Конспект занятия в клубе для родителей «РАСТИМ ГРАЖДАНИНА» «Экскурсия в музей народной игрушки»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Петрова Татьяна Алексеевна

Познакомить  родителей с народными игрушками (глиняной игрушкой, матрёшкой); с игрушкой-самоделкой. Формировать интерес к русскому прикладному искусству, к понятию, из чего сделаны, как украшены; развивать желание самим создавать и творить вместе с ребенком по мотивам русского народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_muzey_narodnoy_igrushki_.docx37.01 КБ
Файл muzey_narodnoy_igrushki.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - «Детский сад №8 «Лесная сказка»

Конспект занятия в клубе «РАСТИМ ГРАЖДАНИНА»

«Экскурсия в музей народной игрушки»

                                                                                                   Подготовила:

                                                                                           воспитатель  Петрова Т. А.

                                                                                           высшая квалификационная категория

г. Северодвинск

Цель: познакомить  родителей с народными игрушками (глиняной игрушкой, матрёшкой); познакомить с игрушкой-самоделкой. Формировать интерес к русскому прикладному искусству, к понятию, из чего сделаны, как украшены; развивать желание самим создавать и творить вместе с ребенком по мотивам русского народного творчества.

Материал: ноутбук, иллюстрация с изображением народных игрушек, большая матрёшка, глиняные игрушки, тряпичные куклы, подручный и природный материалы, шест с лентами и шариками.

Ход:

Воспитатели предлагают родителям отправиться в музей на карусели (поиграть в русскую народную игру «Весёлая карусель»)

        -Я приглашаю всех покататься на весёлой карусели! Садитесь скорее, карусель отправляется!

Звучит русская народная музыка. Воспитатель поднимает карусель-шест, к которому прикреплены яркие ленты с шариками на концах. Родители берутся за ленты

Еле-еле, еле-еле

Закружились карусели

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише-тише, не спешите

Карусель остановите.

Раз-два, рад-два:

Вот и кончилась игра.

(Игру можно повторить 1-2 раза, по желанию)

Поиграв, воспитатель приглашает родителей посмотреть народные игрушки, войти в музей «Народной игрушки».

Дуняша с Малашей читают стихотворение:

Друзей не покупают

Друзей не продают.

Друзей находят люди,

А также создают.

И только у нас

В музее игрушек

Огромный выбор

Друзей и подружек!

Затем спрашивают у родителей: «Какие игрушки есть у вас дома? Во что вы любите играть со своими детьми? (Ответы родителей)

        -А вот посмотрите, какие куклы есть у нас в музее. 

Показ мультимедийной презентации  «Народная игрушка – наше богатство».

1 часть: показ мультимедийной презентации «Матрешка»

У многих любимая игрушка с детства – это матрёшка.

        -Давайте поиграем с матрёшками!

Дидактическая игра «Посчитай и собери»

Одна группа родителей находят на полке матрёшек (разных по размеру и цвету). Разбирают их, считают и перемешивают всех матрёшек. А другая группа находят одинаковых по образу матрёшек,  собирают их обратно (матрёшка в матрёшку).

Малаша и Дуняшей проверяют, правильно ли родители собрали матрёшек.

2 часть: Показ презентации «игрушки из глины»

Затем сестрички-двойняшки предлагают родителям поиграть с другими игрушками – с глиняными.

Дидактическая игра «Найди две одинаковые»

Малаша с Дуняшей показывают картинки с изображением различных глиняных игрушек. Нужно найти две одинаковые игрушки и назвать их (картинок с изображением глиняных игрушек может быть от 5 до 8).

После окончания игры сестрички-двойняшки предлагают размяться и вспомнить пальчиковую гимнастику «Лепим мы из глины»

        

Тили – тили – тили – тили – ладошка, кулачёк.

Глину дружно  замесили – месят ручками

На кусочки поделили – отрывают

И игрушек налепили – ладошка к ладошке

Курочки и петушки,

Зайцы, барышни, свистки - из пальчиков показывают игрушки

В гости приходите – руки в стороны

И на них смотрите – очки из пальчиков.

Дуняша и Малашей предлагают родителям (по показу) вылепить из пластилина (из цельного куска) лошадь и украсить свою работу. Родители выполняют свои работы и подводят итоги. Можно лепить из пластилина и из глины. И из глины и из пластилина хорошо лепить, но пластилин застывает быстро, а глина сохнет дольше. Зато, когда высохнет, становится твёрдой, не такой как пластилин. Вывод: глина затвердевает и становится гораздо прочней пластилина, хотя лепится также как пластилин.

Малаша и Дуняша находят на игрушечной кроватке куклу-самоделку, спрашивают у родителей: «Как они понимают название куклы, игрушки – самоделки?» (Ответы родителей)

        -Да, правильно, эти игрушки раньше делали своими руками родители - их не покупали. А дети постарше, сами могли сделать себе такую игрушку-забаву, потешку, без помощи взрослого. Из какого материала сделаны эти игрушки? (Ответы родителей)

        -Всё, что вы назвали: дерево, шишки, глина, жёлуди, солома, тряпки – для людей небогатых, которые жили раньше этот материал был привычный всегда под рукой. И поэтому называли этот материал подручным. Видите, каких удивительных человечков умели делать в старину. Вот, посмотрите:

Показ слайдов, на которых изображены куклы из соломы.

        - А вы знаете, почему назывались такие куклы «стригунки»? Они назывались так, потому что их снизу подравнивали, подстригали ножницами.

        -А теперь мы  расскажем вам про вот эту куколку

Показывает на слайд, на котором изображена тряпичная кукла.

 Дуняша с Малашей рассказывают:

        -Вначале это был простой тряпичный (деревянный) столбик, который символизировал образ человека. Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова куклы. Для головы старались использовать белую ткань. Долгое время лицо не изображалось на кукле, так как раньше люди были очень суеверные: они считали, что лицо «оживает». Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла. У неё появились ручки, ножки, личико мальчика и девочки. Кукольное лицо раньше рисовали угольками из печки или вышивалось цветными нитками. После этого её можно было и рядить, то есть нарядить в кукольную одежду.

Мы вам самим свертеть тряпичную куколку по одному из способов.

Куклы у Дуняши и Малаши

Не отыщешь краше:

Свернуты из тряпки,

 Руки, словно лапки,

Глазки – пара точек,

А лицо – комочек.

Дуняша с Малашей  показывают картинки-схемы, по которым родители будут работать. Во время работы звучат русские народные мелодии.

По окончанию работы Дуняшей и Малашей с родителями рассматривают получившихся куколок, которых предлагают родителям взять на память и дома с детьми сделать еще подружек для них. 

В конце занятия родителям вручаются памятки «Народная игрушка, как средство формирования гражданственности у детей дошкольного возраста».

Конспект занятия по ознакомлению детей народно-прикладным искусством

«Краса ненаглядная» в подготовительной группе.

.

Программа «Воспитание и обучение детей в детском саду» под редакцией

М. В. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова в подготовительной группе.

Цель: познакомить детей с народным декоративно прикладным искусством.

Задачи:

- Образовательная: расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов: Городец, хохлома, дымка.

- Развивающие: учить детей составлять узор по мотивам дымковой росписи.

- Воспитательные: прививать любовь, уважение и восхищение к труду народных мастеров-умельцев.

- Обогащать словарь детей словами: городец, хохлома, дымковские игрушки.

Методы и приёмы:

Игровой – игра на деревянных ложках; подвижно-хороводная игра «Колпачок»

Практические – выкладывание дымковских узоров на фланелеграфе.

Наглядный – иллюстрации, картинки, предметы и игрушки  Городец, хохломы и  дымки. Презентация «Краса ненаглядная», альбом «Хохлома», «Городец», «Дымка»; альбомы с хохломой, дымковской и городской росписью.

Словесный – беседа, стихи познавательного характера, загадки, частушки, рассказы детей о декоративно – прикладном искусстве.

Форма организации – групповой, фронтальный.

Средство – мини – музей «Краса ненаглядная», экспонаты русского народного промысла, иллюстрации дымковской, хохломской и Городецкой росписи; посуда из дерева  украшенная хохломской росписью, Дымковская барышня, шаблоны, полоски, кольца и т.д.

                                                Ход занятия

1 часть. Организационный момент.

  Занятие проходит в мини – музее группы. Звучит русская народная мелодия « ? ».

2 часть.

-  Здравствуйте, ребятишки! Меня зовут Марья – Сказительница. Я приглашаю вас ко мне в  музей  народно – прикладного искусства.

- Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев – всё мило сердцу человека. Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, для своей семьи, своих детей. А со временем люди стали эту красоту выставлять в музеи, проводить выставки, чтобы все любовались. Вот и вы сегодня пришли в мини – музей на выставку, где представлены изделия народных мастеров. Это глиняные и деревянные игрушки, посуда, шкатулка и многое другое. Многие предметы и игрушки вам знакомы: (показываю предмет, расписанный Городецкой росписью и другие предметы, картинки)

- Ребята, а какой росписью  расписан этот предмет? (Городецкая роспись)  

 Илья знает стишок, послушайте:

«Городец смущается

Красота всем нравится.

Краски лета, осени

И весенней просини».

- Даша, расскажи, что ты знаешь про Городецкую роспись.

- Даша: Городецкая роспись красочная и праздничная. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт весёлое настроение. Узоры светятся разными оттенками голубого. Розового, фиолетового и оранжевого цветов.

- Молодец, Даша! Хочу добавить, что важной частью Городецкой росписи является умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками. Отгадайте загадку:

«Разные ложки и ковши

Ты разгляди - ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут не здешней красоты».

Блестят, они как золотые, а может, солнцем залитые. (Хохлома)

Посмотрите предметы, расписанные хохломской росписью (ложки деревянные, шкатулки, посуда, солонки и даже мебель: стол, стулья.)

- Катюша, что ты знаешь про хохломскую роспись, расскажи нам!

- Катюша: посуда украшена золотой росписью. На чёрном или красном фоне затейливо переплетаются золотые ягоды, цветы, листочки.

- Молодец, Катя! Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Посмотрите, какая красота! (показываю предметы). Чтобы получить такое чу4до, мастер сначала вытягивает ложечку или чашечку из дерева, расписывает затем красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло, закалилось. Одно удовольствие есть из такой посуды! Она лёгкая и красивая. Русский народ научился играть на деревянных ложках. Олег нам прочтёт стих про хохлому:

«Хохлома, хохлома,

 Наше чудо дивное

Мы рисуем хохлому,

Красоту невиданную.

- Давайте поиграем на деревянных ложках (играют под русскую народную мелодию «Светит месяц»).

Отгадайте загадку: «Ростом разные подружки,

                                    Все похожи друг на дружку.

                                     1. 2. 3. 4. 5.

                                     Даже всех не сосчитать». (Матрёшка)

- Ребята посмотрите, здесь и матрёшки. Все они разные, не похожие друг на друга, все в пёстрых сарафанах, цветных платках, расписных передниках, розовощёкие, с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а внутри такая же красавица, только поменьше. И так далее.

- Лиза нам прочтёт четверостишие про матрёшек:

«Восемь кукол деревянных

  В разноцветных сарафанах

  На столе у нас живут

   Их матрёшками зовут».

- Обратите внимание на эти игрушки, они сделаны из глины. А какой росписью они расписаны?

 Загадка: «Весёлая, белая, глина»

                  Кружочки, полоски на ней.

                  Козлы и барашки смешные.

                  Табун разноцветных коней,

                  Кормилицы и водоноски,

                   И всадники и ребетня,

                   Собачки, гусары и рыбы

                   А ну, назови - ка меня (Дымка). Правильно, это дымковская роспись.

- Устали ребятки? Садитесь на стульчики, немножко отдохнём! Хотите послушать сказку? (Да) Только я вам не сказку расскажу, а быль. Слушайте: «В некотором царстве, в некотором государстве, рядом с русским городом Вятка, стоит небольшое селение Дымково. Давным-давно жили там смелые, да умелые, весёлые да красивые мастера. Однажды они собрались и стали думать, как бы своё мастерство показать, да людей и детишек порадовать, свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в окрестностях села Дымково красную глину и стали лепить фигурки. Глину превращали мастера в весёлые, нарядные, яркие игрушки. Сначала они лепил, потом подсушивали и обжигали в горячей печи, что бы фигурка стала твёрдой.» Посмотрите на картинки, какие узоры и краски вы видите?

- Дети: кружочки, прямые волнистые полоски, клеточки, пятна, точки… Краски яркие, малиновые, красные, зелёные, оранжевые, синие.

- Правильно! Поэтому пёстро и весело от такого хоровода красок. А вы знаете, почему фигурки такие, белого цвета? Обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. И на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски. Ребят, а давайте с вами поиграем! (Да) Хороводная русская народная игра «Колпачок».

Кто хочет быть народными умельцами и мастерами? (Все) Давайте скажем волшебные слова: «Влево, вправо повернись и в умельца превратись». Вот мы и стали мастерами. Садитесь за столы, перед вами всё необходимое для работы. На шаблонах дымковская барышня, водоноска, барашек и козлик, вы должны выложить узоры. А что бы ваша работа ладилась да спорилась, я включу вам музыку. (В ходе работы помогаю детям).

Я вижу вы и вправду умелые мастера! Давайте выставим ваши узоры, да посмотрим, чему вы научились!

- (Дети рассказывают о своей работе)

- Молодцы ребята! А девочки нам приготовили частушки, давайте попросим, что бы они нам спели.

  1. Ставьте ушки на макушки,

Пропоём мы вам частушки.

     Наши руки крендельком

     Щёки будто яблоки.

    С нами издавна знаком

     Весь народ на ярмарке.  

  1. Дымковские барыни

Всех на свете краше,

А гусары баловни –

Кавалеры наши.

  1. Мы игрушки расписные

Хохотушки всякие,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

  1. С лентами, да бантами,

    Да под ручку с франтами

          Мы гуляем парами

          Проплываем павами.

  1. Мы игрушки знатные

     Складные, да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся.

 3 часть. Итог: дети, вам понравился мой мини-музей? А что вам больше всего запомнилось и понравилось? (2-3 ответа)

Изделия русских народных мастеров широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость. Как вы думаете, что это значит?

- Дети: это значит, что мы гордимся умением наших мастеров, которые несут людям красоту и радость.

- Такие игрушки и изделия делают только в России. Сегодня я вам в подарок приготовила угощения – сладости (сладкие петушки).

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музей народной игрушки Подготовили воспитатели Петрова Т. А., Кулакова Г. Н. МАДОУ №8 «Лесная сказка» Северодвинск, 2016 г.

Слайд 3

На Руси во что играют в доме или на подворье? Там, где люди обитают в мире русского раздолья . Как давно, так и недавно на груди земли бескрайней детям мастерят забавных куколок с начинкой тайной. Ах, давайте приглядимся к вере предков, их понятьям. К ним с вниманьем обратимся, распахнём для них объятья.

Слайд 4

Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого мудреца Фукурума , которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять. В одном из альбомов русского художника С.В.Малютина можно увидеть необычайную иллюстрацию - эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал в свое время создателем первой русской матрешки. А выточил ее мастер-токарь В.П.Звездочкин , уроженец Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями. Местом рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская – магазин “Детское воспитание”А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал Звездочкин .

Слайд 5

В разъемной игрушке был воплощен образ крестьянской девочки окрещенной в народе распространенным именем Матрешка(Матрена). Вот такой была самая первая русская игрушка, ставшая русским национальным сувениром. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже она получила Золотую медаль. Первая матрешка держит черного петуха, у маленькой палец во рту.

Слайд 6

Сергиев Посад Загорская матрешка Семеновская матрешка Матрешка Полхов - Майданская

Слайд 7

Дидактическая игра «Найди и собери»

Слайд 8

Глиняные игрушки Дымковская (вятская) Филимоновская Каргопольская

Слайд 9

Дидактическая игра «Найди две одинаковые игрушки»

Слайд 10

Лепим из пластилина «Лошадь»

Слайд 11

Куклы – самоделки (стригунки)

Слайд 12

Куклы – самоделки (скрутка)- наилучший оберег от порчи и сглаза " Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Экскурсия в музей - заповедник С.Т.Аксакова»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей  группе «Экскурсия в музей - заповедник С.Т.Аксакова»...

Конспект занятия по ОО «Познавательное развитие» (окружающий мир) «Экскурсия в музей транспорта», старшая группа

Конспект занятия по ОО «Познавательное развитие» (окружающий мир) «Экскурсия в музей транспорта»старшая группа Программное содержание:расширение представлений детей о тран...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Экскурсия в музей транспорта».

Самоделкин пригласил детей посетить выставку в  музее. Там дети могли не только рассмотреть экспонаты, но и выполнит интересные задания....

Конспект занятия в первой младшей группе по окружающему миру на тему: «Народная игрушка»

формировать интерес к народной игрушке, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи до встречи с ней;познакомить с народными игрушками, способствовать пониманию содержания....

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Музей народной игрушки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе«Музей народной игрушки»...

Конспект занятия «Экскурсия в музей русской игрушки»

Конспект досугового развлечения «Экскурсия в музей русской игрушки»Цель:Развитие родной  речи детей через познание традиций русских промыслов. Задачи: Учить составлять связный ра...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Экскурсия в музей чувств"

Занятие по познавательному развитию о органах чувств человека, организованное в форме игры-путешествия....