Конспект непрерывной образовательной деятельности. «Моя Семья. Моя Родословная» с детьми старшей группы (5-6 лет).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
В конспекте находятся материалы,которые помогут детям получить знания о семье и родословной его семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Моя семья. Моя Родина | 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы (5-6 лет).
«Моя Семья. Моя Родословная»
Воспитатель: Красовская Светлана Борисовна.
Санкт-Петербург
2019
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно –эстетическое развитие»
Тип непосредственной образовательной деятельности: интегрированная
Форма непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.
Форма организации: групповая.
Работа с родителями: Помощь в составлении альбома в группе «Моя родословная»
Цель: Расширение представлений детей о семье и её истории.
Задачи:
Образовательные.
1.Формировать представление о генеалогическом древе.
2.Способствовать развитию умения создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений.
3.Расширять и закреплять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях; закреплять умение называть свою фамилию, имя, отчество и имена, отчества членов семьи.
Развивающие.
1.Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес.
Воспитательные.
1.Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи, чувство гордости за свою семью.
Словарь: генеалогическое древо, родословная, родственники,.
Предварительная работа: заучивание пословиц и стихотворений о семье, составление рассказов о семье, беседы, игры, чтение художественной литературы по теме.
Оборудование и материалы:
- Видео ролик «Моя семья»,
- Изображения генеалогического дерева с пустыми окошками.
- Альбом с изображением членов семьи каждого ребенка.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Вводная часть. Сюрпризный момент
Воспитатель: Дети, к нам в группу пришло письмо. Его принёс нам почтальон. Давайте, посмотрим, кто нам его прислал. Ребята, письмо от домовенка. А вы знаете кто такие домовята? Домовята охраняют наш дом от бед. Они хранители домашнего очага человека Многие люди верят в то, что домовые охраняют их покой. Подкармливают домовят чем-нибудь вкусным, если они начинаю шалить; прятать игрушки; шуметь, когда мы спим. Угостишь домовёнка, и он снова охраняет твой дом как прежде. Давайте почитаем, что же нам написал домовёнок.
Воспитатель читает письмо.
«Дорогие, ребята! Посылаю вам электронное письмо. В этом письме я хотел рассказать вам о самом главном в жизни каждого человека и взрослого и ребёнка . Я подобрал для вас несколько заданий и прошу вашего воспитателя показать их на компьютере. А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, разгадав первый ребус. Ваш домовенок»
Воспитатель предлагает детям разгадать ребус, с помощью которого они узнают тему занятия.
1 часть: Ребус «Семья»
Дети разгадывают ребус
Воспитатель: Правильно, дети. Сегодня мы поговорим о самом важном в жизни каждого человека - о семье.
Воспитатель акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «А почему именно семь «я»?»
Семья – словечко странное, Хотя не иностранное. – Как слово получилось, Не ясно нам совсем. Ну, «Я» – мы понимаем, А почему их семь?
Воспитатель:
Не надо думать и гадать, А надо просто сосчитать: Два дедушки, Две бабушки, Плюс папа, мама, ребенок. Сложили? Получается семь человек, Семь «Я»!
Давайте проверим. Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Но семьи, ребята, бывают разные: большие и маленькие. Большие – где живут вместе и бабушка с дедушкой, папа, мама и дети. Маленькие – например, мама и ребенок, папа и ребенок и т. д. О своей семье расскажет нам Ксения.
Очень мудрые дедули, Две бабули – красотули. Папа, мамочка и я Это вся моя семья.
2 часть: Почему нас называют семьёй?
Воспитатель: Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
Дети рассматривают фотографии своей семьи и определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.
Посмотрите на меня - На кого похожий я? Глазки-вишни, как у мамы, Улыбка солнечная – папы. Цвет волос, как у дедули, Носик точно уж бабули. В семье каждый потрудился, Чтобы я такой родился!
Воспитатель: А, как вы думаете, чем еще отличаются семьи друг от друга?
Дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии своих семей.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка - мальчика Сергеевич, а ребенка - девочки Сергеевна.
Проводится игра с мячом «Назови свое отчество».
Воспитатель называет имя ребенка и бросает ему мяч, а ребенок называет свое отчество.
После завершения игры каждому ребенку предлагается назвать свое полное имя, отчество и фамилию.
Дидактическая игра «Родственники»
Воспитатель: А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим. Мальчик для папы и мамы кто? Мальчик для дедушки и бабушки? Девочка для папы и мамы? Девочка для дедушки и бабушки? Папа для дедушки и бабушки? Мама для дедушки и бабушки? Мальчик для девочки в семье кто? Девочка для мальчика в семье кто?
Воспитатель: В народе говорят: «Вся семья вместе, так и душа на месте». А вы знаете пословицы и поговорки о семье?
(Дети вспоминают, а потом по очереди их произносят пословицы и поговорки о семье:
· Согласную семью и горе не берёт. · Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват. · Когда нет семьи, так и дома нет. · Семья сильна, когда над ней крыша одна. · Семья без детей, что цветок без запаха. · Семейный горшок всегда кипит. · В семье и каша гуще. · Не будет добра, коли в семье вражда. · В хорошей семье хорошие дети растут. · В своем доме и стены помогают. · Не нужен и клад, коли в семье лад. · Согласная семья - самая счастливая.
3 часть: Расскажи о своей семье.
Воспитатель читает словосочетания «Дружная семья», «Крепкая семья», «Счастливая семья», «Заботливая семья», «Любящая семья», «Здоровая семья» – и предлагает ребятам выбрать слова, которые характеризуют их семьи, и объяснить, почему они так считают. Ребята, кто из вас хочет рассказать о своей семье?
Физминутка. «Семейная зарядка».
Осенью, весною, летом и зимою Мы во двор выходим Дружною семьёй. Встанем в круг и по порядку, Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает, Папа бодро приседает Повороты вправо – влево, Делает мой братик Сева. Я сама бегу трусцой, И качаю головой.
Дети выполняют движения по тексту.
4 часть: Первобытные семьи.
Воспитатель: Ребята, кто-нибудь из вас знает, как возникла первая семья? Я вам расскажу. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные семьи не были похожи на современные Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие нате, что мы видим сейчас В семье отец добывал и приносил пищу. А мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради.
5 часть: Родословная книга.
Чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа), где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».
6 часть: Игра «Кто моложе или старше?»
Воспитатель: Дети, послушайте два слова «папа» - «сын» и определите, кто старше, а кто моложе. Составьте предложение с этими словами: Мама - дочь, бабушка - внучка, дедушка - папа, бабушка - мама, внучка - дедушка, внучка - бабушка. Мама - дочь, бабушка - внучка, дедушка - папа, бабушка - мама, внучка - дедушка, внучка - бабушка Пример: Папа - сын. Дедушка старше папы, значит сын моложе папы.
7 часть: Составление генеалогического древа.
Воспитатель: Подойдите к столам. Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Найдите каждый своё дерево. Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево пустое, без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут картинки с изображением бабушек, дедушек, мамы, папы. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо. Сверху размещаем свой портрет и своих родных братьев, и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше. А у кого есть прабабушки и прадедушки?
Некоторые дети выучили стихи о семь и сейчас они прочитают их:
- Семья - святое слово, И обижать его нельзя! В нём наши корни, наша сила, Наши заветные слова.
- Каждому слово «семья» родное В этом слове много тепла Оно словно солнце большое, Полно надежд и добра.
- Семья – это радость, тепло и уют Семья - это дом, где тебя всегда ждут.
- Если мир и дружба в семье, Вами будут гордиться все. Знают взрослые и дети, Что важней всего на свете- Мама, папа, ты, и я- Вместе дружная семья!
Воспитатель:
Семья – это счастье, любовь и удача. Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты, Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет. Мечты о хорошем, волненье и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота. Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно, Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель: Когда вы вырастите, у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением.
Сегодня домовенок предлагает нарисовать вам свое родословное дерево. Я предлагаю составить в рисунке своё семейное дерева. Домовёнок приготовил для вас макеты родословного дерева. Оно действительно похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки-окошечки. Заполнять их нужно по правилам. На вершине дерева вы найдёте окошечко. У кого-то оно будет одно, а у кого-то несколько. Это вы и ваши братья, и сестры. В окошечках, которые находятся справа и слева, располагаются ваши родители: мама и папа. У ваших родителей тоже были родители, которые их любили, воспитывали и учили уму-разуму, их вы называете бабушками и дедушками. Я вам сейчас раздам эти модели дерева. Пожалуйста нарисуйте в окошках своих родных.
Дети рисуют и составляют генеалогические деревья.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Вспомните какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды. Предлагаю вам посадить наши деревья на выставке вашего творчества. Вот какие дружные семьи у нас в группе. А еще у нас в группе появился альбом в котором есть фотографии ваших семей Если вдруг вам станет скучно, вы всегда сможете увидеть фотографии своих родных в нашем альбоме «Моя родословная». А наш Домовёнок обязательно будет охранять всех вас и ваших родных от всяких бед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с детьми младшей группы. Тема: «В гости к осеннему солнышку».
Цель: расширение знаний детей об осени, как времени года.Задачи:1. Различать признаки осени (холодно, идут дожди, люди надевают теплу одежду).2. Развивать умение слушать воспитателя, отвечать на...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с детьми средней группы. Тема: «Космос».
Цель: расширение представлений детей о космосе.Задачи:1. Обогатить знания детей о том, что в космосе есть другие планеты, звезды, а мы живем на планете Земля.2. Совершенствовать навыки счета, называть...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности «Поступки и характер человека» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» (с использо
Задачи. Образовательная:- учить проводить связь между характером и поступками человека (уточнить понятия детей о том, что характер человека определяется по его поступкам).2. Развивающая:- учить состав...
Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности в области познавательного развития с детьми старшей группы компенсирующей направленности На тему: «Весна. Признаки весны» с использованием ИКТ, оздоровительной и игровой технологий
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности в области позновательного развития с детьми старшей группы компенсирующей направленности. На тему: "Весна. Признаки весны". И...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми средней группы общеразвивающей направленности. Тема: «Гнездышко для птички».
НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в средней группе.Тема: «Гнездышко для птички».Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Инте...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми в группе раннего возраста на тему: «Щенок в гостях у ребят"
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми в группе раннего возраста на ...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности Художественно-эстетическое развитие. Музыка с детьми старшей группы Тема: «Школа горошка»
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельностиХудожественно-эстетическое развитие. Музыка с детьми старшей группыТема: «Школа горошка»...