Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей с ЗПР. Старшая группа. 2019-2020
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Перспективное планирование в соответствии АООП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по Ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
старшая группа детей с ОВЗ (ЗПР) 2019 – 2020 учебный год
Месяц | Дата | Тема | Программное содержание | Игры и игровые упражнения |
Сентябрь | 1, 2 недели | Обследование речевого и познавательного развития | ||
3 неделя 16.09.2019 | Занятие 1. Детский сад | Учить детей рассказывать о внешнем виде здания детского сада; закреплять знания о названиях и назначении помещений детского сада; учить отвечать на вопросы о труде воспитателя, помощника воспитателя, педагога-дефектолога, логопеда, медицинской сестры. | Орг.момент, «Что мы делаем в этом помещении детского сада?», Проведение экскурсии, беседа перед зданием детского сада, «Назови профессию по действию», «Кто, что делает?», «Сложи картинку», «Выдели лишнее» | |
4 неделя 23.09.2019 | Занятие 2. Ранняя осень. Признаки осени. Деревья и кустарники. | Закреплять знания детей о временах года; систематизировать представления об осени на основе рассматривания сюжетных картинок, содержащих отличительные признаки осени. Расширять, уточнять знания детей о растениях ближайшего окружения, познакомить с изменениями в жизни растений осенью. | Орг.момент, «Какое время года?», Физкультминутка. Работа с демонстрационным материалам – «Времена года», «Повтори не ошибись», «Отгадай загадку», «Собери дерево», «Угадай, с какого дерева лист и плод», «Назови ласково», Составление рассказа-описания по плану. | |
Октябрь | 1 неделя 30.09.2019 | Занятие 3. Овощи (огород) | Закреплять, уточнять представления детей об овощах; учить различать овощи по вкусу, на ощупь; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить составлять рассказ-описание. | Орг.момент, «Загадки», «Скажи ласково», «Назови сок», Физкультминутка, «Что изменилось?», «Сложи картинку», «Отгадай по описанию», «Узнай на вкус», «1-3-5», Составление рассказа-описания по плану, «Угадай, что в руке?» |
2 неделя 07.10.2019 | Занятие 4. Фрукты (сад) | Уточнять и расширять знания о фруктах; учить составлять загадки-описания фруктов; закреплять понятие «фрукты». | Орг.момент, «Отгадай загадки», «Какой сок?», «Назови сок», Физкультминутка, «Сложи картинку», «Ботаническое лото», «Третий лишний», Составление загадки-описания по плану. | |
3 неделя 14.10.2019 | Занятие 5. Игрушки | Систематизировать знания детей об игрушках; формировать обобщающее понятие «игрушки»; совершенствовать умение описывать предмет, указывать его существенные признаки, узнавать предмет по описанию. | Орг.момент, «Отгадай загадки», «Кто внимательный?», «Узнай по описанию», Физкультминутка, «Назови ласково», Составление рассказа-описания по плану, «Опиши игрушку» | |
4 неделя 21.10.2019 | Занятие 6. Как выращивают хлеб? | Познакомить детей с особенностями выращивания зерновых растений; дать представление о труде хлебороба, о машинах-помощниках; воспитывать бережное отношение к хлебу; упражнять в словообразовании. | Орг.момент. «Достань и назови», Физкультминутка, Работа с раздаточным материалом, «Какой хлеб?», «Назови слова, в которых есть одинаковая часть». Составление рассказа. | |
5 неделя 28.10.2019 | Занятие 7. Ягоды | Формировать понятие «ягоды»; учить узнавать и правильно называть конкретные предметы, относящиеся к этому понятию; учить образовывать существительные в форме именительного и родительного падежей множественного числа. | Орг.момент. «Отгадай загадки», «Какой, какое?» «Назови ласково», Физкультминутка. «Назови ласково», Словарная работа, «Четвертый лишний», «сложи картинку и назови, что получилось» | |
Ноябрь | 1 неделя 04.11.2019 | Занятие 8. Грибы | Познакомить детей с грибами, с понятиями «съедобный», «несъедобный»; уточнять представления о значении леса в жизни человека; воспитывать бережное отношение к природе. | Орг.момент, «Отгадай загадки», Беседа о грибах, Физкультминутка, «Что изменилось», «Сложи картинку и назови, что получилось», «Выделение лишнего», «Продолжи ряд» |
2 неделя 11.11.2019 | Занятие 9. Домашние птицы и их детеныши | Познакомить детей с домашними птицами (внешний вид, чем питаются, какую пользу приносят); учить сравнивать домашних птиц, находить признаки сходства и различия. | Орг.момент, «Кто как голос подает?», «Птенец-мама-папа»; Физкультминутка, «Третий лишний», «Как и чем питаются?», «Что забыл нарисовать художник?», «Сложи картинки», «Чем похожи?», «В чем различие» | |
3 неделя 18.11.2019 | Занятие 10. Домашние животные и их детеныши | Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища, польза, приносимая людям); о том, как заботится человек о домашних животных. | Орг.момет, «Узнай по описанию», «Кто как голос подает?», Физкультминутка, «Кто у кого?», «Четвертый лишний», «Сложи картинку», Составление рассказа-описания. | |
4 неделя 25.11.2019 | Занятие 11. Мебель. Бытовые электроприборы | Уточнять и расширять знания детей об основных видах мебели; учить правильно обставлять комнату; воспитывать чувство красоты, бережное отношение к мебели. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обращать внимание на то, что они служат человеку и он должен к ним бережно относится; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение. | Орг.момент, «Что это?», «Что для чего?», Физкультминутка, «Какие бывают?», «Назови ласково», «Подбери признак», «Обставим комнату», «Отгадай загадки», «Найди вещи, облегчающие труд человека», «Кому нужен …?» | |
Декабрь | 1 неделя 02.12.2019 | Занятие 12. Дикие животные и их детеныши | Закреплять знания детей о диких животных (внешний вид, пища, жилище); умение узнавать и называть животных и их детенышей. | Орг.момент, «Отгадывание загадок», «Кто где живет?», «Кто у кого?», Физкультминутка, «Кто что любит?», «Узнай зверя по описанию», «Четвертый лишний», Составление рассказа-описания |
2 неделя 09.12.2019 | Занятие 13. Начало зимы. Зимующие птицы. | Учить детей описывать и устанавливать простейшие и причинно-следственные связи; закреплять представления о способах зимовки зверей и лесных птиц; учить анализировать и делать выводы. Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах; формировать понятие «зимующие птицы»; познакомить с условиями жизни птиц; воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой. | Орг.момент, «Повтори, не ошибись», Беседа, «Отгадывание загадок», Беседа о зимующих птицах, Физкультминутка, «Назови ласково», «Составление рассказа-описания» | |
3 неделя 19.12.2019 | Занятие 14. Одежда. Обувь. Головные уборы. | Закреплять представления детей об обуви, одежде, головных уборах; формировать понятия «обувь», «одежда», «головные уборы»; познакомить с отдельными деталями обуви, одежды, головных уборов; учить ухаживать за обувью, одеждой, головными уборами; упражнять в образовании существительных единственного и множественного числа. | Орг.момент, «Отгадывание загадок», «Назови детали обуви (одежды)», «Назови ласково», Физкультминутка, «Четвертый лишний», «Отгадай по описанию», «Магазин», «Один-много», «Большой-маленький», «В магазине продают много…», «Разложи правильно», Составление рассказа. | |
4 неделя 23.12.2019 | Занятие 15. Новый год. Зимние забавы. | Продолжать знакомить детей с зимними явлениями в природе; расширять представления о зимних видах спорта; закреплять понятие «спортивная одежда», учить детей составлять рассказ о празднике по опорным картинкам. | Орг.момент, «Отгадывание загадок», Беседа о зимних видах спорта, Физкультминутка, «Составь снеговика и расскажи о нем», «Живой рассказ», Работа с раздаточным материалом. | |
Январь | 1 неделя | КАНИКУЛЫ | ||
2 неделя | ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА | |||
3 неделя 13.01.2020 | Занятие 16. Воздушный, водный транспорт | Познакомить детей с водным транспортом, с профессиями людей, работающих на водном транспорте (капитан, матрос, радист, кок); познакомить с воздушным транспортом, с профессиями людей, работающих на воздушном транспорте (пилот, стюардесса, бортмеханик). | Орг.момент. «Что это?», «Подумай и отгадай», «Назови судно», Физкультминутка, «Назови профессию», «1-3-5», «Какой, какая?», «Сложи картинки», «Что без чего?», «Какой? Что делает?» | |
4 неделя 20.01.2020 | Занятие 17. Наземный транспорт. | Познакомить детей с наземным транспортом; с профессиями людей, работающих на наземном транспорте; закреплять понятие «наземный транспорт», правила перехода улицы. | Орг.момент. Беседа. «Назови профессию», «Назови вид наземного транспорта по профессии», Физкультминутка, «Четвертый лишний», «Сложи картинку», Составление рассказа | |
5 неделя 27.01.2020 | Занятие 18. Профессии. | Расширить представления детей о труде взрослых; показать значение и важность каждой специальности для других людей, для всей страны; воспитывать уважение к труду. | Беседа о профессиях (стих-е Ю.Тувим). Пословицы и поговорки о труде. «Кто что делает?» «Чей это инструмент?» | |
Февраль | 1 неделя 03.02.2020 | Занятие 19. Дом и его части | Закреплять знания детей о частях дома (подъезд, лестница, лифт, квартира), назначении комнат в квартире; формировать понятия «вверху», «внизу», «высокий», «низкий», «сверху», «снизу». | Орг.момент, «Назови свой домашний адрес», Работа с демонстрационным материалом, Физкультминутка, «Вверху-внизу», «Иду домой» |
2 неделя 10.02.2020 | Занятие 20. Наш край. Наш город. | Познакомить детей с достопримечательностями родного города и края. | Орг.момент. Работа с демонстрационным материалом. Физкультминутка. Составление рассказа по опорным картинкам. | |
3 неделя 17.02.2020 | Занятие 21. День Защитника Отечества. Военные профессии. | Познакомить детей с военными профессиями (летчик, ракетчик, танкист, пограничник); учить составлять рассказ о защитниках Родины. | Орг.момент, Беседа о празднике и его значении, Физкультминутка, «Кому что нужно?», «1-3-5», Составление рассказа. | |
4 неделя 24.02.2020 | Занятие 22. Наша улица. Правила дорожного движения. | Развивать творческое воображение, продолжать учить составлять небольшие рассказы из личного опыта, учить детей сочинять загадки. | Беседа «Тише едешь, дальше будешь». «Продолжи предложения» «Отгадайте загадки» «В гости пришел Почемучка» «На перекрестке» (чем различаются картинки) Игра «Машины» | |
Март | 1 неделя 02.03.2020 | Занятие 23. Женский день. Моя семья. | Учить детей составлять рассказ на тему «8 Марта» по представлению (с опорой на картинки-подсказки); согласовывать существительные в косвенных падежах, в роде, в настоящем и прошедшем времени; развивать непроизвольную память, мышление, координацию движений. Отрабатывать родственные связи; заучивать фамилии, имена, возраст, домашний адрес. | Орг.момент, Работа с демонстрационным материалом, Игра с мячом «Какая?», Физкультминутка, Составление рассказа по опорным картинкам, «Живой рассказ», «Чьи это предметы?», «Поставь по порядку» |
2 неделя 09.03.2020 | Занятие 24. Ранняя весна. Признаки весны. Перелетные птицы. | Учить детей сравнивать признаки весны; составлять рассказ-сравнение осенних и весенних признаков, расширять знания детей о перелетных птицах; познакомить с жизнью птиц (гнездование, выведение птенцов) | Орг.момент, «Отгадывание загадок», Работа с демонстрационным материалом, Физкультминутка, «Сложи картинку и назови, что получилось», «Повтори не -ошибись», «Назови птенца (птенцов)», «Разложи картинки по порядку и составь рассказ» | |
3 неделя 16.03.2020 | Занятие 25. Инструменты. Орудия труда. Сельскохозяйственные работы. Бытовые электроприборы | Расширение представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Формирование представлений о труде людей весной на селе. Расширение и активизация словаря по теме «Весенние сельскохозяйственные работы» | Игра с мячом «Кто чем пользуется?» «Назови ласково» «Рассказ по серии картинок» «Что лишнее?» «Закончи предложение» | |
4 неделя 23.03.2020 | Занятие 26. Здоровье. Продукты питания | Рассказать детям, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Дать информацию о пользе витаминов. | Беседа о здоровье и продуктах питания. «Пирожки с начинкой» (пирожки с капустой- с капустной начинкой и т.д.) «Думай и отвечай» (котлеты варят или жарят? Что еще жарят, варят? И т.д.) | |
Апрель | 1 неделя 30.03.2020 | Занятие 27. Посуда | Закреплять названия и назначение отдельных предметов посуды; учить детей сравнивать столовую, кухонную, чайную посуду (назначение, материал); учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, учить составлять рассказ-описание предмета посуды. | Орг.момент, «Что это?», «Один-много», «Что для чего?», «Что забыл нарисовать художник?», Физкультминутка, «Четвертый лишний», «Скажи ласково», «Сравни предметы», «Какой, какая?», «Составление загадок» |
2 неделя 06.04.2020 | Занятие 28. Планета Земля. Космос. | Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение представлений о значении труда взрослых. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос». Развитие связной речи. | Рассматривание картины «Строительство космической станции» и беседа по ней. «Кто же это?» «Что делает?» Коллективное составление плана рассказа. | |
3 неделя 13.04.2020 | Занятие 29. Насекомые. | Познакомить детей с насекомыми (бабочка, жук, комар, пчела, кузнечик). Внешнее строение тела насекомых. Название отдельных частей (головка, брюшко, крылья, ножки). Польза или вред насекомых для людей. | Беседа о насекомых (вопросы по теме). Отгадывание загадок. «Что изменилось?», «Что забыл нарисовать художник?», «Назови ласково», «Зоологической домино», «Угадай» | |
4 неделя 20.04.2020 | Занятие 30. Рыбы. Обитатели водоемов. | Расширение представлений об аквариумных рыбах, формирование представлений о пресноводных рыбках, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Пресноводные рыбы». | Игра «Телеграф» Игра «Кто лишний?» (зрит. и на слух) «Сосчитай до 5» Игра «Кто приплыл?» Составление рассказов-описаний о речных рыбах по алгоритму (с опорой на иллюстрацию) | |
5 неделя 27.04.2020 | Занятие 31. РФ. День Победы. | Обобщать материал по теме «День Победы»; развивать мышление и память; активизировать предметный словарь; упражнять в словообразовании, в образовании глаголов совершенного и несовершенного вида; составление рассказа по представлению; уточнять временные, пространственные представления детей. | Орг.момент. «Повтори не ошибись», Работа с демонстрационным материалом. Физкультминутка. Составление рассказа. | |
Май | 2 неделя 04.05.2020 | Занятие 32. Цветы. Цветущие деревья. | Познакомить детей с комнатными, полевыми и садовыми цветами; учить находить и называть части растений (стебель, лист, бутон, цветок); учить ухаживать за растениями с помощью взрослых. | Игра «Посадим комнатное растение» Игра «Назови ласково» Игра «Сложи картинку, что получилось» Игра «Что лишнее?» (цветы, фрукты, ягоды) Игра «Бабочка и цветы» (предлоги) Составление рассказов-описаний о цветах по плану (с опорой на картинки) |
3 неделя 11.05.2020 | Занятие 33. Поздняя весна. Лето. | Обобщить знания детей о весне на основе наблюдений за изменениями в природе (изменения в жизни животных, растений, людей). Закреплять знания о смене времен года. Формировать представления о лете (летние игры и забавы, отдых и т.д.) | Беседа по тексту загадки «Май» Игра «Разноцветные круги» Игра «Когда это бывает?» Игра «Подскажи словечко» (признаки лета) Игра «Сложи картинку» Составление рассказа-описания (поздняя весна, лето) | |
4, 5 неделя | Итоговое обследование освоения программы |
Методическое обеспечение:
И.А.Мрозова, М.А.Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром». Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет. М.: 2006 г.
Г.М.Блинова «Занятия. Познавательное развитие детей 5-7 лет». Методическое пособие. М.: 2007 г.
Нищева Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР.»— СПб.: 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе
Перспктивное планирование во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим миром О.В.Дыбина по программе М.А.Васильевой . А также перспективный план по развитию речи во второй младшей группе по п...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/24/picture-623811-1429865686.jpg)
Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром средняя группа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Вид занятий «Ознакомление с окружающим» Перспективный план составлен на основе задач примерной программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой СПб.:...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕМ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
материал содержит краткое содержание занятий по ознаколению с окружающем и развитию элеентарных матеатических представлений на год для старшей группы сЗПР...
Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром .Тема: «Знакомство с профессиями» (старшая группа).
Перспективный план состален с ноября по апрель, по недельно....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/14/picture-569604-1507998691.jpg)
Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей с ЗПР. Средняя группа. 2019-2020
Перспективное планирование в соответствии с АООП...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/19/picture-1106785-1710858967.jpg)
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми старшей группы с ЗПР на тему: «Загадки птичьего двора»»
Систематизировать представлений детей о домашних птицах: местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/14/picture-615151-1613312916.jpg)
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшей группы с ОНР тема: «Ранняя весна»
данный материал будет полезен воспитателям старших, подготовительных групп...