Конспект опытно - экспериментального занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Плиско Ксения Михайловна

Познавательное развитие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе

 Тема: «Вода, какая она?»

Образовательная область: познавательная

Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель: расширить представление детей о воде и её свойствах через познавательно -  исследовательскую деятельность. Познакомить детей с разными состояниями воды: твёрдым и газообразным (лёд, пар).

Задачи:

Образовательные: закреплять  знания о свойствах воды: прозрачная, без запаха и вкуса, не имеет формы; формировать представления о том, что вода бывает жидкой, твёрдой, превращается в пар; устанавливать причинно следственные связи, соблюдать необходимые меры безопасности.

Развивающие: развивать: связную речь, умение формулировать ответ,  умение анализировать, умение делать выводы.

Воспитательные: воспитывать любознательность,  желание экспериментировать.

          Оборудование и материалы: глобус, интерактивная панель, фартуки, презентация, материалы для проведения опытов : сосуды различной формы, вода, пластиковые стаканы, ракушка, камни, шарик пластиковый, металлическая ложка, пластиковый кристалл, монета, лимон, чеснок, термос с кипятком, стекло, лёд, эмблемы.

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1

Вводная часть

Воспитатель: Станем рядышком, по кругу, скажем Здравствуйте! Друг другу.

Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

(показываю детям глобус) Ребята посмотрите, что  меня, это глобус – уменьшенная модель земли. Давайте рассмотрим его.

Земля какая?

Посмотрите на ней очень много синего цвета, как вы думаете, что это? Правильно, это вода, она покрывает 70 % земного шара, а вы знали, что человек на 70 % тоже состоит из воды(слайд 1)

Вода – это жидкость, она может течь, где её можно встретить (слайд 2)?

Послушайте какое красивое стихотворение написала Наталья Рыжова (читаю стихотворение слайд 3)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает.

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся.

Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли что вода

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею Вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Воспитатель: Ребята, вы согласны с тем, что написано в стихотворении?

Скажите, а кому нужна вода?  

Правильно, вода нужна животным, растения, насекомым, человеку (слайд 4). А для чего вода нужна человеку (слайд 5)? Как вы думаете, что станет если вода на земле исчезнет (слайд 6).  Да, ведь вода очень необходима для всего живого на земле.

Дети стоят в кругу

Дети здороваются

 

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

2

Основная часть

Воспитатель: Ребята, у воды есть свои свойства, а какие, мы скоро узнаем. Я предлагаю вам сегодня стать исследователями. Все исследователи занимаются опытами и экспериментами.  Но прежде чем приступить к работе, давайте наденем фартуки и вспомним, как нужно вести себя во время проведения опытов:

  - не шуметь

- внимательно следить за результатами опыта.

- закончив наблюдения сделать выводы

- аккуратно пользоваться емкостями с водой, чтобы не разбить их

И так приступим к нашим опытам.

Опыт № 1 «Какой формы вода?» (слайд 7)

Задачи: определить с детьми имеет ли вода форму. Подвести детей к выводу, что вода имеет форму сосуда, в который её налили.

Воспитатель: Давайте пройдём за первый стол. Ребята перед вами сосуды, назовите какой формы у каждого из вас сосуды. Скажите, а они могут изменить форму?

А как вы думаете какая форма у воды? Давайте  проверим. Для этого возьмите стаканчики с водой и налейте в ваши сосуды. Что произошло?

Вода приняла форму сосуда. Какой вывод можно сделать?

Вывод: вода не имеет формы, она жидкая, может течь и принимает форму того сосуда, в котором находится.

Опыт №2 «Имеет ли вода цвет?» (слайд 8)

Задачи: определить с детьми цвет воды, подвести к выводу, что вода бесцветная – прозрачная.

Воспитатель: Ребята перед вами на тарелочке лежат предметы, возьмите любой понравившийся предмет и опустите его в ваш сосуд. Вы видите их?

Я возьму стакан с молоком и опущу в него камень, вы видите его?

Какой вывод мы сделаем?

Вывод: вода не имеет цвета – она прозрачная, поэтому предметы в ней видны.

Опыт №3 «»Есть ли у воды запах?» (слайд 9)

Задачи:  определить есть ли у воды запах, подвести к выводу, что вода не имеет запаха, но приобретает запах растворённых в ней веществ.

Воспитатель: Ребята, давайте пройдём к следующему столу. Перед вами стаканчики с водой, давайте понюхаем её,  чем она пахнет.

А теперь отвернитесь и закройте глаза (добавляю в воду лимон и чеснок).

Можете повернуться и снова понюхать воду, чем она теперь пахнет.

Вывод: вода не имеет запаха, но если в ней растворить некоторые вещества, в нашем случае лимон и чеснок, то вода приобретает их запах.

Воспитатель: Ребята,  вы узнали, вода – это жидкость, не имеет формы, цвета и запаха (слайд 10). Я хочу вас познакомить с такими состояниями воды как твёрдое и газообразное.

Опыт №5 «Лёд – твёрдая вода»

(предлагаю детям вытянуть одну руку и закрыть глаза, провожу по руку каждого ребёнка кусочком льда)

Что вы почувствовали? Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?

Предлагаю вам взять льдинки и посмотреть, что с ним будет происходить.

Так что же такое лёд? Лёд твёрдый или мягкий?

Вывод: Лёд – это вода, которая замерзает при низкой температуре (слайд11), когда лёд тает, он снова превращается в воду (слайд12)

Возьмите салфеточки и вытрите руки.

Воспитатель: для следующего опыта давайте пройдём к моему столу.

Вода бывает холодной, тёплой и горячей. Сильно, сильно горячая вода – кипяток. Я вскипятила заранее воду и налила её в термос – это специальный сосуд, который помогает сохранить продукты разной температуры. Давайте вспомним правило обращения с кипятком.

Сейчас я открою его (открываю термос), что вы видите?

Чтобы лучше было видно, положу сверху стекло. Что происходит со стеклом?

(снимаю стекло с термоса, на стекле капельки)  Что на появилось на стекле?

Когда вода нагревается, маленькие капельки воды становятся легкими и поднимаются вверх, образуется пар. Маленькие капельки притягиваются друг к другу и соединяются в большие капли (слайд 13).

Вывод: Пар - это тоже вода.

Ребята: запомните, пожалуйста, что пар очень горячий, он может обжечь, поэтому нельзя подходить к чайнику или кастрюле, в которых кипит вода (слайд 14)

Дети соглашаются

 

Ответы детей.

Дети подходят к столу с опытами.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети делают вывод

Дети опускают предметы в сосуд

Ответы детей

Дети: вода прозрачная, а молоко нет

Дети подходят к столу

Дети нюхают воду, отвечают чем пахнет

Дети отворачиваются и закрывают глаза

Поворачиваются, нюхают воду,  по очереди говорят чем пахнет вода в их стаканах, делают вывод

Ответ детей

Дети закрывают глаза, протягивают  руку вперёд

Ответы детей.

Дети: лёд тает, превращается в воду

Ответы детей

Дети вытирают руки

Дети подходят к столу

Ответы детей

Ответы детей

Дети: оно запотело

Дети: капельки воды

3

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, чем мы занимались? Какие свойства имеет вода? Какие три состояния воды?

Молодцы, на этом наше занятие окончено. Вы много нового узнали сегодня, своими опытами вы можете поделиться  со своими друзьями и близкими. Ещё я вам хочу подарить вот такие медальки «Юные исследователи». Спасибо, давайте скажем до свидания.

Дети: проводили опыты.

вода не имеет формы, цвета, запаха.

Жидкое, твёрдое, газообразное.

Дети прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Где прячется крахмал»(Открытое занятие)

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Где прячется крахмал»Открытое занятие.Тема: Где прячется крахмалЦель: Способствовать расширению знаний детей о происхождении крахмала и е...

Конспект опытно-экспериментального занятия в старшей группе "Удивительная соль"

Конспект опытно-экспериментального занятия в старшей группе "Удивительная соль"...

Конспект Интегрированного опытно-экспериментального занятия "Зайчик - Любознайчик"

Цель: познакомить   детей с физическими явлениями, расширить представление о магните, электричестве и рычагах. Задачи: Учить взаимодействовать с предметами, с целью обследования о...

Конспект опытно-экспериментального занятия в старшей группе «Знакомство со свойствами резины»

Конспект   опытно-экспериментального занятия в старшей группе«Знакомство со свойствами резины»...