Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Чудо - вода»
план-конспект занятия (младшая группа) на тему
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 754.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №102
«Детский сад присмотра и оздоровления»
Конспект занятия по экспериментальной деятельности
«Чудо - вода»
Выполнила: Чуфенева М.А.
г.Кемерово
2017г.
Содержание.
Введение.
Конспект занятия.
Список литературы.
Фотоальбом.
Введение.
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица
Уже в три-четыре года ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?»; «А как?»; «Зачем?» и т.п. Однако на самом деле детские вопросы далеко не всегда выражают их познавательный интерес, стремление получить какие-либо новые сведения об окружающем мире.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Большая часть вопросов, которые задают младшие и средние дошкольники, преследует цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним возникшим переживанием. Дети часто не ждут и не дослушивают ответов на свои вопросы, перебивают взрослого и перескакивают к новым вопросам. Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, «что у них внутри». Эти факты часто считают показателем присущей детям дошкольного возраста любознательности. Только постепенно под влиянием взрослого, который обучает ребенка, сообщает ему разные знания (в том числе доступно и обоснованно отвечают на его вопросы), ребенок начинает все больше и больше интересоваться окружающим, стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое.
На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и – что самое главное – отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности.
Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пересекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие. Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований (Д.Б.Годовикова, М.И.Лисина, С.Л.Новоселова, А.Н.Поддьяков.)
Конспект.
Цель:
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды;
Закрепить знание детей об агрегатном состоянии воды:
- развивать у детей анализирующее восприятие предметов неживой природы;
- развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты;
- развивать любознательность, познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями.
Задачи:
1. Развитие внимания и наглядно-действенного мышления.
2. Воспитание интереса и добрых чувств к окружающему миру.
3. Развитие любознательности, речи детей.
4. Воспитание у детей экологически бережного отношения к воде.
Методические приёмы:
Наглядные: показ.
Практические: опыты.
Словесные: беседа, вопросы детям.
Предварительная работа:
Чтение стихотворений и разгадывание загадок о воде и её состояниях; наблюдения за водой в группе и на улице; игры с водой.
Оборудование:
Микроскоп, соль, сахар, молоко, табличка «Мы - исследователи»; стаканчики, тарелочки, соломинки, ложки, клеёнка – по количеству детей.
Активизация и обогащение словаря:
Знакомые слова: вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Новые слова: лаборатория, микроскоп, исследователь, опыт.
Категория: дети средней группы.
Место проведения: групповая комната.
Ход занятия.
Воспитатель. Давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение.
Чтобы много узнать на нашем занятии, нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга.
Воспитатель загадывает загадку.
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это?
(Вода)
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем говорить о воде. Как вы думаете, для чего нужна вода? Как она нам помогает?
(Ответы детей.)
Воспитатель. А для чего нужна вода?
Дети. Люди пьют воду, варят суп, моют грязные овощи и фрукты. Каждый день моют руки и лицо. Поливают растения, чтобы не засохли, вода нужна рыбам. Смывают грязь со всех предметов: мебель, посуда, одежда.
Воспитатель. Ребята, я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию, которая называется «Мы – исследователи». Здесь вы видите эмблему нашей лаборатории.
Что изображено на нашей эмблеме?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Да, это микроскоп.
Воспитатель. Что такое микроскоп? Что с помощью микроскопа можно делать?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Я предлагаю вам надеть таблички и превратиться в ученых – исследователей. (Каждый ребенок прикрепляет себе на грудь табличку – МЫ ИССЛЕДОВАТЕЛИ).
Воспитатель. Итак, теперь мы с вами исследователи. Уважаемые коллеги, а кто же такие «ученые – исследователи»?
(Ответы детей.)
(Одно из любимых занятий всех ученых это проведение опытов и экспериментов. Опыты и эксперименты – словно фокусы, помогают узнавать ученым больше обо всех вещах, которые нас окружают.)
Воспитатель. Сегодня нам предстоит трудная задача: узнать, что такое вода. Что интересного о ней, о её свойствах мы можем узнать.
Воспитатель. Послушайте, какое стихотворение о воде я вам прочитаю:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
( Н. Рыжова).
Воспитатель. Вы готовы? Уважаемые коллеги! Приступим!
(Дети подходят к столу, на котором стоят по два стакана на каждого ребенка: в одном стакане вода, другой пустой).
ОПЫТ 1. «ВОДА – ЖИДКОЕ ТЕЛО».
Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
Воспитатель. Что происходит с водой?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Она льется.
Воспитатель. А почему она льётся?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Потому что она жидкая.
Воспитатель. Уважаемые, исследователи, подумайте, как в жидкости расположены частички, и как они держаться друг за друга?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Между частичками воды большое расстояние и частички свободно держаться друг за друга.
Воспитатель. Дети, так какая вода?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
ОПЫТ 2. «У ВОДЫ НЕТ ЗАПАХА».
Дети нюхают воду.
Воспитатель. Дети, чем пахнет вода?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Правильно, совсем не пахнет.
Воспитатель. Дети, а вода может иметь запах?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Вода не имеет запаха, если она чистая.
ОПЫТ 3. «У ВОДЫ НЕТ ВКУСА».
Предложить детям через соломинку попробовать воду.
Воспитатель. Дети, скажите пожалуйста - есть ли у воды вкус?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Молодцы! У чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, что бы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам, ребята немного отдохнуть.
Физкультминутка.
«Дождик».
Дождик песенку поёт: ( Дети свободно встряхивают пальцами рук)
Кап, кап…
Только кто её поймёт – ( Недоумённо разводят руки в стороны.)
Кап, кап?
Не поймём ни я, ни ты, ( Показывают на себя, на соседа.)
Да зато поймут цветы, ( Показывают пальцами как распускаются цветы.)
И весенняя листва, ( Удерживая руки перед собой.)
И зелёная трава… ( Сидя на корточках, разводят в стороны руки, шевеля пальцами, словно гладят траву.)
Лучше всех поймёт зерно: ( Показывают, как держат в руках зерно.)
Прорастать начнёт оно. ( Совершают змеевидные движения руками снизу вверх.)
Воспитатель. Молодцы! Мы немного отдохнули, и теперь можем продолжить.
ОПЫТ 4. « ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ»
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.
Воспитатель. В каком стаканчике видна ложка?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Правильно, в стаканчике с водой.
Воспитатель. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка? (вода прозрачная, а молоко нет).
(Ответы детей.)
Воспитатель. Уважаемые, исследователи, я предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была не прозрачной? Как в сказках: река молочная с кисельными берегами.
(Ответы детей.)
Воспитатель. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (Нет. Не прозрачная вода не пропускает солнечные лучи. А без этого в реках. В озерах не могут жить растения).
(Ответы детей.)
Воспитатель. А если не будет растений – не будет рыб и животных. Животным тоже необходима прозрачная вода, чистая. Значит нельзя загрязнять водоемы.
ОПЫТ 5. «ВОДА- РАСТВОРИТЕЛЬ».
Воспитатель. Дети, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Воспитатель загадывает загадки:
Слушайте первую загадку:
Белый камень в воде тает.
(сахар).
(Ответы детей.)
Теперь вторая загадка.
В воде родиться,
Воды боится.
(соль).
(Ответы детей.)
Воспитатель. Дети, а почему соль и сахар боятся воды.
Дети: Потому что они в ней исчезают.
Воспитатель. Предлагаю, уважаемые исследователи перейти дальше.
(Дети переходят к столу, на котором расположены четыре больших стакана с водой и тарелочки с сахаром, солью).
В первом стакане растворить сахар. Детям предлагается попробовать раствор – он сладкий. Во втором стакане растворить соль. Детям предлагается попробовать раствор – он соленый.
Воспитатель. Дети, а какая у вас вода на вкус?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Уважаемые исследователи. Мы определили ещё одно свойство воды - растворитель.
Воспитатель. Итак, уважаемые исследователи. Проделав ряд опытов, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе как вода.
Воспитатель. Какая бывает вода?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Правильно, вода может быть жидкой, не иметь запаха и вкуса, может быть прозрачной, а также может растворять,
Воспитатель. Уважаемые, коллеги, нам пора из нашей лаборатории возвращаться в детский сад, но мы с вами обязательно ещё раз встретимся. Благодарю всех за отличную работу. Спасибо!
Список литературы.
1. Прохорова Л.Н. организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. Москва, 2004. 72с.
2. Зубкова Н.В. Воз и маленькая тележка чудес: опыты и эксперименты для детей 3-7 лет. СПб.: Речь, 2006. 30с.
3. Организация опытно-экспериментальной детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Волгоград: Учитель, 2012. – 333с.
4.Интернет-ресурс: http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv71.htm
5. Часть материала является авторской разработкой.
Фотоальбом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Волшебница вода"
Поисковая активность является одним из самых главных и естественных проявлений детской психики, которая выражается в потребности исследовать окружающий мир. В основе познавательно – исследовательской ...
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Чудо-вода"
Вашему вниманию предлагается конспект опытно-экспериментального занятия, которое направлено на развитии у старших дошкольников любознательности, творческого мышления...
Конспект НОД опытно- экспериментальная деятельность "Чудо- вода"
Непосредственно-образовательная деятельность проводится с детьми второй младшей группы, возраст от 3 до 4 лет....
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница вода и чудеса из снега"
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница вода и чудеса из снега" во второй младшей группе. Опыты для детей с использованием воды и снега....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Исследование воды"
Экспериментальная деятельность...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Волшебница - вода!"
Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Волшебница - вода!"...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Капелька-Воды»
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Капелька-Воды»...