Познание. Экспериментальная деятельность. "Чудо вода"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Данное занятие провоится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме "Чудо вода". Проводя данное занятие мы знакомим детей со свойствами воды, развиваем навыки проведения опытов, воспитываем умение работать в группе. отстаивать собственное мнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_voda.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МБ ДОУ «Детский сад «18»
Конспект НОД по экспериментированию с водой в старшей группе.
«Чудо вода»
Провела: Дуюнова Л. М.
воспитатель 1 кв. категории
Конспект НОД по экспериментированию с водой в старшей группе.
Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация.
Цель: развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность.
Задачи: 1. Образовательные:
- Ознакомление детей со свойствами воды:
-отсутствие цвета и запаха;
- отсутствие вкуса;
- отсутствие собственной формы;
- прозрачность;
- вода может растворять вещества,
2) Развивать навыки проведения опытов.
2.Воспитательные:
1) Умение работать в группе;
2) Отстаивать собственное мнение;
3) Прививать бережное отношение к воде.
3. Развивающие:
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Предварительная работа: Беседы о воде, её роли в жизни человека, рассматривание иллюстраций, наблюдение за водой во время прогулки.
Ход занятия:
Воспитатель: Давайте поздороваемся. Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Солнце красному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Небу ясному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Люди взрослые и малыши...
Дети: Вам привет от всей души! Здравствуйте!
Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. Пусть она сопровождает вас на протяжении всего нашего общения. Улыбнемся и пожелаем друг другу радостного настроения. Я прошу вас присесть на свои места.
-Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Давайте с вами рассмотрим глобус. Посмотрите, какого цвета на глобусе больше всего.
Дети: - Синего, голубого
Правильно. Как вы думаете, что на глобусе изображают голубым цветом? Голубой и синий цвет – это цвет воды. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А для чего нужна вода?
(Ответы детей)
. Посмотрите, что это у меня? Правильно – это капелька, она пришла сегодня к нам гости со своими загадками. Если мы угадаем все загадки, то узнаем где мы можем встретить воду в природе.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик — в роднике,
А широкий — в море. (Река)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)
В тихую погоду — нет нас нигде,
А ветер подует — бежим по воде. (Волны)
Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеёк)
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)
День и ночь кричит,
А голос не устаёт. (Водопад)
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи —
Нет опоры для ноги. (Болото)
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
(Град)
***
Бел, как мел.
С неба прилетел.
Целую зиму лежал,
А весною в землю убежал.
(Снег).
Мост — как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
(Лед)
***
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдёт,
Гвоздь упадёт.
(Сосулька)
***
Пушистая вата
Плывёт куда — то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)
***
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем — не найдём.
(Роса)
***
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — вода в руке?
(Снежинка)
Молодцы, все загадки разгадали
Я предлагаю немножко отдохнуть.
Физкультминутка:
Тихо плещется вода,
Мы плывем по теплой речке (плавные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались кто куда. (потягивание, руки вверх)
Мы из речки вылезаем
Чтоб обсохнуть, погулять (ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох
Мы садимся на песок (дети приседают)
. А сейчас я предлагаю вам расширить ваши знания о воде и приглашаю вас в лабораторию.
Но прежде, чем мы пойдем в лабораторию я вам расскажу о правилах
поведения в лаборатории.
Показ схем «Правила поведения в лаборатории»
∙
Внимательно слушать старшего научного сотрудника
∙
Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу
∙
Аккуратно пользоваться емкостью для воды
∙
Поддерживать порядок на своем рабочем месте
•После каждого опыта делать вывод
Готовы?
Занимайте свои рабочие места за столами.
Сейчас мы с вами будем проводить опыты с водой.
Опыт 1. Вода – жидкость.
Давайте вспомним, что вода – жидкость. На ваших столах стоят два стакана, один с водой. Перелейте воду из одного стакана в другой. Получилось? Это доказывает, что вода – жидкость.
Опыт 2. Вода не имеет формы.
Ребята, смотрите, у меня в руках кубик. Если я его буду ставить в разные места он форму не изменит. А если я перелью воду из стаканчика в блюдце, она примет форму блюдца. Вывод: вода не имеет формы.
Опыт 3. Вода не имеет вкуса, и принимает вкус того вещества, которое в нем растворили.
Ребята, попробуйте воду на вкус. Какая она? Правильно безвкусная.
А теперь положите в воду кусочек сахара, перемешайте и попробуйте воду снова. Какая она стала? Правильно, сладкая. Вывод: вода приобрела вкус сахара, который в ней растворили.
4 опыт. Вода – растворитель.
Мы с вами растворяли сахар и соль. Что случилось с веществами, которые мы положили в воду? Растворился сахар (соль) в воде или нет? (ответы детей). Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.
Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Дети выполняют это задание. Если в воду налить несколько капель масла она также исчезнет как сахар и соль? Что произошло с маслом в воде? Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками. Воспитатель обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана.
Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, мукой. С каким же новым свойством воды вы познакомились?
Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. Выложить на доску алгоритм символизирующий, что вода - растворитель
5 опыт. Вода прозрачная.
Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. В каком из стаканчиков трубочки видны, а в каком нет? Почему? В стаканчике с водой мы видим трубочку, а в стакане с молоком – нет. Какой вывод мы можем сделать? (значит, вода прозрачная). Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на трубочку, она не видна.
Вывод: вода прозрачная жидкость. Выложить на доску алгоритм символизирующий, что у воды нет цвета.
Опыт 6 Вода не имеет запаха, но приобретает запах, растворенного в ней вещества.
Ребята, понюхайте, пожалуйста, воду. Чем она пахнет? Правильно, ничем. А теперь растворите в ней щепотку кофе, размешайте и понюхайте снова. Чем пахнет вода? Правильно, пахнет кофе. Вывод: вода приобрела запах растворенного в ней кофе.
Опыт №7 «Плавающее яйцо». Перед вами на столах стоят банки с пресной водой (т. е с водой из-под крана, лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды. - А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке. - А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду)
Итог занятия. Ребята, вам понравилось быть исследователями? К сожалению, нам пора возвращаться в детский сад. О каком веществе мы сегодня с вами говорили? Какие свойства есть у воды?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Чудо-вода"
Вашему вниманию предлагается конспект опытно-экспериментального занятия, которое направлено на развитии у старших дошкольников любознательности, творческого мышления...
ПРОЕКТ Опытно-экспериментальная деятельность «Чудо дерево» воспитателя логопедической группы
ПРОЕКТОпытно-экспериментальная деятельность«Чудо дерево»воспитателя логопедической группы...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Чудо - вода»
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно ...
Конспект НОД опытно- экспериментальная деятельность "Чудо- вода"
Непосредственно-образовательная деятельность проводится с детьми второй младшей группы, возраст от 3 до 4 лет....
Экспериментальная деятельность «Чудо на подоконнике»
Цель эксперимента:Получить цветы тюльпанов и нарциссов к определённому времени в комнатных условиях (например, ко Дню 8 Марта)....
Опытно-экспериментальная деятельность "Чудо-вода"
Изучаем главные свойства воды....
конспект по экспериментальной деятельности "Чудо-вода"
конспект по эксперементированию в подготовительной группе "Чудо-вода"...