Конспект занятия по экспериментально- исследовательской деятельности в старшей группе с использованием цифровой лаборатории «Наураша» Тема: « Секреты магнита»
план-конспект занятия (старшая группа)

Родченкова Ольга Александровна

Методическая разработка открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по экспериментально-  
                 исследовательской деятельности
            в старшей логопедической группе
с использованием цифровой лаборатории «Наураша»
           Тема: « Секреты магнита»

Задачи:
 Обучающие: 
- Закрепить полученные знания о магните и некоторых его свойствах.
- Учить обследовать и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные свойства и качества.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
- Развивать умение общаться, договариваться со сверстниками, умение работать в парах и группах.
- Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности.  Оборудование и материалы:   магниты разной формы, металлические предметы (скрепки, кнопки, ножницы, гвозди, и т.д.),схемы-таблицы магнитических предметов на каждого ребенка, бумажные бабочки, воздушный шар, лист фанеры, колокольчик металлический, стеклянный и пластиковый стаканчики, цифровая лаборатория «Наураша».
Ход образовательной деятельности:
Формирование положительной мотивации.
В.: - Ребята, у вас сегодня хорошее настроение? Тогда давайте поздороваемся со всеми, кто нас окружает.
Дети встают в круг:
Здравствуй небо!  (поднять руки)
Здравствуй, Земля!  (приседают)
Здравствуйте мои друзья!   (руки вперед)
Один, два, три, четыре, пять  (загибают пальцы)
Пора в путешествие опять!  (идут по кругу)
В мире много интересного, (показывают руками)
Нам порою неизвестного.  (пожимают плечами)
Миру знаний нет предела.  
Так скорей, друзья, за дело! (руки поднимают вверх)

В.: Ребята, отгадайте мою загадку. Ответ на загадку лежит в коробке, которую я держу в руках.

 
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.

Д.: - Это магнит.
В.:
  (Открывает коробку, достает магнит)
       
Вот перед нами обычный магнит.
    Много секретов в себе он хранит.
     - Знаком ли вам этот предмет?
Д.: - Да, знаком.
В.: - Давайте вспомним, что мы о нём знаем. Скажите, что такое магнит? Какой он?
Д.: - Магнит – это предмет, сделанный из специального материала, который создает магнитное поле. Он черный, гладкий, холодный.
В.: - Хорошо. Какие свойства  магнита вы знаете?
Д.: - Магнит притягивает железные предметы, магнитные силы проходят через разные предметы, магниты притягивают даже на расстоянии, а могут и отталкивать.
В.: -   Скажите, как называются предметы, которые притягивает магнит?
Д.: - Эти предметы  называются магнетическими.
В.: - А  как называются предметы, которые не притягивает  магнит?
Д.: - Эти предметы называются немагнетические.
В.: - Хорошо. Молодцы, ребята. Вы уже многое знаете о магните, но у него остались еще от нас секреты. Поэтому сегодня я предлагаю вам продолжить наше путешествие в удивительный мир магнитов. Хотите?
Д.: - Да!
В.: - Скажите, где мы можем проводить свои исследования и эксперименты?
Д.: - Исследования и эксперименты мы можем проводить в лаборатории.
В.: - Кто из вас помнит, как называются профессии людей, которые работают в лаборатории?
Д.: - Ученые, исследователи, лаборанты.
В.: - Верно. Сейчас я приглашаю вас в нашу  лабораторию, где вы станете маленькими учеными . Но сначала вспомните, какие правила нужно соблюдать находясь в лаборатории?
Д.: - Вести себя нужно спокойно. Аккуратно обращаться с приборами и другими предметами, чтобы ничего не сломать. Незнакомые предметы и вещества не брать в руки без разрешения, не пробовать на вкус и запах.
(
Дети проходят в импровизированную лабораторию, занимают за столами свои места).
В.: - Итак, ребята, какие предметы притягиваются магнитом?
Д.: - Железные предметы.
В.: - Давайте проверим это утверждение. У вас на столе на подносе лежат предметы. Из каких они материалов?
Д.: - Из резины, дерева, пластмассы, стекла, железа.
В.: - Хорошо. Переложите все предметы, которые по вашему мнению притянутся магнитом, на тарелочку.
(Дети выполняют)
В.: - Как вы определили, что это железные предметы?
Д.: - Они твердые, холодные на ощупь и блестят.
В.: - Как мы можем убедиться, что предметы, которые вы отобрали – железные?
Д.: - С помощью магнита.
В.: - Давайте это проверим.
(
Дети с помощью магнита определяют железные предметы, но два из них не примагничиваются).
В.:  ( С удивлением) - А почему эти предметы не притягиваются магнитом?!
Д.: - Потому, что они не железные.
В.: - Все дело в том, что есть предметы, которые выглядят, как железо, но несмотря на это, не содержат его. Эти металлы : олово, медь, алюминий, серебро, золото. Но мы не всегда можем определить это на глаз. Но помочь нам в этом может магнит.
В.: - Итак, какой вывод мы можем сделать?
Д.: - Магнит притягивает только те металлы, которые содержат железо.
В.: - Я предлагаю вам отобразить в таблице какие предметы притягиваются магнитом, а какие нет. На этой таблице изображены различные предметы вокруг магнита. Вам нужно провести линию от магнита к тому предмету, который он притягивает.
(
Дети выполняют работу самостоятельно. По окончании работы  дети высказывают свое мнение)
В.:  - Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, стекло, воду?
Д.: - Да! Нет!
В.: - Давайте это проверим. Для этого я предлагаю вам игру «Танцующий колокольчик». Первой преградой у нас будет деревянная панель и металлический колокольчик. Сверху на панели мы поместим наш колокольчик, а магнит приложим снизу. Двигая магнит, мы можем заметить, что колокольчик повторяет все его движения.  
В.: - Какой вывод мы с вами можем сделать,  уважаемые ученые?
Д.: - Магнит действует на металлический  колокольчик через преграду - картон…
В.: - У вас у каждого стоят пластиковые стаканчики с водой, в которых лежат змейки-скрепки.  Можно ли достать из  стаканчика скрепки  не замочив ни рук, ни магнита?
Д.: - Да, можно. Нужно вести магнитом по стенке стаканчика вверх.
В.: - Давайте попробуем. (
Дети выполняют задание)
В.: - Какой теперь можно сделать вывод?
Д.: - Магнит действует на металлические   скрепки через преграду -  пластик и воду…
В.: - Совершенно верно. Сила магнита, проходя через картон и пластик притягивает металлический колокольчик и скрепки, вынуждая их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через преграду.
В.: - Молодцы, ребята! А теперь давайте немного разомнемся.
Физминутка

В.: - Что сегодня мы творили?
Д.: - Мыли, лили и солили,
       Все смешали, все взболтали,
       Много нового узнали!
В.: - Что сегодня мы творили?
Д.: - Мы родителей учили,
       Как наш опыт получился,
       Сколько времени он длился.
Вместе: - Ведь это все – эксперименты,
                Интересные моменты,
                Хотим учеными мы стать,
                Чтоб все на свете объяснять!

В.: - В.: - Ну вот, мы с вами отдохнули и можем продолжить наши исследования.   Уважаемые ученые, как вы считаете, магнититься могут только металлические предметы?
Д.: - Да!
В.: - Давайте мы сейчас это проверим. Мы с вами знаем, что вокруг магнита образуется невидимое магнитное поле, которое и примагничивает предметы. Такое магнитное поле может возникать и у   других предметов. Давайте возьмем (предварительно надутый) воздушный шарик. У нас на столе рассыпаны бумажные бабочки.  Как вы думаете, могут ли бабочки взлететь на воздушный шарик?  (
варианты ответов детей)
В.: - Давайте потрем шарик о шерстяную тряпочку или об наши волосы на голове, поднесем шарик к бабочкам и посмотрим, что произойдет.
Д.: - (
выполняют задание)
(Бабочки примагнитились к шарику)
В.: - Какой вывод мы можем сделать?
Д.: - Магнитное поле может образовываться в результате трения некоторых  предметов.
В.: -  Молодцы, ребята, вы – настоящие исследователи! Ну а теперь нас ждет в своей лаборатории хорошо нам знакомый мальчик по имени Наураша. Кто он, этот мальчик?
Д.: - Маленький ученый.
В.: - Наураша тоже приготовил для вас увлекательные эксперименты.
(
 Дети переходят в цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии)
Блок «Магнитное поле»
Задания на сравнительные измерения по инструкции «Наураша»
По окончанию занятия в цифровой лаборатории дети делают вывод:
Д.: - Не две гирьки поднялись на экране, потому что от датчика до магнита было больше расстояние.
Д.: - Измеряли кольцевой магнит и плоскостной. При измерении кольцевого магнита большая гиря то поднималась, то опускалась. При сравнении с плоскостным магнитом две гирьки поднялись и крепко держались, потому что датчик соприкасается с магнитом.
Д.: - При сложении магнитов гирьки тоже поднимались вверх и крепко держались.
Итог занятия:
В.: - Вот и подошло к концу наше занимательное и увлекательное  путешествие. Вам было интересно? Что было для вас трудно? Может быть отличить железо от других материалов? А что больше всего понравилось в нашем путешествии?
Я предлагаю вам с
 помощью красного и зелёного кружочков ответить на мои вопросы.  При ответе «да» -  поднимите кружочек зеленого цвета, при ответе «нет» -  красный.   Готовы?    

- Магнит твёрдый?

- Магнит лёгкий, он плавает?

 - Магнит притягивает железо?

- Магнит притягивает пластмассовые предметы?

 - Магнит действует в воде?

 - Дети любят играть с магнитными игрушками?

 В.: Молодцы, ребята! А на память о занятии я дарю вам раскраски «Фиксики: интересные магниты».

Всем спасибо.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)«Сравнение свойств песка и камней»

Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством экспериментирования....

Познавательное занятие для детей подготовительной к школе группы с использованием цифровой лаборатории Наураша "Электричество и электроприборы"

Цель:- Развитие интереса к явлениям и предметам в окружающем мире. Расширение знаний безопасного поведения с электрическими приборами.Задачи:-  Расширить знания об электричестве и электроприборах...

Конспект итогового занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Мы-ученые» с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандия»

      Цель: совершенствование умений детей в проведении самостоятельных исследований и лабораторных опытов на основе цифровой лаборатории «Наураша».Задачи:О...

«Сравнение свойств песка и камней» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)

laquo;Сравнение свойств песка и камней»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)...