Конспект занятия в клубе для родителей «РАСТИМ ГРАЖДАНИНА» «Экскурсия в музей народной игрушки»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Познакомить родителей с народными игрушками (глиняной игрушкой, матрёшкой); с игрушкой-самоделкой. Формировать интерес к русскому прикладному искусству, к понятию, из чего сделаны, как украшены; развивать желание самим создавать и творить вместе с ребенком по мотивам русского народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_v_muzey_narodnoy_igrushki_.docx | 37.01 КБ |
muzey_narodnoy_igrushki.pptx | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - «Детский сад №8 «Лесная сказка»
Конспект занятия в клубе «РАСТИМ ГРАЖДАНИНА»
«Экскурсия в музей народной игрушки»
Подготовила:
воспитатель Петрова Т. А.
высшая квалификационная категория
г. Северодвинск
Цель: познакомить родителей с народными игрушками (глиняной игрушкой, матрёшкой); познакомить с игрушкой-самоделкой. Формировать интерес к русскому прикладному искусству, к понятию, из чего сделаны, как украшены; развивать желание самим создавать и творить вместе с ребенком по мотивам русского народного творчества.
Материал: ноутбук, иллюстрация с изображением народных игрушек, большая матрёшка, глиняные игрушки, тряпичные куклы, подручный и природный материалы, шест с лентами и шариками.
Ход:
Воспитатели предлагают родителям отправиться в музей на карусели (поиграть в русскую народную игру «Весёлая карусель»)
-Я приглашаю всех покататься на весёлой карусели! Садитесь скорее, карусель отправляется!
Звучит русская народная музыка. Воспитатель поднимает карусель-шест, к которому прикреплены яркие ленты с шариками на концах. Родители берутся за ленты
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише-тише, не спешите
Карусель остановите.
Раз-два, рад-два:
Вот и кончилась игра.
(Игру можно повторить 1-2 раза, по желанию)
Поиграв, воспитатель приглашает родителей посмотреть народные игрушки, войти в музей «Народной игрушки».
Дуняша с Малашей читают стихотворение:
Друзей не покупают
Друзей не продают.
Друзей находят люди,
А также создают.
И только у нас
В музее игрушек
Огромный выбор
Друзей и подружек!
Затем спрашивают у родителей: «Какие игрушки есть у вас дома? Во что вы любите играть со своими детьми? (Ответы родителей)
-А вот посмотрите, какие куклы есть у нас в музее.
Показ мультимедийной презентации «Народная игрушка – наше богатство».
1 часть: показ мультимедийной презентации «Матрешка»
У многих любимая игрушка с детства – это матрёшка.
-Давайте поиграем с матрёшками!
Дидактическая игра «Посчитай и собери»
Одна группа родителей находят на полке матрёшек (разных по размеру и цвету). Разбирают их, считают и перемешивают всех матрёшек. А другая группа находят одинаковых по образу матрёшек, собирают их обратно (матрёшка в матрёшку).
Малаша и Дуняшей проверяют, правильно ли родители собрали матрёшек.
2 часть: Показ презентации «игрушки из глины»
Затем сестрички-двойняшки предлагают родителям поиграть с другими игрушками – с глиняными.
Дидактическая игра «Найди две одинаковые»
Малаша с Дуняшей показывают картинки с изображением различных глиняных игрушек. Нужно найти две одинаковые игрушки и назвать их (картинок с изображением глиняных игрушек может быть от 5 до 8).
После окончания игры сестрички-двойняшки предлагают размяться и вспомнить пальчиковую гимнастику «Лепим мы из глины»
Тили – тили – тили – тили – ладошка, кулачёк.
Глину дружно замесили – месят ручками
На кусочки поделили – отрывают
И игрушек налепили – ладошка к ладошке
Курочки и петушки,
Зайцы, барышни, свистки - из пальчиков показывают игрушки
В гости приходите – руки в стороны
И на них смотрите – очки из пальчиков.
Дуняша и Малашей предлагают родителям (по показу) вылепить из пластилина (из цельного куска) лошадь и украсить свою работу. Родители выполняют свои работы и подводят итоги. Можно лепить из пластилина и из глины. И из глины и из пластилина хорошо лепить, но пластилин застывает быстро, а глина сохнет дольше. Зато, когда высохнет, становится твёрдой, не такой как пластилин. Вывод: глина затвердевает и становится гораздо прочней пластилина, хотя лепится также как пластилин.
Малаша и Дуняша находят на игрушечной кроватке куклу-самоделку, спрашивают у родителей: «Как они понимают название куклы, игрушки – самоделки?» (Ответы родителей)
-Да, правильно, эти игрушки раньше делали своими руками родители - их не покупали. А дети постарше, сами могли сделать себе такую игрушку-забаву, потешку, без помощи взрослого. Из какого материала сделаны эти игрушки? (Ответы родителей)
-Всё, что вы назвали: дерево, шишки, глина, жёлуди, солома, тряпки – для людей небогатых, которые жили раньше этот материал был привычный всегда под рукой. И поэтому называли этот материал подручным. Видите, каких удивительных человечков умели делать в старину. Вот, посмотрите:
Показ слайдов, на которых изображены куклы из соломы.
- А вы знаете, почему назывались такие куклы «стригунки»? Они назывались так, потому что их снизу подравнивали, подстригали ножницами.
-А теперь мы расскажем вам про вот эту куколку
Показывает на слайд, на котором изображена тряпичная кукла.
Дуняша с Малашей рассказывают:
-Вначале это был простой тряпичный (деревянный) столбик, который символизировал образ человека. Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова куклы. Для головы старались использовать белую ткань. Долгое время лицо не изображалось на кукле, так как раньше люди были очень суеверные: они считали, что лицо «оживает». Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла. У неё появились ручки, ножки, личико мальчика и девочки. Кукольное лицо раньше рисовали угольками из печки или вышивалось цветными нитками. После этого её можно было и рядить, то есть нарядить в кукольную одежду.
Мы вам самим свертеть тряпичную куколку по одному из способов.
Куклы у Дуняши и Малаши
Не отыщешь краше:
Свернуты из тряпки,
Руки, словно лапки,
Глазки – пара точек,
А лицо – комочек.
Дуняша с Малашей показывают картинки-схемы, по которым родители будут работать. Во время работы звучат русские народные мелодии.
По окончанию работы Дуняшей и Малашей с родителями рассматривают получившихся куколок, которых предлагают родителям взять на память и дома с детьми сделать еще подружек для них.
В конце занятия родителям вручаются памятки «Народная игрушка, как средство формирования гражданственности у детей дошкольного возраста».
Конспект занятия по ознакомлению детей народно-прикладным искусством
«Краса ненаглядная» в подготовительной группе.
.
Программа «Воспитание и обучение детей в детском саду» под редакцией
М. В. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова в подготовительной группе.
Цель: познакомить детей с народным декоративно прикладным искусством.
Задачи:
- Образовательная: расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов: Городец, хохлома, дымка.
- Развивающие: учить детей составлять узор по мотивам дымковой росписи.
- Воспитательные: прививать любовь, уважение и восхищение к труду народных мастеров-умельцев.
- Обогащать словарь детей словами: городец, хохлома, дымковские игрушки.
Методы и приёмы:
Игровой – игра на деревянных ложках; подвижно-хороводная игра «Колпачок»
Практические – выкладывание дымковских узоров на фланелеграфе.
Наглядный – иллюстрации, картинки, предметы и игрушки Городец, хохломы и дымки. Презентация «Краса ненаглядная», альбом «Хохлома», «Городец», «Дымка»; альбомы с хохломой, дымковской и городской росписью.
Словесный – беседа, стихи познавательного характера, загадки, частушки, рассказы детей о декоративно – прикладном искусстве.
Форма организации – групповой, фронтальный.
Средство – мини – музей «Краса ненаглядная», экспонаты русского народного промысла, иллюстрации дымковской, хохломской и Городецкой росписи; посуда из дерева украшенная хохломской росписью, Дымковская барышня, шаблоны, полоски, кольца и т.д.
Ход занятия
1 часть. Организационный момент.
Занятие проходит в мини – музее группы. Звучит русская народная мелодия « ? ».
2 часть.
- Здравствуйте, ребятишки! Меня зовут Марья – Сказительница. Я приглашаю вас ко мне в музей народно – прикладного искусства.
- Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев – всё мило сердцу человека. Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, для своей семьи, своих детей. А со временем люди стали эту красоту выставлять в музеи, проводить выставки, чтобы все любовались. Вот и вы сегодня пришли в мини – музей на выставку, где представлены изделия народных мастеров. Это глиняные и деревянные игрушки, посуда, шкатулка и многое другое. Многие предметы и игрушки вам знакомы: (показываю предмет, расписанный Городецкой росписью и другие предметы, картинки)
- Ребята, а какой росписью расписан этот предмет? (Городецкая роспись)
Илья знает стишок, послушайте:
«Городец смущается
Красота всем нравится.
Краски лета, осени
И весенней просини».
- Даша, расскажи, что ты знаешь про Городецкую роспись.
- Даша: Городецкая роспись красочная и праздничная. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт весёлое настроение. Узоры светятся разными оттенками голубого. Розового, фиолетового и оранжевого цветов.
- Молодец, Даша! Хочу добавить, что важной частью Городецкой росписи является умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками. Отгадайте загадку:
«Разные ложки и ковши
Ты разгляди - ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут не здешней красоты».
Блестят, они как золотые, а может, солнцем залитые. (Хохлома)
Посмотрите предметы, расписанные хохломской росписью (ложки деревянные, шкатулки, посуда, солонки и даже мебель: стол, стулья.)
- Катюша, что ты знаешь про хохломскую роспись, расскажи нам!
- Катюша: посуда украшена золотой росписью. На чёрном или красном фоне затейливо переплетаются золотые ягоды, цветы, листочки.
- Молодец, Катя! Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Посмотрите, какая красота! (показываю предметы). Чтобы получить такое чу4до, мастер сначала вытягивает ложечку или чашечку из дерева, расписывает затем красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло, закалилось. Одно удовольствие есть из такой посуды! Она лёгкая и красивая. Русский народ научился играть на деревянных ложках. Олег нам прочтёт стих про хохлому:
«Хохлома, хохлома,
Наше чудо дивное
Мы рисуем хохлому,
Красоту невиданную.
- Давайте поиграем на деревянных ложках (играют под русскую народную мелодию «Светит месяц»).
Отгадайте загадку: «Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
1. 2. 3. 4. 5.
Даже всех не сосчитать». (Матрёшка)
- Ребята посмотрите, здесь и матрёшки. Все они разные, не похожие друг на друга, все в пёстрых сарафанах, цветных платках, расписных передниках, розовощёкие, с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а внутри такая же красавица, только поменьше. И так далее.
- Лиза нам прочтёт четверостишие про матрёшек:
«Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Их матрёшками зовут».
- Обратите внимание на эти игрушки, они сделаны из глины. А какой росписью они расписаны?
Загадка: «Весёлая, белая, глина»
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные.
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребетня,
Собачки, гусары и рыбы
А ну, назови - ка меня (Дымка). Правильно, это дымковская роспись.
- Устали ребятки? Садитесь на стульчики, немножко отдохнём! Хотите послушать сказку? (Да) Только я вам не сказку расскажу, а быль. Слушайте: «В некотором царстве, в некотором государстве, рядом с русским городом Вятка, стоит небольшое селение Дымково. Давным-давно жили там смелые, да умелые, весёлые да красивые мастера. Однажды они собрались и стали думать, как бы своё мастерство показать, да людей и детишек порадовать, свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в окрестностях села Дымково красную глину и стали лепить фигурки. Глину превращали мастера в весёлые, нарядные, яркие игрушки. Сначала они лепил, потом подсушивали и обжигали в горячей печи, что бы фигурка стала твёрдой.» Посмотрите на картинки, какие узоры и краски вы видите?
- Дети: кружочки, прямые волнистые полоски, клеточки, пятна, точки… Краски яркие, малиновые, красные, зелёные, оранжевые, синие.
- Правильно! Поэтому пёстро и весело от такого хоровода красок. А вы знаете, почему фигурки такие, белого цвета? Обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. И на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски. Ребят, а давайте с вами поиграем! (Да) Хороводная русская народная игра «Колпачок».
Кто хочет быть народными умельцами и мастерами? (Все) Давайте скажем волшебные слова: «Влево, вправо повернись и в умельца превратись». Вот мы и стали мастерами. Садитесь за столы, перед вами всё необходимое для работы. На шаблонах дымковская барышня, водоноска, барашек и козлик, вы должны выложить узоры. А что бы ваша работа ладилась да спорилась, я включу вам музыку. (В ходе работы помогаю детям).
Я вижу вы и вправду умелые мастера! Давайте выставим ваши узоры, да посмотрим, чему вы научились!
- (Дети рассказывают о своей работе)
- Молодцы ребята! А девочки нам приготовили частушки, давайте попросим, что бы они нам спели.
- Ставьте ушки на макушки,
Пропоём мы вам частушки.
Наши руки крендельком
Щёки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
- Дымковские барыни
Всех на свете краше,
А гусары баловни –
Кавалеры наши.
- Мы игрушки расписные
Хохотушки всякие,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
- С лентами, да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами
Проплываем павами.
- Мы игрушки знатные
Складные, да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся.
3 часть. Итог: дети, вам понравился мой мини-музей? А что вам больше всего запомнилось и понравилось? (2-3 ответа)
Изделия русских народных мастеров широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость. Как вы думаете, что это значит?
- Дети: это значит, что мы гордимся умением наших мастеров, которые несут людям красоту и радость.
- Такие игрушки и изделия делают только в России. Сегодня я вам в подарок приготовила угощения – сладости (сладкие петушки).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На Руси во что играют в доме или на подворье? Там, где люди обитают в мире русского раздолья . Как давно, так и недавно на груди земли бескрайней детям мастерят забавных куколок с начинкой тайной. Ах, давайте приглядимся к вере предков, их понятьям. К ним с вниманьем обратимся, распахнём для них объятья.
Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого мудреца Фукурума , которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять. В одном из альбомов русского художника С.В.Малютина можно увидеть необычайную иллюстрацию - эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал в свое время создателем первой русской матрешки. А выточил ее мастер-токарь В.П.Звездочкин , уроженец Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями. Местом рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская – магазин “Детское воспитание”А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал Звездочкин .
В разъемной игрушке был воплощен образ крестьянской девочки окрещенной в народе распространенным именем Матрешка(Матрена). Вот такой была самая первая русская игрушка, ставшая русским национальным сувениром. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже она получила Золотую медаль. Первая матрешка держит черного петуха, у маленькой палец во рту.
Сергиев Посад Загорская матрешка Семеновская матрешка Матрешка Полхов - Майданская
Дидактическая игра «Найди и собери»
Глиняные игрушки Дымковская (вятская) Филимоновская Каргопольская
Дидактическая игра «Найди две одинаковые игрушки»
Лепим из пластилина «Лошадь»
Куклы – самоделки (стригунки)
Куклы – самоделки (скрутка)- наилучший оберег от порчи и сглаза " Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Экскурсия в музей - заповедник С.Т.Аксакова»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Экскурсия в музей - заповедник С.Т.Аксакова»...
Конспект занятия по ОО «Познавательное развитие» (окружающий мир) «Экскурсия в музей транспорта», старшая группа
Конспект занятия по ОО «Познавательное развитие» (окружающий мир) «Экскурсия в музей транспорта»старшая группа Программное содержание:расширение представлений детей о тран...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Экскурсия в музей транспорта».
Самоделкин пригласил детей посетить выставку в музее. Там дети могли не только рассмотреть экспонаты, но и выполнит интересные задания....
Конспект занятия в первой младшей группе по окружающему миру на тему: «Народная игрушка»
формировать интерес к народной игрушке, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи до встречи с ней;познакомить с народными игрушками, способствовать пониманию содержания....
Конспекты непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Музей народной игрушки»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе«Музей народной игрушки»...
Конспект занятия «Экскурсия в музей русской игрушки»
Конспект досугового развлечения «Экскурсия в музей русской игрушки»Цель:Развитие родной речи детей через познание традиций русских промыслов. Задачи: Учить составлять связный ра...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Экскурсия в музей чувств"
Занятие по познавательному развитию о органах чувств человека, организованное в форме игры-путешествия....