Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: "Юный эколог".
рабочая программа

Наталья Владимировна Фомина

Методическое обеспечение. Познавательное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_po_ekologii.zip87.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4 «ЗВЕЗДОЧКА» С. ПОБЕДИНО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «СМИРНЫХОВСКИЙ» САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

                 

Принята на заседание педсовета.                         Утверждена: Заведующим ДОУ № 4

                                                                                «Звёздочка»

Протокол №__ от _____20__г.                                            

                                        Приказ №__ от _______20____г

              «____» _________20____ г.  

                                                                                                   _________/_________________/

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Для детей от 5 до 7 лет

Срок реализации 1 год

                                                                  Автор-составитель: Н.В.Фомина,

                                                                  Педагог дополнительного образования.

Победино, 2021 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Пояснительная записка

        3

1.1Направленность программы        5

1.2Нормативные документы…………………………………………………….5

1.3Новизна        6

1.4Актуальность………………………………………………………………....6

1.5Педагогическая целесообразность        7

1.6Цель и задачи        7

1.7Отличительные особенности программы, возраст детей        8

1.8Срок реализации программы        8

1.9Формы и режим занятий        9

1.10 Образовательные техналогии        9

1.11Ожидаемые результаты        9

2.УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН        11

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА        23

4.ФОРМА КОНТРОЛЯ………………………………………………………….…………

34

5.ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………………………………………………….……..….35

6.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..36

7.ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………38

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Прогресс современной цивилизации в значительной степени обусловлен бурным развитием естествознания, в частности, биосферных наук, в которых все земные процессы рассматриваются во взаимосвязи, в единстве и взаимообусловленности их проявлений. Экология в числе этих наук приобретает особую значимость.

В последние десятилетия отчетливо просматривается развитие двух параллельных процессов – усугубления экологических проблем планеты и их осмысления населением Земли. В России, как и в других государствах, происходит становление системы непрерывного экологического образования, формируется концептуальное видение этого процесса. Начальным звеном системы экологического образования является сфера дошкольного воспитания.

Очевидно, что именно на этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируется первооснова экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Для определения научной основы экологического воспитания значимым является первое определение экологии как биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой. Учитывая специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, разделы биологической экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. Самым подходящим является раздел аутэкологии - дети окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами. Комнатные растения и растительность на улице (возле дома, на участке детского сада), домашние и декоративные животные, птицы и насекомые, обитающие повсеместно, могут быть представлены ребенку с экологических позиций - в их непосредственном взаимодействии со средой обитания. Взрослый ставит цель показать это взаимодействие и прослеживает с дошкольниками: что составляет условия жизни растений и животных, как они взаимодействуют с этими условиями. Итак, первое экологическое понятие, которое может быть использовано при построении методики, это понятие взаимосвязи живого организма со средой обитания. Оно обусловлено тем, что любой живой организм обладает потребностями, которые не могут быть удовлетворены его внутренними ресурсами. Потребности живого организма (живого существа, особи) удовлетворяются факторами внешней среды. Это прежде всего потребности в питательных веществах, воде, кислороде, которые посредством обмена веществ создают жизненную энергию и позволяют особи реализовать себя во всех сферах жизни.

Основываясь на этих данных, составлена дополнительная-ознакомительная образовательная программа «Юный эколог». Данная программа является модифицированной, она разработана на основе типовых программ эколого-биологической направленности. Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, и нацелена на формирование базовых знаний о экологии в дошкольном воспитание, которая, ориентируясь на обще-гуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры - базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Направленность программы:

  • Естественно - научная.
  • По функциональному предназначению – учебно-познавательной.
  • По форме организации —групповая.
  • По времени реализации — годичная.

Нормативные документы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ.

2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...") (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)

3. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Приказ МОиН РФ от 29 августа 2013 года № 1008).

4. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (Письмо Департамента молодежной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015).

5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Среднего Профессионального Образования по специальности 44.02.03 педагогика дополнительного образования.

6.  Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».

7. Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30, от 21.12.2018г. №482)). 3.1. К

Новизна программы: 

Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей в познавательный процесс. Используя современные технологии, можно обеспечить эту включенность. Программа позволяет детям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Познание экологии связанно с экспериментальной деятельностью, что существенно расширяет практическую составляющую программы, и позволяет повысить интерес участников к предметам и явлениям исследования, к постановке эксперимента и решению исследовательских задач.

Актуальность программы:

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для того, чтобы ребенок полноценно осознавал свое место в мире людей и в мире природы, углубил свое естественное единство с природой, научился жить в гармонии как с внешней природой, так и с собственным физическим «я». Актуальность программы находит свое отражение в формирование у детей правильного отношения к объектам природы, находить между ними взаимосвязь, находить и решать проблемы экологии на базовом этапе экологического воспитания.

         Педагогическая целесообразность:

Педагогическая целесообразность позволяет решить проблему необходимости просветительной работы по формированию у ребенка экологического сознания.

                Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в принципах:

        Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учёт возрастных особенностей и возможностей ребёнка. Принцип систематичности, непрерывность и регулярность занятий. Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанников к своим действиям. Принцип наглядности.

        Программой предусматривается участие в опыта-экспериментальной деятельности. 

Цель программы:

Целью программы является достижение экологического воспитания дошкольника.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Формировать у ребенка системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  • Обогащать представления об окружающем мире;
  • Способствовать ребенку принимать природу как среду своего обитания, использовать знания о природе с целью ее сохранения и предотвращения нарушения ее целостности.

Развивающие:

  • Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);
  • Развивать познавательные возможности детей;
  • Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

Воспитательные:

  • Воспитывать потребность в общении с природой;
  • Воспитывать бережное, гуманное отношение к природе;
  • Воспитывать трудолюбие, творческое, ответственное отношение к учению и труду. 

Отличительная особенность программы:

        Отличительной особенностью программы является использование игровых заданий (переодевание в сказочных героев, любимых супергероев, выполнение ответственных заданий и тд), что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность, учит работе в команде, приводит к эффективности занятий, формирует интерес к познавательной деятельности.

Возраст детей:

Программа «Юный эколог» разработана для организации занятий в рамках дополнительного образования с дошкольниками 5-7 лет, количество человек в группе 10-15, к занятиям допускаются дети с согласия, по заявлению родителей с разрешением на обработку персональных данных с предоставлением сертификата дополнительного образования.

 Срок реализации программы:

        Продолжительность реализации программы курса составляет

1 год. Продолжительность одного занятия - 30 минут, 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 1 год – 24часа.  Занятия проводятся круглогодично.

Формы и режим занятий:

Данная программа предусматривает групповую- индивидуальную форму занятий. Используемые методы: словесные, наглядные, практические. Тип занятий: комбинированный, теоретический, практический. Формы занятий: беседа, демонстрация, обсуждение, игровая деятельность, продуктивная деятельность, наблюдение, поход, экспериментальная деятельность, исследовательская деятельность. Режим занятий: продолжительность одного занятия - 30 минут (академический час рассчитан с учетом возрастных особенностей детей согласно методическим рекомендациям по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (Письмо Департамента молодежной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015)), 1 раз в неделю.

Образовательные технологии

Технологии игровые, личностно-ориентированного обучения, здоровье сберегающие, информационно-коммуникационные, творческо- продуктивные, направленные на формирование устойчивой мотивации к изучению экологии.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Ожидаемые результаты:

•        Знать основы экологической культуры.

•        Знать некоторые особенности природы своего края.

•        Знать основные признаки времен года.

•        Знать значение природы для человека.

•        Знать группы растений и животных.

•        Знать некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

•        Знать Правила поведения в природе.

•        Знать Начальные экологические понятия;

•        Знать о взаимоотношениях организмов друг с другом и с человеком;

•        Знать о единстве живой и неживой природы, необходимости бережного отношения к ней;

•        Знать о месте и роли человека в природном сообществе, о единстве природы и человечества;

•        Знать о причинах создания и назначении Красной книги;

•        Знать о местных видах растений и животных, занесенных в Красную книгу;

•        Знать о причинах и возможных последствиях экологических катастроф;

•        Знать о ценности и уникальности каждого природного объекта;

•        Знать о современных экологических проблемах и возможных путях их решения;

•        Уметь различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

•        Уметь различать изученные растения, животных.

•        Уметь вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.

•        Уметь подкармливать птиц в простейших кормушках.

•        Уметь ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

•        Уметь проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.

•        Уметь выполнять правила безопасного поведения в природе, в быту, общественных местах;

•        Уметь применять свои   знания в обращении с живыми организмами;

•        Уметь охранять редкие виды растений и животных;

•        Уметь наблюдать за предметами и явлениями окружающей среды по заданной схеме;

•        Уметь проводить простейшие экологические наблюдения в природе;

•        Уметь формулировать и обосновывать собственное мнение по тому или иному вопросу (экологической проблеме);

Способы определения их результативности: педагогическое наблюдение, анализ.

УЧЕБНЫЙ-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п.п

Дата

Тема

Программные задачи

Количество часов

Методы и приемы

СЕНТЯБРЬ

Тест констатирующий

Знакомство с

экологией.

Дать детям базовое представление что такое экология.

теория

практика

Метод-словесный, наглядный. Тип занятия-теоретический. Форма занятия-беседа, продуктивная деятельность.

30мин

2

Знакомство с

экологией.

Закрепить изученный материал.

30мин

Метод-словесный, наглядный. Тип занятия-теоретический. Форма занятия-беседа, продуктивная деятельность.

3

Охрана экологии.

Знакомить с современными экологическими проблемами и возможными путях их решения.

30мин

Метод- словесный, наглядный. Тип занятия-теоретический. Форма занятия-беседа, демонстрация.

4

Охрана экологии.

Закрепить изученный материал

30мин

Метод- словесный, наглядный. Тип занятия-теоретический. Форма занятия-беседа, демонстрация.

ОКТЯБРЬ

5

Знакомство с природой родного края. С животными и растениями, занесёнными в красную книгу. Знакомство с красной книгой.

Формировать представление о экологии родного края. Изучить назначение красной книги.

30мин

Метод- словесный, наглядный. Тип занятия-теоретический. Форма занятия-беседа, демонстрация.

6

Знакомство с природой родного края. С животными и растениями, занесёнными в красную книгу. Знакомство с красной книгой.

Закрепить изученный материал

30мин

Метод- словесный, наглядный. Тип занятия-теоретический. Форма занятия-беседа, демонстрация.

7

Правила поведения на природе.

Знакомить с нормами поведения на природе.

30мин

Метод- словесный, наглядный. Тип занятия-комбинированный. Форма занятия-беседа, поход, игровая деятельность.

8

Правила поведения на природе.

Закрепить изученный материал

20мин

10мин

Метод- словесный, наглядный. Тип занятия-комбинированный. Форма занятия-беседа. Игра.

НОЯБРЬ

9

Взаимоотношение организмов друг с другом и с человеком.

Формировать знания детей о взаимосвязи объектов природы взаимосвязи и человека с природой.

20мин

10мин

Метод- словесный, наглядный. Тип занятия-теоретический. Форма занятия-беседа, демонстрация, обсуждение. Д. Игра.

10

Взаимоотношение организмов друг с другом и с человеком.

Закрепить изученный материал

20мин

10мин

Метод- словесный, наглядный. Тип занятия-теоретический. Форма занятия-беседа, демонстрация, обсуждение. Д. Игра.

11

Времена года и их признаки.

Закреплять понятие о сезонах. Совершенствовать умение видеть и называть их признаки.

20мин

10мин

Метод- словесный, наглядный. Тип занятия-теоретический. Форма занятия-беседа, демонстрация, игровая деятельность.

12

Времена года и их признаки.

Закрепить изученный материал

20мин

10мин

Метод- словесный, наглядный. Тип занятия-теоретический. Форма занятия-беседа, демонстрация, игровая деятельность. Игра.

ДЕКАБРЬ

13

Вода

Знакомить со свойствами воды

20мин

10мин

Метод- наглядный, практический. Тип занятия-комбинированный. Форма занятия-беседа, эксперимент, игровая деятельность.

14

Вода

Закрепить изученный материал

20мин

10мин

Метод- наглядный, практический. Тип занятия-комбинированный. Форма занятия-беседа, эксперимент, игровая деятельность.

15

Кормление зимующих птиц

Знакомить с сезонными особенностями птиц. Формировать бережное отношение к птицам.

10мин

20мин

Метод- словесный, практический. Тип занятия-комбинированный. Форма занятия-беседа, демонстрация, наблюдение. Исследование.

16

Кормление зимующих птиц

Закрепить изученный материал

10

20мин

Метод- словесный, практический. Тип занятия-комбинированный. Форма занятия-беседа, демонстрация, наблюдение. Исследование.

ЯНВАРЬ

17

Объекты, созданные природой и не созданные природой.

Учить определять природные и не природные объекты, сформировать умение объяснять к какому типу относятся объекты.

20мин

10мин

Метод- словесный, наглядный. Тип занятия-комбинированный. Форма занятия-беседа, обсуждение, демонстрация. Д Игра.

18

Объекты, созданные природой и не созданные природой.

Закрепить изученный материал

20мин

10мин

Метод- словесный, наглядный. Тип занятия-комбинированный. Форма занятия-беседа, обсуждение, демонстрация.

19

Растения и их связь с человеком.

Знакомить с видами растений, определить их связь с человеком.

30мин

Метод-словесный, практический, наглядный. Тип занятия-комбинированный. Форма занятия-наблюдение, мини-поход.

20

Растения и их связь с человеком

Закрепить изученный материал

30мин

Метод-словесный, практический, наглядный. Тип занятия-комбинированный. Форма занятия-наблюдение, мини-поход.

ФЕВРАЛЬ

21

Животные и их связь с человеком.

Знакомить с видами животных, определить их связь с человеком.

30мин

Метод-словесный, наглядный. Тип-теоретический. Форма занятия-беседа, обсуждение, демонстрация.

22

Животные и их связь с человеком.

Закрепить изученный материал

30мин

Метод-словесный, наглядный. Тип-теоретический. Форма занятия-беседа, обсуждение, демонстрация.

23

Наблюдение за птицами на участке.

Определить птицу на участке. Развивать наблюдательность. Учить анализировать наблюдения.

30мин

Метод-словесный, практический, наглядный. Тип занятия-комбинированный. Форма занятия-наблюдение, мини-поход, обсуждение.

24

Наблюдение за птицами на участке.

Закрепить изученный материал

30мин

Метод-словесный, практический, наглядный. Тип занятия-комбинированный. Форма занятия-наблюдение, мини-поход, обсуждение.

МАРТ

25

Что мы знаем о себе? (организм человека)

Знакомить детей с организмом человека, формировать умение выделять особенности объекта исследования, обобщать полученные знания.

30мин

Метод-словесный, наглядный. Тип-теоретический. Форма занятия-беседа, обсуждение, демонстрация.

26

Что мы знаем о себе? (организм человека)

Закрепить изученный материал

20мин

10мин

Метод-словесный, наглядный. Тип-теоретический. Форма занятия-беседа, обсуждение, демонстрация. Игра.

27

История воздуха.

Знакомить детей со свойством воздуха, обучать способам исследования.

10мин

20мин

Метод-словесный, практический, наглядный. Тип занятия-комбинированный. Форма занятия-опыт, исследование.

28

История воздуха.

Закрепить изученный материал

10мин

20мин

Метод-словесный, практический, наглядный. Тип занятия-комбинированный. Форма занятия-опыт, исследование.

АПРЕЛЬ

29

Что на поверхности (свойства песка, глины, почвы)

Знакомить детей со свойствами грунта, учить исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий.

10мин

20мин

Метод-словесный, практический, наглядный. Тип занятия- комбинированный. Форма занятия-опыт, исследование.

30

Что на поверхности (свойства песка, глины, почвы)

Закрепить изученный материал

10мин

20мин

Метод-словесный, практический, наглядный. Тип занятия- комбинированный. Форма занятия-опыт, исследование.

31

Что на поверхности.

Продолжать знакомить детей со свойствами грунта, продолжать учить выявлять свойства веществ с помощью опытно-экспериментальной деятельности.

10мин

20мин

Метод-словесный, практический, наглядный. Тип занятия комбинированный. Форма занятия-опыт, исследование.

32

Что на поверхности.

Закрепить изученный материал

10мин

20мин

Метод-словесный, практический, наглядный. Тип занятия комбинированный. Форма занятия-опыт, исследование.

МАЙ

33

Мы будущие геологи.

Закреплять знания о камнях, горах, взаимосвязь человека с камнями.

10мин

20мин

Метод-словесный, практический, наглядный. Тип занятия- комбинированный. Форма занятия-игровая деятельность, продуктивная деятельность.

34

Мы будущие геологи.

Закрепить изученный материал

10мин

20мин

Метод-словесный, практический, наглядный. Тип занятия- комбинированный. Форма занятия-игровая деятельность, продуктивная деятельность.

35

Высадка гороха

Систематизировать знание детей о процессе посадки семян, учить определять последовательность действий, формировать практические навыки посадки растений.

10мин

20мин

Метод- практический, наглядный. Тип занятия-практический. Форма занятия- продуктивная деятельность, исследовательская деятельность.

36

Высадка укропа

Систематизировать знание детей о процессе посадки семян, учить определять последовательность действий, формировать практические навыки посадки растений.

10мин

20мин

Метод- практический, наглядный. Тип занятия-практический. Форма занятия- продуктивная деятельность, исследовательская деятельность.

ИЮНЬ

37

Сохраним деревья

Дать возможность осознать и применять самостоятельно способы сохранения деревьев.

30мин

Метод- практический. Тип занятия-практический. Форма занятия- исследовательская деятельность

38

Сохраним кустарники

Дать возможность осознать и применять самостоятельно способы сохранения деревьев.

30мин

Метод- практический. Тип занятия-практический. Форма занятия- исследовательская деятельность

39

Правила безопасности с огнем и на воде.

Закрепить знания о опасности огня и воды.

30мин

Метод-словесный. Тип занятия-теоретический. Форма занятия-игровая деятельность, продуктивная деятельность.

40

Правила безопасности в лесу.

Закрепить знания о опасности в лесу.

30мин

Метод-словесный. Тип занятия-теоретический. Форма занятия-игровая деятельность, продуктивная деятельность.

ИЮЛЬ

41

«Опыт «Вода бывает замороженной»»

Закрепить знания о свойстве воды, продолжать формировать практические навыки проведения опыта.

30мин

Метод- практический. Тип занятия-практический. Форма занятия- опыт.

42

Опыт «Окрасим воду»

Закрепить знания о свойстве воды, продолжать формировать практические навыки проведения опыта.

30мин

Метод- практический. Тип занятия-практический. Форма занятия- опыт.

43

Опыт «Влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени»

Закрепить знания о свойствах солнца, продолжать формировать практические навыки проведения опыта.

30мин

Метод- практический. Тип занятия-практический. Форма занятия- опыт.

44

Опыт «Строим из влажного песка»

Закрепить знания о свойствах песка, продолжать формировать практические навыки проведения опыта.

30мин

Метод- практический. Тип занятия-практический. Форма занятия- опыт.

АВГУСТ

45

Опыт «Сухой песок может сыпаться. На сухом песке легко рисовать».

Закрепить знания о свойстве песка, продолжать формировать практические навыки проведения опыта.

30мин

Метод- практический. Тип занятия-практический. Форма занятия- опыт

46

«Прополем огород»

Систематизировать знание детей о процессе выращивания садовых культур, формировать практические навыки ухода за растениями.

30мин

Метод- практический. Тип занятия-практический. Форма занятия- опыт

47

«Прополем огород»

Закрепить изученный материал

30мин

Метод- практический. Тип занятия-практический. Форма занятия- опыт

48

Итоговое занятие.

«Выставка рисунков»

Закрепить пройдённый курс программы. Рефлексия.

30мин

Метод- практический. Тип занятия-практический. Форма занятия- продуктивная деятельность.

Тест контрольный

Всего:                                                                                                                            24                                                                                                            

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Сентябрь

Занятие № 1

Тема: «Знакомство с экологией» 

Цель: Дать детям базовое представление что такое экология.

Задачи:

1. Дать первоначальное представление об экологии, как науке, среде обитания и приспособленности.

2. Развивать и обогащать память, внимание, умение мыслить.

3. Воспитывать доброжелательность, правила поведения в окружающей природной среде.

Оборудование: табличка со словом экология, таблица экологии, предметные картинки для заданий, пластилин, пенопластовые шары.

Теория: Вводное занятие. Познакомить детей с понятием – Экология. Задачи и планы кружка.

Занятие № 2 Закрепление. Тема: «Знакомство с экологией»

Занятие № 3

Тема: «Охрана экологии»

Цель: Знакомить с современными экологическими проблемами и возможными путях их решения.

Задачи:

1. Формировать теоретические знания о проблемах экологии.

2. Развивать стремление обучающихся к посильной помощи природе и ее охране.

3.Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к растениям, птицам, животным.

Оборудование: Предметные картинки, презентация.

Теория: Разобрать проблемы экологии. Рассмотреть исчезнувшие виды животных и растений. Просмотр презентации на тему: «Загрязнение воды и воздуха»

 Занятие №4 Закрепление. Тема: «Охрана экологии»

Октябрь

Занятие № 5

Тема: «Знакомство с природой родного края. С животными и растениями, занесёнными в красную книгу. Знакомство с красной книгой»

Цель: Знакомить с экологии родного края и познакомиться с видами растений и животных занесенными в красную книгу.

Задачи:

1. Формировать представление о природе родного края.

2. Знакомить с назначением красной книги.

3. Воспитывать у детей ответственное отношение за охрану природы.

Оборудование: Красная книга. Презентация.

Теория: Раскрыть особенности природы родного края. Изучить чем богат родной край. Познакомится с красной книгой ее назначением. Просмотреть презентацию и изучить занесенные виды животных нашего края в красную книгу.

 Занятие № 6 Закрепление. Тема: «Знакомство с природой родного края. С животными и растениями, занесёнными в красную книгу. Знакомство с красной книгой»

Занятие № 7

Тема: «Правила поведения на природе»

Цель: Знакомить с нормами поведения на природе.

Задачи:

1. Учить не нарушать красоту и гармонию природы.

2. Создать условия для активизации познавательной деятельности.

3. Воспитывать чувства бережного отношения к природе.

Оборудование: Наглядный материал, пластмассовые ящики с дыркой для слива воды, емкость для сбора воды, детские лейки, цветная пластмассовая крошка, пластилин, спички без головок.

Теория: Знакомить с правилами поведения на природе. Разобрать основные правила. Рассмотреть варианты, что может произойти если не соблюдать правила.

Практика: Игра: «Моделирование защиты рек от загрязнения».

 Занятие № 8 Закрепление.  Тема: «Правила поведения на природе»

Ноябрь

Занятие № 9

Тема: «Взаимоотношение организмов друг с другом и с человеком»

Цель: Формировать знания детей о взаимосвязи объектов природы взаимосвязи и человека с природой.

Задачи:

1. Учить детей видеть и соотносить человека с окружающей средой.

2. Учить детей видеть и соотносить взаимосвязь объектов природы.

3. Воспитывать умение анализировать и объяснять увиденное. 

Оборудование: Наглядный материал, дидактический материал, проектор, переносной монитор.

Теория: Знакомить детей с закономерностью взаимосвязи природных объектов. Рассмотреть различные варианты взаимосвязи объектов в природе. Обсудить практическое занятие.

Практика: ДИ «Взаимосвязь в природе»

 Занятие №10 Закрепление. Тема: «Взаимоотношение организмов друг с другом и с человеком»

Занятие № 11

Тема: «Времена года и их признаки»

Цель: Закрепить времена года.

Задачи:

1.Закреплять понятие о сезонах.

2.Совершенствовать умение видеть и называть их признаки.

3. Развивать речь, память.

Оборудование: Наглядный материал, дидактический материал, проектор, переносной монитор.

Теория: Рассмотреть иллюстрации на тему: «Времена года». Разобрать признаки и отличительные особенности сезонов.

Практика: Д.И «Времена года» 

Занятие №12 Закрепление. Тема: «Времена года и их признаки»

        

Декабрь

Занятие № 13

Тема: «Вода»

Цель: Познакомить со свойствами воды.

Задачи:  

1. Познакомить детей со свойствами воды.

2. Развивать любознательность, мышление и речь.

3. Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой.

Оборудование: Наглядный материал, дидактический материал, проектор, переносной монитор, сосуды под воду, вода, салфетки.

Теория: Знакомства со свойствами воды с помощью презентации.

Практика: Исследовать свойства воды при помощи разных сосудов, разной температуры. 

Занятие №14   Закрепление.  Тема: «Вода»

Занятие № 15

Тема: «Кормление зимующих птиц»

Цель: Изучить условия обитания зимующих птиц.

Задачи:

1. Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах.

2.Развивать познавательный интерес о жизни зимующих птиц.

3. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование: Презентация, проектор, монитор, корм для кормушек.

Теория: Рассмотреть в презентации зимних птиц и условия обитания. Вспомнить названия птиц. Загадывание загадок про птиц.

Практика: Кормление птиц в кормушках.

 Занятие № 16 Закрепление Тема: «Кормление зимующих птиц»

Январь

Занятие № 17

Тема: «Объект созданные природой и не созданные природой»

Цель: Дать понятия о природных и не природных объектах.

Задачи:

1. Учить определять природные и не природные объекты.

2. Сформировать умение объяснять к какому типу относятся объекты.

3. Развивать умение находить связь между объектами.

Оборудование:

Теория: Чтение художественной литературы. Знакомство с объектами живой и не живой природы через презентацию.

Практика: Д.И. «Живое не живое» 

Занятие №18 Закрепление Тема: «Объект созданные природой и не созданные природой»

Занятие № 19

Тема: «Растения и их связь с человеком»

Цель: Формировать знания о взаимосвязи растений с человеком.

Задачи:

1. Знакомить с видами растений.

2. Учить определить связь растений с человеком.

3. Воспитывать бережному отношению к растениям.

Оборудование: Иллюстрации с растениями, проектор, монитор.

Теория: Рассматривание иллюстраций, просмотр фильма про растения, разобрать варианты как можно ухаживать за растениями, познакомиться с пользой растений.        

Практика: Засыпать ель снегом. 

Занятие №20 Закрепление Тема: «Растения и их связь с человеком»

Февраль

Занятие №21

Тема: «Животные и их связь с человеком»

Цель: Формировать знания о взаимосвязи животных с человеком.

Задачи:

1. Учить определить связь растений с человеком.

2. Знакомить с животными необходимыми для жизнедеятельности человека.

3. Развивать память, мышление, речь.

Оборудование: Иллюстрации с растениями, проектор, монитор.

Теория: Рассматривание иллюстраций, просмотр фильма о животных, разобрать варианты как можно ухаживать за животными, познакомиться с пользой животных для человека.

 Занятие №22 Закрепление Тема: «Животные и их связь с человеком»

Занятие № 23

Тема: «Наблюдение за птицами на участке»

Цель: Научиться различать птиц.

Задачи:

1. Учить узнавать и различать птиц по, размеру, голосу, оперению.

2. Развивать наблюдательность, память, умение анализировать.

3. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Оборудование: Монитор, проектор, ноутбук.

Теория: Презентация, прослушивание звука птиц.

Практика: Поход.

Занятие №24 Закрепление Тема: «Наблюдение за птицами на участке»

Март

Занятие № 25

Тема: «Что мы знаем о себе? (организм человека)»

Цель: Познакомить детей с организмом человека.

Задачи: 

1.Знакомить детей с организмом человека.

2. формировать умение выделять особенности объекта исследования.

3. Обобщать полученные знания.

Оборудование: Монитор, проектор, ноутбук.

Теория: Изучить из чего состоит человек. Рассмотреть иллюстрации. Просмотр презентации на тему: «Из чего я состою» 

Практика: ДИ.

Занятие №26 Закрепление Тема: «Что мы знаем о себе? (организм человека)»

Занятие № 27

Тема: «История воздуха»

Цель: Изучить свойства воздуха.

Задачи:

1. Знакомить детей со свойством воздуха.

2. Изучить свойства воздуха (невидим, не имеет формы, не имеет запаха, не имеет цвета).

3. Обучать способам исследования

Оборудование: Монитор, проектор, ноутбук, оборудование для определения ветра.

Теория: Изучить свойства ветра. Рассмотреть его пользу и вред. Просмотр фильма.

Практика: Определить направление ветра. 

Занятие №28 Закрепление Тема: Тема: «История воздуха»

Апрель

Занятие № 29

Тема: «Что на поверхности (свойства песка, глины, почвы)»

Цель: Знакомить детей со свойствами грунта.

Задачи: 

1. Учить исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий.

2. Учить самостоятельно различать грунт, называть их свойства, называть названия грунта.

3. Развивать мышление, память, речь.

4. Воспитывать стремление к познавательной деятельности.

Оборудование: Монитор, проектор, ноутбук, наборы для песка, несколько видов грунта (песок, глина, почва).

Теория: Презентация на тему: «Грунт».

 Практика: Знакомство с видами грунта.

 Занятие №30 Закрепление Тема: «Что на поверхности (свойства песка, глины, почвы)».

Занятие №31

Тема: «Что на поверхности»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами грунта.

Задачи:

1. Продолжать учить самостоятельно определять грунт и его свойства.

2. Развивать память, мышление, речь, умение распознавать грунт по признакам.

3. Способствовать познавательному интересу.

Оборудование: Монитор, проектор, ноутбук, наборы для песка, несколько видов грунта (песок, глина, почва).

Теория: Просмотр фильма «Живая земля»

Практика: Определить сходства и различая грунта, определить внешние факторы, влияющие на свойства грунта.

Занятие №32 Закрепление Тема: «Что на поверхности (свойства песка, глины, почвы)»

Май

Занятие № 33

Тема: «Мы будущие геологи»

Цель: Знакомить с камнями взаимосвязь человека с камнями.

Задачи:

1. Познавать "наощупь" свойства вещества: твердость, мягкость, плавучесть.

2. Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.

3. Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.

Оборудование: Монитор, проектор, ноутбук, разные виды камней, вода, емкость для воды, украшения из камней, лупу.

Теория: Рассмотреть образцы камней. Познакомиться с их названиями. Просмотр презентации на тему: «Камни в природе»

Практика: Исследовать камни.

Занятие №34 Закрепление Тема: «Мы будущие геологи»

Занятие № 35

Тема: «Высадка гороха»

Цель[a]: Систематизировать знание детей о процессе посадки семян.

Задачи:

1. Формировать умения в посадке гороха: делать ямку с помощью маркера, положить горошину на определенную глубину, на определенном расстоянии, присыпать землей, полить из лейки.

2. Развивать умение определять в модели последовательность трудовых операций, умение сравнивать, делать выводы.

3. Воспитывать трудолюбие, желание ухаживать за посадками.

Оборудование: Пророщенные семена, баночки, дренаж, земля, совки, маркеры палочки, лейки, подносы тряпочки.

Практика: Высадка гороха.

Занятие № 36

Тема: «Высадка укропа»

Цель[b]: Продолжать систематизировать знания о процессе посадке семян.

Задачи:

1. Формировать умения в посадке укропа: делать ямку с помощью маркера, положить семечку на определенную глубину, на определенном расстоянии, присыпать землей, полить из лейки.

2. Развивать умение определять в модели последовательность трудовых операций, умение сравнивать, делать выводы.

3. Воспитывать трудолюбие, желание ухаживать за посадками.

Оборудование: Семена, баночки, дренаж, земля, совки, маркеры палочки, лейки, подносы тряпочки.

Практика: Высадка укропа.

Июнь

Занятие № 37

Тема: «Сохраним деревья»

Цель: Научить самостоятельно применять способы сохранения деревьев.

Задачи:

1. Изучить способы сохранения деревьев.

2. Закрепить знания о знакомых деревьях, о взаимосвязи растений с окружающей средой - дать детям знания какую ценность преподносит дерево для человека и живых существ.

3. Развивать познавательный интерес к живой природе.

4. Воспитывать у детей любознательность, экологическое мировоззрение, воспитать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям, научить видеть их красоту и неповторимость. 

Оборудование: перчатки, кисти, известь.

Теория: Чтение художественной литературы.

Практика: Побелка деревьев, игры.

 Занятие № 38

 Тема: «Сохраним кустарники»

Цель: Научить самостоятельно применять способы сохранения деревьев.

Задачи:

1. Изучить способы сохранения кустарников.

2. Закрепить знания о знакомых кустарниках, их названия.

3. Развивать познавательный интерес к живой природе.

4. Воспитывать у детей любознательность, экологическое мировоззрение, воспитать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям, научить видеть их красоту и неповторимость. 

Оборудование: перчатки, веревочки, черенки.

Теория: Чтение художественной литературы.

Практика: Подвязать кустарники, игры.

Занятие № 39

Тема: «Правила безопасности с огнем и на воде»

Цель: Закреплять знания о опасности огня и воды.

Задачи:

1. Продолжать формировать знания правил безопасности в лесу.

2. Развивать умения пользоваться средствами безопасности.

3. Воспитывать умение избегать опасных ситуаций.

Оборудование: Монитор, проектор, ноутбук

Теория: Просмотр презентации, чтение художественной литературы.

Занятие № 40

Тема: «Правила безопасности в лесу»

Цель: Закреплять знания о опасности в лесу.

Задачи:

1. Продолжать формировать знания правил безопасности в лесу.

2. Развивать умения пользоваться средствами безопасности.

3. Воспитывать умение избегать опасных ситуаций.

Оборудование: Монитор, проектор, ноутбук.

Теория: Просмотр презентации, чтение художественной литературы, игры.

Июль

Занятие №41

Тема: «Опыт «Вода бывает замороженной»»

Цель: Изучить свойства воды.

Задачи: 

1. Продолжать формировать практические навыки проведения опыта.

2. Закрепить знания о свойстве воды.

3. Воспитывать познавательный интерес. 

Оборудование: Монитор, проектор, ноутбук, формы для льда, вода.

Теория: Презентация на тему: «Вода зимой».

Практика: Заморозить воду, игры.

Занятие №42

Тема: «Опыт «Окрасим воду»»

Цель: Изучить свойства воды.

Задачи:

1. Продолжать формировать практические навыки проведения опыта.

2. Закрепить знания о свойстве воды.

3. Воспитывать познавательный интерес. 

Оборудование: Монитор, проектор, ноутбук, сосуды для воды, вода, краски, трубочки, салфетки.

Теория: Презентация на тему: «Разноцветная вода».

Практика: Окрасить воду, игры.

Занятие № 43

Тема: «Опыт «Влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени»

Цель: Изучить свойства воды во взаимодействии с окружающими объектами.

Задачи:

1. Продолжать формировать практические навыки проведения опыта.

2. Закрепить знания о свойстве воды во взаимодействии с окружающими объектами.

3. Воспитывать познавательный интерес. 

Оборудование: Салфетки, емкость для воды, вода.

Практика: Опыт с салфетками, игры.

Занятие № 44

Тема: Опыт «Строим из влажного песка»

Цель: Изучить свойства песка во взаимодействии с окружающими объектами.

Задачи:

1. Продолжать формировать практические навыки проведения опыта.

2. Закрепить знания о свойстве песка во взаимодействии с окружающими объектами.

3. Воспитывать познавательный интерес. 

Оборудование: Влажный песок, формы для песка. 

Теория: Презентация на тему: «Песочные скульптуры».

Практика: Постройки из песка.

Август

Занятие №45

 Тема: «Опыт «Сухой песок может сыпаться. На сухом песке легко рисовать»

Цель: Изучить свойства песка во взаимодействии с окружающими объектами.

Задачи:

1. Продолжать формировать практические навыки проведения опыта.

2. Закрепить знания о свойстве песка во взаимодействии с окружающими объектами.

3. Воспитывать познавательный интерес. 

Оборудование: Сухой песок, подложки для песка, ватные палачи. 

Теория: Презентация на тему: «Арт-песок»

Практика: Рисование на песке.

Занятие №46

Тема: «Прополем огород»

Цель: Систематизировать знание детей о процессе выращивания садовых культур.

Задачи:

1. Формировать практические навыки ухода за растениями.

2. Развивать умение ухаживать за растениями.

3. Воспитывать желание трудиться.

Оборудование: Детские грабли, лейки, перчатки, мешки для мусора, вода.

Практика: Прополка грядок на участке.

Занятие №47 Закрепить Тема: «Прополем огород»

Занятие №48

Тема: Итоговое занятие.

«Выставка рисунков»

Цель: Закрепить пройденный курс.

ФОРМА КОНТРОЛЯ:

  • Самостоятельная работа.
  • Тест констатирующий.
  • Тест контрольный.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Программа дополнительного образования, учебно - тематический план.

2. Учебные пособия по выполнению опытов.

3. Методические рекомендации по выполнению исследовательских работ.

4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги.

5. Материалы и инструменты: краски, сосуды для воды разных размеров, природный материал (различные виды грунта, вода, камни.), украшения из камней, ватные палочки, подложки для песка, карандаши цветные, альбомные листы, ноутбук, монитор, проектор, приборы определения ветра, перчатки, салфетки, лейки, семена, грабли, тяпки, мешки для мусора, веревка, известь, корм для птиц.

6. Помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. О. Ф. Горбатенко. «Дошкольное воспитание: система экологического воспитания в ДОУ», 2008 г;
  2. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет / авт.-сост. М. П. Костюченко. -Изд. 2-е, переруб. - Волгоград: Учитель. - 188 с.
  3. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -80с.
  4. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни/авт.-сост. Л. А. Королева. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – (Методический комплект программы «Детство»).
  5.  «Программы по экологии», М., 1995;
  6. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду». – М.: издательский дом «Воспитание дошкольника»
  7. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
  8. Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] / Н.Ф.Виноградова, Т.А.Куликова. - М.: Просвещение, 1993. - с. 105-117.
  9. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе ДОО. - СПб: ООО «ИДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. -160с.- (Методический комплект парциальной программы.)
  10. Дорошко О.М. Экологическая подагогика. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 176 с.
  11. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду Мир растений [Текст] / А.И.Иванова. - М: ТЦ Сфера,2004 - с. 102- 114.
  12. Николаева С.Н. «Юный эколог», Программа экологического воспитания дошкольников. – М. «Мозаика-синтез», 2004.
  13. Потапова Л.М. «Популярное пособие для педагогов и родителей «Детям о природе, экология в играх». Ярославль, 2000г.
  14. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду.» - М.: «Мозаики-Синтез», 2006.
  15.  Современные технологии образования дошкольников / авт. – сост. Е. В. Михеева. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель. – 222с.
  16.  Проектная деятельность в практике обучения детей 3-7 лет / авт. – сост. Е. А. Румянцева. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель. -156с.
  17.  [КНИГА] Система экологического воспитания дошкольников СН Николаева, СН Николаева - 2011 - books.google.com
  18.  Методика экологического воспитания дошкольников СН Николаева - М.: Академия, 2001 - opochka-kolledg.ru
  19. : https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/397456-vidy-i-formy-kontrolja-v-sisteme-dopolnitelno

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностика по экологическому воспитанию детей старшая группа.

Характерные особенности времён года.

Задание «Осень».

Цель: выяснить знания детей о временах года – осень. О характерных признаках этого времени года.

Материал: картины с изображением осенней природы, овощей, фруктов, животных, растений, птиц.

 1. Какие приметы осени тебе известны?

 2. Что человек убирает осенью с полей, огорода?

 3. Почему осенью становиться меньше насекомых?

 4. Как животные готовятся к зиме?

 5. Куда улетают птицы осенью?

 6. Что происходит с растениями осенью?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

    наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

 

Задание «Зима».

Цель: выяснить знания детей о характерных особенностях зимы.

Материал: картинки зимней природы, новогоднего праздника. Картинки медведь в берлоге, заяц на снегу.

 1. Какая погода зимой?

 2. Что происходит с растениями зимой, почему на деревьях нет листочков.

 3. Что зимой делают звери? Почему уснул медведь?

 4. Почему стало меньше птиц?

 5. Каким трудом занимается человек на улице? Чем ты занимаешься на прогулке?

 6. Какой праздник отмечают зимой?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

 1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

    говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3.  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

 

Задание «Весна».

 Цель: выяснить знания детей о весне и её характерных признаках.

Материал: картинки весенней природы, животных, растений, птиц.

1. Какие приметы весны тебе известны?

 2. Как изменяется погода весной?

 3. Почему стали возвращаться птицы?

 4. Какие изменения происходят с растениями весной?

 5. Какие заботы появились у птиц с наступлением весны?

 6. Что делают животные с приходом весны?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

 

Задание «Лето».

Цель: выяснить различают ли дети времена года, знают приметы лета, узнают его на картинке.

Материал: картинки с летней природой, птицами, животными.

 1. Опиши, какое время года ты видишь на картинке?

 2. По каким приметам ты узнал, что это лето?

 3. Чем занимаются люди в саду, на огороде летом?

 4. Что делают животные летом?

 5. Чем занимаются птицы?

 6. Что ты любишь делать летом?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов

 

Живая природа.

Задание «Растительный мир».

Цель: выяснить знания детей о многообразии растительного мира, умеют ли различать растения, знают органы растения и их функции.

 Материал: картины природы, разных растений, картинки со стадиями роста и развития растений, муляжи фруктов и овощей.

 1. Относятся ли растения к живым организмам? Как это определить?

 2. Чем дерево отличается от кустарника?

 3. Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.

 4. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

 5. Где можно встретить растения, как они приспосабливаются к разным условиям жизни?

 6.  Назови и покажи на картинке органы растения, для чего они необходимы.

 7.  Назови и покажи на картинке стадии роста и развития гороха.

 8.  Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей жизни?

 9.  Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их. Чем они полезны?

10. Посмотри на картинки и разбери их по группам: деревья, кустарники, травы.

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3 .Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 25 – 30 баллов.

Средний уровень – 20 – 24 баллов.

Низкий уровень – 10 – 15 баллов.

 

Задание «Животный мир».

Цель: выяснить знания детей о животном мире.

Материал: картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых.

1. Назови, каких домашних животных ты знаешь. Почему они так называются?

2. Каких зверей можно встретить в лесу? Почему их называют дикими?

3. Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

4. Каких животных, живущих в воде ты знаешь? Почему рыбы могут жить только в воде?

5. Какие животные живут в почве?

6. Каких насекомых ты знаешь? Покажи их на картинке.

7. Относятся ли животные к живым организмам?

8. Разложи правильно картинки со стадиями роста и развития курицы.

9. Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга».

10.  Каких домашних и диких птиц ты знаешь? Покажи их на картинке и назови правильно.

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

 1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

    говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 25 – 30 баллов.

Средний уровень – 20 – 24 баллов.

Низкий уровень – 10 – 15 баллов.

 

 

Диагностика по экологическому воспитанию детей подготовительная группа.

 

Характерные особенности времён года

Задание: «Лето».

Цель: выяснить, что детям известно об этом времени года, какие сезонные изменения происходят в природе, у растений и животных. 

Материал: картинки с изображением летней природы, показывающие труд взрослых. Картинки с растениями и животными, календарь.

1. Какое время года показано на картинке?

2. Какие приметы лета тебе известны?

3. Какая погода летом?             

4. Как изменяется жизнь животных летом?

5. Что происходит с растениями летом?

6. Каким трудом заняты взрослые летом на приусадебном участке?

7. Что ты любишь делать летом?

8. Назови летние месяца.

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3.  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 20 – 24 баллов.

Средний уровень – 16 – 18 баллов.

Низкий уровень – 8 – 12 баллов

 

Задание: «Осень».

Цель: систематизировать знания детей об осени как о времени года, выяснить, что им известно о сезонных изменениях.

Материал: картинки с осенней природой, животных, растений, людей работающих в поле, саду, огороде.

1. Назови приметы осени.

2. Почему осень называют «золотой порой»?

3. Что происходит с растениями осенью?

4. Что собирают с полей, огородов?

5. Почему осенью становится меньше насекомых?

6. Куда улетают птицы?

7. Как животные готовятся к зиме? Что они делают?

8. Назови осенние месяца.

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 20 – 24 баллов.

Средний уровень – 16 – 18 баллов.

Низкий уровень – 8 – 12 баллов

 

Задание: «Зима».

Цель: выяснить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в природе и жизни животных. 

Материал: картинки -  медведь в берлоге, заяц на снегу, зимняя природа.

1. Как ты узнаешь, что наступила зима?

2.Что происходит с природой зимой?

3. Почему уснул медведь?

4. Почему на деревьях зимой нет листьев?

5. Куда зимой пропали насекомые?

6.Почему стало меньше птиц?

7. Какие праздники мы отмечаем зимой?

8. Чем ты любишь заниматься зимой на улице?

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.

Критерии оценки:

 1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

    говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 20 – 24 баллов.

Средний уровень – 16 – 18 баллов.

Низкий уровень – 8 – 12 баллов

 

 

Задание: «Весна».

Цель: выяснить знают ли дети приметы весны, характерные особенности, сезонные изменения в природе и жизни животных.

Материал: картины весенней природы, животных, растений.

1. Как изменяется природа весной?

2. Что происходит с растениями весной?

3. Почему возвращаются птицы?

4. Как изменяется погода весной?

5. Что весной делают животные?

6. Чем занимается человек весной на своём участке?

7. Почему у зайца поменялся цвет шкурки?

8. Назови весенние месяца.

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

    говорящего – 3 балла.

2.Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 20 – 24 баллов.

Средний уровень – 16 – 18 баллов.

Низкий уровень – 8 – 12 баллов

 

Живая природа.

Задание: «Растительный мир».

Цель: выяснить представление о разнообразии растительного мира, производят ли группировку: травы, кустарники, деревья, растения, живое, неживое.

Материал: картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, комнатные растения. Стадии роста и развития гороха, картинки с деревьями, кустарниками, овощами, фруктами.

1. Расскажи, чем деревья, отличаются от кустарников? Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.

2. Какие названия цветов ты знаешь? Покажи их на картинке.

3. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

4. Где можно встретить растения? Как они приспосабливаются к разным   условиям жизни?

5. Какие овощи и фрукты выращивает человек? Чем они полезны?                

6.Посмотри на картинки, раздери их по группам: деревья, кустарники, травы, цветы.

7.Относятся ли растения к живым существам? Как ты это определил?

8. Назови органы растения и их функции.

9. Назови стадии развития и роста растения.

10. Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их.       

11. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

12. Для чего растениям нужна вода?

13. Почему нужно рыхлить и удобрять почву?

14.Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей жизни?

Инструкция к проведению.

Беседа по картинкам, обыгрывание ситуаций, рассматривание таблиц.

Критерии оценки:

 1.ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке, 

    понимает смысл вопроса – 3 балла.

2.ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов 

    воспитателя – 2 балла.

3.ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать на 

    картинке требуемое – 1 балл.

Высокий уровень -  40 – 45 баллов.

Средний уровень – 25 – 30 баллов.

Низкий уровень – 10 – 15 баллов.

 

Задание: «Животный мир».

Цель: выяснить, что детям известно о многообразии животного мира, известны ли основные классы животных, особенности строения и образа жизни.

Материал: картинки с изображением животных разных классов, домашних и диких животных. Стадии роста и развитии кошки (рыбы, цыплёнка).             1. Назови, каких домашних животных, ты знаешь, почему они так называются?

2 . Какие звери живут в лесу? Почему их называют дикими? Как они кормятся?

3 . Каких животных, живущих в воде, ты знаешь? Почему рыбы могут жить только в воде?                                                                                                                   

4. Где живёт дождевой червяк? Что он делает с почвой?

5.  Как называются птицы, улетающие на зиму? Каких перелётных птиц ты знаешь?

6 . Назови зимующих у нас птиц. Почему они так называются?

7. Какие живые организмы можно увидеть под микроскопом?                

8.  Покажи насекомое на картинке, назови его. Чем насекомые отличаются других животных?

9.  Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

10.Посмотри на картинки и распредели их по группам: звери, птицы, рыбы, насекомые.

11.Разложи картинки с изображением стадий развития и роста. Что сначала, что потом?

12. Относятся ли животные к живым существам? Как ты это определил?

13. Сравни живую рыбку с игрушечной.

14. Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга»?

Инструкция к проведению.

Беседа по картинкам, обыгрывание ситуаций, рассматривание таблиц.

Критерии оценки:

1.ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке, 

    понимает смысл вопроса – 3 балла.

2.ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов         

    воспитателя – 2 балла.

3.ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать на 

   картинке требуемое – 1 балл.

Высокий уровень -  40 – 45 баллов.

Средний уровень – 25 – 30 баллов.

Низкий уровень – 10 – 15 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные знатоки ПДД"

Данная дополнительная образовательная программа направлена на формировании у детей представлений о транспорте, участниках дорожного движения, ПДД,  а также  воспитание у дошкольников культур...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный пианист» ( индивидуальное обучение)

Дополнительная Общеобразовательная  Общеразвивающая  Программа "Юный пианист" позволяет ребенку 5-10 лет получить начальные навыки владения фортепиано....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (общеразвивающая) ПРОГРАММА «Юный математик»

Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог»

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне ...

Календарно-тематическое планирование занятий спортивной направленности для детей 5-7 лет по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный баскетболист».

Календарно-тематическое планирование занятий спортивной направленности для детей 5-7 лет по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный эколог"

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического о...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный математик» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Направленность программы – социально-педагогическая

В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических понятий. Это о...