Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с применением экспериментально – исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Ниязбаева Венера Бикбулатовна

Цель: Создать условия для знакомства со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования.

 

Образовательные:

- актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее свойствах и значении для человека;

- формировать представления детей о свойствах воды и методах ее исследования;

- установить взаимосвязь воды и объектов живой природы.

 

 

Развивающие:

- формировать умение делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать память, мышление, речь, умение обобщать результаты.

- развивать способность решать адекватные возрасту задачи.

 


Воспитательные:

- воспитывать интерес к природе родного края;

- воспитывать бережное отношение к воде как к природному ресурсу;

- воспитывать желание прийти на помощь, любознательность, аккуратность при выполнении работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_nod_.niyazbaeva_v.b.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯГОДКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

629828, ЯНАО,  г. Ноябрьск, мкрн. Вынгапуровский, ул. Энтузиастов д.19, тел./факс (3496)37-40-82

E-mail:yagodka_871987@mail.ru ОКПО 52536017, ОГРН 1028900708990, ИНН/КПП  8905026722/890501001

Технологическая карта 

непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»

с применением экспериментально – исследовательской деятельности в старшей  группе «Свойства воды»

Подготовил: воспитатель  

  Ниязбаева Венера Бикбулатовна

2021г.

Цель: Создать условия для знакомства со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования.

Образовательные:

- актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее свойствах и значении для человека;

- формировать представления детей о свойствах воды и методах ее исследования;

- установить взаимосвязь воды и объектов живой природы.

Развивающие:

- формировать умение делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать память, мышление, речь, умение обобщать результаты.

- развивать способность решать адекватные возрасту задачи.


Воспитательные:

- воспитывать интерес к природе родного края;

- воспитывать бережное отношение к воде как к природному ресурсу;

- воспитывать желание прийти на помощь, любознательность, аккуратность при выполнении работы.

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей на занятии

Методы и приемы обучения

Эмоциональный настрой 

Цель: организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать детей на включение в деятельность.

Воспитатель представляется ученым -Здравствуйте, ребята!

-Мне сказали по секрету, что в детском саду «Ягодка» в старшей группе самые любознательные дети.

- Я, ученый из Российской академии наук, прибыл познакомиться с вами.

Создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей.

- Привез вам коробку с сюрпризом.

Дети

выражают различные эмоции,

выстраивают полный ответ, предложение.

Дети сидят на ковре кругом.

Фронтальная

Словесный

Актуализация опорных знаний, выявление проблемы

Цель: актуализация знаний детей о воде создание проблемной ситуации.

Ученый: - Что это?

Отгадайте загадку.

Она и туча, и туман.

Она – ручей и океан.

Она летает и бежит

И стеклянной может быть (вода).

Задает вопросы.

Выслушивает ответы детей.

Стимулирует детей к речевой активности.

Обсуждает с детьми поставленные вопросы, обеспечивает соучастие детей в определении в решение поставленных вопросов.

Отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт.

Сосредотачивают внимание.

Вступают в диалог. Предлагают варианты решения проблемы.

Выражают собственные суждения.

Вступают в речевое взаимодействие.

Индивидуальные ответы детей

Индивидуальная

Подгрупповая

Словесный

Игровой

Наглядный

Решение проблемы

Цель: формирование представлений распространенности воды и ее значении.

Ученый помогает включиться детям в обучающие ситуации, создает ситуацию для самостоятельной деятельности.

- Для чего нужна вода? (ответы детей)

Послушаем звук воды.

(фонограмма)

- Вода что делает? (течет, бежит)

- Значит вода какая? (жидкая)

- Давайте убедимся в этом, посмотрите на экран (слайды «Три состояния воды»).

- Посмотрите, ребята, а какая еще бывает вода?

- Вода в природе встречается в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном (в виде пара).

Ученый выслушивает мнения детей. Комментирует высказывания. Настраивает детей на исследовательскую деятельность.

Принимают активное участие в обсуждении.

Слушают внимательно,

высказывают свои мысли. Отвечают на заданные вопросы.

Основная часть.

Цель: познакомить со свойствами воды через опытно- экспериментальную деятельность.

-  А вы хотите тоже быть учеными?

- А ученые не верят словам и картинкам. Они ищут доказательства и проводят опыты.

Мы сегодня увидим три состояния воды.

-А вы знаете, где работают ученные?

- Сейчас вас, как маленьких ученных я приглашаю в лабораторию, где решаются разные задачи.

«Ученый» ведет детей в лабораторию и проводит опыт.

Опыт №1

-  Это моя лаборатория.

- Я занимаюсь исследованиями воды.

(переливает воду из стакана в стакан)

- Какая вода, если ее можно перелить?

Исследуем жидкую воду.

- Как вы думаете, вода имеет цвет?

- А как можно узнать, что она без цвета?

- Опустите в воду ложечку, вы видите ложечку через воду?

- Что можно сказать о воде, какая она?

- Вода бесцветная, прозрачная.

Опыт №2

- Узнаем, имеет ли вода вкус.

- Возьмите по стаканчику с водой, и ложечкой попробуйте воду.

- Что вы можете сказать? (у воды нет вкуса)

- А сейчас добавьте в воду или соль, или сахар по желанию.

- Какой стала вода на вкус? (сладкая, соленая)

- Таким образом, у воды нет своего вкуса.

Она приобретает вкус того продукта, который в нее кладут.

- Но, прежде чем проведем следующий опыт предлагаю поиграть.

П/и «Ходят капельки по кругу»

Опыт №3         

Показать детям кусочки льда.

- Ребята, что это такое?

- Когда вода превращается в лед?

Зимой вода замерзает, превращается в снег, лед, а когда согреешь – опять превращается в воду.

- Посмотрите, я в своей лаборатории наморозила кусочки льда, возьмите в ладошку.

-Что с ним стало?

-Почему это произошло?

- А если снова вынести воду на холод, что будет?

- Значит, какой вода может быть?

Твердая – лед.

Нацеливает на размышление, высказывание своей мысли.

Стимулирование детей к умозаключениям.

Опыт № 4 (наблюдение)

- Вы сегодня уже посмотрели опыты.

- Но не все опыты бывают безопасными, некоторые нужно проводить с осторожностью, под наблюдением взрослых.

- Посмотрите, я лью горячую воду из чайника в кружку, что вы видите над кружкой?

- А сейчас я прикрою кружку блюдцем, посмотрим, что же произойдет.

Что вы видите на блюдце? Оно запотело, и появились капельки.

- Проведите пальцем по блюдцу, Что это?

(вода)

- Значит, мы можем сделать вывод:

Пар – это тоже вода, но только сильно нагретая. И находится в форме: пара, газа.

Предлагаю потрогать капельки пальчиком, чтоб убедиться что это вода.

Мы сегодня много узнали о воде. И

все - таки какая бывает вода? 

Проявляют заинтересованность,

вступают в проблемный диалог.

Принимают активное участие в деятельности.

Предлагают варианты решения проблемы.

Осуществляют условные действия в ситуации эксперимента.

Активно играют выполняют движения.

Проявляют изобретательность при решении проблемы.

Наблюдают отмечают результаты наблюдений, высказывают собственное мнение.

Учатся через познание окружающего мира, делают открытия.

Подгрупповая

Словесный

практический

Заключительная часть.

Цель: проанализировать уровень усвоения материала по теме: «Свойства воды»

Д/и «Какая бывает вода?

Давайте поиграем.

- У меня есть схемы и картинки, которые нужно правильно расставить.

Ход игры: на доске схемы состояния воды. Картинки лежат на столе вниз изображением. Дети берут любую картинку, и помещают ее к нужной схеме, проговаривая состояние воды.

Ученый создает ситуацию выбора, нацеливает на аналитическую деятельность, стимулирует к познавательной деятельности.  

Делают выбор, делятся впечатлениями от результатов деятельности. Делают обобщения, выводы, элементарные умозаключения.

Индивидуальный

словесный

Рефлексия

Цель: выявить умение оценивать результаты своей деятельности; выражать свои чувства.

- Что нового вы узнали?

- Что вам понравилось больше всего?

- Как настоящие ученые, вы можете организовать у себя дома лабораторию, и показать опыты своим родным.

Выражают собственные суждения; делятся впечатлениями. Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.
Формирование элементарных навыков самооценки.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с миром природы» Младшая группа.

Цель – развитие классификационных умений у детей дошкольного возраста.Формировать представления о природных и рукотворных объектах;Учить детей разделять объекты материального мира по признакам пр...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»

Технологическая картанепрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие».Раздел «Ознакомление с окружающим»        ...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей и подготовительной группах Тема: «Дорожные знаки».

Формирование знаний детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информационно-указательных дорожных знаках и знаках сервиса....

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе. Мой друг телефон

Цель: Обеспечение информационной безопасности детей путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной среде....

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Организация опытно экспериментальной деятельности Название: «Лаборатория» в подготовительной группе № 5

Технологическая картанепрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие».Организация опытно экспериментальной деятельностиНазвание: «Ла...