Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Физическая карта России»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Вишневецкая Маргарита Ивановна

Познакомить детей с  физической картой  России, дать представление о границах территории   Российской Федерации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskaya_karta_rossii.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка образовательной деятельности

по теме: «Физическая карта России»

Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая.

Цель: Познакомить детей с  физической картой  России, дать представление о границах территории   Российской Федерации. Формировать целостное представление об окружающем мире, природных зонах, посредством ознакомления детей с физической картой России.

Задачи:

  1. Продолжать формировать у детей представления о графической системе составления карт (цвет, рельеф).  Познакомить детей с малой Родиной Краснодарским краем.
  2. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
  3. Систематизировать знания детей о морских и сухопутных границах Российской федерации.  
  4. Расширять знания о разнообразии окружающего мира.
  5. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. Развивать познавательные процессы внимание, память, воображение, целостное восприятие.  
  6. Развивать связную речь, обогащать словарный запас.
  7. Воспитывать в детях уважение и любовь к своей Родине, русскому народу, интерес к познанию окружающего мира.

Предварительная работа: Презентация «Наша Родина -Россия», карта, фрагменты карты.

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.

Содержание

Обратная связь

на высказывание детей

Воспитатель : Ребята, я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие. А что бы отгадать, где мы будем путешествовать,  нужно отгадать загадку:

             

               Я ходил по разным странам,

               По морям, по океанам,

        По пустыне шел отважно

                 На одном листе бумажном.

  ( Педагог демонстрирует слайдовую   презентацию). Слайды с изображением гор, рек, полей, лесов, городов.

  - Ребята, кто из Вас знает, как называется наша страна, в которой мы живем? Россия самая большая и красивая страна. Как вы думаете, как называются люди, живущие в России? Каждый россиянин любит свою страну. Россия огромная страна. В России много рек, гор, озер, морей, лесов, городов. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, то на другом- начинается утро. На одной стороне может идти снег, на другой припекать солнышко.

-Ребята, у меня есть вот такой необычный, волшебный сундучок.

- Интересно, что в нем?

-Ребята , а что же такое  ?

 (показывает карту)

-Для чего нужна карта?

 

 Дети называют –(Карта)

-Правильно, молодцы-  Россия.

-Верно -Россияне.

-Здорово, очень интересно.  

 

-Может быть это карта?

-Это уменьшенное изображение, какой либо местности.

Если дети затрудняются, педагог дает пояснение.

-Карта нужна для того, что бы можно было узнать, где находится та или иная страна, найти моря, реки, города. Карты используют путешественники, капитаны кораблей. Даже жителю города понадобится карта.

-Ребята, давайте найдем на карте место расположения нашей страны. Россия самая большая по площади страна мира. Далее педагог показывает место расположения Краснодарского края.

- Отгадайте, что   еще   имеется в моем сундуке ?

Шар большой на нем страна

Город в нем, а в нем дома.

Дом на улочке одной

Неприметный, небольшой.

Этот дом страна-Земля

Это Родина моя. (Глобус)

-Педагог достает из сундука глобус. Рассматривает с детьми. Слово «глобус »-означает шар. На нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле - океаны и суша только очень маленькое. Глобус вращается вокруг своей оси. Так же вращается и наша  планета Земля ,подставляет Солнцу то одну, то другую сторону. Глобусы бывают и большие и маленькие. Все что изображено на глобусе, в точности изображено на карте.

 

-Точно! Это глобус.

 

 

- Как много у нас вариантов?

- Мы затрудняемся предположить.

- Что же это?

- Как вы догадались?!

- Ребята, правильно глобус похож на карту.

 

 -Ребята, так что же представляет собой карта? Какая она, что на ней можно найти?

-Да на карте можно найти все. Эта карта -физическая. На этой карте обозначен рельеф местности, это новое для вас слово.  

-Что же такое рельеф?

-Посмотрите внимательно на карту-это горы, равнины, реки, озера, моря. Все эти рельефы обозначаются определенным цветом.

(Дети вместе с педагогом находят рельеф)

Равнины обозначены зеленым цветом. Горы-коричневым, чем темнее цвет, тем выше горы. Желтый цвет-это пустыни.

-А какого цвета на карте больше всего и мы его не назвали?

-Верно. На карте больше всего голубого и синего цвета, потому что вода, занимает большую часть нашей Земли - это «водоемы». Остальное – суша.

-А какой цвет вы еще не назвали ?

Предположительные ответы детей.

-Карта нарисована на бумаге. Она красочная, большая, цветная. На карте можно найти горы, пустыни. На ней есть моря, реки, океаны, ледники.

-Рельеф  -это неровности на поверхности Земли.

 

Предположительные ответы детей. Это цвета синий, голубой. Это реки, озера, моря, океаны.

-Белый -это льды и снега.

2 этап: способствуем планированию деятельности

Содержание

Обратная связь

на высказывание детей

 Физ .минутка. Я вам предлагаю отправиться в разноцветное путешествие, но сначала повторим каким цветом обозначаются рельефы . И так игра называется «Посмотри на карту внимательно»

Показываю детям картинки зеленого, желтого, коричневого, белого, голубого цвета. Дети имитируют при помощи жестов каждый цвет: голубой- вода-имитация движений пловца. Белый -лед-(движения человека, пытающего согреться). Желтый-пустыня (поднимание высоко ног-хождение по песку ).Коричневый-горы (смотреть вверх).Зеленый- равнина( поднять руки вверх-изображение качающихся деревьев)

Если дети активно включаются в обсуждение:

 

- Вот это да! Вы многое знаете.      

Если ребята затрудняются:

- Предлагаю вспоминать всем вместе.

 

Игра проводится под музыкальное сопровождение.-2-3 раза.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Содержание

Обратная связь

на высказывание детей

(дети и воспитатель за столами, расставленными так, чтобы все могли видеть друг друга)

 

-Ребята у меня возникла проблема. На столе лежат фрагменты карты, но у меня не получается ее собрать. Мне нужна ваша помощь.

Вначале педагог предлагает  детям задание, подобрать по цвету символичные знаки: горы, моря, пустыни, растительность, льды, суша.

 

Далее педагог  демонстрирует карту на слайде, предлагает собрать разрезанную карту по образцу

 Молодцы! У Вас все получилось правильно!

Дети собирают за столами разрезные картинки физической карты России.

 .

-  Сравнивают.

-Молодцы, у Вас всё получилось правильно.

Дети собирают за столами разрезные картинки физической карты России.

Дети выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

-Что мы можем  рассказать о карте?

-Что мы можем рассказать о глобусе?

- Было что-то новое, чего вы раньше не знали?

- Для чего мы собирали карту ?

- Ребята, а вы обратили внимание, что мы   многое не знаем о физической карте и о глобусе  ?

-Может быть, постараемся узнать о ней больше,  когда подрастем?

- Может быть, мы разместим  нашу карту в группе ?  

- Что бы мы в любой момент могли подойти и рассмотреть её получше, найти ещё, что то  неизведанное.  

   В. Степанова «Необъятная страна»

Если долго-долго-долго

В  самолете нам лететь.

Если долго-долго – долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера , горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Молодцы ребята, сегодня вы были настоящими путешественниками.

 

- Да, вы меня приятно удивили своими знаниями!

- Было и правда, очень интересно!

- Я приготовлю энциклопедии , иллюстрации, интересные познавательные рассказы ! На досуге мы еще побеседуем.  

Дети ,находят свободное место в групповом помещении   совместно с воспитателем прикрепляют карту.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-7 лет «Поход в осенний лес»

Образовательнаеской  деятельность инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Поход в осенний лес"...

Методическая разработка образовательной деятельности Тема: «Путешествие в прошлое телефона».

Познакомить с историей изобретения и совершенствования телефона, обогащать представление детей о мире окружающих предметов....