Конспект опытно-экспериментального занятия в старшей группе «Знакомство со свойствами резины»
план-конспект занятия (старшая группа)

Легченко Надежда Владимировна

Конспект   опытно-экспериментального занятия в старшей группе

«Знакомство со свойствами резины»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperem_na_6.12.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект   опытно-экспериментального занятия в старшей группе

«Знакомство со свойствами резины»

Цель: формирование у детей представлений о резине.

Задачи:

Обучающие :

- Дать представление о деревьях, дающих каучук, о способах его добычи людьми,  о резине и ее свойствах (растягивается, водонепроницаемая, эластичная, прочная, окрашивается), находить резиновые предметы в ближайшем окружении.

-  Формировать умение выделять признаки предмета;

-  Делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности.

Развивающие:

 – Развивать в детях интерес к поисково-познавательной деятельности;

 - Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность;

- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между материалом и предметом;

- Активизировать речь  детей, обогащать словарный запас словами

( материал, упругая, прочная, водонепроницаемая, каучук, гевея).

Воспитательные :

- Воспитывать умение выслушать товарища;

- Воспитывать дружеские взаимоотношения;

- Воспитывать уважение к труду взрослых.

Безопасность: аккуратное обращение со стеклянной посудой, шариками, при надувании или игре шарик может лопнуть.

Интеграция образовательных областей :

- Речевое развитие;

- познавательное ;

- социально-коммуникативное;

- музыкальное.

  Оборудование  : изделия из резины: шарик, резиновые перчатки, резинка для волос, лейка с водой, чашка, ватман, карточки-рисунки с изображением различного состояния резины.

Ход НОД

  1. Организационный момент.

 Игра -  приветствие (для создания психологического настроя на занятие); дидактическая игра «Волшебный мешочек» (закрепление знаний о материалах).

Виды деятельности: игровая, речевая, приглашение к деятельности.

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг,        

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

И скажем: «Доброе утро!»

 -  Ребята, посмотрите сколько предметов нас окружают в группе и все они сделаны  из разных материалов.

-Давайте вспомним какие бывают материалы, а для этого мы поиграем в игру «Волшебный мешочек». Надо из мешочка достать предмет, сказать из чего он сделан.  

-  Ребята, скажите, а предметы сделанные из дерева, какие они ( Деревянные!)

- Из пластмассы?  ( Пластмассовые!)

- Из стекла? ( Стеклянные!)

2. Введение в тему.

загадки, рассказ, физминутка.

 - У меня в руках  поднос, на нем лежат предметы,  которые сделанные из одного материала. А для того чтобы узнать из какого, вы должны разгадать загадки!

  1. Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок,

А он сорвался с поводка

И улетел за облака.(Шарик)

  1. Он упрямый и пузатый,

Больно бьют его ребята,

От чего беднягу бьют?

От того что он надут.  (Мячик)

- Молодцы, загадки вы отгадали, а теперь скажите из какого материала  сделаны шарик и мячик? ( Из резины!)

- А вы знаете из чего делают резину?  (нет)

Резина – это всем знакомый, широко распространенный материал. Резину  раньше получали из сока дерева Гевея, этот сок называется каучук. Растет это дерево в Южной Америке. Из резины изготовляют шины для автомобилей, велосипедов, воздушные шары, шланги для воды, резинки в вашей одежде, ластики и многое другое.

Изменяя технологию и применяя различные добавки, можно получить резину с различными свойствами.

Физминутка:                   

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку  

Надуваем быстро шарик (сели).

Он становится большой. (встали, руки подняли через стороны вверх).

Вдруг шарик сдулся, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой. (сели)

Надувайся шарик больше (маршируем).

Лучше щечки раздувай!

Поиграй ты снами дальше, (прыжки).

Ты попрыгай, полетай (кружимся).

  1. Основная часть.  Опыты, эксперименты.

Познавательно-исследовательская: (наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов наблюдений, опытов, трудовые поручения).

- Ребята, а как вы думаете, какими свойствами обладает резина? (ответы детей)

- Для того чтобы узнать какие свойства имеет резина, мы свами проведем опыты. Для этого давайте пройдем за столы.

- При проведении опытов и экспериментов необходима аккуратность.

Предлагаю детям  надуть шарики.

- Что произошло с вашими шариками?

 ( Они надулись!)

- Как вы думаете, что внутри шарика? (воздух).

- А если внутри шарика воздух, как можно назвать шарик? (Воздушный).

Проведем опыт:  опустим в воду различные резиновые предметы. Что сними произошло? (Одни утонули, другие нет).

-   Как вы думаете, почему? ( Не тонут те предметы, внутри которых воздух).

 -Да, резина удерживает воздух, она не пропускает, вот почему наши шарики не сдуваются.

  1. - А сейчас, я попрошу Лизу мне помочь. Мы сейчас возьмем лейку и нальем в шарик воду.

(Наливаем в шарик воду).

 -  Что произошло с шариком?  ( Шарик надулся, растянулся!)

 -   Первое свойство   – резина растягивается.

Давайте посмотрим на карточки и найдем  нужную карточку и прикрепим на нашу таблицу.   (Дети находят карточку с изображением второго опыта, помещаем на ватман и проговариваем  первое свойство – резина растягивается.)

  1. - Для следующего опыта нам понадобиться тарелочки с водой и резиновые перчатки. А где можно взять перчатки? (в уголке экспериментирования). Дежурные раздайте перчатки для эксперимента. (дежурные берут в уголке экспериментирования перчатки и раздают детям).

- Предлагаю детям надеть перчатку и опустить руку в воду. Снимите перчатки. Какими остались ваши руки? (сухими).

- Почему? (не пропускает воду).

Значит второе свойство – это водонепроницаемость.

 (Дети находят карточку с изображением третьего опыта, помещаем на ватман и проговариваем   третье свойство – это водонепроницаемость.)

3  - Дети, посмотрите, что у меня в руках? (резинка для волос! )

(Одеваю резинку на голову ребенку). Посмотрите как резинка легко растягивается, перекручивается, какая она эластичная. Значит какое третье свойство?  ( Эластичность!)

Дети находят карточку с изображением третьего опыта, помещаем на ватман и проговариваем   третье свойство – эластичность!

  1.  Молодцы! Ребята, посмотрите , у вас на столах лежат резиновые полоски, попробуйте растянуть их. Что мы можем наблюдать? (она не рвется!)

-  Как вы думаете, почему? (Она прочная!)

 Вот еще узнали об одном свойстве резины – она прочная.

Дети находят карточку с изображением третьего опыта, помещаем на ватман и проговариваем   четвертое свойство –  прочная.

  1. - Посмотрите на резиновые изделия одного ли они цвета? (Нет!)

 - Следующее свойство резины – резина окрашивается.

(Дети находят карточку с изображением третьего опыта, помещаем на ватман и проговариваем    пятое свойство – окрашивается.)

  1.  -  А хотите, я открою вам секрет? У резины есть враги! Это – острые предметы. Вы догадались? Назовите их. (Дети дают варианты ответов)

Сама протыкаю шарик иголкой, шарик лопается!

- И последнее свойство резины – это резина рвется.

(Дети находят карточку с изображением   опыта, помещаем на ватман и проговариваем   шестое свойство – рвется.)

4. Заключительная часть

Методы и приемы:  Коммуникативная  ( игры с правилами).

  -   Дети, есть ли у нас в группе предметы сделанные из резины?  (  Да!)

 -  А давайте их найдем!

Дети находят и приносят, показывают и называют предметы.

- Давайте, дети поиграем!

Игра с мячом

«Назови резиновый предмет».

(Бросаю мяч ребенку, он называет предмет сделанный из резины).

 - Ребята, давайте все посмотрим на результаты наших опытов и еще раз назовем все свойства резины.

      ( Дети используя мнемотаблицу называют : растягивается, эластичная, водонепроницаемая, прочная, окрашивается, рвется)

 - Молодцы, ребята,  вы сегодня были  хорошими  исследователями.   Я вам даю шарики, которые можете сами надуть и поиграть ими! Играйте с ними аккуратно, чтобы они не лопнули (включаю музыку, дети играют с воздушными шариками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы «Знакомство со свойствами воды»

Самоанализопытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы«Знакомство со свойствами воды»...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный песок» старшая группа № 12 «Лучики»

Познать неизведанное, самостоятельно провести опыт, что может быть лучше для любопытного дошколенка....

конспект интегрированного занятия в старшей группе "Знакомство со свойствами бумаги. Новогодний подарок для птиц"

занятие построенно на эсксперементально-исследовательной деятельности детей и аппликации нетрадиионными способами...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе: " Знакомство со свойствами воздуха".

Дети вместе с Незнайкой в увлекательной форме  проводят простые опыты и эксперименты, знакомятся со свойствами воздуха и делают выводы.Также открывают новый  необычный способ рисования: кляк...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Мы изучаем свет"

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получ...

Конспект опытно-экспериментального интегрированного занятия в старшей группе «Удивительная соль»

познакомить детей с основными свойствами, видами, формами соли;учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с солью;научить использовать соль, как средство для творч...