ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕМ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
материал содержит краткое содержание занятий по ознаколению с окружающем и развитию элеентарных матеатических представлений на год для старшей группы сЗПР
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И
РАЗВИТИЕМ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КРО
Месяц, неделя, тема | Ознакомление с окружающим миром и развитие речи | Развитие элементарных математических представлений |
Сентябрь 3 неделя «Овощи» | Тема : «Овощи» ● учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательной формой слова ● закрепить знания детей об овощах, уточнить и расширить знания детей о них ● развитие зрительного внимания и памяти ● воспитывать у детей интерес к данным занятиям Оборудование : изображение огорода, овощных растений, муляжи овощей, предметные картинки Д/игры и упражнения: «Назови ласково» (4); «Назови блюдо» (4) | Тема : «Признаки предметов: цвет, форма, размер» ● учить детей сравнивать предметы, знать понятия : «одинаковые – разные» ● закрепить знания детей в счете до 4-х ● развитие зрительного внимания и памяти ● воспитание усидчивости на занятии Оборудование : пирамиды большие и маленькие, одинакового и разного цвета, различные предметы отличающиеся цветом, формой, размером и наоборот одинаковые Д/игры и упражнения : «Бусы» (1); игровые упражнения из пособия (4) |
Тема : «Овощи» ● учить различать овощи по вкусу, на ощупь, составлять рассказ описание ● закрепить в речи детей понятие овощи ● развитие тактильных и вкусовых ощущений ● воспитывать усидчивость на занятии Оборудование : натуральные овощи, тетрадь «Природа и мы» Д/игры и упражнения : «Четвертый лишний»; т. «Природа и мы» стр.16 | Тема : «Сравнение предметов по одному и двум признакам» ● учить детей различать, называть, сравнивать предмет по образцу (самостоятельно) ● закрепить знания детей в составлении групп предметов с заданными признаками ● развитие зрительного внимания и логического мышления ● воспитывать интерес и усидчивость на занятии Оборудование : игрушки, муляжи овощей, большие и маленькие предметы, наборы геометрических фигур Д/игры и упражнения : «Найди такое же колечко»; «Сбор урожая» | |
Сентябрь 4 неделя «Сад – огород» | Тема : «Фрукты» ● учить детей составлять загадки – описания фруктов ● закрепить знания детей о фруктах и частях фруктового дерева ● развитие зрительного внимания и памяти ● воспитание усидчивости на занятии Оборудование : муляжи фруктов, иллюстрации фруктовых деревьев Д/игры и упражнения : использование т. «Природа и мы» стр.18 | Тема : «Понятия : один, много, мало, несколько» ● учить детей составлять множество из однородных предметов и выделять из множества один предмет и несколько и определять понятия нужными словами ● закрепление сенсорных эталонов, цвет, форма, величина; ● развитие зрительного внимания и памяти ● воспитание усидчивости на занятии Оборудование : мелкие игрушки, палочки, коробки с карандашами, альбомы Работа в тетради : раскрасить фрукты : один, много, мало, несколько Д/игры и упражнения : «Сосчитай игрушки и и положи столько же палочек на стол» |
Тема : «Фрукты – овощи» ● учить узнавать детей овощи и фрукты по вкусу, запаху, на ощупь, по описанию ● закрепить умение детей использовать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами ● развитие зрительного внимания и тактильного восприятия ● воспитывать интерес к занятиям Оборудование : предметные картинки, натуральные овощи, тетрадь «Природа и мы» Д/игры и упражнения : «Четвертый лишний» (4); «Чудесный мешочек» ; «Назови ласково» (4); тетрадь «Природа и мы» стр. 22-25 | Тема : «Понятия : больше, меньше» ● учить детей сравнивать предметы по количеству предметов и определять эти признаки словами «больше – меньше» ● закрепить знания детей в понятиях «большой – маленький» ● развитие зрительного внимания и логического мышления ● воспитывать усидчивость на занятии Оборудование : кубики двух цветов к заданию поиск закономерностей, игрушки разные по размеру, тетради, карандаши цветные Д/игры и упражнения : «Собери фрукты и овощи» Работа с кубиками, демонстрация действий. 1) К С К С 2) К С С К С С ? С ? К ? ? 3) С К С К С ? Работа в тетради : продолжи ряд : К С К и т.д. | |
Октябрь 1 неделя «Осень» | Тема : «Признаки осени. Начало осени» ● систематизировать представления детей об осени на основе рассматривания сюжетных картинок содержащих отличительные признаки осени ● закрепить знания детей о временах года ● развитие пространственно-временных представлений и причинно-следственных связей ● воспитывать усидчивость на занятии Оборудование : осенние листья, картина «Осень» Д/игры и упражнения : «Узнай по цвету» (4); «Какое время года» (4) | Тема : «Уравнивание групп предметов и понятие пара» ● учить детей способу уравнивания предметов, дать понятие пара; ● закрепить способ уравнивания совокупностей предметов, путем увеличения или уменьшения на 1; ● развитие зрительного внимания и памяти ● воспитывать усидчивость на занятии Оборудование : парные предметные картинки, изображения парных предметов, палочки, геометрические фигуры, альбомы, карандаши, счетные палочки для раскладывания предметов (листики) Д/игры и упражнения : «Найди свою пару» (с использованием листьев); упражнение со счетными полосками «Разложи листья» Работа в альбомах – поиск закономерностей (раскрась флажки нужным цветом, составь пары) |
Тема : «Цвет предметов» ● учить получать зеленый цвет и различать желтый, синий, зеленый цвета ● закрепить прием сопоставления предметов по цвету (прикладывание вплотную, сличение с фоном и образцом) ● развитие зрительного внимания и сенсорных эталонов ● воспитывать аккуратность в работе с красками Оборудование : краски и кисточки, альбомы, таблички с изображением помидора, лист, баклажан Д/игры и упражнения : «Уточни цвет предметов» (1); «Раскрась предметы» | Тема : «Сравнение множеств» ● учить сравнивать множества путем наложения и приложения (на 1,2) ● закрепить уравнивание множеств путем добавления и убавления предметов ● развитие логического мышления и зрительной памяти ● воспитывать усидчивость на занятии Оборудование : наборное полотно, картинки, счетные карточки, геометрические фигуры, палочки Д/игры и упражнения : «Что изменилось?» (5); «Разложи и сосчитай» | |
Октябрь 2 неделя «Деревья и кустарники» | Тема : «Деревья и кустарники» ● познакомить детей с изменениями в жизни растений осенью (созревание плодов и семян, увядание цветов и трав, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках ; ● закрепить, расширить и уточнить понятия детей о растениях ближайшего окружения ; ● развитие зрительного внимания и памяти ● воспитание усидчивости на занятии, бережное отношение к природе. Оборудование : листья деревьев, картина «Лес»; тетрадь «Природа и мы» Д/игры и упражнения : «С какой ветки детки»; «Что изменилось?», использование тетради «Природа и мы» стр.36-41 | Тема : «Установление равенства и неравенства (+1) (-1)» ● учить устанавливать и видеть равенства и неравенства ( +1; -1), сравнивать количества, давая определение больше (меньше) на 1 ; ● закрепить в речи детей использование слов по теме; ● развитие зрительного внимания и логического мышления ; ● воспитывать усидчивость на занятии и аккуратность в работе. Оборудование : игрушки, числовые карточки, счетные палочки двух цветов, наборы геометрических фигур, альбомы, карандаши Д/игры и упражнения : «У кого столько же?»; работа с числовыми карточками; «Дорисуй до заданного количества» |
Тема : «Желтый, красный, оранжевый цвета» ● учить различать предметы желтого, красного, оранжевого цветов и их названий, формирование приема сопоставления предметов по цвету (прикладывание вплотную, сличение с образцом) ● закрепить узнавание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг), понятия верх – низ. ● развитие сенсорных эталонов и логического мышления ● воспитание усидчивости на занятии Оборудование : тетрадь «Предметы вокруг нас» стр.50-51; кисточки, краски Д/игры и упражнения : «Раскрась предметы» | Тема : «Сравнение множеств «больше – меньше на 1,2» ● учить сравнивать множества на 1 и 2 ; ● закрепить умение детей сравнивать различные группы предметов ; ● развитие логического мышления и зрительной памяти. Оборудование : игрушки, предметные картинки, палочки двух цветов. Д/игры и упражнения : «Что изменилось?» (5); «Сосчитай предметы» | |
Октябрь 3 неделя «Грибы. Ягоды» | Тема : «Ягоды» ● сформировать понятие «ягоды», научить узнавать и правильно называть конкретные предметы, относящиеся к этому понятию ● закрепить в речи детей обобщающее понятие фрукты - овощи ● развитие логического мышления и зрительной памяти ● воспитание усидчивости на занятии. Оборудование : предметные картинки, тетрадь «Природа и мы» стр.26-32 Д/игры и упражнения : «Четвертый лишний»; «Парочки» | Тема : «Понятия столько же, одинаково, поровну» ● учить сравнивать предметы приемом наложения и приложения, раскладывать предметы слева направо, правой рукой, называть что делают ● закрепить в речи детей использования слов больше – меньше, поровну, одинаково, столько же ● развитие зрительного внимания и логического мышления Оборудование : контурное изображение двух банок ягоды (малина, вишня), счетные палочки и счетные карточки, альбомы, карандаши Д/игры и упражнения : «Сварим компот»; «Сосчитай сколько ягод» Работа в альбоме : поиск закономерности (продолжи рисунок) О о О о |
Тема : «Цвет предметов» ● учить подбирать из окружающей обстановки предметы сходные по цвету с цветом образца ● закрепление основных цветов красного, желтого, синего, их различение и называние, закрепление ● развитие логического мышления и зрительного внимания ● воспитание усидчивости на занятии Оборудование : тетрадь «Природа и мы» стр.32-33; картинки и муляжи фруктов, карандаши, контурные изображения грибов, ягод. Д/игры и упражнения : «Футболист» (1) | Тема : «Уравнивание групп предметов»( разница =1) ● учить способу уравнивания совокупностей предметов путем увеличения предметов в меньшей группе или уменьшения их количества в большей группе на 1, сопровождая действия словами ● закрепить понятия равенства и неравенства совокупностей предметов ● развитие зрительного внимания и логического мышления ● воспитывать усидчивость на занятии Оборудование : предметные картинки с изображением ягод и других предметов, альбомы, карандаши Д/игры и упражнения : «У кого столько же?» 1) 2) | |
Октябрь 4 неделя «Середина осени» | Тема : «Середина осени» ● учить сравнивать начало и середину осени; ● закрепить, уточнить и расширить представления детей об осени и ее признаках (дальнейшее уменьшение продолжительности дня, холодные дожди, листопад); ● развитие зрительного внимания и логического мышления ● воспитывать бережное отношение к природе Оборудование : картина «Листопад»; картинки с признаками осени. Д/игры и упражнения : «Когда это бывает?» (2); «Лото – вкладыши» (2) | Тема : «Сравнение предметов по размеру «большой – маленький, больше – меньше, одинаковые по размеру» ● учить детей сравнивать предметы по размеру способами приложения и наложения ● закрепить умение детей группировать предметы разные и одинаковые по размеру ● закрепить умение детей группировать предметы разные и одинаковые по размеру ● развитие зрительного внимания и памяти ● воспитывать усидчивость на занятии Оборудование : игрушки и предметы большие и маленькие, одинаковые и разные по размеру, пирамидки, картинки с изображением предметов больших и маленьких, одинаковых по размеру Д/игры и упражнения : «Одень куклу»(2); «Собери горшочки» (3); «Собери пирамидку» (3); «Кто первый?» (4); «Чья коробочка?» (4) |
Тема : «Геометрические фигуры» (круг, прямоугольник, треугольник, овал) ● классификация по форме ● учить соотносить геометрические фигуры с окружающими предметами ● закрепить узнавание геометрических фигур ● развитие зрительного восприятия. Оборудование : тетрадь «Предметы вокруг нас» Д/игры и упражнения : «На что похож предмет?» | Тема : «Понятия высокий – низкий, выше – ниже, одинаковые по высоте» ● учить детей выделять параметры высоты при сравнении нескольких предметов, расставлять предметы в ряд в порядке убывания и возрастания; ● закрепить в речи детей понятие высокий – низкий и т.д.; ● развитие зрительного внимания и логического мышления; ● воспитывать усидчивость и интерес к занятиям. Оборудование : пирамиды, башни, палочки для выкладывания елочек (высокой и низкой), альбомы, карандаши. Д/игры и упражнения : «Сравни предметы»; «Достань мяч» (5);. Работа в альбоме : нарисуй стволы у елочек: | |
Октябрь 5 неделя «Игрушки» | Тема : «Игрушки» ● систематизировать знания детей об игрушках. Формировать обобщающее понятие «игрушки»; ● закрепить умение детей описывать предмет, указывать его существенные признаки, узнавать предмет по описанию; ● развитие зрительной памяти и внимания; ● воспитывать бережное отношение к предметам ближайшего окружения. Оборудование : игрушки, картинки с изображением предметов Д/игры и упражнения: «Что изменилось?»(7); «Магазин игрушек» (7). | Тема : «Понятия высокий – низкий» (закрепление) ● продолжить учить детей выделять параметры высоты нескольких предметов ; ● закрепить соотношение по памяти по этим величинам ; ● развитие зрительной памяти и логического мышления ; ● воспитывать умение выслушивать ответы товарищей. Оборудование : различные игрушки, кубики для выкладывания башен, палочки. Д/игры и упражнения : «Построй высокую (низкую) башню»; «Мы строители» (5). Работа в альбоме : раскрась высокую башню оранжевым цветом, а низкую – фиолетовым. |
Тема : «Геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, овал), классификация по форме» ● учить соотносить геометрические фигуры ( 0 с фруктами совпадающими по форме с указанными фигурами. Познакомить с понятиями спереди – сзади ; ● закрепить узнавание геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, овал); ● развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления ; ● воспитывать интерес к занятию. Оборудование : тетрадь «Предметы вокруг нас» Д/игры и упражнения : «На что похож предмет?» с использованием игры «Цвет и форма» | Тема : «Понятия длинный – короткий , длиннее – короче, одинаковые по длине» ● учить детей сравнивать предметы отличающиеся длиной, но равных по толщине и ширине. Учить использовать слова в речи детей длиннее – короче и т.д. ; ● закрепить использование способов наложения и приложения, а также использования жеста предмета (слева, направо) ; ● развитие зрительного внимания и логического мышления ; Оборудование : ленты, веревки, шнурки, карандаши, полоски. Д/игры и упражнения : «Кто быстрее скрутит ленту?» № «Куклы собираются в гости» (5); «Идем по дорожке» (2). Работа в альбоме : нарисовать длинным карандашом длинную полоску, коротким – короткую. | |
Список литературы по РЭМП (старшая группа)
- Михайлова З.А. «Игровые и занимательные задачи для дошкольников» М., Просвещение, 1990г.
- Альтхауз Д., Дум Э. «Цвет, форма, количество. Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста». М., Просвещение, 1984г.
- Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе». М., Просвещение, 1976г.
- Метлина Л.С. «Математика в детском саду». М., Просвещение, 1984г.
- Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. «Математика для дошкольников», М., Просвещение, 1992г.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления у детей». Ярославль. 1995г.
- Рахтерман Т.Д. «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста». М., Просвещение, 1982г.
Список литературы по ОЗОН и Р.Р. (старшая группа)
- Швайко Г.С. «Игровые упражнения по развитию речи». М., Просвещение, 1987г.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения» М., «Бук-Мастер», 1993г.
- Л.А.Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». М., Просвещение, 1978г.
- Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». М., Просвещение, 1991г.
- Новотворцева Н.В. «Развитие речи детей». Ярославль, ТОО «Грино», 1995г.
- Шевченко С.Г., Капустина Г.М. «Предметы вокруг нас» тетради №1, №2. Смоленск, Ассоциация XXI век, 1998г., 2000г.
- Шевченко С.Г. «Природа и мы» . Смоленск, Ассоциация XXI век, 1998г., 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию элементарных математических представлений "Космическое путешествие"
Для работы с детьми подготовительной к школе группе...
Конспект интегрированной НОД в средней группе «Наши пернатые друзья» (ознакомление с окружающим миром и формирование элементарных математических представлений)
Конспект интегрированной НОД в средней группе " Наши пернатые друзья" (ознакомление с окружающим миром и формирование элементарных математических представлений)...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и формированию элементарных математических представлений «Бабочка – хозяйка луга» (подготовительная группа)
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и формированию элементарных математических представлений«Бабочка – хозяйка луга» (подготовительная группа)...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ТЕМЕ: «ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Для использования в работе с детьми младшей, средней и старшей группах...
Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей с ЗПР. Средняя группа. 2019-2020
Перспективное планирование в соответствии с АООП...
Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей с ЗПР. Старшая группа. 2019-2020
Перспективное планирование в соответствии АООП...
Цикл домашних рекомендаций по ознакомлению с окружающим миром и формированию элементарных математических представлений для родителей детей подготовительной группы с ЗПР
Данный материал содержит рекомендации, задания и упражнения для закрепления в домашних условиях в игровой форме зананий об окружающем мире, своем городе, стране, народе, а также поработать над элемент...