Экскурсия в музей народного быта "Русская изба".
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Воспитание любви к родному краю невозможно без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Знакомя с родным краем, ребенок приобщается к богатствам национальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_russkaya_izba.docx | 21.38 КБ |
prezentatsiya_russkaya_izba.pptx | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Экскурсия в музей.
Цель: познакомить с крестьянской избой и домашней утварью (ухват, чугунок, кочерга, коромысло, люлька, рубель)
Задачи.
- продолжать развивать интерес и любовь детей к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа.
- продолжать расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов, пословиц и понятий;
-воспитывать патриотические чувства.
Словарная работа. Изба, ухват, чугунок, кочерга, коромысло, люлька, рубель.
Пословицы: «Возле леса жить – голодным не быть», «Без печки хата - не хата», «Собака дом сторожит, а кочерга – огонь».
Материал. кукла-хозяюшка (из кукольного театра в русском народном костюме), предметы мини – музея народного быта «Русская изба».
Предварительная работа. Беседа по сказкам, заучивание пословиц.
Ход образовательной деятельности
Ребята, посмотрите, нет ли нам письма в почтовом ящике?
Дети открывают почтовый ящик, а в нём приглашение:
«В тереме расписном я живу.
Приглашаю всех гостей к себе в избу».
Воспитатель: Дети, а вы хотите в гости пойти? Тогда собирайтесь.
Воспитатель и дети проходят в музей русской избы. У входа в «избу» встречает Хозяюшка (кукла из кукольного театра).
Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые! Откуда вы ко мне пожаловали?
Воспитатель: Ребята, где мы с вами находимся? (ответы детей)
- А почему он так назван? (ответы детей)
- Правильно, ребята, назван он так потому, что здесь собраны такие предметы и вещи, которыми давно пользовались люди, т.е. использовали их в быту.
- Это были ваши предки, ваши прапрабабушки и прапрадедушки. А жили они вот в таких домах (показать макет дома)
- Лесов на Руси было много, люди строили свои дома около леса и по берегам рек и озер.
- Есть такая русская пословица: «Возле леса жить – голодным не быть».
- Как вы думаете, ребята, почему так говорили? (если дети затрудняются в ответе, то воспитатель им помогает)
- Правильно, ребята, в лесу и зверь, и птица, и ягоды, и грибы.
-Ребята, а знаете, почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из дерева, рубили их с помощью топора, из толстых бревен. Такие дома называются избами. Строили избу из сосны или ели. Из этих деревья брёвна самые прочные.
В избе была всего лишь одна большая комната и почти половину ее занимала печь. «Без печки хата - не хата» - говорили люди.
Хозяюшка подходит к печи, обращаясь к ней, произносит:
Ой ты, печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня:
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси.
- Ребята, как вы думаете, зачем нужна была печка? (ответы детей)
- Правильно, в печке готовили еду, пекли хлеб. А, ведь, русская печь еще и обогревала дом, на ней сушили грибы и ягоды, одежду и обувь. На печке даже можно было спать. А особенно на ней любили дети слушать сказки и играть.
- Во многих русских народных сказках упоминается печь.
- Какие вы знаете? Давайте вспомним. (ответы детей)
- Правильно «Гуси – лебеди» - печка спрятала сестрицу с братцем. Емеля ездил на печи к царю в сказке «По щучьему велению». В сказке «Морозко», Иванушка посадил Бабу Ягу на лопату и в печь.
Хозяюшка:
Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.
-Ребята, вот в таких чугунках и горшках готовили щи да кашу.
Дети рассматривают чугунок.
- Горшок крепкий, закалённый, его смело можно в печь поставить.
- В нём и кашу варили и картошку.
Голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей из раскаленной печи не вытащить.
-Как вы думаете, как поставить в печку чугунок? (Ответ детей).
Хозяюшка: В нижней части печки оставалось свободное пространство — подпечье . Его использовали для хранения печного инвентаря. Для того, чтобы поставить чугунок в печь и не обжечься, хозяйке потребуется ещё один предмет.
У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.
- Это делали с помощью ухвата.
Хозяюшка: Ухвачу я ухват за деревянную палку, подцеплю рогаткой горшок и поставлю на огонь. Но, чтобы с ухватом да горшком управиться, нужна ловкость да сноровка.
Хозяюшка: А вот ещё одна загадка про верного помощника: «Кривая собака в печку глядит». Почему собака? Как вы думаете? (Собака дом сторожит, а кочерга – огонь). Кочерга – важная помощница. Без неё с печкой не справиться. А кочерга нужна, чтобы ворошить угли в печи.
Дети рассматривают кочергу.
Хозяюшка: Но чтобы сварить кашу или картошку нужна вода.
Коромысло с утра я беру,
За прозрачной водичкой иду.
Буду кушать готовить, стирать,
Буду маме своей помогать.
Дети рассматривают коромысло.
Воспитатель: Ой, ребята! Кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там?
Дети: ребенок
Хозяюшка: Посмотрите, какой он. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша?
Дети: Покачать, спеть колыбельную.
Хозяюшка:
Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут Ване сон, сон!
Будут Вани ворковать,
Будет Ваня крепко спать;
Будут гули говорить,
Чем Ванюшу накормить;
Полетят они в лесок и найдут там колосок
Станут кашу варить, станут Ваню кормить,
Белой кашкой с молочком и румяным пирожком.
Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут Ване сон, сон!
Хозяюшка: В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время укатывали рубелем. А ещё рубелем можно было стирать бельё, тереть бельё о ребристую поверхность.
Воспитатель: Как вы думаете, легко или тяжело гладить рубелем бельё? По этому поводу есть народная пословица «Без труда не вынешь и рыбки из пруда».
Хозяюшка: отгадайте «Для чего нужны?» (Слайд №10) (По каждому предмету загадывает загадки)
Летом спит
Зимой горит
Пасть открывает,
Что дают – глотает (печь).
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок).
Железный конь
Скачет в огонь. (кочерга).
Хозяюшка: Молодцы, ребята. Понравилось ли у меня вам, дорогие гости?
Воспитатель: Красны девицы да добры молодцы, собирайтесь, да домой отправляйтесь!
Спасибо Вам, Хозяюшка!
Наделил бы Вас Господь
И житьём, и бытьём,
И здоровьицем!
Все благодарят Хозяюшку за гостеприимство, прощаются с ней и уходят.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Печь
Печь
Во многих русских народных сказках упоминается печь. Д/и «Отгадайте сказку»
Чугунок
Ухват
Кочерга
Коромысло
Люлька
Рубель и скалка
Д/и «Для чего нужны?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Экскурсия в музей народно-прикладных промыслов".
Конспект НОД...
Конспект НОД "Экскурсия в музей народной куклы "Берегиня"
Конспект НОД по ознакомлению детей подготовительной группы с народной куклой, обучение детей изготовлению народной куклы - пеленашки....
Конспект экскурсии в музей народного костюма для подготовительной группы
Цель: закрепить и обобщить знания детей о русском народном костюме, его составных частях, декоративных элементах, конструктивных особенностей;учить рисовать русский костюм, передавая в рисунке разные ...
Конспект занятия в клубе для родителей «РАСТИМ ГРАЖДАНИНА» «Экскурсия в музей народной игрушки»
Познакомить родителей с народными игрушками (глиняной игрушкой, матрёшкой); с игрушкой-самоделкой. Формировать интерес к русскому прикладному искусству, к понятию, из чего сделаны, как украшены...
Экскурсия в музей «Народные промыслы»
Экскурсия в музей «Народные промыслы»...
Конспект ООД Тема: «Экскурсия в музей народного творчества»
продолжать развивать у детей интерес к народному творчеству через народную вышивку и предметы народно-прикладного искусства; воспитывать любовь к фольклору через загадки, пословицы, поговорки, песни, ...
Конспект ООД Тема: «Экскурсия в музей народного творчества»
: продолжать развивать у детей интерес к народному творчеству через народную вышивку и предметы народно-прикладного искусства; воспитывать любовь к фольклору через загадки, пословицы, поговорки, песни...