Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Экспериментально-исследовательская деятельность «Открываем и узнаем»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
В данном конспекте описаны эксперименты с водой, проводимые с целью сформировать у детей умение получать информацию об объекте в процессе его исследований, а также закрепить знания о свойствах воды, ее значимости в жизни человека и природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda.docx | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №94
Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
Экспериментально-исследовательская деятельность «Открываем и узнаем»
Воспитатель: Духовникова М.Е.
Цель: Стимулировать самостоятельность детей, их познавательную активность.
Задачи:
Обучающие:
- формировать умение получать информацию об объекте в процессе его исследований;
- закреплять знания о свойствах воды, ее значимости в жизни человека и природы.
Развивающие:
- развивать речь, мышление, любознательность.
Воспитательные:
- воспитывать бережное, заботливое отношение к воде, водоемам.
Предварительная работа: беседы о воде, о ее пользе для всего живого.
Материал: чистая вода, прозрачные пластиковые стаканчики, чайные ложки, сахар, соль, подносы, кубик, шар, краски, кисти, стаканчики с песком.
Примерный ход занятия:
Звучит запись журчания ручейка.
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Кому нужна вода?
Дети: к всему живому: людям, растениям, животным и т.д.
Воспитатель: а может ли человек прожить без воды?
Дети: нет.
Воспитатель: какая нужна человеку вода?
Дети: чистая.
Воспитатель: конечно же, вода нужна всему живому, без воды не было бы жизни на Земле. Без воды все живое погибнет, засохнет. Вода – жизнь и ее надо беречь. А как же мы должны беречь воду?
Дети: не лить много воды, когда умываемся, закрывать воду в кранах, не загрязнять различные водоемы отходами от фабрик и заводов, людям – соблюдать чистоту на водоемах.
Воспитатель: ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Вы уже знаете, что такое лаборатория? Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня мы превратимся в ученых и проведем исследование свойств воды. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Приступим к нашему исследованию.
Опыт №1. Вода прозрачная.
Воспитатель: давайте проведем опыт – узнаем прозрачная вода или нет. Как вы можете это узнать? Предложить детям положить в стакан с водой ложечку. Как вы думаете почему ложку видно? (дети опускают ложку в стакан с водой) Оказывается вода прозрачная. А теперь давайте попробуем положить ложку в стакан с молоком. (дети опускают ложку) Как вы думаете почему теперь ее не видно? (вода прозрачная, молоко – нет)
Воспитатель и дети делают вывод: какое свойство воды вы узнали из первого опыта?
Дети: вода- прозрачная.
Воспитатель: как вы это узнали?
Дети отвечаю.
Опыт №2. Вода не имеет цвета.
Воспитатель: как вы думаете, какого цвета воды? Давайте проведем следующий опыт – сделаем воду цветной. (дети берут кисточкой краску и растворяют ее в воде) Что стало с водой?
Дети: в воде растворена краска. Окрасилась.
Воспитатель: оказывается прозрачная вода приобретает цвет того вещества, которое в нем растворили. Вода окрасилась, она больше не прозрачная. Но можно ли теперь эту воду пить? Почему такую воду пить нельзя? Пить можно только чистую, прозрачную воду. Хорошо было бы рыбам и другим водным обитателям если бы вода не была прозрачной. Где им лучше живется в чистом водоеме или в загрязненном?
Дети: в чистом.
Воспитатель и дети делают вывод: вода прозрачная, бесцветная, легко растворяет в себе вещества и приобретает их цвет. Вода для питья должна быть чистой, прозрачной, в такой воде нет вредных веществ. Для водных обитателей также нужна чистая, прозрачная вода.
Опыт №3. Вода не имеет собственного запаха.
Воспитатель: а сейчас давайте узнаем, есть ли у воды запах. Ученые, изучая запахи разных веществ, никогда не нюхали незнакомое вещество, приближая к нему нос, потому что это опасно. Поэтому, чтобы узнать запах незнакомого вещества, они машут ладонью от пробирки к носу, чтобы получился легкий ветерок, который переносит запах к носу, но не дает веществу обжечь нос и глаза. Пусть и у вас войдет в привычку все незнакомые вещества нюхать осторожно, помогая себе ладонью. (показываю)
Дети проводят исследование.
Воспитатель: чувствуете запах? Вода в наших стаканах не опасна. Чистая вода не имеет запаха. А теперь я добавлю вам мятных капель в стакан с водой и вы понюхаете воду. Изменился ли запах?
Дети отвечают.
Воспитатель: оказывается вода – вещество без запаха, но если растворить в ней пахучие вещества, которые в ней растворили.
Воспитатель и дети делают вывод: растворяясь в воде, различные вещества меняют запах.
Опыт №4. У воды нет вкуса.
Воспитатель: а есть ли у воды вкус?
Дети пробуют воду и высказывают свое мнение.
Воспитатель предлагает детям размешать в воде сахар. (дети выполняют задание)
Воспитатель предлагает детям попробовать воду на вкус снова. Что изменилось?
Дети: у воды появился вкус. Вода стала сладкая.
Воспитатель: что стало с сахаром?
Дети: он растворился.
Воспитатель и дети делают вывод: вода не имеет вкуса. Она может растворять вещества и приобретать их вкус. Так вода в море растворила большое количество соли. Она соленая. Если вода чистая, в ней нет никаких примесей, то говорят, что она пресная и именно такая вода – большая драгоценность для нашей планеты, едь именно пресная вода необходима всему живому.
Опыт №5. В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые не растворяются.
Воспитатель: свойства воды растворять в себе разные вещества удивительно. Основная часть воды на нашей планете - это необычная чистая вода, а всевозможные водные растворы, содержащие в себе разные вещества. Как вы думаете все ли вещества растворяются в воде? Давайте узнаем какие вещества могут растворяться в воде, а какие нет. Предлагаю вам провести следующее исследование. Что лежит перед вами? (предложить детям в два стаканчика насыпать песок и сахар и размешать) Перед вами лежат сахар и песок. Как выдумаете растворяются ли она в воде? Давайте проверим. В один стакан положите песок, а в другой сахар. Размешайте. Что вы увидели?
Дети выполняют задание. )сахар растворился, а песок нет)
Воспитатель и дети делают вывод: Вода растворяет некоторые вещества, а другие нет.
Физкультминутка.
Воспитатель: а теперь я предлагаю поиграть в игру.
Капля раз, капля два
Очень медленно сперва
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Стал капли поспевать
Капля каплю догонять
Кап, кап, кап, кап
Зонтики свои откроем,
От дождя себя укроем
Воспитатель: с какими свойствами воды вы познакомились в лаборатории?
Дети: прозрачность, отсутствие запаха, вкуса.
Воспитатель: что у вас вызвало затруднение, а с чем вы справились легче всего?
Дети отвечают.
Воспитатель: молодцы, дети! Мне очень понравилось как вы сегодня работали в своей лаборатории, проводили опыты с водой, знакомились с ее свойствами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной днятельности в старшей группе со здоровьесберегающим сопровождением "Зимующие птицы".
Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы»....
Конспект непосредственно образовательной организации в старшей группе «Подводное путешествие»
НОО по рисованию и познанию...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность) в старшей группе «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы - ледяная»
Конспект по сказке «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы - ледяная»...
АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)
Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать - и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе экспериментально - исследовательская деятельность в ДОУ на тему «Природные явления»
Цель:расширять знания детей о природных явлениях, через экспериментально - исследовательскую деятельность. Задачи:Образовательные:познакомить детей с природными явлениями (вулканы, кру...
Конспект непосредственно образовательной деятеьности в старшей группе по познавательному развитию в старшей группе Тема:: «Гости к нам пришли – шерсть нам принесли»
Конспект непосредственно образовательной деятеьности в старшей группепо познавательному развитиюв старшей группеТема:: «Гости к нам пришли – шерсть нам принесли&raq...
Конспект по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» направление «Музыкальная деятельность» в старшей группе «Музыка весны»
Конспект занятия к аттестации в старшей группе...