ПРОЕКТ Опытно-экспериментальная деятельность «Чудо дерево» воспитателя логопедической группы
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
ПРОЕКТ
Опытно-экспериментальная деятельность
«Чудо дерево»
воспитателя логопедической группы
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
Опытно-экспериментальная деятельность
«Чудо дерево»
воспитателя логопедической группы
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №218»
Заводского района г. Саратова
на 2015-2016 учебный год
Воспитатель: Авдеева Е.С.
Вид проекта: экологический, исследовательско -творческий, коллективный.
Продолжительность: долгосрочный ( сентябрь-май 2015- 2016 год. )
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность темы:
Мы создали данный музей, потому что хотели вызвать интерес, положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным, обогатить предметно-развивающую среду группы, привлечь к сотрудничеству родителей воспитанников, познакомить детей со свойствами дерева. Рассказать детям, как люди используют свойства из материалов при изготовлении игрушек и других предметов.
Цель проекта: познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий, так же расширять представления детей о разнообразии деревянных изделий, их назначении. Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир дерева.
Задачи проекта:
1. Формировать обобщенное представление о деревьях, видах деревянных изделий их значением в нашей жизни;
2. Познакомить детей со свойствами, особенностями, возможностями использования дерева в быту, его ценности для жизни людей;
3. Обратить внимание на необходимость бережного отношения к деревьям, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью;
4. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность;
Создание условий для осуществления проекта:
• Подготовить подборку художественной литературы в книжном уголке, пополнить интересными яркими иллюстрациями о дереве и что из него можно сделать.
• Рекомендовать родителям приобрести книжки с различными загадками, пословицами и поговорками о деревьях.
Взаимодействие с родителями.
1. Познакомить родителей с проектом. Рассказать о целях, задачах проекта.
2. Выяснить, какие деревья растут во дворах ребят, на их дачных участках.
3. Предложить помочь в подборе познавательного материала о деревьях (фотографии, иллюстрации, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, стихотворения).
4. Семейные экскурсии в лес.
5. Предложить провести вместе с детьми разнообразные исследования , игры во время отдыха на природе, на даче
6. Помощь в сборе предметов, сделанных из дерева, бересты для выставки .
Проектная деятельность
1 этап. Планирование мини-музея -подготовительный
• предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия.
• психологическая комфортность и безопасность деятельности.
• определение места расположения мини-музея.
• составление плана работы.
• подбор экспонатов.
2 этап. Реализация проекта.
В процессе организации мини-музея предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.
3 этап. Функционирование мини-музея.
Организовать посещение мини-музея педагогами, затем родителями и детьми.
Реализация проекта
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов :
Чтение и разучивание стихов о деревьях и отгадывание загадок .Подбор пословиц поговорок ,примет.
Чтение произведений художественной литературы.
Беседы с детьми по теме с использованием игр и упражнений для развития самостоятельной мыслительной деятельности.
Беседы с детьми:
• «Познакомить с богатым разнообразием растительного мира»
• « Беседы о деревьях» более подробно на занятиях и в повседневной жизни:
а) Знакомство с деревом (Крона ,листья ,кора ,ствол ,корни ,цветки ,плоды, семена)
• Какой высоты дерево?
• Какова ширина дерева?
• Есть ли у дерева соседи? Друзья? Знакомые?
• Есть ли у дерева семья?
• Есть ли у дерева «детки»?
• Что такое кора, ствол, для чего служит, какая она? Чем пахнет в разное время года (в сухую погоду, после дождя…)?
• Есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи? Какие они? Сколько их, какого цвета?
• Есть ли на коре следы, оставленные человеком? Смогло ли дерево залечить раны?
• Изучаем плоды и семена: какие они, кто их разносит, для чего они нужны?
• Есть ли на стволе дерева или под ним какие– нибудь грибы?
• Есть ли способ выяснить возраст дерева? Какой?
• Можно ли спрятаться под деревом от грозы? Почему?
б) Животные, связанные с деревом.
Дерево – это столовая и дом для многих животных. С деревом связано большое количество различных живых организмов, которых мы не замечаем.
в) Почва.
В природе вместе с опавшими листьями в почву возвращаются питательные вещества, что способствуют круговороту вещества в природе. На нашей площадке, в парках, скверах, садах человек стремится убрать листья, считая их мусором. В результате часть питательных веществ не возвращаются в почву, тем самым снижается ее плодородие. Предложить детям подумать, куда девается опавшая листва в лесу, где человек ее не убирает.
Исследования:
Живет ли кто – нибудь в почве под деревом? Рассмотреть с лупой землю у ствола. Жители улучшают почву, из которой дерево добывает пищу.
Обратить внимание детей перед дождем на то, не появились ли под деревом дождевые черви. Оберегайте их! Рассмотреть поближе, познакомиться, выяснить, как они ползают. Дождевые черви рыхлят землю, перерабатывают гниющую листву, значит оказывают помощь дереву.
Осадки (снег, дождь, иней).
Измерение глубины снега. Помогает ли снег? Как помогает снег дереву? Его роль в жизни деревьев. Снежный покров защищает корни дерева и обитателей почвы от вымерзания.
Значение осадков в жизни деревьев. Помогает ли дерево каким – либо животным укрыться от дождя? Как и где? Образуется ли в зимнее время на ветках дерева иней? Почему? Рассмотреть.
Определить настроение дерева: грустное, веселое, счастливое, печальное, молчаливое, бодрое, задумчивое, весеннее. В какое время года, в какую погоду, какое настроение у дерева?
Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношение к дереву.
Дидактические игры:
«Подбери слово» (к слову березовый),
«Какое дерево?» (подбор прилагательных),
«Придумай однокоренные слова»,
«Найди дерево по описанию»,
«Из семени в дерево»,
«Сравни»,
«Что лишнее?»,
«Полезно – вредно»,
«Скажи по – другому» и т.д.
Цель: учить сравнивать, обобщать, квалифицировать.
Заучивание стихотворений:
Е. Трутнева «Осень»,
С. Есенин «Белая береза»,
Ф. Тютчев «Первый лист»,
А. Прокофьев «Люблю березку русскую».
Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, учить понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям.
Чтение художественной литературы:
В. Рождественский «Березка»
Б. Заходер «Почему деревья не ходят?»,
В. Бианки «Лесная газета»
В. Зотов «Береза» (кн. «Лесная мозаика»),
С. Воронин «Моя береза. Летом. Осенью. Зимой. Весной»,
А. Лопатина «Мудрость дерева», «Жизнь дерева».
Цель: воспитание бережного отношения к деревьям, прививать любовь к природе
Пальчиковая гимнастика: «Деревья».
Подвижные игры: «Найди такой же лист»,
«Найди пару»,
«Кто быстрее добежит до дерева».
Цель: развивать физические качества.
Сюжетно – ролевые игры:
«Как мы ездили в лес?»
«Экскурсия в парк»
Музыка:
— слушание звуков природы, шума листьев;
— изобразить жизнь березы в танце, пластическом этюде.
Опыты: «Чем мы дышим?», «Как дышит растение?», «Нужен ли корешкам воздух?», «С водой и без воды», «Тонет ,не тонет»
Труд на участке и в природе:
— уход за деревом, уборка сломанных веток на участке;
— изготовление кормушек для птиц;
— оказание помощи в случае необходимости (подвязать сломанную ветку или «залечить» ранки, оставленные человеком: замазывать порезы можно воском, смолой сосны, пластилином).
— заготовка и сушка листьев для аппликации, гербария.
Цель: учить детей слаженно работать в коллективе, доводить начатое дело до конца. Выставка вещей, сделанных из дерева, бересты .
Непосредственная образовательная деятельность:
Образовательная деятельность «Рисование»
«Городецкая роспись»
«Деревянная игрушка»
«Хохлома»
Образовательная деятельность:«Аппликация» «Лепка»
«Дерево в разные времена года»
Роспись деревянных ложек.
Образовательная деятельность «Познание»
«Как живет дерево»
«Кто с деревом дружит»
«Что дарит нам дерево»
«Деревянные игрушки»2 этап – практический
Содержание деятельности
Подбор информации о видах деревьев и изделий из древесины
Перспективное планирование.
Сентябрь
Беседа «Как живет дерево ,его друзья»
Оформление альбома «Деревья» (Аппликация ,рисование, лепка)
Октябрь.
Беседа«Что нам дарит дерево»»
Рассматривание иллюстраций, оформление гербария.
Ноябрь
Беседа «Что делают из дерева»
Составление и оформление альбома «Загадки ,пословицы ,поговорки ,стихи о деревьях».
Декабрь
Беседа «Деревянные игрушки»
Составление и оформление альбома
Январь-Февраль.
Рассматривание иллюстраций «Чудо-хохлома»
«Городецкая роспись»
Март-апрель.
Чтение художественной литературы
Оформление альбома «Расписные матрешки»
Май
Раскрашивание детьми деревянные ложки и доски
Викторина «Что мы знаем о деревьях?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (2 младшая группа)
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам....
Проект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Все так интересно"
Дошкольники – прирожденные исследователи. Эта особенность заложено от природы. Тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение про...
План работы кружка по конструктивной деятельности «Волшебные пальчики» воспитателя логопедической группы
План работы кружка по конструктивной деятельности «Волшебные пальчики». Материал будет полезен педагогам, работающим над развитием мелкой моторики дошкольниклов....
Познавательно-исследовательский проект «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок, бумага) в средней группе»
Цель проекта: Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить дет...
Проект "Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе "
Проект "Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе "...
Проект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе « Все так интересно»
Дошкольники – прирожденные исследователи. Эта особенность заложено от природы. Тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение про...
Проект "Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе"
Проект "Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе"...