Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей с ЗПР. Средняя группа. 2019-2020
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Перспективное планирование в соответствии с АООП
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по Ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
средняя группа детей с ОВЗ (ЗПР)
Месяц | Дата | Тема | Программное содержание | Игры и игровые упражнения |
Сентябрь | 1, 2 недели | Обследование речевого и познавательного развития | ||
3 неделя 16.09.2019 | Занятие 1. Детский сад | Уточнить знания детей о детском саде (большое красивое здание, в котором много уютных групп, музыкальный и физкультурный залы; кухня, медицинский кабинет. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге.) Расширять знания детей о людях разных профессий, работающих в детском саду. | Беседа о детском саде. Экскурсия по саду. «Ответь на вопрос и найди ответ среди фотографий» «Продолжи предложение» *В детском саду много… *Наша группа …(какая?) *В детском саду работает … Чтение стихотворения и беседа по нему. Д/И «Я и друзья» | |
4 неделя 23.09.2019 | Занятие 2. Ранняя осень. Признаки осени. Деревья и кустарники. | Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Обучение различению деревьев по характерным особенностям строения листьев. Уточнение и расширение словаря по теме (береза, рябина, дуб, клен, ель, желтый, зеленый, красный). | Орг.момент. Рассматривание картины «Ранняя осень», беседа по ней и составление рассказа. Подвижная игра «Дождик». «Что перепутал художник?» «На что похожи листья» стихотворение. | |
Октябрь | 1 неделя 30.09.2019 | Занятие 3. Овощи (огород) | Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках. Уточнение и расширение словаря по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, рвать, таскать, срезать, круглый, длинный, зеленый, красный, желтый). Обучение отгадыванию загадок об овощах. | Рассматривание овощей. Беседа. Игра «Узнай овощ». Упражнение «Урожай». Разрезные картинки. Упражнение «Чего не стало?» |
2 неделя 07.10.2019 | Занятие 4. Фрукты (сад) | Уточнение и расширение представлений детей о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение словаря по теме (фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, собирать, убирать, снимать, сладкий, гладкий, выше, ниже, вкусно). Воспитание бережного отношения к природе. | Беседа по плакату «Что растет в моем саду». Пальчиковая гимнастика «Компот» Игра «Четвертый лишний». Игра «Ежик и барабан». Упражнение «Что лишнее?» «Отгадай загадки.» | |
3 неделя 14.10.2019 | Занятие 5. Игрушки | Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах, из которых они сделаны, частях, из которых они состоят. Формирование обобщающего понятия игрушки. Уточнение и расширение словаря по теме (игрушка, мяч, машинка, кубики, кукла, мишка, голова, туловище, лапа, кузов, кабина, колесо, играть, катать, строить, купать, кормить, новый, большой, маленький, резиновый). | Игра «Посылка». Игра «Что изменилось?» Подвижная игра «Мячик». Игра «Собери мишку». Упражнение «Строим дом». Игра «Играйка-собирайка». | |
4 неделя 21.10.2019 | Занятие 6. Как выращивают хлеб? | Совершенствовать словарь по теме; дать представление о том, как хлеб приходит к нам на стол; совершенствовать навыки составления рассказов по картине; совершенствовать навыки образования родственных слов. | Игра «Какой, какие?» Рассматривание картины «Как же хлеб попадает к нам на стол» и беседа по ней. «Семейка слов» «Чего не стало?» | |
5 неделя 29.10.2019 | Занятие 7. Ягоды | Уточнение и расширение представлений детей о ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение и уточнение словаря по теме (искать, ягоды, собирать, малина, корзина, искать, ядовитый, около, рядом). | Пальчиковая гимнастика «За ягодами». Подвижная игра «За малиной». Игра «Что лишнее?» Обучение отгадыванию загадок о ягодах. «Чего не стало?» «Подними ягодку» | |
Ноябрь | 1 неделя 04.11.2019 | Занятие 8. Грибы | Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение и уточнение словаря по теме (искать, грибы, ягоды, белый гриб, мухомор, лисичка, ножка, шляпка, корзина, искать, ядовитый, около, рядом). | Рассматривание картины «Ранняя осень» и предметных картинок по теме. Беседа. Разрезные картинки. Дидактическая игра «За грибами». Игра «Что лишнее?» Обучение отгадыванию загадок о грибах. |
2 неделя 11.11.2019 | Занятие 9. Домашние птицы и их детеныши | Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц. Формирование обобщающего понятия домашние птицы. Уточнение и расширение словаря по теме (петух, курица, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок, кудахтать, крякать, гоготать, пищать, кукарекать, плавать, домашний, пушистый). | Орг.момент «Кто как голос подает» Игра «Птичий двор». Рассматривание картины «Птичий двор» и беседа по ней. Пазлы «Домашние птицы». Упражнение «Кто лишний?» | |
3 неделя 18.11.2019 | Занятие 10. Домашние животные и их детеныши | Формирование представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные» (животное, корова, лошадь, собака, кошка, коза, мяукать, лаять, мычать, ржать, копыта, грива, рога). | Орг.момент «Кто как голос подает» Беседа о домашних животных с использованием фигурок из игры «Стадо» Кубики «Домашние животные». | |
4 неделя 25.11.2019 | Занятие 11. Мебель. Бытовые электроприборы | Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением мебель. Уточнение и расширение словаря по теме. | Игра «Наша квартира». Игра «Чего не хватает?» Рассказ-описание о стуле. Игра «Подбери пару». Игра «Кто внимательный?» | |
Декабрь | 1 неделя 02.12.2019 | Занятие 12. Дикие животные и их детеныши | Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных. Уточнение и расширение словаря по теме (медведь, волк, лиса, заяц, прыгать, бегать, рычать, выть, мохнатый, рыжий, серый, коричневый). Формирование обобщающего понятия дикие животные. Обучение составлению описательного рассказа о диком животном по образцу и данному плану. | Беседа о диких животных. Упражнение «Лиса и мышка». Игра «Кого не стало?» Игра «Рассели по домикам» Отгадывание загадок. |
2 неделя 09.12.2019 | Занятие 13. Начало зимы. Зимующие птицы. | Расширение и конкретизация представлений о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением зима, зимующие птицы уточнение и расширение словаря по теме. | Отгадывание загадок по теме. Беседа по картине «В зимнем парке». Рассматривание картины «У кормушки». Беседа по ней. Игра «У кормушки» Упражнение «Что лишнее?» Игра «Что перепутал художник?» | |
3 неделя 16.12.2019 | Занятие 14. Одежда. Обувь. Головные уборы. | Расширение и конкретизация представлений об одежде, обуви, головных уборах и их назначении, деталях, из которых они состоят; закрепление в речи существительного с обобщающим значением, уточнение и расширение словаря по теме. | Игра «В магазине». Игра «Четвертый лишний». Игра «Алешка». Игра «Что лишнее?» Беседа по сюжетной картинке «В раздевалке». | |
4 неделя 23.12.2019 | Занятие 15. Новый год. Зимние забавы. | Формирование представлений о новогоднем празднике. Уточнение и расширение словаря по теме (елка, подарок, Дед Мороз, Снегурочка, дарить, получать, петь, танцевать, украшать, лыжи, коньки, санки, кататься и т.д.) | Рассматривание картины «У елки». Беседа по ней. П\и «Снежная баба» Задание в тетради «Укрась елочку» | |
Январь | 1 неделя | КАНИКУЛЫ | ||
2 неделя | ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА | |||
3 неделя 13.01.2020 | Занятие 16. Воздушный, водный транспорт | Формирование представлений о транспорте и его назначении. Закрепление в пассивной речи существительного с обобщающим значением транспорт. Уточнение и расширение словаря по теме | Рассматривание картины «Транспорт». Беседа по ней. Игра «Отгадай загадки». Игра «Что лишнее?» Игра «Разрезные картинки» | |
4 неделя 20.01.2020 | Занятие 17. Наземный транспорт. | Формирование представлений о транспорте и его назначении. Закрепление в пассивной речи существительного с обобщающим значением транспорт. Уточнение и расширение словаря по теме. | Рассматривание картины «Транспорт». Беседа по ней. Игра «Что перепутал художник?» Игра «Отгадай загадки». Упражнение «Что здесь нарисовано?» Игра «Что лишнее?» | |
5 неделя 27.01.2020 | Занятие 18. Профессии. | Формирование представлений о необходимости и пользе труда взрослых. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением профессии. Уточнение и расширение словаря по теме. | Орг.момент «Профессии» Рассматривание картин «В магазине», «Почтальон» и беседа по ним. Игра «Подбери картинки». Игра «Отправь письмо». «Кому что нужно?» Отгадывание загадок. | |
Февраль | 1 неделя 03.02.2020 | Занятие 19. Дом и его части | Уточнять и расширять знания детей о доме и его частях. Уточнять и расширять знания о назначении комнат в квартире. Упражнять в образовании сложных прилагательных. Учить согласовывать существительные с прилагательными. Учить образовывать прилагательные от существительных. | Игра «Скажи ласково» Беседа о профессии «Строитель» Игра «Построим дом» (какой дом?) Игра «Покажем Маше комнаты» |
2 неделя 10.02.2020 | Занятие 20. Наш край. Наш город. | Расширение и уточнение представлений об окружающем мире. Формирование первичных представлений о родном крае, о достопримечательностях родного города. Расширение и уточнение словаря по теме «Наш край. Наш город.» | Организационный момент «Здравствуй». Рассматривание фотографий города и беседа по ним. Игра «Семейка слов». Разрезные картинки. Игра «Найди по описанию» | |
3 неделя 17.02.2020 | Занятие 21. День Защитника Отечества. Военные профессии. | Познакомить детей с военными профессиями (летчик, ракетчик, танкист, пограничник); учить составлять рассказ о защитниках Родины. | Орг.момент с мячом «Профессии», Беседа о празднике и его значении, «Кому что нужно?», Игра «Чей танк быстрее?» Составление рассказа. | |
4 неделя 24.02.2020 | Занятие 22. Наша улица. Правила дорожного движения. | Расширение и уточнение представлений об окружающем мире. Формирование первичных представлений об улицах, на которых живет каждый из детей группы, и об улице, на которой находится детский сад; формирование знаний о правилах дорожного движения. Расширение и уточнение словаря по теме «Наша улица. Правила дорожного движения» (светофор, переход, пешеход, водитель, переходить, переводить, соблюдать, красный, желтый, зеленый, опасный, дорожный, улица) | Рассматривание фотографий с изображением улиц города. Беседа об улице. Коллективное составление рассказа об улице, на которой находится детский сад. Рассматривание картины «На перекрестке» и беседа по ней. Игра «Можно и нельзя». | |
Март | 1 неделя 02.03.2020 | Занятие 23. Женский день. Моя семья. | Уточнение и активизация словаря по теме «Семья». Расширение представлений о важности семейных отношений и культуре праздника «8 марта». Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными). | Беседа по картине «Поздравляем маму». Беседа о профессиях мам. Упражнение «О ком стихи?» Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая». Упражнение «Что вы видите на картинке?» |
2 неделя 09.03.2020 | Занятие 24. Ранняя весна. Признаки весны. Перелетные птицы. | Обучение составлению рассказа по картине, обеспечение целостного восприятия картины. Формирование словаря по теме «Весна» (весна, солнышко, проталинка, мать-и-мачеха, ручеек, грач, гнездо, светить, таять, распускаться, строить, выводить, ранняя). Уточнение и расширение представлений о ранней весне и ее признаках. | Составление и распространение предложений о весне (с опорой на картинки). Беседа о первоцветах. Беседа по картине «Птицы прилетели». Игра «Подскажи словечко». Игра с мячом «Когда это бывает?» Игра «Кто лишний?» | |
3 неделя 16.03.2020 | Занятие 25. Инструменты. Орудия труда. Сельскохозяйственные работы. Бытовые электроприборы | Познакомить детей с орудиями труда и инструментами, из чего они сделаны и для чего они нужны. Упражнять в умении составлять рассказ по серии картин с помощью плана. | Игра «Отгадай загадку и найди ответ», Игра «Папины помощники», Игра «Чем похожи и чем отличаются?», Игра «Что делают этим инструментом?». Составление рассказа. | |
4 неделя 23.03.2020 | Занятие 26. Здоровье. Продукты питания | Рассказать детям, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Дать информацию о пользе витаминов. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением продукты. | Беседа «Для чего человеку необходима пища?» Игра «Магазин» (продуктовые отделы) Игра «Разложи продукты по прилавкам» Игра «Полезное и неполезное» | |
Апрель | 1 неделя 30.03.2020 | Занятие 27. Посуда | Расширение и конкретизация представлений о посуде, ее назначении, частей, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением посуда. Уточнение и расширение словаря по теме. | Игра «У белочки в гостях». Игра «Что изменилось?» Игра «Разбитая чашка». Игра «Что лишнее?» Игра «Чего не хватает?» |
2 неделя 06.04.2020 | Занятие 28. Планета Земля. Космос. | Формировать представление о понятиях планета, звезды, луна и солнце как о космических телах. Побуждать интерес к знанию окружающего мира. Активизировать словарь детей по теме. | Игра «Передай ток», Беседа по теме. Игра «Собери космический корабль», Игра «Лабиринт». Составление рассказа-описания о планете Земля. | |
3 неделя 13.04.2020 | Занятие 29. Насекомые. | Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых. Уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы). Формирование обобщающего понятия насекомые. Обучение составлению описательного рассказа о насекомом по образцу и данному плану. | Рассматривание предметных картинок с изображениями насекомых. Игра «Разрезные картинки» Игра «Бабочки» | |
4 неделя 20.04.2020 | Занятие 30. Рыбы. Обитатели водоемов. | Познакомить детей с рыбами, рассказать о внешнем виде рыб, их защитной окраске, повадках, местах обитания. Уточнение и расширение словаря по теме. Обучение составлению описательного рассказа о насекомом по образцу и данному плану. | Беседа по теме. Работа с предметными картинками. Загадки по теме. Составление рассказа. Игра «Чего не стало?», Игра «Найди тень», Игра «Посели в аквариум» | |
5 неделя 27.04.2020 | Занятие 31. РФ. День Победы. | Дать представление о празднике «День Победы» и его значении. Повторить называние и различие военной техники с опорой на картинки. | Беседа по теме. Чтение стихов. Игра «Что лишнее?» (праздники) «Выложить из палочек салют» | |
Май | 1 неделя 30.04.2020 | Занятие 32. Цветы. Цветущие деревья. | Рассказать детям о значении природы в жизни людей; учить отличать комнатные растения от садовых и луговых; дать представления о цветущих деревьях и их значении. | «Круглы стол» - где какие цветы растут? Чтение стихов о цветах. Игра «Подбери слово», «Найди цветок», Игра «На лугу» |
2 неделя 06.05.2020 | Занятие 33. Поздняя весна. Лето. | Расширение и уточнение естественнонаучных представлений, знаний о смене времен года, о лете и его приметах. Расширение и уточнение словаря по теме «Лето» | Рассматривание картины «В песочнице» и беседа по ней. Составление рассказа по картине. Игра «Собери картинку», Игра «Когда это бывает?», Игра «Что лишнее?» | |
3- 5 неделя | Итоговое обследование освоения программы. |
Литература: Нищева Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР.»— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Новые подходы к ознакомлению с окружающим миром и развитие речи детей в разновозрастной группе"
Дети продолжают знакомство с домашними животными, учатся пониматьречь взрослого и реагировать на неё, развивают речевую активность....
Консультация для родителей и воспитателей на тему- "Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей дошкольного возраста".
Консультация для родителей и воспитателей...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕМ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
материал содержит краткое содержание занятий по ознаколению с окружающем и развитию элеентарных матеатических представлений на год для старшей группы сЗПР...
Конспект совместной организованной деятельности воспитателя с детьми по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Строим дорожку» Первая младшая группа
методическая разработка...
Презентация по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей старшей группы по теме «В гости к бабушке Матрёне»
Презентация по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей старшей группы по теме «В гости к бабушке Матрёне»...
Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей с ЗПР. Старшая группа. 2019-2020
Перспективное планирование в соответствии АООП...
Конспект совместной деятельности родителей и детей по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей первой младшей группы На тему: «Праздник на нашей улице"
Задачи: Дать элементарные знания ребенку о празднике «День Победы», о том,активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Оборудование: подборка карти...