Конспект "Экскурсия в музей народно-прикладных промыслов".
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ekskursiya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:


                                                     

        ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ ДЕТСКОГО САДА

        « РУССКОГО НАРОДНОГО ПРОМЫСЛА»

Цели.

Образовательные:

- закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городецком, хохломском;

- совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.

Развивающие:

- развивать чувство цвета, чувство ритма, чувство композиции, художественно-графические навыки, эстетическое восприятие, воображение, умение красиво располагать узор в заданной форме;

- развивать интерес к народным традициям и обычаям;

Воспитательные:

- продолжить воспитывать у детей интерес к народным промыслам и желание их изучать;

- воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству и понимание связи между различными видами творчества;

- воспитывать в детях патриотические чувства;

Материалы.

Изделия Хохломы, Гжели, Дымково, Городца. Гуашь, кисти, клеёнки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитры, дощечки-подставки для изделий. Незаконченные работы и образцы этих работ по различным промыслам. Пригласительный билет.

 

                               Ход экскурсии

Студия оформлена для проведения экскурсии  в музее «Русского народного промысла». На стенах выставка детских работ по декоративно-прикладному искусству. 4 «острова» с изделиями народных промыслов: Гжели, Городца, Хохломы, Дымково. 4 стола, подготовленные для работы детей по различным промыслам.

ЭКСКУРСИЯ

Воспитатель: Наша группа получила приглашение – посетить выставку изделий  народных промыслов. Выставка проходить в изостудии.

Экскурсовод: Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте в наш музей «Русского народного искусства». Сегодня у нас выставляются изделия старинных народных промыслов.

     Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

     Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

     Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

     Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

Экскурсовод: А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь. Отгадайте загадку:

       Игрушки эти  не простые, а волшебно-расписные:

       Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски –

       Простой, казалось бы узор, но отвести не в силах взор.

Дети: Это дымковская игрушка!

Экскурсовод: А почему эти игрушки называют дымковскими?

Дети: Эти игрушки делают в селе Дымково.

Экскурсовод: Люди придумали делать эти  игрушки давным-давно. Сначала их изготавливали не для забавы. Раньше русские люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух – или трёхглавого. Сам конь был белым, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка. Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки: барыни, козлы, бараны, олени, петухи, индюки.

Экскурсовод: Давайте рассмотрим их. Какие краски используют мастера?

Дети: Красную, зелёную, синюю, чёрную, голубую, жёлтую, оранжевую.

Экскурсовод: Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковской росписи вы знаете?

Дети: клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, налепы, волнистые линии.

Экскурсовод: Прошу, Вас, проходите дальше.

           Чашки, чайники и вазы

           Отличите эти сразу

           Белый фон снегов белей,

           Синий – небушка синей,

           Кружевное это чудо

           Привезли купцы откуда?

Дети: Из Гжели.

Экскурсовод: Вся посуда разная, но есть в ней что-то общее. Что?

Дети: Сине-голубой узор.

Экскурсовод: Правильно, эта посуда украшена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана на фарфоровом заводе, который находится в селе Гжель Московской области

Именно в Гжели и зародился этот промысел более 400 лет назад. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из неё посуду. Посуда украшалась лепными деталями и расписывалась сине-голубым узором. Откуда взялся этот цвет?

-- Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжель, синие полевые цветы – васильки и незабудки, синие тени на белом снегу. В гжельском промысле всегда отводилось место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки, изображающие персонажей народных сказок, детские игрушки.

Экскурсовод: Посмотрите, какие узоры встречаются особенно часто?

Дети: Тоненькие листики с закрученными усиками, гжельская роза, орнамент в виде сетки.

Экскурсовод: Где расположен Узор?

Дети: В центре изделия.

Экскурсовод: Молодцы. Мастера Гжели применяли разный нажим на кисть, чтобы получить разные оттенки синего цвета: чтобы получить тёмный оттенок, надо нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый – слабее.

Экскурсовод: Проходите дальше! В России делали посуду, вещи не только уз глины, но из дерева. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимым материалом русских умельцев.

Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в селе Хохлома.

                        - Как волшебница Жар-птица

                          Не выходит из ума

                          Чародейка – мастерица,

                          Золотая  …

Дети: Хохлома.

Экскурсовод: А почему Хохлому называют золотой?

Дети: На хохломской посуде много золотого цвета.

Экскурсовод: Правильно. А вы знаете, как получился такой золотой цвет? Хохломские мастера натирали свои изделия алюминиевым порошком, затем покрывали свои изделия специальным составом – олифой, а потом ставили печь – закаливать. Не удивляйтесь, ребята, оказывается, и деревянные изделия можно было закаливать в печи, нужно только знать особые секреты, такой закалки. Так вот, в горячей печи алюминий и олифа желтели и посуда приобретала золотистый цвет. Оттого изделия и казались золотыми.

 Но только ли золотой цвет мы видим в хохломской посуде.  

 -  Какими ещё цветами пользовались мастера при росписи своих изделий?

Дети: Красным, чёрным, зелёным.

Экскурсовод: А каковы основные элементы хохломской росписи?

Дети: Это травка, завитки, ягоды – смородина, клубника, земляника, малина, гроздья рябины.

Экскурсовод: Правильно.

Экскурсовод: А здесь представлены изделия из одного старинного города. Живёт

там весёлый народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель, посуду яркими цветами и сказочными птицами. Что это за город?

Дети: Городец!

Экскурсовод: А знаете ли вы, что Городец – родной брат самой Москвы? Он всего на 10 лет моложе нашей столицы, а основал его, так же как и Москву, великий князь Юрий Долгорукий.

Экскурсовод: Посмотрите на городские изделия. Какими красками пользуются городские мастера?

Дети: Зелёной, красной, розовой, синей, голубой.

Экскурсовод: Как сделать краски голубого и розового цвета?

Дети: Смешивают краски белого и синего, белого и красного цвета.

 Экскурсовод: Какие городецкие цветы вы знаете?

Дети: Ромашка, розан, купавка.

ФИЗМИНУТКА

Экскурсовод:  Но на Руси издавна умели не только работать но и веселиться. А какое веселье без игры. Вот давайте сыграем в русскую игру «Веретено».

Воспитатель:  Наши ребята владеют приёмами различных росписей. Они хотели попробывать свои силы и показать чему научились.

Экскурсовод: Ну что ж, ребята, вы сейчас превратитесь в мастеров, - кто в дымковских, кто в гжельских, кто в хохломских, кто в городских. Посмотрите  для каждого мастера приготовлено рабочее  место со всем необходимым, и лежат незаконченные изделия для нашей выставки. Вы сейчас подумайте, кто что будет делать, проходите и садитесь.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Экскурсовод: Какие изделия вы расписали? Какие элементы и  краски использовали?

Экскурсовод: Народные умельцы расписывали не только посуду, игрушки, но и музыкальные инструменты. Вот дымковская игрушка – свисток. А какие вы знаете музыкальные инструменты, расписанные народными умельцами?

Дети: Ложки.

            Звонкие, резные ложки, расписные.

             От зари до зари веселятся ложкари!

МУЗЫКАЛЬНЫЙ  НОМЕР

Исполняют дети под руководством музыкального руководителя.

Экскурсовод: На этом наша экскурсия заканчивается. Спасибо за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов занятий "Музей народно-прикладного искусства"

В этот цикл вошли конспекты занятий: 1."Что такое музей", 2."Дымковская игрушка", 3."Дымковская игрушка. Из истории русского промысла", 4."Сине-голубая чудо гжель", 5."Золотая хохлома", 6."Жостово - л...

Презентация Музей народного прикладного искусства

Презентация "Музей народного  прикладного искусства" поможет провести НОД по музыке  в форме мини-экскурсии....

МИНИ МУЗЕЙ народно- прикладного искусства

На базе детского сада создали мини музей народно- прикладного искусства. Поводом послужило то, что тема двух недель называлась "Народная культура и игрушка". Воспитатели сами принесли, все н...

НОД "Экскурсия в музей народно-прикладного творчества"

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей "Экскурсия в музей народно-прикладного искусства". Закроепление знаний детей о народных промыслах: Гжель, Хохлома. История появле...

«Музей народного прикладного искусства»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народ...