Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: Бумага, ее качества и свойства
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Калинина Оксана Анатольевна

Конспект занятия  по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx64.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Алтайская средняя общеобразовательная школа N5 структурное подразделение детский сад «Малютка» МБОУ Алтайская средняя общеобразовательная школа N5

Конспект занятия

по экспериментально-исследовательской деятельности

в старшей группе

Тема: Бумага, ее качества и свойства

Воспитатель:

Калинина Оксана Анатольевна

с. Сараса, 2020г

Тема: «Бумага, ее качества и свойства».

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется);

- формировать умение детей делать выводы по окончании каждого опыта;

-  формирование навыков изобразительной деятельности, навыков конструирования из бумаги.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к бумаге;

-  воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Развивающие:

- развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой;

- развивать связную речь, закреплять в речи детей новые слова.

Словарная работа: бумага, картон, гладкая, прочная, рвется, мнется.

Оборудование: столы, стулья, компьютер, таз с водой.

Раздаточный материал: листы цветной бумаги (15х15см), листы белой бумаги, листы картона, квадраты из черной бумаги (4х4см), кусочек ткани, целлофановый пакет, цветные восковые мелки, ножницы, клей, кисточки для клея, цветы из бумаги.

Демонстрационный материал: конверт с письмом, презентация «Как появилась бумага»,

Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: создание презентации «Как появилась бумага».

Предварительная работа с детьми: рассматривание предметов из бумаги, рассматривание иллюстраций по теме.        

Структура и методические приемы:

Вводная часть – 3 минуты:

- социально-коммуникативная игра «Доброе утро!»

- сюрпризный момент «Письмо»

- загадка про бумагу

Основная часть – 20 минут:

-  рассказ и показ презентации  «История появления бумаги»

- физминутка «Паровозик»

- д/и «Бывает – не бывает»

-пальчиковая игра

- опыты с бумагой

Заключительная часть – 2 минуты:

- подведение итогов занятия

- рефлексия

Ход занятия:        

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: - Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: "Доброе утро!"

"Доброе утро!" – солнцу и птицам.

"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

Воспитатель: - Ребята, сегодня утром в группе я нашла конверт, на нем ничего не написано. От кого же оно? Давайте откроем его, может внутри написано, кто нам его отправил.

Письмо: «Дорогие ребята! Мы хотим пригласить вас в необычное путешествие. А кто мы, вы догадаетесь, если правильно выполните все задания. Удачи вам ребята!»

Воспитатель: - Попробуем разгадать эту тайну? Кто же нам отправил это письмо?

Воспитатель: - Послушайте загадку: Она бывает документом

Салфеткой, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, билетом,

Альбомом, книгой и при этом

Она бывает и деньгами.

Что это? Догадайтесь сами. (Бумага)

Воспитатель: - Правильно! Это бумага. Из неё делают книги, журналы, альбомы для рисования, газеты, салфетки, фотографии (Слайд 1) и ещё много – много другого.

         В древние времена бумаги у людей не было, но люди хотели писать, рисовать и делали они это, высекая на камнях (Слайд 2), это было трудно и люди стали делать глиняные дощечки, на которых царапали острыми палочками, но это было долго. И люди (Слайд 3) стали писать на берёзовой коре (бересте). (Слайд 4) Но вот постепенно, спустя много лет, люди научились изготавливать бумагу. Изготавливают бумагу из деревьев. Для этого были построены заводы, и фабрики,   где  перерабатывают древесину. (Слайд 5) Производство бумаги очень сложное.  Сначала на фабрику доставляют бревна. (Слайд 6) Там их измельчают на мелкие-мелкие палочки, а затем варят со специальными веществами. (Слайд 7) После этого бумажную смесь фильтруют, в результате чего образовывается бумажная масса. Ее помещают в аппараты, где она превращается в бумажное полотно (Слайд 8), а затем режут на листы бумаги и отправляют на фабрики, где из бумаги делают книги, открытки, коробки и другие предметы. (Слайд 9)

Воспитатель: - Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей) Почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (она не прочная, не надежная, тонкая).

Воспитатель: - Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

- Я называю предмет, если он сделан из бумаги, вы хлопаете в ладоши.

Бумажная книга              Бумажный стул

Бумажный кораблик      Бумажное шкаф

Бумажная обувь             Бумажное пальто

Бумажная газета         Бумажная тетрадь

альбом, салфетка, деньги.

Воспитатель: - Предлагаю отправиться в наше необычное бумажное путешествие на волшебном паровозике, чтобы узнать, кто же нам отправил письмо. (Звук паровозика. Дети двигаются по кругу,  проходят за столы)

Воспитатель: - Перед вами лежат листы бумаги. Посмотрите на них, потрогайте. Какая бумага бывает? (тонкая, плотная, белая, цветная, гладкая и  т.п.)

https://gepur-shop.ru/800/600/http/kto-chto-gde.ru/wp-content/uploads/2016/11/f0e62a381576cfd00135bd5d4b73c32f.jpg

Опыт №1  Бумага мнется и складывается

Воспитатель: - Попробуйте смять рукой кусочек ткани. А теперь смять кусочек бумаги. Что произошло с тканью и бумагой? Попробуйте разгладить ткань и бумагу. Что мы увидели? (Ткань распрямилась, а бумага осталась мятой)

Воспитатель: - А теперь возьмите квадрат цветной бумаги и сложите его сначала по диагонали. У полученного треугольника отогните два верхних угла вниз,  а нижний угол отогните вверх. На что похоже? (на собачку) Легко ли у вас получилось складывать бумагу? (да)

Воспитатель: - Значит, делаем вывод, что бумага очень хорошо мнется и складывается.

Опыт №2 Бумага рвется, ее можно разрезать

Воспитатель: - Попробуйте порвать руками целлофановый пакет, а затем бумагу. (Дети выполняют действия). Что произошло с бумагой? (Бумага порвалась). Значит, какой можно сделать вывод? (Бумага имеет свойство рваться).

Воспитатель: - Давайте попробуем теперь разрезать бумагу. Возьмите квадрат черной бумаги и разрежьте его пополам по диагонали. Получилось? А теперь возьмите лист картона и разрежьте его. Так же легко его резать, как и тонкую бумагу? (Вывод: картон более плотный, и резать его сложнее, чем тонкую бумагу)

Опыт №3 Бумагу можно склеить

Воспитатель: - Бумагу хорошо мнется, ее можно сгибать и разрезать.  Что еще можно делать с бумагой? (Ее можно склеивать). Давайте попробуем  приклеить треугольник черной бумаги  к голове собачки, чтобы получился носик. (Дети склеивают) Получилось?

Вывод: бумагу можно склеить.

Воспитатель: - Давайте немного отдохнем. Разминка для пальчиков.  (аудиозапись)

Опыт №4 «На бумаге остаются следы»

Воспитатель: - У нашей собачки нет глазок. Возьмите восковые мелки и нарисуйте ей глазки.  Что вы заметили? Что произошло с  листом бумаги, из которого мы сделали собачку? (От мелков остался след).  Какой вывод следует из этого опыта?  (от мелков, красок и карандашей на бумаге останется след,  и вернуть ей прежний вид уже не получится).

Воспитатель: -  Посмотрите, что за фигурки у нас получились? (собачки, включается звук «Лай собаки»). Мы с вами правильно все задания выполнили и узнали, кто отправил нам письмо.  За нашу хорошую работу, эти загадочные друзья приготовили нам сюрприз: ЦВЕТЫ, но они не распустились. Предлагаю волшебство!

Опыт №5  «Цветы на воде»

Вырезаем из бумаги цветы и загибаем у них лепестки, опускаем цветы в воду и наблюдаем: цветы на глазах распустились.

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, сгибы на ней расправляются, и цветок распускается.

Воспитатель: - Давайте вспомним, что мы узнали о бумаге? (Бумага рвется, мнется,  намокает, ее можно резать и клеить, на ней остаются следы от карандашей и красок)

Воспитатель: - Бумага важна в жизни человека. Ее используют для изготовления книг, газет, поделок, открыток,  на ней рисуют, пишут. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Знакомство со свойствами песка»

Как создать условия для развития познавательно-исследовательской  активности посредством ознакомления детей со свойствами песка....

КОНСПЕКТ НОД ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Тема: «Магнит и его удивительные свойства»

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.Задачи:1. Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качес...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: "Воздух и и его свойства".

Цель:  Познакомить детей с воздухом. Показать   детям,   что   воздух   есть   везде   вокруг   нас.   Познакомить...

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе тема: «Свойства воды».

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе тема: «Свойства воды»....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Свойства воздуха»

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Свойства воздуха»Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельнос...

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Удивительные свойства соли.»

Цель:способствовать развитию познавательного интереса у детей;развивать положительные эмоции и интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности.Образовательные задачи:уточнить знания детей ...