Конспект непрерывной образовательной деятельности. «Моя Семья. Моя Родословная» с детьми старшей группы (5-6 лет).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Красовская Светлана Борисовна

В  конспекте находятся материалы,которые помогут детям получить знания о семье и родословной его семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Моя семья. Моя Родина28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43               комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности                                                                           с детьми старшей группы (5-6 лет).

«Моя Семья. Моя Родословная»

Воспитатель: Красовская Светлана Борисовна.

Санкт-Петербург

2019

Интеграция образовательных областей:  «Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно –эстетическое развитие»                                                                                                  

Тип непосредственной образовательной деятельности: интегрированная

Форма непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.                                                

Форма организации: групповая.

Работа с родителями:                                                                                                                       Помощь в составлении альбома в группе «Моя родословная»

Цель: Расширение представлений детей о семье и её истории.

Задачи:

Образовательные.

1.Формировать представление о генеалогическом древе.

2.Способствовать развитию умения создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений.

3.Расширять и закреплять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях; закреплять умение называть свою фамилию, имя, отчество и имена, отчества членов семьи.

Развивающие.

1.Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес.

Воспитательные.

1.Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи, чувство гордости за свою семью.

Словарь: генеалогическое древо, родословная, родственники,.

Предварительная работа: заучивание пословиц и стихотворений о семье, составление рассказов о семье, беседы, игры, чтение художественной литературы по теме.

Оборудование и материалы:

- Видео ролик «Моя семья»,

- Изображения генеалогического дерева с пустыми окошками.

- Альбом с изображением членов семьи каждого ребенка.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Вводная часть. Сюрпризный момент

Воспитатель: Дети, к нам в группу пришло письмо. Его принёс нам почтальон. Давайте, посмотрим, кто нам его прислал. Ребята, письмо от домовенка. А вы знаете кто такие домовята? Домовята охраняют наш дом от бед. Они хранители домашнего очага человека Многие люди верят в то, что домовые охраняют их покой. Подкармливают домовят чем-нибудь вкусным,  если они начинаю шалить;  прятать игрушки; шуметь, когда мы спим. Угостишь домовёнка, и он снова охраняет твой дом как прежде. Давайте почитаем, что же нам написал домовёнок.

Воспитатель читает письмо.

«Дорогие, ребята!                                                                                                                           Посылаю вам электронное письмо. В этом письме я хотел рассказать вам о самом главном в жизни каждого человека и взрослого и ребёнка . Я подобрал для вас несколько заданий и прошу вашего воспитателя показать их на компьютере.                                                                   А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, разгадав первый ребус.                                        Ваш домовенок»

Воспитатель предлагает детям разгадать ребус, с помощью которого они узнают тему занятия.

1 часть: Ребус «Семья»      

Дети разгадывают ребус

Воспитатель: Правильно, дети. Сегодня мы поговорим о самом важном в жизни каждого человека - о семье.

Воспитатель акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «А почему именно семь «я»?»

Семья – словечко странное,                                                                                                                 Хотя не иностранное.                                                                                                                                                   – Как слово получилось,                                                                                               Не ясно нам совсем.                                                                                                                 Ну, «Я» – мы понимаем,                                                                                             А почему их семь?

Воспитатель:

Не надо думать и гадать,                                                                                                                       А надо просто сосчитать:                                                                                          Два дедушки,                                                                                                        Две бабушки,                                                                                                         Плюс папа, мама, ребенок.                                                                                                    Сложили? Получается семь человек,                                                                                Семь «Я»!

Давайте проверим.                                                                                              Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок).                                                                                                           Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Но семьи, ребята, бывают разные: большие и маленькие. Большие – где живут вместе и бабушка с дедушкой, папа, мама и дети. Маленькие – например, мама и ребенок, папа и ребенок и т. д. О своей семье расскажет нам Ксения.

Очень мудрые дедули,                                                                                                Две бабули – красотули.                                                                                     Папа, мамочка и я                                                                                        Это вся моя семья.

2 часть: Почему нас называют семьёй?

Воспитатель: Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.                                                                               

Дети рассматривают фотографии своей семьи и  определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.

Посмотрите на меня -                                                                                      На кого похожий я?                                                                                                 Глазки-вишни, как у мамы,                                                                                        Улыбка солнечная  – папы.                                                                                         Цвет волос, как у дедули,                                                                                  Носик точно уж бабули.                                                                                            В семье каждый потрудился,                                                                           Чтобы я такой родился!

Воспитатель: А, как вы думаете, чем еще отличаются семьи друг от друга?

Дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии своих семей.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка - мальчика Сергеевич, а ребенка - девочки Сергеевна.

Проводится игра с мячом «Назови свое отчество».

Воспитатель называет имя ребенка и бросает ему мяч, а ребенок называет свое отчество.

После завершения игры каждому ребенку предлагается назвать свое полное имя, отчество и фамилию.

Дидактическая игра «Родственники»

Воспитатель: А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим. Мальчик для папы и мамы кто? Мальчик для дедушки и бабушки? Девочка для папы и мамы? Девочка для дедушки и бабушки? Папа для дедушки и бабушки? Мама для дедушки и бабушки? Мальчик для девочки в семье кто? Девочка для мальчика в семье кто?                                                                                                     

Воспитатель: В народе говорят: «Вся семья вместе, так и душа на месте». А вы знаете пословицы и поговорки о семье?

(Дети вспоминают, а потом по очереди их произносят пословицы и поговорки о семье:

· Согласную семью и горе не берёт.                                                                                                  · Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.                                                     · Когда нет семьи, так и дома нет.                                                                                              · Семья сильна, когда над ней крыша одна.                                                                          · Семья без детей, что цветок без запаха.                                                                                  · Семейный горшок всегда кипит.                                                                                               · В семье и каша гуще.                                                                                          · Не будет добра, коли в семье вражда.                                                                               · В хорошей семье хорошие дети растут.                                                                           · В своем доме и стены помогают.                                                                                · Не нужен и клад, коли в семье лад.                                                                                       · Согласная семья - самая счастливая.

3 часть: Расскажи о своей семье.

Воспитатель читает словосочетания «Дружная семья», «Крепкая семья», «Счастливая семья», «Заботливая семья», «Любящая семья», «Здоровая семья» – и предлагает ребятам выбрать слова, которые характеризуют их семьи, и объяснить, почему они так считают. Ребята, кто из вас хочет рассказать о своей семье?

Физминутка. «Семейная зарядка».

Осенью, весною, летом и зимою                                                                                        Мы во двор выходим                                                                                      Дружною семьёй.                                                                                                Встанем в круг и по порядку,                                                                                Каждый делает зарядку.                                                                                          Мама руки поднимает,                                                                                        Папа бодро приседает                                                                                  Повороты вправо – влево,                                                                                          Делает мой братик Сева.                                                                                     Я сама бегу трусцой,                                                                                                  И качаю головой.

Дети выполняют движения по тексту.

4 часть: Первобытные семьи.

Воспитатель: Ребята, кто-нибудь из вас знает, как возникла первая семья?  Я вам расскажу. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами.                                                                                     Эти первобытные семьи не были похожи на современные                                              Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие нате, что мы видим сейчас                                       В семье  отец добывал и приносил пищу.                                                                    А мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям.                        Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради.

5 часть: Родословная книга.

Чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными».                                                                                      А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа), где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».

6 часть: Игра «Кто моложе или старше?»

Воспитатель: Дети, послушайте два слова «папа» - «сын» и определите, кто старше, а кто моложе.                                                                                                              Составьте предложение с этими словами: Мама - дочь, бабушка - внучка, дедушка - папа, бабушка - мама, внучка - дедушка, внучка - бабушка. Мама - дочь, бабушка - внучка, дедушка - папа, бабушка - мама, внучка - дедушка, внучка - бабушка                                                                                                                                                                               Пример: Папа - сын. Дедушка старше папы, значит сын моложе папы.                              

7 часть: Составление генеалогического древа.

Воспитатель:  Подойдите к столам. Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Найдите каждый своё дерево. Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево пустое, без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут картинки с изображением бабушек, дедушек, мамы, папы. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо. Сверху размещаем свой портрет и своих родных братьев, и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше. А у кого есть прабабушки и прадедушки?

Некоторые дети выучили стихи о семь и сейчас они  прочитают их:

  1. Семья - святое слово,                                                                                                И обижать его нельзя!                                                                                             В нём наши корни, наша сила,                                                                                   Наши заветные слова.
  2. Каждому слово «семья» родное                                                                                     В этом слове много тепла                                                                                                 Оно словно солнце большое,                                                                            Полно надежд и добра.
  3. Семья – это радость, тепло и уют                                                                             Семья - это дом, где тебя всегда ждут.
  4. Если мир и дружба в семье,                                                                                   Вами будут гордиться все.                                                                                       Знают взрослые и дети,                                                                                               Что важней всего на свете-                                                                                              Мама, папа, ты, и я-                                                                                              Вместе дружная семья!

Воспитатель:

Семья – это счастье, любовь и удача.                                                                      Семья – это летом поездки на дачу.                                                                     Семья – это праздник, семейные даты,                                                                    Подарки, покупки, приятные траты,                                                                    Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.                                                                 Мечты о хорошем, волненье и трепет.                                                                        Семья – это труд, друг о друге забота.                                                                            Семья – это много домашней работы.                                                                        Семья – это важно! Семья – это сложно!                                                                                Но счастливо жить одному невозможно,                                                                      Всегда будьте вместе, любовь берегите,                                                                        Обиды и ссоры подальше гоните,                                                                                  Хочу, чтоб про вас говорили друзья:                                                                       Какая хорошая ваша семья!

Воспитатель: Когда вы вырастите, у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением.

Сегодня домовенок предлагает нарисовать вам свое родословное дерево. Я предлагаю составить в рисунке своё семейное дерева. Домовёнок приготовил для вас макеты родословного дерева. Оно действительно похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки-окошечки. Заполнять их нужно по правилам. На вершине дерева вы найдёте окошечко. У кого-то оно будет одно, а у кого-то несколько. Это вы и ваши братья, и сестры. В окошечках, которые находятся справа и слева, располагаются ваши родители: мама и папа. У ваших родителей тоже были родители, которые их любили, воспитывали и учили уму-разуму, их вы называете бабушками и дедушками. Я вам сейчас раздам эти модели дерева. Пожалуйста нарисуйте в окошках своих родных.

Дети рисуют и составляют генеалогические деревья.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Вспомните  какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды. Предлагаю вам посадить наши деревья на выставке вашего творчества. Вот какие дружные семьи у нас в группе. А еще у нас в группе появился альбом в котором есть фотографии ваших семей Если вдруг вам станет скучно, вы всегда сможете увидеть фотографии своих родных в нашем альбоме «Моя родословная».                                                                                                  А наш Домовёнок обязательно будет охранять всех вас и ваших родных от всяких бед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с детьми младшей группы. Тема: «В гости к осеннему солнышку».

Цель:  расширение знаний детей об осени, как времени года.Задачи:1. Различать признаки осени (холодно, идут дожди, люди надевают теплу одежду).2. Развивать умение слушать воспитателя, отвечать на...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с детьми средней группы. Тема: «Космос».

Цель: расширение представлений детей о космосе.Задачи:1. Обогатить знания детей о том, что в космосе есть другие планеты, звезды, а мы живем на планете Земля.2. Совершенствовать навыки счета, называть...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности «Поступки и характер человека» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» (с использо

Задачи. Образовательная:- учить проводить связь между характером и поступками человека (уточнить понятия детей о том, что характер человека определяется по его поступкам).2. Развивающая:- учить состав...

Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности в области познавательного развития с детьми старшей группы компенсирующей направленности На тему: «Весна. Признаки весны» с использованием ИКТ, оздоровительной и игровой технологий

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности в области позновательного развития с детьми старшей группы компенсирующей направленности. На тему: "Весна. Признаки весны". И...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми средней группы общеразвивающей направленности. Тема: «Гнездышко для птички».

НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в средней группе.Тема: «Гнездышко для птички».Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Инте...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми в группе раннего возраста на тему: «Щенок в гостях у ребят"

           Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми в группе   раннего  возраста  на ...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности Художественно-эстетическое развитие. Музыка с детьми старшей группы Тема: «Школа горошка»

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельностиХудожественно-эстетическое развитие. Музыка  с детьми старшей группыТема: «Школа горошка»...