МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ОРГАНИЗАЦИИ НОД "ВОЛШЕБНАЯ КАПЕЛЬКА" С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Бортник Оксана Викторовна
Методическая разработка к организации НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Волшебная Капелька» (на основе опытно – экспериментальной деятельности) В процессе НОД были интегрированы следующие образовательные области: познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_volshebnaya_kapelka.docx143.92 КБ
Файл prilozhenie_k_nod_volshebnaya_kapelka.pptx117.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

к организации НОД

с детьми среднего дошкольного возраста

«Волшебная Капелька»

(на основе опытно – экспериментальной деятельности) 

                                                             Автор:  Бортник О.В.                                                воспитатель ГБДОУ детский сад №11

Петродворцового района

Санкт-Петербург

Петергоф

2019г.

        Образовательная деятельность осуществляется в рамках образовательной программы  ДО ГБДОУ детского сада №11 в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

В группе воспитываются 24 ребенка 4-5лет: 13 мальчиков и 11 девочек. Дети в группе активные, любознательные и общительные. Большой интерес у детей вызывает экспериментальная деятельность, результаты которых ребята с удовольствием отражают в своих рисунках.

         НОД с детьми средней группы "Волшебная капелька", была запланирована в рамках комплексно-тематического планирования.

        В процессе НОД были интегрированы следующие образовательные области:

познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие».

        В ходе НОД были использованы следующие формы, методы, приемы и технологии организации образовательной деятельности:

  • Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная
  • Виды: познавательная, продуктивная, игровая, коммуникативная.
  • Методы и приёмы обучения: 

игровые:  внесение игрового персонажа «Капельки», игра

наглядные: демонстрационный материал, схемы

словесные: беседа с детьми, указание, обсуждение, загадки, стихи, вопросы

поискового характера

практические: опыты, рисование

Методы повышающие эмоциональную активность: постановка мотивационной ситуации, мотивирование на образовательную деятельность, предположение, создание проблемных ситуаций, методы повышающие познавательную активность детей: элементарный анализ, обобщение результатов.

  • Технологии: технология исследовательской деятельности, игровые, продуктивные технологии, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология.

     Цель: создание представлений о свойствах воды.

     Задачи:

      Образовательные:

- создать условия для овладения знаниями о свойствах воды, значении воды для всего живого;

- познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями, закрепить умения дорисовывать детали объектов, полученных в виде спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами;

- ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, опыт;

- работать над чистотой произношения, отрабатывать глубокий вдох через нос и более длительный выдох через рот;

     Развивающие:

- способствовать развитию познавательно-исследовательской активности детей в процессе выполнения опытов, умения проводить исследования, добиваться результатов, формулировать выводы по итогам опытов, обобщать результаты опытов;

- развивать любознательность, внимание, мышление, память;

- развивать крупную и мелкую моторику.

      Воспитательная:

-формировать дружеские отношения и радость от совместной деятельности

-воспитывать бережное отношение к воде.

     Оборудование и материалы: магнитофон, альбомные листы, трубочки для коктейля, гуашь, кисточки, влажные салфетки, стаканчики пустые, баночки с водой, тарелочки, пробирки разной формы, стакан с молоком, чайные ложки по количеству детей, жидкое мыло, карточки – символы, обозначающие свойства воды.

     Словарная работа: лаборатория, бесцветная, жидкая, безвкусная, прозрачная.

     Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера, беседы: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?»

ХОД.

I Вводная часть

Воспитатель. Доброе утро, ребята!

Собрались все дети в круг, (дети встали в круг и взялись за руки).

Я-твой друг и ты-мой друг 

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня придёт гость, а кто догадайтесь сами.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без.               (Дети: воды!)

Воспитатель. Посмотрите, к нам в гости пришла Капелька (воспитатель выставляет на мольберте рисунок капельки)

- Капелька – это частица чего? (воды)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде

Мы её не замечаем

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Воспитатель. Капелька предлагает вам послушать мелодии и догадаться, где живет вода? (Включает запись: звенит капель, журчит ручей, шумит море, идет дождь).

Воспитатель. Догадались? (Ответы детей)

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: Капелька приглашает вас с ней поиграть.

- Покажите, как бежит водичка из крана? («щщщщщщ», трем руку об руку)

- А как шумят морские волны? («ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш», сомкнули руки в замочек, имитируем волну)

- А как река течет? (жур-жур, жур-жур, руки в стороны, повторяем плавные волнообразные движения)

- А как плачет сосулька весной? («Кап, кап, кап», барабаним пальцами по ладошке)

II Основная часть

Воспитатель: А теперь, Капелька, приглашаем вас в маленькую лабораторию.

(воспитатель произносит вместе с детьми слово по слогам «ла-бо-ра-то-рия»)

Сегодня вы будете, как настоящие ученые проводить опыты с водой, но сначала, послушайте правила, которые необходимо соблюдать в лаборатории.

1. Внимательно слушаем.

2. Разговариваем вполголоса.

3. После каждого опыта не забываем делать вывод.

 (Дети надевают фартуки, и подходят к первому столу, где стоят стаканы с водой.)

Опыт №1. «Вода не имеет вкуса и запаха».

Воспитатель: Ребята, вы чувствуете запах, когда мама печет пироги, как пахнут цветы?

- Как это можно определить? (понюхать, попробовать).

- А теперь я предлагаю вам, ребята, понюхать воду.

- Какая она? Душистая, пряная? Чем она пахнет? (она не пахнет)

- А теперь сделайте 1 глоток воды, и скажите, какая она на вкус?

- Значит, мы с вами можем сделать вывод, что вода не имеет запаха и вкуса.

- Что помогло нам определить, что вода без запаха и вкуса? (нос и рот)

Воспитатель прикрепляет на мольберт две карточки с условным обозначением – «нос», «рот»

Воспитатель. Прошу вас пройти к следующему столу нашей лаборатории

Опыт №2. «Вода бесцветная»

У каждого на столе стакан воды, 1 стакан молока у воспитателя

Воспитатель. Что это? (молоко)

- Какого цвета молоко? (белого)

- А можно сказать про воду, что она белого цвета? (нет)

- Какого цвета вода? (прозрачная, бесцветная)

- Давайте опустим в воду коктейльную трубочку и посмотрим видно ли ее в стакане с водой? (ответы детей)

- А теперь я опущу трубочку в стакан с молоком вы ее видите? (ответы детей)

- Из этого опыта какой мы можем сделать вывод? (Дети: вода прозрачная или бесцветная).

- И что помогло нам увидеть это? (Дети: нам помогли наши глаза) 

Воспитатель прикрепляет на мольберт карточку, с условным обозначением – «глаз».

Опыт № 3 «Вода изменяет цвет»

Воспитатель: Мы с вами узнали, что вода бесцветная, а может ли она поменять цвет? Хотите убедиться в этом?

(на столе у каждого стакан с водой, ложечка, краски)

Воспитатель. Возьмите ложечку и добавьте в стаканчик с водой немного краски, аккуратно перемешайте. Посмотрите, ребята, что произошло с водой? (вода изменила свой цвет).

- Какой мы можем сделать вывод? (ответы детей)

- Правильно, делаем вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Воспитатель прикрепляет на мольберт карточку, с условным обозначением.

      Физминутка под песню «Капельки прыг-прыг»

Воспитатель. Капелька предлагает отдохнуть под весёлую песню.

Воспитатель включает музыку, дети выполняют движении в соответствии с текстом песни.

       Практическая часть

Воспитатель: В благодарность за ваши открытия Капелька научит вас волшебству!

- Превращаемся все в волшебников: «Повернись, улыбнись, в волшебника превратись!» Теперь мы все волшебники.

Воспитатель добавляет каждому в стаканчик хорошо пенящееся средство.

- Возьмите волшебные трубочки и попробуйте подуть в воду. Что у вас получается? (яркая, цветная пена, мыльные пузыри).

- Мы будем рисовать этими мыльными пузырями.

Воспитатель. Как только мы надули пузыри, волшебную палочку ставим в стаканчик с водой, чтобы она нам не мешала. И быстро прикладываем альбомный лист, чтобы получился отпечаток. Можно так сделать несколько раз, с разными цветами, в зависимости от творческого замысла. Для этого надо поменяться с товарищем стаканчиком с разноцветной водой, вежливо попросив об этом.  А для выдувания пузырей воспользоваться своей трубочкой.

Правило: Ребята, запомните! Это не трубочка для коктейля, а волшебная палочка, из которой мы не пьем, а выдуваем воздух, чтобы получились мыльные пузыри.

Начинаем колдовать, в чудеса все превращать!

Воспитатель. Стакан с цветной водой отставьте, чтобы он не мешал творить чудеса.  

Чтобы чудо совершилось,

Чтобы клякса оживилась,

Дорисуйте ей, что нужно:

Уши, ноги, хвост, усы.

И понятно всем нам станет

Кем стал мыльный наш пузырь!

Воспитатель. Возьмите кисточку, краски, и дорисуйте на своем рисунке детали, чтобы получились воздушные шарики или птички, одуванчик, прекрасный цветок, цыпленок, или рыбки, а может веселая гусеница, и т.д.

(Дети дорисовывают детали изображения)

III. Рефлексия

Воспитатель. Юные волшебники, расскажите, пожалуйста, что у вас получилось!

- Молодцы, такие чудесные рисунки у вас получились.

Воспитатель.

- Где мы сегодня побывали?

- С какими свойствами воды познакомились?

(Дети рассказывают с опорой на карточки-схемы)

- Давайте попрощаемся с нашей гостьей Капелькой и поблагодарим её за волшебство.

G:\категория\5 конспектов\НОД Волшебная капелька\1.jpg

G:\категория\5 конспектов\НОД Волшебная капелька\2.jpg

        

G:\категория\5 конспектов\НОД Волшебная капелька\3.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приложение 1

Слайд 2

Приложение 2

Слайд 3

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к организации НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема «Воздух» (с использованием элементов здоровьесберегающих технологий)

Цель: расширять знания детей о воздухе; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Задачи: обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; развивать навык...

Методическая разработка к организации НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Весна» (с использованием мнемотаблиц)

Цель:закреплять представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.Задачи: продолжать формировать знания детей о весне, сезонных изменениях в природе, используя образные слова и выр...

Методическая разработка к организации НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Сказочное путешествие» (с использованием элементов технологии ТРИЗ)

Цель:расширять представления детей об окружающем мире.Задачи: продолжать обогащать знания детей о различных видах транспорта;развивать у детей память, логическое мышление, внимание, творческое воображ...

Методическая разработка к организации НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Капелька в гостях » (на основе опытно – экспериментальной деятельности)

Методическая разработка к организации НОД с детьми среднего дошкольного возраста "Капелька в гостях", на основе опытно- экспериментальной деятельности.В процессе НОД были интегрированы следу...