Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Экспериментально-исследовательская деятельность «Открываем и узнаем»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Духовникова Марина Евгеньевна

В данном конспекте описаны эксперименты с водой, проводимые с целью сформировать у детей умение получать информацию об объекте в процессе его исследований, а также закрепить знания о свойствах воды, ее значимости в жизни человека и природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №94

Красносельского района  Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

Экспериментально-исследовательская деятельность «Открываем и узнаем»

Воспитатель: Духовникова М.Е.

Цель: Стимулировать самостоятельность детей, их познавательную активность.

Задачи: 

Обучающие:
- формировать умение получать информацию об объекте в процессе его исследований;
- закреплять знания о свойствах воды, ее значимости в жизни человека и природы.

Развивающие:
- развивать речь, мышление, любознательность.

Воспитательные:
- воспитывать бережное, заботливое отношение к воде, водоемам.

Предварительная работа: беседы о воде, о ее пользе для всего живого.

Материал: чистая вода, прозрачные пластиковые стаканчики, чайные ложки, сахар, соль, подносы, кубик, шар, краски, кисти, стаканчики с песком.

Примерный ход занятия:

Звучит запись журчания ручейка.

Воспитатель:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Кому нужна вода?

Дети: к всему живому: людям, растениям, животным и т.д.

Воспитатель: а может ли человек прожить без воды?

Дети: нет.

Воспитатель: какая нужна человеку вода?

Дети: чистая.

Воспитатель: конечно же, вода нужна всему живому, без воды не было бы жизни на Земле. Без воды все живое погибнет, засохнет. Вода – жизнь и ее надо беречь. А как же мы должны беречь воду?

Дети: не лить много воды, когда умываемся, закрывать воду  в кранах, не загрязнять различные водоемы отходами от фабрик и заводов, людям – соблюдать чистоту на водоемах.

Воспитатель: ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Вы уже знаете, что такое лаборатория? Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня мы превратимся в ученых и проведем исследование свойств воды. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Приступим к нашему исследованию.

Опыт №1. Вода прозрачная.

Воспитатель: давайте проведем опыт – узнаем прозрачная вода или нет. Как вы можете это узнать? Предложить детям положить в стакан с водой ложечку. Как вы думаете почему ложку видно? (дети опускают ложку в стакан с водой) Оказывается вода прозрачная. А теперь давайте попробуем положить ложку в стакан с молоком. (дети опускают ложку) Как вы думаете почему теперь ее не видно? (вода прозрачная, молоко – нет)

Воспитатель и дети делают вывод: какое свойство воды вы узнали из первого опыта?

Дети: вода- прозрачная.

Воспитатель: как вы это узнали?

Дети отвечаю.

Опыт №2. Вода не имеет цвета.

Воспитатель: как вы думаете, какого цвета воды? Давайте проведем следующий опыт – сделаем воду цветной. (дети берут кисточкой краску и растворяют ее в воде) Что стало с водой?

Дети: в воде растворена краска. Окрасилась.

Воспитатель: оказывается прозрачная вода приобретает цвет того вещества, которое в нем растворили. Вода окрасилась, она больше не прозрачная. Но можно ли теперь эту воду пить? Почему такую воду пить нельзя? Пить можно только чистую, прозрачную воду. Хорошо было бы рыбам и другим водным обитателям если бы вода не была прозрачной. Где им лучше живется в чистом водоеме или в загрязненном?

Дети: в чистом.

Воспитатель и дети делают вывод: вода прозрачная, бесцветная, легко растворяет в себе вещества и приобретает их цвет. Вода для питья должна быть чистой, прозрачной, в такой воде нет вредных веществ. Для водных обитателей также нужна чистая, прозрачная вода.

Опыт №3. Вода не имеет собственного запаха.

Воспитатель: а сейчас давайте узнаем, есть ли у воды запах. Ученые, изучая запахи разных веществ, никогда не нюхали незнакомое вещество, приближая к нему нос, потому что это опасно. Поэтому, чтобы узнать запах незнакомого вещества, они машут ладонью от пробирки к носу, чтобы получился легкий ветерок, который переносит запах к носу, но не дает веществу обжечь нос и глаза. Пусть и у вас войдет в привычку все незнакомые вещества нюхать осторожно, помогая себе ладонью. (показываю)

Дети проводят исследование.

Воспитатель: чувствуете запах? Вода в наших стаканах не опасна. Чистая вода не имеет запаха. А теперь я добавлю вам мятных капель в стакан с водой и вы понюхаете воду. Изменился ли запах?

Дети отвечают.

Воспитатель: оказывается вода – вещество без запаха, но если растворить в ней пахучие вещества, которые в ней растворили.

Воспитатель и дети делают вывод: растворяясь в воде, различные вещества меняют запах.

Опыт №4. У воды нет вкуса.

Воспитатель: а есть ли у воды вкус?

Дети пробуют воду и высказывают свое мнение.

Воспитатель предлагает детям размешать в воде сахар. (дети выполняют задание)

Воспитатель предлагает детям попробовать воду на вкус снова. Что изменилось?

Дети: у воды появился вкус. Вода стала сладкая.

Воспитатель: что стало с сахаром?

Дети: он растворился.

Воспитатель и дети делают вывод: вода не имеет вкуса. Она может растворять вещества и приобретать их вкус. Так вода в море растворила большое количество соли. Она соленая. Если вода чистая, в ней нет никаких примесей, то говорят, что она пресная и именно такая вода – большая драгоценность для нашей планеты, едь именно пресная вода необходима всему живому.

Опыт №5. В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые не растворяются.

Воспитатель: свойства воды растворять в себе разные вещества удивительно. Основная часть воды на нашей планете  - это необычная чистая вода, а всевозможные водные растворы, содержащие в себе разные вещества. Как вы думаете все ли вещества растворяются в воде? Давайте узнаем какие вещества могут растворяться в воде, а какие нет. Предлагаю вам провести следующее исследование. Что лежит перед вами? (предложить детям в два стаканчика насыпать песок и сахар и размешать) Перед вами лежат сахар и песок. Как выдумаете растворяются ли она в воде? Давайте проверим. В один стакан положите песок, а в другой сахар. Размешайте. Что вы увидели?

Дети выполняют задание. )сахар растворился, а песок нет)

Воспитатель и дети делают вывод: Вода растворяет некоторые вещества, а другие нет.

Физкультминутка.

Воспитатель: а теперь я предлагаю поиграть в игру.

Капля раз, капля два

Очень медленно сперва

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

Стал капли поспевать

Капля каплю догонять

Кап, кап, кап, кап

Зонтики свои откроем,

От дождя себя укроем

Воспитатель: с какими свойствами воды вы познакомились в лаборатории?

Дети: прозрачность, отсутствие запаха, вкуса.

Воспитатель: что у вас вызвало затруднение, а с чем вы справились легче всего?

Дети отвечают.

Воспитатель: молодцы, дети! Мне очень понравилось как вы сегодня работали в своей лаборатории, проводили опыты с водой, знакомились с ее свойствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной днятельности в старшей группе со здоровьесберегающим сопровождением "Зимующие птицы".

Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы»....

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)

Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать -  и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе экспериментально - исследовательская деятельность в ДОУ на тему «Природные явления»

Цель:расширять знания детей о природных явлениях, через экспериментально - исследовательскую деятельность. Задачи:Образовательные:познакомить детей с природными явлениями (вулканы, кру...

Конспект непосредственно образовательной деятеьности в старшей группе по познавательному развитию в старшей группе Тема:: «Гости к нам пришли – шерсть нам принесли»

Конспект непосредственно  образовательной деятеьности  в старшей  группепо познавательному  развитиюв старшей группеТема:: «Гости к нам пришли – шерсть нам принесли&raq...