Почему я чувствую» 4. «Что внутри?» | Продолжать формировать представления о строении человека, его внутренних органов. Рассказать детям о важных органах человека, для чего нам нужны уши, глаза, нос. Как надо заботиться о них. Показать - как человек слышит звук, видит, чувствует. | Различные вещества с сильным запахом (апельсин, чеснок, мыло, духи и т.д.); Повязка для глаз. Цикл развивающих мультфильмов: «Путешествие Адибо», «Смешарики. Пинкод- Уши для ушарика». Эксперимент «Волшебные очки» |
Изготовление модели «Внутренние органы человека», «Лёгкие» | Домашние мини- проекты, исследования. |
Литература:
• «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
• О. В. Дыбиной "Ребёнок в мире поиска";
• Н. Н. Николаевой «Юный эколог»;
• Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа»;
• Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);
• Зубковой Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»;
• Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;
• А. И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;
• А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/21/picture-988878-1513864257.jpg)
План календарно-тематического планирования по экспериментально- исследовательской деятельности в старшей группе
Краткое содержание работы календарно-тематического планирования по экспериментально-исследовательской деятельности....
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/19/picture-1164849-1568862739.jpg)
Перспективный план кружковой работы «Хочу всё знать» по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе
Создать условия для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/29/picture-574450-1590733453.jpg)
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с применением экспериментально – исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»
Цель: Создать условия для знакомства со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования. Образовательные:- актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее с...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/22/picture-553987-1419242301.jpg)
Перспективное планирование по познавательному развитию в исследовательской деятельности детей старшей группы.
Данный материал, предназначен для воспитателей дошкольных учреждений. Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований. Основой познавательной ак...
Рабочая программа "Развитие познавательного интереса через экспериментально-исследовательскую деятельность"
На сегодняшний день произошли изменения в системе дошкольного образования, которые требуют пересмотра использования методов и приемов образовательной деятельности с дошкольниками. Важной п...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559619-1420550564.jpg)
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».
Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...