Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный эколог"
рабочая программа (старшая группа)
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в дошкольном учреждении, как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.
Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Экологическое воспитание личности дошкольника означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания – является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ekolog.docx | 47.33 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Тогучинского района «Горновский детский сад № 1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
познавательной направленности
«Юный эколог»
для детей 5-7 лет
Составитель:
Воспитатель
Селиванова Н.А.
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире. Рабочая программа
составлена на основе программы Н.А. Рыжовой «Наш дом-природа».
Актуальность программы
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в дошкольном учреждении, как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.
Актуальность выбранной мною темы особенно важна в настоящее время. Это обострение экологии в стране, Новосибирской области, в нашем поселке ( на территории нашего поселка находятся 4 завода), диктует необходимость работы по формированию у детей экологического сознания.
Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Экологическое воспитание личности дошкольника означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания – является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы: НОД, ежедневная деятельность.
Кружковая работа по экологии в ДОУ позволяет развить у дошкольников способности к экологическому мышлению. Это проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.
Воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше.
Средствами эффективного усвоения программы являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток.
Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на участке ДОУ.
Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире. Рабочая программа составлена на основе использования технологий программы экологического образования дошкольников программы; О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»; Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа».
Новизна программы
Новым в работе кружка «Экология – малышам» предусматривается введение в занятия экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.
Целевая программа
Субъектами реализации программы являются обучающиеся в возрасте 5-7 лет. Программа предназначена для детей 5-7 лет.
Объем программы - 36 часов;
Форма обучения - очная.
Уровень программы - стартовый (ознакомительный).
Язык обучения - русский
Организационные формы обучения
Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ.
Учебные занятия в группе проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в среду.
Продолжительность одного академического часа- 25 минут.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Основные задачи программы:
- Формирование основ экологического мировоззрения и культуры.
- Формирование экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.
- Формирование осознанного и бережного отношения детей к природе родного края.
- Расширение и обобщение знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
- Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи.
В основе программы лежат следующие принципы:
- Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
- Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
- Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
- Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.
Основные формы и методы работы:
- Экскурсия
- Наблюдение
- Беседа
- Исследовательская деятельность
- Экспериментальная деятельность
- Проектная деятельность
- Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия
- Работа с энциклопедической и природоведческой литературой
- Проведение мониторинга по проделанной работе в виде тестирования детей.
Формы подведения итогов по проделанной работе:
1. Экологическая информация для родителей на темы: данные об экологической ситуации в посёлке; правила поведения в экстремальных условиях; выращивание экологически безопасного урожая; комнатные, лекарственные, пищевые растения; домашние животные, их содержание в доме и значение для ребёнка.
2. Организация выставки детских работ по наблюдениям в природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности в природе.
Условия реализации программы
Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:
- Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: экологическая тропа, сад и огород, зона лекарственных растений;
- Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
- Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
- Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Календарно-тематический план работы по экологии на 2020-2021 учебный год для детей подготовительной группы «Пчелка»
Сентябрь «Наш дом- природа» | |||
Тема недели | Задачи | Предварительная работа | Формы работы |
«Я и природа» | Формировать представления о неразрывной связи человека с природой/ человек- часть природы. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных. | Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение стихов и рассказов природе. | Беседа |
«Осенние изменения в неживой природе» | Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями. Уточнить изменений живой природы от изменений в неживой природе. | Наблюдения, экскурсии, беседы. | Игры: «Когда это бывает», «Путешествие».Беседа. |
«Лес -многоэтажный дом» | Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга. Уточнить: лес, как пример сообщества. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, бережное отношение к природе. | Чтение рассказов, беседа, рассматривание иллюстраций. | Беседа. Д/ И «Пищевые цепочки», «Чей дом». Рассматривание иллюстраций. |
Разнообразие животного мира | Знакомство детей с разнообразными видами животных. | Беседа, рассматривание иллюстраций |
Октябрь «Наша земля»» | |||
Тема недели | Задачи | Предварительная работа | Формы работы |
«Хлеб – всему голова» | Углубить представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол. Формировать навыки речевого общения, активизировать словарь. Воспитывать бережное отношение к хлебу. | Беседа «Как выращивают хлеб», отгадывание загадок, чтение рассказов и стихотворений, рассматривание иллюстраций, моделирование последовательности полевых работ д/у «Какой хлеб?», «Кто больше назовет». | Игра-путешествие |
«Зерновые культуры» | Познакомить детей с зерновыми культурам . Воспитывать уважительное отношение к хлебу, как главному продукту питания людей. | Рассматривание иллюстраций с зерновыми культурами нашего региона. | Исследовательская деятельность (рассматривание и сравнение |
«Почему зерно в землю сеют?» | Закрепить и обогатить знания детей о росте растений в разных условиях и почвах. Учить пользоваться речью-доказательством, для обоснования своих суждений, развивать умение анализировать, ввести в словарь детей новые слова: перегной, удобрение. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, навыки исследовательской деятельности. | Посев семян в емкости с разным грунтовым составом. Работа с дневником наблюдения | Наблюдение за проращи-ванием |
«Знакомим детей с почвой» | Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля». Загрязнения почвы, возможные последствия. | Рассматривание почвы, беседа | Исследовательская деятельность |
Ноябрь « Лес -наше богатство» | |||
Тема недели | Задачи | Предварительная работа | Формы работы |
«Что мы сажаем, сажая леса?» | Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, объяснить причину исчезновения леса, систематизировать представления о лесе как об экосистеме. Совершенствовать монологическую речь, ввести в словарь: сообщества, многоярусность, исчезновение. Воспитывать экологически грамотное поведение в лесу. | Отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе. | Беседа |
«Удиви-тельный лес» | Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; упражнять в составлении рассказов с подбором эпитетов. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу. | Рассматривание иллюстраций, сравнение кусочков коры, проведение опыта, экспозиция «Дары леса». | Игра-путе-шествие |
«Что было бы, если…» | Расширить представления детей о лесе, как об экосистеме. Ввести в словарь: обитатели, хищники, травоядные, цепи питания. Воспитывать бережное отношение к лесу. | Чтение и обсуждение рассказов и стихов о лесе, проведение экологических игр. | Экологическая игра |
«Растения и животные леса» | Уточнить знания детей о растениях (травах, кустарниках, деревьях), грибах и животных леса нашего края. Развивать память, быстроту реакции; связную речь через умение рассказывать об особенностях растений. Воспитывать стремление сохранять и Оберегать природный мир. | Рассматривание репродукций картин русских художников, посвященных лесу. | Викторина |
Декабрь «Экология нашего края» | |||
Тема недели | Задачи | Предварительная работа | Формы работы |
«Красная книга нашего региона» | Выявить какие растения и животные являются редкими в нашем регионе. Составить Красную книгу своего региона. Формировать представления о Красной книге, активизировать предметный словарь. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе. | Знакомство с красной книгой | Экологический проект |
«По запо-ведным местам природы » | Формировать представления об охранных природных территориях (местах) – заповедниках. Развивать познавательную активность детей, экологическое мышление на основе представлений , коммуникативное общение Воспитывать бережное отношение к природе. | Мастерская по изготовлению атрибутов к игре: эмблемы заповедника, карты-маршрута. | Игра- путешествие |
«Поселок, в котором хотел бы я жить» | Формировать представления детей о поселке, как о доме с экологически полноценной средой, где все гармонично. Развивать творческие способности, мышление. Воспитывать ценностное отношение к природе родного города. | Экскурсия по поселку, беседа «Мой поселок», различные строительные игры. | Экологическая игра |
«Твой поселок – твое здоровье» | Расширить представления детей о поселке, как о доме с экологически полноценной окружающей человека средой. Развивать творческое воображение, любознательность, эстетическое отношение к природе. Воспитывать любовь к родному поселку. Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью. | Экскурсия в парк, беседа о роли воздуха в жизни человека. | Конкурс по созданию творческих rомпозиций |
Январь « Вода- водица» | ||||||
Тема недели | Задачи | Предварительная работа | Формы работы | |||
«Путешествие по глобусу» | Расширить знания детей о глобусе – модели Земного шара, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны…). Развивать экологическую культуру; обогатить словарь: круговорот. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу. | Рассматривание иллюстраций (использование воды человеком); игры «Ручеек», «Мы – капельки». | Беседа | |||
«Свойства воды» | Расширить знания детей о воде и ее свойствах. Развивать мышление, любознательность; делать умозаключения. Воспитывать экономное отношение к воде. Углубить представления детей о обитателях морей и океанов. Развивать любознательность, умение видеть новое в знакомом мире «подводного царства». Развивать монологическую речь, способности выражать свое отношение к роли. Воспитывать доброту, отзывчивость. Дать представление об основных источниках загрязнения воды в природе, ее последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Способствовать развитию речи, активизировать словарь: водоочиститель, завод. | Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде и т. п. | Проведение опытов | |||
«Жители подводного царства» | Рассматривание иллюстраций, предметных картинок, разучивание слов. | Сюжетно-ролевая игра | ||||
«Источники загрязнения воды. Меры охраны» | Беседа «Что было бы, если бы не было воды?», чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций. | Экологическая игра | ||||
Февраль «Явления природы» | ||||||
Тема недели | Задачи | Предварительная работа | Формы работы | |||
«Что такое снег?» | Расширить представления детей о снеге, помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы, грамотно формулировать свой ответ. Воспитывать чувство прекрасного, вызвать радость от открытий. | Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение стихов и рассказов. | Беседа о снеге и его свойствах (Загадки Деда Мороза). | |||
«Зимние явления в природе» | Закрепить знания о зимних явлениях. Развивать игровой замысел. Развивать творческую фантазию и воображение. Воспитывать бережное отношение к природе | Лепка снеговика. | Исследо- вательская деятель-ность | |||
«Чистый воздух» | Расширить знания детей о воздухе, его свойствах. Познакомить детей с природным явлением «ветер», с причинами его возникновения. Формировать интерес к экспериментальной работе. Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе. | Определение направления ветра (ветреной рукав), игры с вертушками, игра «Откуда прилетел ветер?» | Опыты «Свойства воздуха» (Встреча с воздушным шариком) | |||
«Рисунок на бархатной бумаге» (мукой, ватой) | Вызвать у детей желание заниматься творчеством. Развивать творческое воображение, эстетический вкус. Воспитывать желание любоваться зимней природой. | Наблюдения в природе. | Изо творчество |
Март « Комнатные растения» | |||
Тема недели | Задачи | Предварительная работа | Формы работы |
«Комнатные растения в уголке природы» | Расширить знания детей о комнатных растениях и об уходе за ними. Познакомить детей с правилами поливки. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость. | Наблюдения за развитием и ростом растений в уголке природы, беседа «О чем рассказывают растения (о потребностях растений), игра «Угадай растение». | Исследовательская деятельность (встреча с Кузей) |
«Изучаем строение цветка» | Учить детей определять части цветка. Учить описывать растения, опираясь на модели. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Рассматривание растений в уголке природы. | Моделирование (создание моделей цветка) |
«Что будет, если…» | Формировать представления детей об отношениях различных комнатных растений к воде, теплу и свету. Развивать понимание того, как важен правильный уход за комнатными растениями. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями. | Знакомство с моделями «Потребности растений», установление правил ухода согласно «паспорту растения». | Экспери-ментальная деятельность |
«Посадка комнатных растений» | Учить правильной посадке комнатных растений. Развивать у детей трудовые умения. Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения. | Моделирование трудового процесса. | Практическая деятельность «Мы – цветоводы» |
Апрель «Юные экологи» | |||
Тема недели | Задачи | Предварительная работа | Формы работы |
«Юные экологи» | Формировать у детей способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди» Воспитывать бережное отношение к родной природе. | Беседа о правилах поведения людей на природе; чтение произведений литературы. | Дидактическая игра с элементами драматизации. |
«Разработка экологических знаков» | Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками, создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно себя вести себя в окружающей природе. Развивать у детей творческое мышление. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | Экскурсия –путешествие по территории ДОУ, игра «Угадай знак». | Проект |
«Юные спасатели» | Закрепить правила поведения людей в природе на примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации. Способствовать развитию основ экологического сознания детей. Формировать навыки правильного поведения в природе через игру. Воспитывать экологическую культуру. | Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях, беседа о правилах поведения людей в природе. | Сюжетно-ролевая игра |
«Сказка ложь, да в ней намек» | Познакомить детей с экологическими сказками. Развивать у детей познавательную активность, экологическое мышление. Воспитывать любовь к природе. | Чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций. | Чтение экологических сказок |
Май « Лекарственные растения» | |||
Тема недели | Задачи Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности, связную речь детей. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Продолжать учить детей называть лекарственные растения. Формировать навыки поведения в природе. Развивать мышление, интонационную выразительность, умение связно высказывать свои мысли. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы. Развивать связную образную речь, пополнить словарный запас (отвар, настой) Воспитывать бережное отношение к природе. | Предварительная работа | Формы работы |
«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека» | Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами). | Эколого-природоведческая игра | |
«Удивительное рядом» | Заучивание стихов об объектах природы, изготовление атрибутов. | Экскурсия по экологической тропе | |
«Лесная аптека на страже человека» | Беседа о лекарственных травах (Встреча с Красной шапочкой). | Подготовка и проведение праздника |
Ожидаемый результат:
Показателями высокой эколого-краеведческой культуры детей следует считать:
- Интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
- Желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
- Желание заботиться о живых объектах природы;
- Желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
- Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
- Попытка оценивать свое поведение.
В процессе работы кружка предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников, посещающих коррекционную группу.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:
Дата проведения мониторинга__________________________________________
Имя, фамилия________________________________________________________
Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений, произрастающих в России_____________________________________________
Имеет представления о процессе выращивания хлеба, называет зерновые культуры родного края___________________________________________________
Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира, обитающих на территории нашего города_________________________________
Имеет представления о Красной книге, называет редкие и исчезающие виды растений и животных нашего региона______________________________________
Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения, произрастающих в России____________________________________
Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов __________________________________________________
Имеет представления об экологии родного поселка, называет факты отрицательного воздействия человека на природу нашего края_________________
Имеет представления о правилах поведения в природе________________________
Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении____________
Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями______________
Использует моделирование в разных видах экологически ориентированной деятельности___________________________________________________________
Сформированы основы экологического сознания____________________________
Оценка уровня развития:
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла – отдельные компоненты не развиты;
3 балла – соответствует возрасту;
4 балла – высокий.
Дальнейший анализ выстраивается в виде диаграмм в соответствии с уровнями развития по балловой системе. Диаграммы позволяют отследить динамику развития детей по каждому направлению экологического развития в течение учебного года.
Список используемой литературы
1.С.Н. Николаева « Методика экологического воспитания дошкольников» М.: Академия,2017г.
2.Л.В.Кокуева « Воспитание дошкольников через приобщение к природе»
М.: АРКТИ, 2018 г.
3. Молодова Л.П. «Нравственно- экологическое воспитание старших дошкольников» М.: АСАР, 2015г.
4. М.П. Костюченко « Исследовательская деятельность на прогулках: экологические занятия с детьми 5-7 лет» Учитель 2014 г.
5.О.А. Соломенникова « Ознакомление с природой в детском саду в старшей группе» -М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ 2014г.
6. О. А. Воронкевич « Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты.- М.: Детство- Пресс, 2014 г.
7.С. Н Николаева Парциальная программа « Юный эколог» М.:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по экологии "Экологическая мозаика"
Программа написана с учетом краевого компонента....
Программа дополнительного образования «Юный эколог»
Дошкольное детство - ответственный период жизни человека; закладываются основы правильного отношения к окружающему миру /природе/ ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей...
Дополнительная программа по экологии
Дополнительная программа по экологии...
Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог" (средняя группа)
В данной программе вы ознакомитель с тематикой занятий, с диагностикой....
Дополнительная программа "Юный эколог"
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный эколог» естественно - научной направленностиВозраст детей 6 - 7 лет...
Рабочая программа по дополнительному образованию " Юный эколог"
Основной задачей кружка является обогащение детей новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, пр...
Программа дополнительного образования "Юный эколог"
На современном этапе, когда люди, в силу сложившейся социально – критической экономической ситуации, вынуждены заниматься поисками путей по преодолению своих проблем и, зачастую, принимать...