Познание. Экспериментальная деятельность. "Чудо вода"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Дуюнова Людмила Михайловна

Данное занятие провоится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме "Чудо вода". Проводя данное занятие мы знакомим детей со свойствами воды, развиваем навыки проведения опытов, воспитываем умение работать в группе. отстаивать собственное мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_voda.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

МБ ДОУ «Детский сад «18»

Конспект НОД по экспериментированию с водой в старшей группе.

«Чудо вода»

                                                      Провела: Дуюнова Л. М.

                              воспитатель 1 кв. категории

Конспект НОД по экспериментированию с водой в старшей группе.

Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация.

Цель: развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность.

Задачи: 1. Образовательные:

  1. Ознакомление детей со свойствами воды:

-отсутствие цвета и запаха;

- отсутствие вкуса;

- отсутствие собственной формы;

- прозрачность;

- вода может растворять вещества,

2) Развивать навыки проведения опытов.

2.Воспитательные:

1) Умение работать в группе;

2) Отстаивать собственное мнение;

3) Прививать бережное отношение к воде.

3. Развивающие:

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Предварительная работа: Беседы о воде, её роли в жизни человека, рассматривание иллюстраций, наблюдение за водой во время прогулки.

Ход занятия:

Воспитатель: Давайте поздороваемся. Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Солнце красному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Небу ясному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Люди взрослые и малыши...
Дети: Вам привет от всей души! Здравствуйте!
Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. Пусть она сопровождает вас на протяжении всего нашего общения. Улыбнемся и пожелаем друг другу радостного настроения. Я прошу вас присесть на свои места.

-Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Давайте с вами рассмотрим глобус. Посмотрите, какого цвета на глобусе больше всего.

Дети: - Синего, голубого

Правильно. Как вы думаете, что на глобусе изображают голубым цветом? Голубой и синий цвет – это цвет воды. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А для чего нужна вода?

(Ответы детей)

. Посмотрите, что это у меня? Правильно – это капелька, она пришла сегодня к нам гости со своими загадками. Если мы угадаем все загадки, то узнаем где мы можем встретить воду в природе.

Я и туча, и туман,

 И ручей, и океан,

 И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

Чуть дрожит на ветерке

 Лента на просторе.

 Узкий кончик — в роднике,

 А широкий — в море. (Река)

По городу дождик осенний гулял,

 Зеркальце дождик свое потерял

 Зеркальце то на асфальте лежит,

 Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)

В тихую погоду — нет нас нигде,

 А ветер подует — бежим по воде. (Волны)

Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

Бегу я, как по лесенке,

 По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручеёк)

Посреди поля лежит зеркало:

 Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)

День и ночь кричит,

А голос не устаёт. (Водопад)

 Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи —

Нет опоры для ноги. (Болото)

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

(Град)

***

Бел, как мел.

С неба прилетел.

Целую зиму лежал,

А весною в землю убежал.

(Снег).

Мост — как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

(Лед)

***

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдёт,

Гвоздь упадёт.

(Сосулька)

***

Пушистая вата

Плывёт куда — то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облака)

***

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем — не найдём.

(Роса)

***

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь — вода в руке?

(Снежинка)

Молодцы, все загадки разгадали

Я предлагаю немножко отдохнуть.

 Физкультминутка:

Тихо плещется вода,

Мы плывем по теплой речке (плавные движения руками)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались кто куда. (потягивание, руки вверх)

Мы из речки вылезаем

Чтоб обсохнуть, погулять (ходьба на месте)

А теперь глубокий вдох

Мы садимся на песок (дети приседают)

. А сейчас я предлагаю вам расширить ваши знания о воде и приглашаю вас в лабораторию.

Но прежде, чем мы пойдем в лабораторию я вам расскажу о правилах

поведения в лаборатории.

Показ схем «Правила поведения в лаборатории»

Внимательно слушать старшего научного сотрудника

Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу

Аккуратно пользоваться емкостью для воды

Поддерживать порядок на своем рабочем месте

•После каждого опыта делать вывод

Готовы?

Занимайте свои рабочие места за столами.

Сейчас мы с вами будем проводить опыты с водой.

Опыт 1. Вода – жидкость.

Давайте вспомним, что вода – жидкость. На ваших столах стоят два стакана, один с водой. Перелейте воду из одного стакана в другой. Получилось? Это доказывает, что вода – жидкость.

Опыт 2. Вода не имеет формы.

Ребята, смотрите, у меня в руках кубик. Если я его буду ставить в разные места он форму не изменит. А если я перелью воду из стаканчика в блюдце, она примет форму блюдца. Вывод: вода не имеет формы.

Опыт 3. Вода не имеет вкуса, и принимает вкус того вещества, которое в нем растворили.

Ребята, попробуйте воду на вкус. Какая она? Правильно безвкусная.

А теперь положите в воду кусочек сахара, перемешайте и попробуйте воду снова. Какая она стала? Правильно, сладкая. Вывод: вода приобрела вкус сахара, который в ней растворили.

4 опыт. Вода – растворитель.

Мы с вами растворяли сахар и соль. Что случилось с веществами, которые мы положили в воду? Растворился сахар (соль) в воде или нет? (ответы детей). Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.

Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Дети выполняют это задание. Если в воду налить несколько капель масла она также исчезнет как сахар и соль? Что произошло с маслом в воде? Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками. Воспитатель обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана.

Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, мукой. С каким же новым свойством воды вы познакомились?

 Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. Выложить на доску алгоритм символизирующий, что вода - растворитель

5 опыт. Вода прозрачная.

Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. В каком из стаканчиков трубочки видны, а в каком нет? Почему? В стаканчике с водой мы видим трубочку, а в стакане с молоком – нет. Какой вывод мы можем сделать? (значит, вода прозрачная). Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на трубочку, она не видна.

Вывод: вода прозрачная жидкость. Выложить на доску алгоритм символизирующий, что у воды нет цвета.

Опыт 6 Вода не имеет запаха, но приобретает запах, растворенного в ней вещества.

Ребята, понюхайте, пожалуйста, воду. Чем она пахнет? Правильно, ничем. А теперь растворите в ней щепотку кофе, размешайте и понюхайте снова. Чем пахнет вода? Правильно, пахнет кофе. Вывод: вода приобрела запах растворенного в ней кофе.

Опыт №7 «Плавающее яйцо». Перед вами на столах стоят банки с пресной водой (т. е с водой из-под крана, лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды. - А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке. - А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду)

Итог занятия. Ребята, вам понравилось быть исследователями? К сожалению, нам пора возвращаться в детский сад. О каком веществе мы сегодня с вами говорили? Какие свойства есть у воды?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Чудо-вода"

Вашему вниманию предлагается конспект опытно-экспериментального занятия, которое направлено на развитии у старших дошкольников любознательности, творческого мышления...

ПРОЕКТ Опытно-экспериментальная деятельность «Чудо дерево» воспитателя логопедической группы

ПРОЕКТОпытно-экспериментальная деятельность«Чудо дерево»воспитателя логопедической группы...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Чудо - вода»

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство,  постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно ...

Конспект НОД опытно- экспериментальная деятельность "Чудо- вода"

Непосредственно-образовательная деятельность проводится с детьми второй младшей группы, возраст от 3 до 4 лет....

Экспериментальная деятельность «Чудо на подоконнике»

Цель эксперимента:Получить цветы  тюльпанов и нарциссов  к определённому времени в комнатных условиях (например, ко Дню 8 Марта)....

конспект по экспериментальной деятельности "Чудо-вода"

конспект по эксперементированию в подготовительной группе "Чудо-вода"...