Цель: закрепить полученные ранее детьми знания об осени. Задачи: Познавательная - создать условия для закрепления и упорядочения накопленных детьми представлений об осени. Развивающая - создать условия для развития у детей умений устанавливать связи между природными явлениями; обогащения словарного запаса детей; формирования образных представлений, развития мышления; создать условия для развития творческих способностей через использование нетрадиционных методов рисования. Воспитательная - способствовать воспитанию у детей любви к природе, народной культуре, уважения к взрослому и сверстникам.
Ход занятия. Воспит.: Дети, сегодня мы с вами ещё раз поговорим об осени. В. Послушайте, ребята, о каком времени года я вам прочитаю стихотворение? Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмуриться, если дождик льётся, Это время года, как у нас зовётся? Дети: (ответы) " Воспит. Правильно. Ребята, а какие приметы осени вы знаете? Дети: (ответы) Воспит. Сейчас поиграем в игру «Угадай примету». Я буду называть приметы или действия, а вы, хлопните в ладоши, если это говориться об осени или делают это осенью. Покатаюсь я на лыжах, разноцветные листья на деревьях, птицы стали гнёзда вить, загораю на песке и купаюсь в речке, птипы улетают на юг, дети Новый год встречают, листья жёлтые летят, в санках мчусь я по горе. Воспит. Молодцы. Вы точно хлопали, когда я говорила об осени. Вам нравится осень? А почему? Чем вам нравится осень? За что вы любите осень? Дети: (ответы)
Воспит.: Из того, что вы сказали, давайте мы с вами назовем самые слова, которые говорят о том, какая может быть осень. Дети: (дождливая, хмурая, пасмурная, печальная, золотая, разноцветная..,) Воспит.- Давным - давно люди замечали особенности осени. Мы с вами много народных примет называли об осени. Сейчас некоторые вспомним. Вот одна из них: - Весна красна, да голодна - осень дождлива, да сытна. Как вы думаете, почему так говорят? Дети: (ответы). Воспит. Ребята, осенью в садах и огородах созревает урожай фруктов и овощей. Я вам предлагаю поиграть - давайте пойдём и соберём урожай (читаю рифмовку и одновременно со словами выполняем движения). Мы пойдём в огород, (шагают на месте) Много там всего растёт: (разводят руками) Огурцы сорвём мы с грядки, (наклоны вперёд) Помидоры с кожей гладкой, (поднимают руки кверху) Толстая репка засела в землю крепко, (руки на пояс, качаются вправо, влево) Дёргай, дёргай из земли, Всё собрали, посмотри! (имитируют движения - тянут репку,разводят руками). Воспит. Вот наш сад-огород, только не знаю, что в нём растёт? Давайте отгадаем загадки и узнаем, что здесь растёт. - Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь) - Развалились в беспорядке на своей перине-грядке Сто зелёных медвежат, с сосками во рту лежат Беспрерывно сок сосут и растут. (Огурцы) -Вкусное и сладкое, я расту на ветке,любят меня взрослые, любят меня детки. (Яблоко) - Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста) -Этот фрукт на вкус хорош, он на лампочку похож. (Груша) - Я вырос на грядке, характер мой гадкий: Куда ни приду, всех до слёз доведу. (Лук) Воспит. Замечательный урожай подарила нам осень. А теперь в лес осенний, на прогулку Приглашаю вас пойти. По дорожкам, по тропинкам По лесу гулять пойдем. Может быть в лесу осеннем Мы кого-нибудь найдём? (Дети встают и шагают на месте). - Послушайте, ребята, кто это говорит ? Игра «Отгадай, кто это о себе говорит?» (Детям предлагается послушать магнитофонную запись о том, что рассказывают о себе звери в осенний период).
1.Пора мне, линять, пора мне шубку поменять. Зимой быть серым не могу — меня заметно на снегу. В. Кто это? Дети: зайчик. В. Как вы догадались? Дети отвечают (потому, что зайчик осенью меняет шубку). (Следующее задание проводиться аналогично.) 2.-А я спешу, спешу, спешу, я на сучках грибы сушу. Орешков делаю запас, вот так стараюсь. В добрый час! 3.-В берлогу скоро лягу спать, за осенью зима опять. Пусть мне во сне присниться мёд, проснусь, когда весна придёт. 4.-Я тоже буду спать, как мишка. Я поохотился за лето: грибы искал, мышей ловил, мне нужно отдохнуть за это. Устал я, выбился из сил, сучков себе я принесу, квартиру сделаю в лесу, проснусь - пойду встречать весну. Опять охотиться начну. Воспит. Какие молодцы, правильно узнали всех зверей по тому, как они готовятся к зиме осенью. Дети, мы поговорили о том, как встречали осень природа и животные. Сейчас мне бы хотелось узнать о том, чем люди занимаются осенью. Предлагаю вам поиграть в игру. Игра называется «Угадай, что я делаю». Но есть одно правило, которое необходимо соблюдать. Действия нужно показывать, характерные для действий людней осенью. Сначала я буду водящей - показываю вам, что я делаю осенью, а вы отгадываете. (Выбор водящего при помощи листочка - кто показал действие, передаёт листочек другому). Игра « Отгадай, что я делаю?»- начинаю сама, затем предлагаю детям, дети показывают жестами различные действия, а другие - отгадывают. Воспит. Молодцы, всё, что делает человек осенью вы показали правильно. В старину в деревнях когда собрали весь урожай и всё было готово к зиме - люди могли отдохнуть, заняться своим интересным делом. Они приходили друг к другу в гости, пели русские песни, пили чай из самоваров, а женщины шили, вышивали. Давайте мы с вами попробуем, как в старину заняться любимым делом украсим осенними листочками салфетки, мы с вами любим заниматься этим рукоделием. А в это время мы будем слушать русские народные песни. Дети проходят за столы и украшают платочки, нанося узор штампами. (Во время работы, включаю звукозапись русская народная песня). В. -Какие чудесные узоры на платочках. Для кого вы приготовили эти платочки? У нас сегодня много гостей, может быть кто-нибудь хочет подарить свой платочек гостям? Воспит.: Ну что ж. Сегодня мы вспомнили всё об осени, очень прекрасной и замечательной поре. Вы видите, что уже зима постучалась к нам в окно. Но нам очень жаль расставаться с золотой осенью и я думаю, что она нам не откажет в последней нашей встрече, если мы её пригласим. Давайте позовём её. -Осень, осень, в гости просим! Воспит.: А вот и Осень (под музыку входит Осень - воспитатель). Осень. -Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас, а вы рады? Вы сегодня обо мне говорили. Дети: Да. Воспит.Осень: А чем же я вам нравлюсь? За что вы меня любите? Дети: (ответы) Осень: Мне очень приятно это слышать. Я тоже вас очень люблю, что вы умные, послушные, добрые, гостеприимные. Принесла я вам подарочки и зашла попрощаться, пора мне на покой, теперь пришло время Зимы. - «От осени к лету повороту нету». (Дети прощаются с Осенью). |