МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ОРГАНИЗАЦИИ НОД "ВОЛШЕБНАЯ КАПЕЛЬКА" С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_volshebnaya_kapelka.docx | 143.92 КБ |
prilozhenie_k_nod_volshebnaya_kapelka.pptx | 117.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
к организации НОД
с детьми среднего дошкольного возраста
«Волшебная Капелька»
(на основе опытно – экспериментальной деятельности)
Автор: Бортник О.В. воспитатель ГБДОУ детский сад №11
Петродворцового района
Санкт-Петербург
Петергоф
2019г.
Образовательная деятельность осуществляется в рамках образовательной программы ДО ГБДОУ детского сада №11 в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
В группе воспитываются 24 ребенка 4-5лет: 13 мальчиков и 11 девочек. Дети в группе активные, любознательные и общительные. Большой интерес у детей вызывает экспериментальная деятельность, результаты которых ребята с удовольствием отражают в своих рисунках.
НОД с детьми средней группы "Волшебная капелька", была запланирована в рамках комплексно-тематического планирования.
В процессе НОД были интегрированы следующие образовательные области:
познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие».
В ходе НОД были использованы следующие формы, методы, приемы и технологии организации образовательной деятельности:
- Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная
- Виды: познавательная, продуктивная, игровая, коммуникативная.
- Методы и приёмы обучения:
игровые: внесение игрового персонажа «Капельки», игра
наглядные: демонстрационный материал, схемы
словесные: беседа с детьми, указание, обсуждение, загадки, стихи, вопросы
поискового характера
практические: опыты, рисование
Методы повышающие эмоциональную активность: постановка мотивационной ситуации, мотивирование на образовательную деятельность, предположение, создание проблемных ситуаций, методы повышающие познавательную активность детей: элементарный анализ, обобщение результатов.
- Технологии: технология исследовательской деятельности, игровые, продуктивные технологии, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология.
Цель: создание представлений о свойствах воды.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для овладения знаниями о свойствах воды, значении воды для всего живого;
- познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями, закрепить умения дорисовывать детали объектов, полученных в виде спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами;
- ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, опыт;
- работать над чистотой произношения, отрабатывать глубокий вдох через нос и более длительный выдох через рот;
Развивающие:
- способствовать развитию познавательно-исследовательской активности детей в процессе выполнения опытов, умения проводить исследования, добиваться результатов, формулировать выводы по итогам опытов, обобщать результаты опытов;
- развивать любознательность, внимание, мышление, память;
- развивать крупную и мелкую моторику.
Воспитательная:
-формировать дружеские отношения и радость от совместной деятельности
-воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование и материалы: магнитофон, альбомные листы, трубочки для коктейля, гуашь, кисточки, влажные салфетки, стаканчики пустые, баночки с водой, тарелочки, пробирки разной формы, стакан с молоком, чайные ложки по количеству детей, жидкое мыло, карточки – символы, обозначающие свойства воды.
Словарная работа: лаборатория, бесцветная, жидкая, безвкусная, прозрачная.
Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера, беседы: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?»
ХОД.
I Вводная часть
Воспитатель. Доброе утро, ребята!
Собрались все дети в круг, (дети встали в круг и взялись за руки).
Я-твой друг и ты-мой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель. Ребята, к нам сегодня придёт гость, а кто догадайтесь сами.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без. (Дети: воды!)
Воспитатель. Посмотрите, к нам в гости пришла Капелька (воспитатель выставляет на мольберте рисунок капельки)
- Капелька – это частица чего? (воды)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Воспитатель. Капелька предлагает вам послушать мелодии и догадаться, где живет вода? (Включает запись: звенит капель, журчит ручей, шумит море, идет дождь).
Воспитатель. Догадались? (Ответы детей)
Пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
Воспитатель: Капелька приглашает вас с ней поиграть.
- Покажите, как бежит водичка из крана? («щщщщщщ», трем руку об руку)
- А как шумят морские волны? («ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш», сомкнули руки в замочек, имитируем волну)
- А как река течет? (жур-жур, жур-жур, руки в стороны, повторяем плавные волнообразные движения)
- А как плачет сосулька весной? («Кап, кап, кап», барабаним пальцами по ладошке)
II Основная часть
Воспитатель: А теперь, Капелька, приглашаем вас в маленькую лабораторию.
(воспитатель произносит вместе с детьми слово по слогам «ла-бо-ра-то-рия»)
Сегодня вы будете, как настоящие ученые проводить опыты с водой, но сначала, послушайте правила, которые необходимо соблюдать в лаборатории.
1. Внимательно слушаем.
2. Разговариваем вполголоса.
3. После каждого опыта не забываем делать вывод.
(Дети надевают фартуки, и подходят к первому столу, где стоят стаканы с водой.)
Опыт №1. «Вода не имеет вкуса и запаха».
Воспитатель: Ребята, вы чувствуете запах, когда мама печет пироги, как пахнут цветы?
- Как это можно определить? (понюхать, попробовать).
- А теперь я предлагаю вам, ребята, понюхать воду.
- Какая она? Душистая, пряная? Чем она пахнет? (она не пахнет)
- А теперь сделайте 1 глоток воды, и скажите, какая она на вкус?
- Значит, мы с вами можем сделать вывод, что вода не имеет запаха и вкуса.
- Что помогло нам определить, что вода без запаха и вкуса? (нос и рот)
Воспитатель прикрепляет на мольберт две карточки с условным обозначением – «нос», «рот»
Воспитатель. Прошу вас пройти к следующему столу нашей лаборатории
Опыт №2. «Вода бесцветная»
У каждого на столе стакан воды, 1 стакан молока у воспитателя
Воспитатель. Что это? (молоко)
- Какого цвета молоко? (белого)
- А можно сказать про воду, что она белого цвета? (нет)
- Какого цвета вода? (прозрачная, бесцветная)
- Давайте опустим в воду коктейльную трубочку и посмотрим видно ли ее в стакане с водой? (ответы детей)
- А теперь я опущу трубочку в стакан с молоком вы ее видите? (ответы детей)
- Из этого опыта какой мы можем сделать вывод? (Дети: вода прозрачная или бесцветная).
- И что помогло нам увидеть это? (Дети: нам помогли наши глаза)
Воспитатель прикрепляет на мольберт карточку, с условным обозначением – «глаз».
Опыт № 3 «Вода изменяет цвет»
Воспитатель: Мы с вами узнали, что вода бесцветная, а может ли она поменять цвет? Хотите убедиться в этом?
(на столе у каждого стакан с водой, ложечка, краски)
Воспитатель. Возьмите ложечку и добавьте в стаканчик с водой немного краски, аккуратно перемешайте. Посмотрите, ребята, что произошло с водой? (вода изменила свой цвет).
- Какой мы можем сделать вывод? (ответы детей)
- Правильно, делаем вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили.
Воспитатель прикрепляет на мольберт карточку, с условным обозначением.
Физминутка под песню «Капельки прыг-прыг»
Воспитатель. Капелька предлагает отдохнуть под весёлую песню.
Воспитатель включает музыку, дети выполняют движении в соответствии с текстом песни.
Практическая часть
Воспитатель: В благодарность за ваши открытия Капелька научит вас волшебству!
- Превращаемся все в волшебников: «Повернись, улыбнись, в волшебника превратись!» Теперь мы все волшебники.
Воспитатель добавляет каждому в стаканчик хорошо пенящееся средство.
- Возьмите волшебные трубочки и попробуйте подуть в воду. Что у вас получается? (яркая, цветная пена, мыльные пузыри).
- Мы будем рисовать этими мыльными пузырями.
Воспитатель. Как только мы надули пузыри, волшебную палочку ставим в стаканчик с водой, чтобы она нам не мешала. И быстро прикладываем альбомный лист, чтобы получился отпечаток. Можно так сделать несколько раз, с разными цветами, в зависимости от творческого замысла. Для этого надо поменяться с товарищем стаканчиком с разноцветной водой, вежливо попросив об этом. А для выдувания пузырей воспользоваться своей трубочкой.
Правило: Ребята, запомните! Это не трубочка для коктейля, а волшебная палочка, из которой мы не пьем, а выдуваем воздух, чтобы получились мыльные пузыри.
Начинаем колдовать, в чудеса все превращать!
Воспитатель. Стакан с цветной водой отставьте, чтобы он не мешал творить чудеса.
Чтобы чудо совершилось,
Чтобы клякса оживилась,
Дорисуйте ей, что нужно:
Уши, ноги, хвост, усы.
И понятно всем нам станет
Кем стал мыльный наш пузырь!
Воспитатель. Возьмите кисточку, краски, и дорисуйте на своем рисунке детали, чтобы получились воздушные шарики или птички, одуванчик, прекрасный цветок, цыпленок, или рыбки, а может веселая гусеница, и т.д.
(Дети дорисовывают детали изображения)
III. Рефлексия
Воспитатель. Юные волшебники, расскажите, пожалуйста, что у вас получилось!
- Молодцы, такие чудесные рисунки у вас получились.
Воспитатель.
- Где мы сегодня побывали?
- С какими свойствами воды познакомились?
(Дети рассказывают с опорой на карточки-схемы)
- Давайте попрощаемся с нашей гостьей Капелькой и поблагодарим её за волшебство.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приложение 2
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к организации НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема «Воздух» (с использованием элементов здоровьесберегающих технологий)
Цель: расширять знания детей о воздухе; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Задачи: обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; развивать навык...
Методическая разработка к организации НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Весна» (с использованием мнемотаблиц)
Цель:закреплять представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.Задачи: продолжать формировать знания детей о весне, сезонных изменениях в природе, используя образные слова и выр...
Методическая разработка к организации НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Сказочное путешествие» (с использованием элементов технологии ТРИЗ)
Цель:расширять представления детей об окружающем мире.Задачи: продолжать обогащать знания детей о различных видах транспорта;развивать у детей память, логическое мышление, внимание, творческое воображ...
Методическая разработка к организации досуга с детьми среднего дошкольного возраста "День здоровья"
Этот материал будет полезен педагогам ДОУ...
Методическая разработка к организации НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Капелька в гостях » (на основе опытно – экспериментальной деятельности)
Методическая разработка к организации НОД с детьми среднего дошкольного возраста "Капелька в гостях", на основе опытно- экспериментальной деятельности.В процессе НОД были интегрированы следу...
Методическая разработка к организации НОД с детьми средней группы Тема: «Опасные предметы в доме» (образовательная деятельность на основе интеграции образовательных областей)
Цель для педагога: создание условий для формирования у детей основ безопасного поведения дома....
Методическая разработка к организации НОД с детьми средней группы Тема: «Сказка «Морозко»» (образовательная деятельность на основе интеграции образовательных областей)
Цель: позанкомить детей с нетрадиционными техниками рисования....