Конспект экскурсии в музей народного костюма для подготовительной группы
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Габдрахимова Гульсина Ахкяметдиновна

Цель: закрепить и обобщить знания детей о русском народном костюме, его составных частях, декоративных элементах, конструктивных особенностей;

учить рисовать русский костюм, передавая в рисунке разные типы женской одежды в зависимости от регионов ( север, юг, центр России, Москва и область),семейного положения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_muzey_odezhdy.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект экскурсии в музей народного костюма

для подготовительной группы

Цели:

закрепить и обобщить знания детей о русском народном костюме, его составных частях, декоративных элементах, конструктивных особенностей;

учить рисовать русский костюм, передавая в рисунке разные типы женской одежды в зависимости от регионов ( север, юг, центр России, Москва и область),семейного положения.

развивать творческие способности детей при рисовании декоративных элементов и конструировании костюма;

воспитать любовь и уважение к родной культуре и прошлому русского народа, желание поддерживать и развивать народные традиции.

Материалы:

- иллюстрации из альбома « Русское народное искусство  веков»,

- репродукции картин А.Венецианова, В.Васнецова,

- народные костюмы: рубахи, сарафаны, созданные  руками воспитателей;

- ручная вышивка.

- кружева,

- народные костюмы,

- созданные художниками-модельерами из ателье « Детская мода и театр»,

- лоскутные коврики,

- платки,

- рисунки детей,

- бумага для акварели белая 35х24 см, 42 х30 см.,

- акварель, восковые мелки, гуашь, масляная пастель.

Ход занятия:

  1.         Вопросы к детям:

1.Что такое музей?

2.Что мы можем там увидеть?

3.Какие бывают музеи?

Дети входят в «музей» русского костюма в детском саду ,рассматривают экспонаты. Появляется Настенька, у нее есть сундучок, подаренный бабушкой. Русская одежда хранилась долго и передавалась по наследству, особенно праздничная. Дети рассматривают одежду из бабушкиного сундучка, называют знакомые предметы, наряжают Настеньку. Отмечают, что основу русского народного костюма составляют рубаха, украшенная у горловины и на рукавах, понизу. Сверху надевается понева, собранная сверху на бечевку или тесьму, сверху поневы – фартук, расшитый тесьмой и кружевом. На голову – кичка с сорокой, наушниками и подзатыльником. Дети рассматривают, как украшен налобник – бисером, вышивкой.

Вопросы к детям:

1.Что составляет основу русского костюма?

2.Как украшалась рубаха?

3.Что такое понева ?

4.Какие головные уборы носили русские красавицы?

5.Что такое кичка с сорокой ?

6.Что можно узнать о человеке по костюму и головному убору?

Рисование

Воспитатель предлагает детям нарисовать подружек для Настеньки в народных костюмах.

Анализ

Вопросы:

Расскажите, как вы нарядили своих красавиц.

Какие декоративные элементы использовали для украшения одежды?

Рисунки на мольбертах выставляются полукругом, дети надевают народные костюмы, водят хоровод поют русские  песни «Ой, выходили девицы красны…».

Приложение

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЮ

«..Парчовая на маковке кичка»

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем

Перед ним сидит его старуха

В дорогой собольей душегрейке.

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузли шею,

На ногах ее красные сапожки.

Это отрывок из сказки А.С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке» довольно труден для детского восприятия : в нем очень много незнакомых слов. А всего-то описывается костюм внезапно разбогатевшей старухи. Если слово

« душегрейка» еще как-то соотносится в нашем сознании со словом «телогрейка» и дает некоторое представление о том, что же было надето на старухе, то строчка « Парчовая на маковке кичка» воспринимается как произнесенная на иностранном языке. Картина сразу проясняется, если знать ,что головной убор замужней женщины во многих областях  России назывался «кичка». Кичка – шапочка ,полностью скрывавшая волосы. Она делалась из разного материала, в зависимости от  сословной принадлежности и достатка. У старухи она из парчи – материала, прошитого золотой ниткой.

С выяснением значения слова « кичка» и значение « маковки» становится более понятным. Шапочку носили на голове – на « верхушке» человека, или на маковке. Слово « маковка» в нашем разговорном языке теперь употребляется только в значении « купол церкви». А в прежнем значении оно вытеснено словом с уменьшительно – ласкательным суффиксом – «макушк

ЗАГАДКИ ОБ ОДЕЖДЕ

С одного бока – лес

С другого – поле. (Шуба)

Надену - ободом сведет,

Сниму – змеею упадет,

Тепла не дает.

А без него холодно. (Пояс)

Дуйся не дуйся,

Через голову суйся,

Попляши день- деньский

И пойдешь на покой. (Рубашка)

Упрятались голышки

В лохматые мешки:

Четверо вместе,

Один – не на месте. (Пальцы в рукавице)

Не шит, не кроен,

На ниточке сборен. ( Чулок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого логопедического занятия по теме «Посуда» «Экскурсия в музей посуды» с детьми подготовительной группы ТНР

Конспект открытого логопедического занятия по теме «Посуда»  «Экскурсия в музей посуды» с детьми подготовительной группы ТНР.Цель: обогащение и активизирование словаря по лексической теме....

Конспект экскурсии в магазин самообслуживания для детей подготовительной группы.

Конспект экскурсии в магазин самообслуживания. Приветствуется как предварительная работа к сюжнетно-ролевой игре "Магазин-самообслуживания"....

Проект «Приобщение детей к искусству через ознакомление с русским народным костюмом» в подготовительной группе

Сформировать представления детей о русском народном костюме посредством познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности....

Конспект экскурсии к пешеходному переходу с детьми подготовительной группы

Задачи: 1. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, формировать понятия «дорога», «проезжая часть», «тротуар», «пешеходный переход». Упражня...

Конспект открытого занятия по КМд " Экскурсия в музей военной техники" в подготовительной группе

Технологическая карта образовательной деятельности  по конструктивно-модельной деятельности в подготовительной группе   « Экскурсия в музей военной техники »...

Сюжетно-ролевая игра "Интерактивная экскурсия в Музей искусств" для детей подготовительной группы.

Развивать творческие способности у детей подготовительной группы с помощью сюжетно-ролевой игры....