ПРОЕКТ Опытно-экспериментальная деятельность «Чудо дерево» воспитателя логопедической группы
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

ПРОЕКТ

Опытно-экспериментальная деятельность

«Чудо дерево»

воспитателя логопедической группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Опытно-экспериментальная деятельность

«Чудо дерево»

воспитателя логопедической группы

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №218»

Заводского района г. Саратова

на 2015-2016 учебный год

Воспитатель: Авдеева Е.С.

Вид проекта: экологический, исследовательско -творческий, коллективный.

Продолжительность: долгосрочный ( сентябрь-май 2015- 2016 год. )

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность темы:

Мы создали данный  музей, потому что хотели вызвать интерес, положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным, обогатить  предметно-развивающую среду группы, привлечь к сотрудничеству родителей воспитанников, познакомить детей со свойствами дерева. Рассказать детям, как люди используют свойства из материалов при изготовлении игрушек и других предметов.

Цель проекта: познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий, так же расширять представления детей о разнообразии деревянных изделий, их назначении. Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир дерева.

Задачи проекта:

1. Формировать обобщенное представление о деревьях, видах деревянных изделий их значением в нашей жизни;

2. Познакомить  детей со свойствами, особенностями, возможностями использования дерева в быту, его ценности для жизни людей;

3. Обратить внимание на необходимость бережного отношения к деревьям, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью;

4. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность;

Создание условий для осуществления проекта:

• Подготовить подборку художественной литературы в книжном уголке, пополнить интересными яркими иллюстрациями о дереве  и что из него можно сделать.

• Рекомендовать родителям приобрести книжки с различными загадками, пословицами и поговорками о деревьях.

 Взаимодействие с родителями.

1. Познакомить родителей с проектом. Рассказать о целях, задачах проекта.

2. Выяснить, какие деревья растут во дворах ребят, на их дачных участках.
3. Предложить помочь в подборе познавательного материала о деревьях
(фотографии, иллюстрации, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, стихотворения).
4. Семейные экскурсии в лес.
5. Предложить провести вместе с детьми разнообразные исследования , игры во время отдыха на природе, на даче
6. Помощь в сборе предметов, сделанных из дерева, бересты для выставки .

Проектная деятельность

1 этап. Планирование мини-музея  -подготовительный

• предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия.

• психологическая комфортность и безопасность деятельности.

• определение места расположения мини-музея.

• составление плана работы.

• подбор экспонатов.  

2 этап. Реализация проекта.

В процессе организации мини-музея предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.

3 этап. Функционирование мини-музея.

 Организовать посещение мини-музея педагогами, затем родителями и детьми.

Реализация проекта

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов :

Чтение и разучивание стихов о деревьях и отгадывание загадок .Подбор пословиц поговорок ,примет.

Чтение произведений художественной литературы.

Беседы с детьми по теме с использованием игр и упражнений для развития самостоятельной мыслительной деятельности.

Беседы с детьми:

• «Познакомить с богатым разнообразием растительного мира»

• « Беседы о деревьях»  более подробно на занятиях и в повседневной жизни:
а) Знакомство с деревом (Крона ,листья ,кора ,ствол ,корни ,цветки ,плоды, семена)
• Какой высоты дерево?
• Какова ширина дерева?
• Есть ли у дерева соседи? Друзья? Знакомые?
• Есть ли у дерева семья?
• Есть ли у дерева «детки»?
• Что такое кора, ствол, для чего служит, какая она? Чем пахнет в разное время года
(в сухую погоду, после дождя…)?
• Есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи? Какие они? Сколько их, какого цвета?
• Есть ли на коре следы, оставленные человеком? Смогло ли дерево залечить раны?
• Изучаем плоды и семена: какие они, кто их разносит, для чего они нужны?
• Есть ли на стволе дерева или под ним какие– нибудь  грибы?
• Есть ли способ выяснить возраст дерева? Какой?
• Можно ли спрятаться под деревом от грозы? Почему?

б) Животные, связанные с деревом.
Дерево – это столовая и дом для многих животных. С деревом связано большое количество различных живых организмов, которых мы не замечаем.

в) Почва.
В природе вместе с опавшими листьями в почву возвращаются питательные вещества, что способствуют круговороту вещества в природе. На нашей площадке, в парках, скверах, садах человек стремится убрать листья, считая их мусором. В результате часть питательных веществ не возвращаются в почву, тем самым снижается ее плодородие. Предложить детям подумать, куда девается опавшая листва в лесу, где человек ее не убирает.

Исследования:
Живет ли кто – нибудь в почве под деревом? Рассмотреть с лупой землю у ствола. Жители улучшают почву, из которой дерево добывает пищу.
Обратить внимание детей перед дождем на то, не появились ли под деревом дождевые черви. Оберегайте их! Рассмотреть поближе, познакомиться, выяснить, как они ползают. Дождевые черви рыхлят землю, перерабатывают гниющую листву, значит оказывают помощь дереву.

Осадки (снег, дождь, иней).
Измерение глубины снега. Помогает ли снег? Как помогает снег дереву? Его роль в жизни деревьев. Снежный покров защищает корни дерева и обитателей почвы от вымерзания.
Значение осадков в жизни деревьев. Помогает ли дерево каким – либо животным укрыться от дождя? Как и где? Образуется ли в зимнее время на ветках дерева иней? Почему? Рассмотреть.

Определить  настроение  дерева: грустное, веселое, счастливое, печальное, молчаливое, бодрое, задумчивое, весеннее. В какое время года, в какую погоду, какое настроение у дерева?
Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношение к дереву.

Дидактические игры:

 «Подбери слово» (к слову березовый),
«Какое дерево?» (подбор прилагательных),
«Придумай однокоренные слова»,
«Найди дерево по описанию»,
«Из семени в дерево»,
«Сравни»,
«Что лишнее?»,
«Полезно – вредно»,
«Скажи по – другому» и т.д.

Цель: учить сравнивать, обобщать, квалифицировать.

 Заучивание стихотворений:
Е. Трутнева «Осень»,
С. Есенин «Белая береза»,
Ф. Тютчев «Первый лист»,
А. Прокофьев «Люблю березку русскую».

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, учить понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям.

Чтение художественной литературы:
В. Рождественский  «Березка»
Б. Заходер  «Почему деревья не ходят?»,
В. Бианки   «Лесная газета»
В. Зотов  «Береза» (кн. «Лесная мозаика»),
С. Воронин «Моя береза. Летом. Осенью. Зимой. Весной»,
А. Лопатина «Мудрость дерева», «Жизнь дерева».

Цель: воспитание бережного отношения к деревьям, прививать любовь к природе

Пальчиковая гимнастика: «Деревья».

 Подвижные игры: «Найди такой же лист»,

 «Найди пару»,

«Кто быстрее добежит до дерева».

Цель: развивать физические качества.

 Сюжетно – ролевые игры:

 «Как мы ездили в лес?»

 «Экскурсия в парк»

 Музыка:
— слушание звуков природы, шума листьев;
— изобразить жизнь березы в танце, пластическом этюде.

Опыты: «Чем мы дышим?»,  «Как дышит растение?», «Нужен ли корешкам воздух?», «С водой и без воды», «Тонет ,не тонет»

Труд на участке и в природе:
— уход за деревом, уборка сломанных веток на участке;
— изготовление кормушек для птиц;

— оказание помощи в случае необходимости (подвязать сломанную ветку или «залечить» ранки, оставленные человеком: замазывать порезы можно воском, смолой сосны, пластилином).
— заготовка и сушка листьев для аппликации, гербария.

Цель: учить детей слаженно работать в коллективе, доводить начатое дело до конца. Выставка вещей, сделанных из дерева, бересты .

Непосредственная образовательная деятельность:

Образовательная деятельность «Рисование»

 «Городецкая роспись»

 «Деревянная игрушка»

«Хохлома»

Образовательная деятельность:«Аппликация» «Лепка»

«Дерево в разные времена года»

Роспись деревянных ложек.

Образовательная деятельность «Познание»

 «Как живет дерево»

«Кто с деревом дружит»

«Что дарит нам дерево»

 «Деревянные игрушки»2 этап – практический

Содержание деятельности

Подбор информации о видах деревьев и изделий из древесины  

Перспективное планирование.

Сентябрь

Беседа «Как живет дерево ,его друзья»

Оформление альбома «Деревья» (Аппликация ,рисование, лепка)

Октябрь.

Беседа«Что нам дарит дерево»»

Рассматривание иллюстраций, оформление гербария.

Ноябрь

Беседа «Что делают из дерева»

Составление и оформление альбома  «Загадки ,пословицы ,поговорки ,стихи о деревьях».

Декабрь

Беседа  «Деревянные игрушки»

Составление и оформление альбома

Январь-Февраль.

Рассматривание иллюстраций «Чудо-хохлома»

 «Городецкая роспись»

Март-апрель.

Чтение художественной литературы

Оформление альбома «Расписные матрешки»

Май

Раскрашивание детьми деревянные ложки и доски

 Викторина «Что мы знаем о деревьях?»

 

Экспонаты и разделы: У одной из стен располагаются экспонаты, отражающие жизнь дерева в природе: модель растения, связанные с ним животные (игрушки), шишки, пень, мхи, фотографии лесных обитателей и разных деревьев.

Раздел «Дерево загадок»

Дерево изображено на стене. На ветках прикреплены бумажные листочки с загадками по теме мини-музея. Воспитатель всегда может предложить детям остановиться у дерева и отгадать пару загадок.

Раздел «Строение дерева» знакомит детей с различными частями дерева. Листья и плоды разных деревьев (рябины, дуба, березы, липы) На полке лежат небольшие спилы старых деревьев с хорошо заметными годовыми кольцами, красиво изогнутые корни деревьев ваза с сухими ветками.

Раздел «Кора и лесные обитатели» рассказывает о значении коры деревьев для разных животных. Кора - это убежище для насекомых. Под ней они прячутся, «спят» зимой, откладывают личинок. Для наглядности в музее  представлено бревно, в щелях коры которого размещены мелкие игрушки-насекомые. Кора - это и пища лосей, зайцев и других зверей. Поэтому в центре панно мини-музея прикреплен кусочек коры, вокруг которого расположились все, кто ее ест.

Раздел «Как человек использует кору» представлен как настоящими образцами, рассказывающими об использовании коры (различные поделки), так и иллюстрациями. В состав его экспонатов включены:

- Береста - бытовые изделия и украшения.

- Кусочки бересты, напоминающие о том, что в старину на этом материале писали письма.

- Сосновая кора (в старину ее использовали при настиле крыш.)

- Кора липы, лыко для лаптей и других изделий

- Сувениры из коры и другие поделки.

- Дубовая кора (использовалась для дубления, выделки кожи).

Раздел «Как кора пахнет». Некоторые виды коры имеют хорошо различимый запах, и это тоже отражено в мини-музее. В небольшие полотняные мешочки насыпаны пищевая корица, кора можжевельника. Рядом размещен знак, объясняющий детям, что этот экспонат можно понюхать.

Раздел «Дерево в жизни человека» представлен экспонатами, которые знакомят детей с тем, как человек использует деревья. На полочках размещены разнообразные деревянные предметы: игрушки (матрешки, кубики, звери), предметы быта, поделки из бересты, деревянные фигурки, шкатулки, ложки, кухонные доски, скалки и другая утварь, корзинки с шишками сосны, ели, лиственницы, книги и календари о деревьях, аппликации из сухих листьев.

Раздел «Золотые ручки». В этом разделе представлены поделки, сделанные детьми из коры, а так же работы по изобразительной деятельности.

Раздел «Листья - вкусная еда» представлен иллюстрациями, мелкими игрушками, разными листьями. Его материалы напоминают о том, что листья - это корм для самых разных животных: от гусеницы до слона. Человек тоже употребляет в пищу листья некоторых растений (капуста, салат, лавровый лист и т.д.) Опавшие листья едят дождевые черви.

Раздел «Листья лечат» - это полочка с коробочками лекарственных растений: крапивы, шалфея, брусники. Раздел рассказывает о лечебных свойствах некоторых листьев. Ъ 

Предполагаемый результат:

Мы считаем, что создание мини-музея позволит:

• сделать слово "музей" привычным и привлекательным для детей;

• приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие;

• позволит пополнять музей новыми экспозициями;

• расширит словарный запас путем подбора картотеки к экспозициям загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;

• обогатит предметно-развивающую среду в ДОУ.

Используемая литература:

  1. Николаева « Юный эколог.» Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет

2. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»

3.Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? »

  1.  Рыжова Н. «Наш дом – природа»: об экологических пособиях для детей 5-7 лет.

Викторина на тему «Что мы знаем о деревьях?»

1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья – живые или нет? Почему вы так считаете?
4. Сколько деревьев растет на нашем участке? Как они называются?
5. Сколько деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
6. Как вы думаете, кто посадил деревья около нашего детского сада, в городе? Для чего?
7. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?
8. Где вы видели деревья в нашем городе?
9. Как вы считаете, в нашем городе много или мало деревьев? Обоснуйте свою точку зрения.
10. Как вы думаете, где деревьям лучше живется – в лесу или в городе? Почему вы так считаете?
11. Как вы думаете, достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично?
12. Помогали ли вам, когда – нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
13. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле нашего детского сада? На нашем участке? У вашего дома?
14. Изменится ли тогда что – нибудь в нашей жизни?
15. А почему деревья могут исчезнуть?

Поговорки, пословицы, приметы

 И у березки слезы текут, когда с нее кору дерут.
Березой обогреешься, но не оденешься.
Соловей запоет, когда сможет напиться росы с березового листа.
Из березы течет много сока – к дождливому лету.
Если береза в апреле опушается раньше всех, жди сухого лета.

От яблоньки яблочко, а от ели шишка.

Дуплистое дерево скрипит, да стоит, а крепкое валится.

 Из одного дерева икона и лопата.

 Не далеко от дерева яблочко падает.

 Ель не сосна: шумит неспроста.

 Все одно, что дерево, что бревно.

За один раз дерева не срубишь.

 Кукушка кукует на сухом дереве — к морозу.

 Деревья скоро садят, да не скоро с них плод едят.

 Клен да береза, чем не дрова.

 Береза не угроза: где стоит, там и шумит.

 Как осина задрожит, так и скот в поле сыт.

 Лист на дереве полон, так и сеять полно.

 Не откормить коня сухопарого, не отрастить дерева суховерхого.

 Криво дерево, да яблоки сладки.

 Как ни гнети дерево, оно все вверх растет.

 Мимо яблоньки яблочко не падает.

Загадки

Все лето гуляет в наряде зеленом,
А зиму встречает и босым, и голым.
***
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
***
Много рук, а нога одна.
***
И летом весело, и осенью сытно, и зимой тепло.
***
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
***
Стоят в поле сестрицы, платья белены, шапочки зелены.
***
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос.
***
Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
***
В белом сарафане стала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы.
***
Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней май сережки дарит ей.
***
Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
***
По всем странам славится стройная красавица:
Белые одежды, золотые сережки,
С расплетенной косой, умывается росой.
Ветер пряди шевелит, заплетать их не велит.
***
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
***
Ствол белеет, шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке, свесив сережки.(Береза)

Каждый год молодцу

Прибавляет по кольцу. (Дерево)

* * *

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черёмуха)

* * *

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Берёза)

* * *

Вроде сосен, вроде ёлок,

Но зимою без иголок. (Лиственница)

* * *

В нём почти сто метров роста:

На него залезть не просто!

Из Австралии был он

К нам в Колхиду завезён.

У него одна работа —

Осушение болота. (Эвкалипт)

* * *

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту В высоту. (Сосна)

* * *

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

* * *

Белые овечки

Бегают по свечке. (Верба)

* * *

Никто её не пугает,

А она вся дрожит. (Осина)

* * *

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

* * *

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка)

* * *

Платье потерялось —

Пуговки остались. (Рябина)

* * *

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

* * *

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Математические задачи

1. На дереве сидели 4 синицы. К ним прилетело еще 5. Сколько всего птиц оказалось на дереве?

2. Под деревом росло шесть грибов – подберезовиков. Три из них белочка засушила. Сколько грибов осталось под деревом?

3. На ветке дерева было 10 листиков. Два из них сорвал и унес ветер. Сколько листьев осталось?

4. По стволу березы ползло 8 муравьев. Три из них спустились на землю. Сколько муравьев осталось на дереве?

5. На лесной полянке росло 5 молодых березок и одна старая. Сколько всего деревьев росло на поляне?

Русская народная песня

Береза моя, березонька! Береза моя белая! Береза кудрявая!
Стоишь ты, березонька, посередь долинушки,
На тебе, березонька, листья зеленые,
Под тобой, березонька, трава шелковая.
Близ тебя, березонька, красные девушки
Венки вьют, плетут.

Стихотворения

Где было пустое место, где не было ничего,
Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.
Оно – твой друг бессловесный, живое, как ты, существо.
Оно – часовой природы, оно не оставит пост.
И встанет перед тобою во весь богатырский рост.
И сколько в нем будет свежести, и птичьих песен, и гнезд!
В. Берестов

***

У красы — березки платье серебрится.
У красы — березки зелены косицы.
Со двора к березке выскочили козы.
Стали грызть березку, а березка – в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб росла березка, выросла большою.
П. Воронько

***

Березка
Чуть солнце пригрело откосы и стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета, в сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето она на опушке лесной.
В. Рождественский

***

Береза
По всем странам славится стройная красавица:
Белые одежки, золото – сережки.
С расплетенною косой умывается росой.
Ветер пряди шевелит, заплетать их не велит.

***

Письмо – жалоба березы.
В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы,-
И капли сока, точно слезы,
Текли прозрачною рекой.
Ф. Сологуб

***

На поляне, на пригорке, под окном, среди полей
Белокорая березка – символ Родины моей.

***

Белая береза
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне,
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
С. Есенин

***

Зимний сон берез
Серебром покрыты тонкие березы,
Словно поседели и уснули в грезах.
Словно наступила в их душе зима,
Инеем укрыла, снегом замела.
Вам, березы, грустно – птицы не щебечут,
Неуютно, пусто, будто бы – навечно.
Может это счастье, что мороз такой –
Заморозит раны, заморозит боль.
Заморозит слезы и тоску – печаль.
Тонкие березы, вас безумно жаль.
Потерпите малость, вам не век страдать,
До весны осталось зиму переждать.
Инна Радужная

***

Люблю березку русскую то светлую, то грустную
В беленом сарафанчике, с платочками в карманчиках.
С красивыми застежками, с зелеными сережками.
Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую, то грустную, плакучую,
Люблю березку русскую.
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится.
А. Прокофьев

Первый лист
Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной, полупрозрачною, как дым…
Давно им грезилось весной, весной и летом золотым,-
И вот живые эти грезы, под первым небом голубым,
Пробились вдруг на свет дневной…
О, первых листьев красота, омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью! И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах не встретишь мертвого листа…
Ф. Тютчев

***

Осень
Стало вдруг светлее вдвое, двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое у березки на плечах.
Утром мы во двор идем – листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят и летят… летят… летят…
Пролетают паутинки с паучками в серединке,
И высоко от земли пролетели журавли.
Все летит! Должно быть, это улетает наше лето.
Е. Трутнева

***

Березка
Березка, лебедь белая, рядком с тобой стою.
Тебе, моя несмелая, я песенку пою.
Как ты стоишь, счастливая, веселым летним днем,
Из – за тебя, красивая, светло в лесу моем.
Зеленая, раздольная, ты гибче камыша.
Березка белоствольная, ну всем ты хороша!
А. Прокофьев

  1. Осина

В саду осеннем,
У дорожки,
Осина хлопает
В ладошки.
Вот почему
На той неделе
Ее ладошки
Покраснели.
Р. Сеф

Липка

Я густой, кудрявой
Вырасту на славу, -
Примечай меня!
Я медовым цветом
Расцветаю летом, -
Береги меня!
А в денек горячий
В тень от солнца спрячу, -
Поливай меня!
Ливень льет порою,
Я от ливня скрою, -
Не ломай меня!
Хорошо обоим
Нам расти с тобою, -
Полюби меня!
В свет широкий выйдешь,
Всю страну увидишь, -
Не забудь меня!
П. Воронько

Елка

Елка, елка,
Елочка,
Вершинка –
Что иголочка!
С буйным ветром
Борется,
Дотронешься –
Уколешься!
А. Прокофьев

Ива

- Ива, ивушка моя!
Кто, скажи, твои друзья?
- Солнышко меня ласкает,
Ветер косы заплетает.
Г. Виеру

Калинушка

Лес осенний засыпает,
Гол и пуст,
А калина не снимает
Красных бус.
Степь под снегом холодеет,
Вся бела.
А калина ярко рдеет
Вкруг села.
Ф. Петров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (2 младшая группа)

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам....

Проект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Все так интересно"

Дошкольники – прирожденные исследователи. Эта особенность заложено от природы. Тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение про...

План работы кружка по конструктивной деятельности «Волшебные пальчики» воспитателя логопедической группы

План работы кружка по конструктивной деятельности «Волшебные пальчики». Материал будет полезен педагогам, работающим над развитием мелкой моторики дошкольниклов....

Познавательно-исследовательский проект «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок, бумага) в средней группе»

Цель проекта: Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить дет...

Проект "Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе "

Проект "Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе "...

Проект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе « Все так интересно»

Дошкольники – прирожденные исследователи. Эта особенность заложено от природы. Тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение про...

Проект "Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе"

Проект "Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе"...