Методическая разработка к организации НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема «Воздух» (с использованием элементов здоровьесберегающих технологий)
методическая разработка по окружающему миру на тему

Цель: расширять знания детей о воздухе; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи: обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; развивать навыки проведения опытов; расширять и активизировать словарь детей; развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; воспитывать аккуратность при работе с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozduh.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 общеразвивающего

вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка

к организации НОД

с детьми старшего дошкольного возраста 

Тема «Воздух»

(с использованием элементов здоровьесберегающих технологий)

Составил:

воспитатель ГБДОУ детского сада №11

Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Воробьева Лора Владимировна.

Санкт-Петербург

Петергоф

2016


Тема: "Воздух".

Цель: расширять знания детей о воздухе; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи: обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; развивать навыки проведения опытов; расширять и активизировать словарь детей; развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; воспитывать аккуратность при работе с водой.

Гипотезы:

- воздух постоянно нас окружает;

- способ обнаружения воздуха - "запереть" воздух, "поймать" в оболочку;

- воздух легче воды;

- воздух есть внутри предметов;

- воздух есть внутри людей;

- без воздуха не возможна жизнь;

- воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

- ветер - движение воздуха.

Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Развитие речи".

Предварительная работа: Проведение серии опытов "Свойства воды", проведение серии опытов "Свойства песка".

Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по колличеству детей); игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; песочные часы; чеснок и чеснокодавилка; веера по колличеству детей; сундучок; два тазика; стаканы и трубочки; духи; воздушные шарики; шарик с запиской; перфокарты.

Ход НОД

Воспитатель достает из шкафа коробку. Ставит её на стол, открывает. Из коробки вылетает воздушный шарик с запиской на веревочке.

Дети замечают шарик.

Дети.

Воспитатель: давайте прочитаем, что написано в этой записке. (воспитатель читает записку, в ней загадка. Дети отгадывают загадку.)

Дети.

Воспитатель: правильно, это воздух. А что вы знаете о воздухе?

Дети.

Воспитатель: хотите узнать еще больше?

Дети.

Воспитатель: сегодня мы будем делать опыты, как настоящие ученые и узнаем о воздухе еще что-нибудь интересное. А все , что мы узнаем, будем записывать в схему (на магнитной доске схема, обозначающая свойства воздуха).

Скажите, ребята, а кто его видел этот воздух? Может, его и нет вовсе?

Дети.

Воспитатель: раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети.

Воспитатель: я тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас. Как-же нам доказать, что он есть?

Дети.

Воспитатель: чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас как это делать.

Дети.

Опыт №1 .

Воспитатель: ребята, посмотрите, у меня в руках полиэтиленовый пакет. Что в нем?

Дети.

Воспитатель: да, он пустой. Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим воздух. Пакет опять стал тоненький. Почему?

Дети.

Воспитатель: а теперь попробуйте вы поймать воздух.

Дети выполняют опыт.
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили.

Вешают перфокарту на магнитную доску.

Воспитатель: ребята, скажите, а где люди используют такой "запертый" воздух?

Дети: ......(батуты, нарукавники, надувные матрасы)

Воспитатель: значит, если внутри какого-то предмета "запереть" воздух он будет плавать.

Давайте, поиграем в игру. Помогите мне разобрать предметы: какие будут плавать, а какие нет? (воспитатель достает сундучок).

Дидактическая игра "Тонет-не тонет".

Воспитатель: молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, в которых есть воздух, будут плавать.

Вешают перфокарту на магнитную доску.

Воспитатель: интересно, а внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята?

Дети.

Воспитатель: давайте проверим! Прошу всех садиться за столы.

Опыт №2

Воспитатель ставит стаканы с водой и трубочки.

Воспитатель: подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Дети выполняют опыт.

Воспитатель: что происходит?

Дети.

Воспитатель: выходят пузырьки. А пузырьки это воздух.

Вывод: воздух есть внутри нас.

Вешают перфокарту на магнитную доску.

Физминутка:

Мы старались, мы устали

Воздух дружно изучали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам, детвора.

Встали ровно, потянулись.

Хлопнули в ладоши

К друг другу повернулись.

Наклонились: раз и два,

Чтоб не болела голова.

И закончили играть.

Можно дальше продолжать.

Воспитатель: скажите, ребята, а как воздух к нам попадает?

Дети.

Воспитатель: да, конечно, все люди дышат через нос. Мы вдыхаем воздух носом, а выдыхаем через рот. Давайте попробуем.

Дети вместе с воспитателем делают дыхательную гимнастику.

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, воздух пахнет? Понюхайте.

Дети.

Воспитатель: а теперь, закройте глаза, не подглядывайте.

Опыт №3.

Воспитатель распыляет духи.

Воспитатель: сейчас вы почувствовали что-нибудь?

Дети.

Воспитатель: ещё раз закройте глаза

Воспитатель берет чеснок и давит его в чеснокодавилке.

Воспитатель: что вы почувствовали сейчас?

Дети.

Вывод: воздух не имеет запаха, но может переносить его.

Воспитатель: а как воздух переносит запах?

Дети.

Воспитатель: давайте и мы с вами попробуем устроить ветер с помощью веера.

Опыт №4.

Воспитатель: помошите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети.

Вывод: воздух движется и доносит до нас  разные запахи, хотя сам воздух запаха не имеет.

Вешают перфокарту на магнитную доску.
Воспитатель: бывают запахи приятные, а бывают не очень. А бывают такие, что хочется закрыть нос и не дышать. Давайте и мы с вами попробуем закрыть нос и не дышать, и посмотрим сколько времени мы сможем продержаться без воздуха.

Опыт №5.

Воспитатель ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараються не дышать.

Воспитатель: вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, а вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты.

Вывод: всему живому на земле воздух необходим: и людям, и растениям, и животным. Без воздуха они погибнут.

Вешают перфокарту на магнитную доску.

Воспитатель: давайте вспомним, что мы узнали про воздух:

- воздух нас окружает

- воздух прозрачный, но его можно "поймать"

- воздух есть в предметах, он легче воды

- воздух есть в людях

- воздух не имеет запаха, но может его переносить

- воздух движется - это ветер

- без воздуха не возможно жить.

Я хочу подарить вам воздушные шарики, в которые вы можете сами "запереть" воздух. А мы сейчас с вами пойдем гулять на улицу- дышать свежим воздухом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по коммуникативному развитию детей "Возвращение Снегурочки".

В разработке представлены разнообразные приемы, направленные на закрепление знаний дошкольников о признаках зимы, о русских народных сказках; показана работа по развитию коммуникативных и математическ...

Методическая разработка игрового взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием социоигровых технологий «Путешествие на ковре-самолете»

Конспект игрового взаимодействия с детьми с задействованием 2 персонажей в лице взрослых предназначен для воспитателей ДОУ и  рассчитан для проведения с группой детей до 25 человек старшего дошко...

Методическая разработка. Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Число и цифра 5» с использованием развивающей технологии

в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из акт...