Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Физическая карта России»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Познакомить детей с физической картой России, дать представление о границах территории Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskaya_karta_rossii.docx | 33.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка образовательной деятельности
по теме: «Физическая карта России»
Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая.
Цель: Познакомить детей с физической картой России, дать представление о границах территории Российской Федерации. Формировать целостное представление об окружающем мире, природных зонах, посредством ознакомления детей с физической картой России.
Задачи:
- Продолжать формировать у детей представления о графической системе составления карт (цвет, рельеф). Познакомить детей с малой Родиной Краснодарским краем.
- Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
- Систематизировать знания детей о морских и сухопутных границах Российской федерации.
- Расширять знания о разнообразии окружающего мира.
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. Развивать познавательные процессы внимание, память, воображение, целостное восприятие.
- Развивать связную речь, обогащать словарный запас.
- Воспитывать в детях уважение и любовь к своей Родине, русскому народу, интерес к познанию окружающего мира.
Предварительная работа: Презентация «Наша Родина -Россия», карта, фрагменты карты.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
Воспитатель : Ребята, я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие. А что бы отгадать, где мы будем путешествовать, нужно отгадать загадку:
Я ходил по разным странам, По морям, по океанам, По пустыне шел отважно На одном листе бумажном. ( Педагог демонстрирует слайдовую презентацию). Слайды с изображением гор, рек, полей, лесов, городов. - Ребята, кто из Вас знает, как называется наша страна, в которой мы живем? Россия самая большая и красивая страна. Как вы думаете, как называются люди, живущие в России? Каждый россиянин любит свою страну. Россия огромная страна. В России много рек, гор, озер, морей, лесов, городов. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, то на другом- начинается утро. На одной стороне может идти снег, на другой припекать солнышко. -Ребята, у меня есть вот такой необычный, волшебный сундучок. - Интересно, что в нем? -Ребята , а что же такое ? (показывает карту) -Для чего нужна карта?
| Дети называют –(Карта) -Правильно, молодцы- Россия. -Верно -Россияне. -Здорово, очень интересно.
-Может быть это карта? -Это уменьшенное изображение, какой либо местности. Если дети затрудняются, педагог дает пояснение. |
-Карта нужна для того, что бы можно было узнать, где находится та или иная страна, найти моря, реки, города. Карты используют путешественники, капитаны кораблей. Даже жителю города понадобится карта. -Ребята, давайте найдем на карте место расположения нашей страны. Россия самая большая по площади страна мира. Далее педагог показывает место расположения Краснодарского края. - Отгадайте, что еще имеется в моем сундуке ? Шар большой на нем страна Город в нем, а в нем дома. Дом на улочке одной Неприметный, небольшой. Этот дом страна-Земля Это Родина моя. (Глобус) -Педагог достает из сундука глобус. Рассматривает с детьми. Слово «глобус »-означает шар. На нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле - океаны и суша только очень маленькое. Глобус вращается вокруг своей оси. Так же вращается и наша планета Земля ,подставляет Солнцу то одну, то другую сторону. Глобусы бывают и большие и маленькие. Все что изображено на глобусе, в точности изображено на карте.
-Точно! Это глобус.
|
- Как много у нас вариантов? - Мы затрудняемся предположить. - Что же это? - Как вы догадались?! |
- Ребята, правильно глобус похож на карту. |
|
-Ребята, так что же представляет собой карта? Какая она, что на ней можно найти? -Да на карте можно найти все. Эта карта -физическая. На этой карте обозначен рельеф местности, это новое для вас слово. -Что же такое рельеф? -Посмотрите внимательно на карту-это горы, равнины, реки, озера, моря. Все эти рельефы обозначаются определенным цветом. (Дети вместе с педагогом находят рельеф) Равнины обозначены зеленым цветом. Горы-коричневым, чем темнее цвет, тем выше горы. Желтый цвет-это пустыни. -А какого цвета на карте больше всего и мы его не назвали? -Верно. На карте больше всего голубого и синего цвета, потому что вода, занимает большую часть нашей Земли - это «водоемы». Остальное – суша. -А какой цвет вы еще не назвали ? | Предположительные ответы детей. -Карта нарисована на бумаге. Она красочная, большая, цветная. На карте можно найти горы, пустыни. На ней есть моря, реки, океаны, ледники. -Рельеф -это неровности на поверхности Земли.
Предположительные ответы детей. Это цвета синий, голубой. Это реки, озера, моря, океаны. -Белый -это льды и снега. |
2 этап: способствуем планированию деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
Физ .минутка. Я вам предлагаю отправиться в разноцветное путешествие, но сначала повторим каким цветом обозначаются рельефы . И так игра называется «Посмотри на карту внимательно» Показываю детям картинки зеленого, желтого, коричневого, белого, голубого цвета. Дети имитируют при помощи жестов каждый цвет: голубой- вода-имитация движений пловца. Белый -лед-(движения человека, пытающего согреться). Желтый-пустыня (поднимание высоко ног-хождение по песку ).Коричневый-горы (смотреть вверх).Зеленый- равнина( поднять руки вверх-изображение качающихся деревьев) | Если дети активно включаются в обсуждение:
- Вот это да! Вы многое знаете. Если ребята затрудняются: - Предлагаю вспоминать всем вместе.
Игра проводится под музыкальное сопровождение.-2-3 раза. |
|
|
|
|
|
|
3 этап: способствуем реализации детского замысла | |
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
(дети и воспитатель за столами, расставленными так, чтобы все могли видеть друг друга)
-Ребята у меня возникла проблема. На столе лежат фрагменты карты, но у меня не получается ее собрать. Мне нужна ваша помощь. Вначале педагог предлагает детям задание, подобрать по цвету символичные знаки: горы, моря, пустыни, растительность, льды, суша.
Далее педагог демонстрирует карту на слайде, предлагает собрать разрезанную карту по образцу Молодцы! У Вас все получилось правильно! | Дети собирают за столами разрезные картинки физической карты России. . - Сравнивают. -Молодцы, у Вас всё получилось правильно. Дети собирают за столами разрезные картинки физической карты России. Дети выполняют задание. |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности | |
-Что мы можем рассказать о карте? -Что мы можем рассказать о глобусе? - Было что-то новое, чего вы раньше не знали? - Для чего мы собирали карту ? - Ребята, а вы обратили внимание, что мы многое не знаем о физической карте и о глобусе ? -Может быть, постараемся узнать о ней больше, когда подрастем? - Может быть, мы разместим нашу карту в группе ? - Что бы мы в любой момент могли подойти и рассмотреть её получше, найти ещё, что то неизведанное. В. Степанова «Необъятная страна» Если долго-долго-долго В самолете нам лететь. Если долго-долго – долго На Россию нам смотреть, То увидим мы тогда И леса и города, Океанские просторы, Ленты рек, озера , горы… Мы увидим даль без края, Тундру, где звенит весна, И поймем тогда, какая Наша Родина большая, Необъятная страна. Молодцы ребята, сегодня вы были настоящими путешественниками. |
- Да, вы меня приятно удивили своими знаниями! - Было и правда, очень интересно! - Я приготовлю энциклопедии , иллюстрации, интересные познавательные рассказы ! На досуге мы еще побеседуем. Дети ,находят свободное место в групповом помещении совместно с воспитателем прикрепляют карту.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка образовательной деятельности по теме «На картинку посмотри и нам сказку расскажи»
Творческое рассказывание по картинкам....
методическая разработка образовательной деятельности по физическому развитию дошкольников
занятие по физкультуре в старшей группе...
Методическая разработка образовательной деятельности инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-7 лет «Поход в осенний лес»
Образовательнаеской деятельность инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Поход в осенний лес"...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....
Методическая разработка образовательной деятельности Тема: «Путешествие в прошлое телефона».
Познакомить с историей изобретения и совершенствования телефона, обогащать представление детей о мире окружающих предметов....