Конспект опытно - экспериментального занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Познавательное развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_opytno-_eksperimentalnaya_deyatelnost.docx | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе
Тема: «Вода, какая она?»
Образовательная область: познавательная
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Цель: расширить представление детей о воде и её свойствах через познавательно - исследовательскую деятельность. Познакомить детей с разными состояниями воды: твёрдым и газообразным (лёд, пар).
Задачи:
Образовательные: закреплять знания о свойствах воды: прозрачная, без запаха и вкуса, не имеет формы; формировать представления о том, что вода бывает жидкой, твёрдой, превращается в пар; устанавливать причинно следственные связи, соблюдать необходимые меры безопасности.
Развивающие: развивать: связную речь, умение формулировать ответ, умение анализировать, умение делать выводы.
Воспитательные: воспитывать любознательность, желание экспериментировать.
Оборудование и материалы: глобус, интерактивная панель, фартуки, презентация, материалы для проведения опытов : сосуды различной формы, вода, пластиковые стаканы, ракушка, камни, шарик пластиковый, металлическая ложка, пластиковый кристалл, монета, лимон, чеснок, термос с кипятком, стекло, лёд, эмблемы.
№ | Этапы занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1 | Вводная часть | Воспитатель: Станем рядышком, по кругу, скажем Здравствуйте! Друг другу. Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся. (показываю детям глобус) Ребята посмотрите, что меня, это глобус – уменьшенная модель земли. Давайте рассмотрим его. Земля какая? Посмотрите на ней очень много синего цвета, как вы думаете, что это? Правильно, это вода, она покрывает 70 % земного шара, а вы знали, что человек на 70 % тоже состоит из воды(слайд 1) Вода – это жидкость, она может течь, где её можно встретить (слайд 2)? Послушайте какое красивое стихотворение написала Наталья Рыжова (читаю стихотворение слайд 3) Вы слыхали о воде? Говорят она везде. В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает. В лес туманом заползает, Ледником в горах зовётся. Лентой серебристой вьётся. Мы привыкли что вода Наша спутница всегда! Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться, Смею Вам я доложить: Без нее нам не прожить. Воспитатель: Ребята, вы согласны с тем, что написано в стихотворении? Скажите, а кому нужна вода? Правильно, вода нужна животным, растения, насекомым, человеку (слайд 4). А для чего вода нужна человеку (слайд 5)? Как вы думаете, что станет если вода на земле исчезнет (слайд 6). Да, ведь вода очень необходима для всего живого на земле. | Дети стоят в кругу Дети здороваются
Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей |
2 | Основная часть | Воспитатель: Ребята, у воды есть свои свойства, а какие, мы скоро узнаем. Я предлагаю вам сегодня стать исследователями. Все исследователи занимаются опытами и экспериментами. Но прежде чем приступить к работе, давайте наденем фартуки и вспомним, как нужно вести себя во время проведения опытов: - не шуметь - внимательно следить за результатами опыта. - закончив наблюдения сделать выводы - аккуратно пользоваться емкостями с водой, чтобы не разбить их И так приступим к нашим опытам. Опыт № 1 «Какой формы вода?» (слайд 7) Задачи: определить с детьми имеет ли вода форму. Подвести детей к выводу, что вода имеет форму сосуда, в который её налили. Воспитатель: Давайте пройдём за первый стол. Ребята перед вами сосуды, назовите какой формы у каждого из вас сосуды. Скажите, а они могут изменить форму? А как вы думаете какая форма у воды? Давайте проверим. Для этого возьмите стаканчики с водой и налейте в ваши сосуды. Что произошло? Вода приняла форму сосуда. Какой вывод можно сделать? Вывод: вода не имеет формы, она жидкая, может течь и принимает форму того сосуда, в котором находится. Опыт №2 «Имеет ли вода цвет?» (слайд 8) Задачи: определить с детьми цвет воды, подвести к выводу, что вода бесцветная – прозрачная. Воспитатель: Ребята перед вами на тарелочке лежат предметы, возьмите любой понравившийся предмет и опустите его в ваш сосуд. Вы видите их? Я возьму стакан с молоком и опущу в него камень, вы видите его? Какой вывод мы сделаем? Вывод: вода не имеет цвета – она прозрачная, поэтому предметы в ней видны. Опыт №3 «»Есть ли у воды запах?» (слайд 9) Задачи: определить есть ли у воды запах, подвести к выводу, что вода не имеет запаха, но приобретает запах растворённых в ней веществ. Воспитатель: Ребята, давайте пройдём к следующему столу. Перед вами стаканчики с водой, давайте понюхаем её, чем она пахнет. А теперь отвернитесь и закройте глаза (добавляю в воду лимон и чеснок). Можете повернуться и снова понюхать воду, чем она теперь пахнет. Вывод: вода не имеет запаха, но если в ней растворить некоторые вещества, в нашем случае лимон и чеснок, то вода приобретает их запах. Воспитатель: Ребята, вы узнали, вода – это жидкость, не имеет формы, цвета и запаха (слайд 10). Я хочу вас познакомить с такими состояниями воды как твёрдое и газообразное. Опыт №5 «Лёд – твёрдая вода» (предлагаю детям вытянуть одну руку и закрыть глаза, провожу по руку каждого ребёнка кусочком льда) Что вы почувствовали? Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке? Предлагаю вам взять льдинки и посмотреть, что с ним будет происходить. Так что же такое лёд? Лёд твёрдый или мягкий? Вывод: Лёд – это вода, которая замерзает при низкой температуре (слайд11), когда лёд тает, он снова превращается в воду (слайд12) Возьмите салфеточки и вытрите руки. Воспитатель: для следующего опыта давайте пройдём к моему столу. Вода бывает холодной, тёплой и горячей. Сильно, сильно горячая вода – кипяток. Я вскипятила заранее воду и налила её в термос – это специальный сосуд, который помогает сохранить продукты разной температуры. Давайте вспомним правило обращения с кипятком. Сейчас я открою его (открываю термос), что вы видите? Чтобы лучше было видно, положу сверху стекло. Что происходит со стеклом? (снимаю стекло с термоса, на стекле капельки) Что на появилось на стекле? Когда вода нагревается, маленькие капельки воды становятся легкими и поднимаются вверх, образуется пар. Маленькие капельки притягиваются друг к другу и соединяются в большие капли (слайд 13). Вывод: Пар - это тоже вода. Ребята: запомните, пожалуйста, что пар очень горячий, он может обжечь, поэтому нельзя подходить к чайнику или кастрюле, в которых кипит вода (слайд 14) | Дети соглашаются
Ответы детей. Дети подходят к столу с опытами. Ответы детей Ответы детей Ответы детей Дети делают вывод Дети опускают предметы в сосуд Ответы детей Дети: вода прозрачная, а молоко нет Дети подходят к столу Дети нюхают воду, отвечают чем пахнет Дети отворачиваются и закрывают глаза Поворачиваются, нюхают воду, по очереди говорят чем пахнет вода в их стаканах, делают вывод Ответ детей Дети закрывают глаза, протягивают руку вперёд Ответы детей. Дети: лёд тает, превращается в воду Ответы детей Дети вытирают руки Дети подходят к столу Ответы детей Ответы детей Дети: оно запотело Дети: капельки воды |
3 | Заключительная часть | Воспитатель: Ребята, чем мы занимались? Какие свойства имеет вода? Какие три состояния воды? Молодцы, на этом наше занятие окончено. Вы много нового узнали сегодня, своими опытами вы можете поделиться со своими друзьями и близкими. Ещё я вам хочу подарить вот такие медальки «Юные исследователи». Спасибо, давайте скажем до свидания. | Дети: проводили опыты. вода не имеет формы, цвета, запаха. Жидкое, твёрдое, газообразное. Дети прощаются. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Где прячется крахмал»(Открытое занятие)
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Где прячется крахмал»Открытое занятие.Тема: Где прячется крахмалЦель: Способствовать расширению знаний детей о происхождении крахмала и е...
Конспект опытно-экспериментального занятия в старшей группе "Удивительная соль"
Конспект опытно-экспериментального занятия в старшей группе "Удивительная соль"...
Конспект опытно - экспериментального занятия для детей подготовительной группы по теме «Вода»
Опыты с водой в подготовительной группе...
Конспект Интегрированного опытно-экспериментального занятия "Зайчик - Любознайчик"
Цель: познакомить детей с физическими явлениями, расширить представление о магните, электричестве и рычагах. Задачи: Учить взаимодействовать с предметами, с целью обследования о...
Конспект опытно-экспериментального занятия "Посадка лука" во второй младшей группе №13 «Пчелка»
Тема занятия: «Посадка лука»...
Конспект опытно-экспериментального занятия в старшей группе «Знакомство со свойствами резины»
Конспект опытно-экспериментального занятия в старшей группе«Знакомство со свойствами резины»...