Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе на тему: « Птицы наши друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Закрепить знания о зимующих птицах. Уточнить особенности внешнего строения, обратить внимание на красоту птиц;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе на тему: « Птицы наши друзья»
Программные задачи:
Образовательные:
• Закрепить знания о зимующих птицах
• Уточнить особенности внешнего строения, обратить внимание на красоту птиц;
Развивающие:
• продолжать активизировать познавательные способности детей, используя элементы экспериментирования, дать знания о пуховых и маховых перьях и их значении; развивать связную речь, логическое мышление;
Воспитательные: воспитывать у детей любовь к пернатым, желание ухаживать и беречь птиц.
Предварительная работа:
Рассматривание птиц, прилетающих на участок; В. Бианки «Синичкин календарь»; загадки.
Оборудование:
Грамзапись с голосами птиц, иллюстрации – картинки «птицы», кормушка, клетка с попугаем, перья (пуховые, маховые).
Методы:
наглядный, практический, словесный, игровой.
Приемы:
Наблюдение в природе, рассматривание картинок-иллюстраций, рассказ воспитателя, эксперимент с перьями.
Ход НОД
I. Организационный момент:
Воспитатель: Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро! Доброе утро
Солнцу и птицам! Доброе утро!
Приветливым лицам! И каждый становится
Добрым, доверчивым! Доброе утро длится до вечера!
- Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Начинаем наше занятие, а о чём, или о ком оно будет, мы сейчас узнаем. (кормушка накрыта салфеткой)
Отгадайте загадку.
Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.
Дети: Кормушка
Воспитатель показывает кормушку.
Воспитатель: Вот какая столовая открылась у нас, посмотрите, ребята! А для кого эта кормушка? (Ответы детей) .
Воспитатель: Правильно, ребята, для зимующих птиц. А почему их назвали зимующие?
Дети: «Зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой.
Воспитатель: Правильно. Итак, сегодня мы продолжаем знакомиться с зимующими птицами.
Сегодня зимующие птицы прилетели к нам в гости. Как же зовут нашего первого гостя? (прослушивание аудиозаписи)
Отгадайте загадку:
1. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Воспитатель:– это снегирь. (Показ картинки)
Снегири очень красивые птицы.
Ребёнок 1: Снегири-очень яркие, красивые птички. Снегирь-это лесная птица. В городе летом их не встретишь, зимой, с первым снегом, они прилетают к жилищу людей, поэтому их и назвали «снегири». Стаи снегирей перелетают с места на место в поисках корма, поэтому их ещё называют кочующими птицами. Снегири питаются почками, ягодами, семенами растений. Любимое их лакомство-ягоды рябины.
Воспитатель: Второй наш гость. (аудиозапись)
Слушаем загадку:
На кормушку к нам зимой
Прилетает птица
С жёлтой грудкой пуховой –
Шустрая (Синица)
(Показ картинки с изображением синицы )
Опишет эту птичку ребёнок 2 :
Синички, очень подвижные и ловкие птички. Они то и дело перелетают с места на место и редко сидят на одном месте. Синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки.
А сейчас я предлагаю вам сделать физкультминутку и отдохнуть.
Физкультминутка.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится (дети шагают на месте)
Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем)
Завертелась, как волчок (повороты вправо-влево) .
Вот присела на минутку, (присаживаемся на корточки)
Почесала клювом грудку (дети показывают движение)
И с дорожки на плетень,
Тири- тири, тень-тень-тень. (прыжки)
Воспитатель: Следующий наш гость. прослушаем аудиозапись и угадаем птицу.
3. Любит прыгать и летать,
Хлеб и зернышки клевать.
Вместо "Здравствуйте" привык
Говорить всем "Чик-чирик". (Воробей)
(Показ картинки и прослушивание аудио)
Ребёнок 3 : Воробей - маленькая птичка, коричневой спинкой и серой грудкой. Он очень шустрый, крикливый, часто вступает в ссоры с другими воробьями. Он очень громко чирикает, тем самым привлекает к себе внимание. Живут воробьи стайкой. Воробьи очень полезные птички. Летом питаются вредными насекомыми - гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна.
Воспитатель: А теперь прослушаем аудиозапись и угадаем, последнюю птичку, которая тоже спешит к нам (запись вороны).
Эта птица меньше всех людей боится.
Громко каркает в гнезде,
Длинный нос суёт везде!
Ребёнок 4: Ворона - птица среднего размера. У неё очень сильные ноги, изогнутый клюв. Сама она серая, голова, хвост и крылья чёрные и блестящие. Вороны живут везде: в городе, в селе, в деревне, в лесах.. Весь день вороны добывают себе еду, а ночь проводят на деревьях большими шумными стаями. Ворона очень полезная птица, она уничтожает вредных насекомых и сохраняет деревья в городе.
Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.
Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Воробьи питаются зёрнышками, крошками. Давайте договоримся их обозначать (выставляет карточку с моделью )
Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало,
Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим:
Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим:
Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто, чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?
Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! Зимующим птицам очень трудно приходится. Мы должны заботиться о них, подкармливать.
Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –
Зимуют у нас эти чудные птицы,
И чтоб они жили по – прежнему с нами
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
III. Рассматривание птиц и экспериментальная работа с перьями
A) Что у всех птиц общего?
(Ответы детей: туловище, голова, глаза, клюв, хвост, лапки, крылья).
-Для чего птицам крылья?
-Глаза?
- Клюв?
-Чем покрыто тело птицы? (перьями).
Б) Воспитатель предлагает рассмотреть перья (каждому по 2: маховое, пуховое).
-Чем перышки отличаются друг от друга? (Размером, цветом, Строением пера)
-Какое из них согревает птицу? (пуховое)
Где на теле у птицы находятся пуховые перья? (на туловище, голове, спине, на лапах).
-Какое пуховое перо? ( Мельче чем маховые, мягкие, пушистые, нежные, стержень тоненький)
-Какое перо помогает летать птицам? (маховое).
-Какое оно? ( Плотное, Жесткое, больше по размеру, стержень полый, пустой).
-Где расположены маховые перья? (крылья, хвост). (Рассматривание перьев).
B)Опыт с перьями: «Подуем»
Воспитатель:
Птицам в полете помогают крылья, хвост, легкое тело.
С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой, большой, поэтому она может опираться на воздух. Взмахами крыльев она отталкивается от воздуха, птица летит. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, прижимает крылья к телу.
IV. Сюрпризный момент. ( аудиозапись попугая)
Отгадайте загадку:
В клетке целый день сидит,
И под нос себе твердит,
Но услышав двери скрип,
Он кричит «Чивик-чивик»,
Кеше пить быстрее дай,
Кто же это-(попугай)
Воспитатель: Напомню детям как себя вести в присутствии попугая. Вносится клетка с попугаем.
Давайте познакомимся с нашим гостем. Его зовут Кеша .
-Ребята, как вы думаете, почему человек именно попугаев заводит у себя дома? (Потому что он красивый и веселый).
Давайте рассмотрим попугаев и познакомимся с ними.
-Скажите, что есть у этих птиц? (голова, глаза, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки).
-Чем покрыто тело попугайчиков ?
-Где находятся маховые перышки? А пуховые?
Чтобы попугайчики хорошо себя чувствовали у человека, нужно создать им условия для жизни.
-Какие условия? (клетка, корм, кормушка, поилка с водой, жердочки, качели, зеркало).
-Для чего попугайчику нужны различные жердочки?
-Качели?
-Зеркала? (попугаи подвижные птицы, перелетают с места на место, расправляют свои крылья, чистят и точат свой клюв о жердочку, любят сидеть, спать, смотреться в зеркало).
-Как можно догадаться о хорошем самочувствии птиц? (скачут по клетке, клюют корм, пьют воду, чистят перышки, издают различные звуки). Воспитатель: Чтобы попугайчик был всегда веселым и здоровым, ему необходимо давать разнообразный корм: зерно, тертую морковь, кусочки яблока, яйца, хлеб.
Покормим попугайчика кормом и понаблюдать за его поведением.
-Что делает попугайчик?
-Дети, мы ухаживали за попугайчиками, а он веселый и боится нас.
V. Заключительный этап.
- С кем же мы сегодня знакомились?
- Попугай это кто? (птица)
- Как их зовут?
- Где они живут?
- Как за ними надо ухаживать и почему?
Мы много сегодня узнали о птицах, будем заботиться о них, подкармливать и любоваться ими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Птицы нашего края»
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему «Птицы нашего края»Содержание проектаАктуальность реализации проекта:В современных условиях проблема экологического воспитания дошкол...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи и рисованию в I средней группе на тему: "Птицы наши друзья"
Дорогие друзья, прошу вашего внимания! В наше время да и раньше большое внимание уделялось и надеюсь будет уделяться нашим братьям меньшим - птицам.На своем занятии "Птицы наши друзья" я провела...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: Птицы-наши лучшие друзья!
Расширять и закреплять знания детей о птицах: перелётных и зимующих. Учить различать их по внешнему виду, издаваемым звукам. Называть их. Развивать интерес к жизни птиц. Развивать устную связную речь ...
Экологический проект в подготовительной группе на тему: «Птицы – наши друзья».
Экологический проект в подготовительной группе на тему: «Птицы – наши друзья».Паспорт проекта. НаименованиепроектаПроект «Птицы-наши друзья» в подготовительной групп...
Экологический проект в средней группе на тему: «Птицы – наши пернатые друзья!»
Актуальность:Детям необходимо с раннего возраста давать злементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира.Вызывать эстетические переживания,умение сопереживать...
Экологический проект в старшей группе на тему "Птицы – наши друзья"
Тип проекта: Информационно – практико - ориентированныйНаправление проекта: Экологическое воспитаниеЦель проекта: Формировать у детей обобщённое представление о птицах – как...