Конспект НОД по познавательному развитию "Что такое молния?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Карасёва Надежда Ивановна

НОД по экспериментированию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molniya.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию «Что такое молния?»

Цель. Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества.

Программное содержание:

Обучающие задачи

1. Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток».

2. Сформировать основы безопасного обращения с электричеством, объяснить причину образования молнии.

Развивающие задачи

1. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

2. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи

1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

2. Воспитывать сдержанность, усидчивость, внимательность при проведении опытов.

Материал и оборудование.

Воздушные шары, шерстяная ткань, шарфики, пластмассовая линейка, пластилин, большая канцелярская скрепка, разрезные картинки с изображением молнии, презентация.

Предварительная работа:

Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева "Люблю грозу в начале мая".

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в лабораторию. Кто из Вас знает, то такое лаборатория? (ответы детей)

Воспитатель:

Лаборатория - это место, где ученые проводят специальные опыты. Ученые – это люди, которые могут объяснить существующие явления. Они проводят различные эксперименты, разрабатывают новые модели (слайд 1)

Воспитатель:

Первый наш опыт: попробуем сделать дрессированными шарики.

Возьмите шарик и потрите его тряпочкой. Прислоните к стене той стороной, которой натирали. Что произошло?

Ответ:

Шар повис на стене, наэлектризовался.

Почему он повис?

Ответ:

Мы зарядили его от себя.

Вывод:

Человек является проводником, мы наэлектризовали шарик с помощью трения.

Воспитатель:

Шарик получил большой заряд. Стена тоже имеет заряд, но другой. Заряды бывают разные: отрицательные и положительные. Разные заряды притягиваются.

Опыт№2

А теперь давайте попробуем потереть два шарика о шерстяную ткань и положим их рядом.

Дети выполняют действия.

Воспитатель:

Что произошло? Почему?

Ответ:

Шарики отодвигаются друг от друга.

Вывод:

Одинаковые заряды отталкиваются друг от друга.

Иногда заряды могут издавать звук. Этот звук мы слышим в природе, это гром и молния.

Проблемная ситуация

Воспитатель:

Обратите внимание, что лежит на ваших столах? Это разрезанные части картинки. Что бы узнать, о каком явлении сегодня пойдёт речь, вам нужно сложить картинку (Самостоятельная работа детей.). Что у вас получилось? (молния).

Воспитатель:

Молния - это мощный электрический разряд. Он возникает при сильной электризации туч или земли. Поэтому разряды молнии могут происходить или внутри облака, или между соседними наэлектризованными облаками, или между наэлектризованным облаком и землей (слайд 2)

Воспитатель:

Мы и сами можем смоделировать молнию, пусть и миниатюрную. Нам потребуется два продолговатых воздушных шарика. Надуем их и завяжем. Затем, следя, чтобы они не соприкасались, одновременно натрем их шерстяной тряпочкой. Воздух, наполняющий их, электризуется. Если шарики сблизить, оставив между ними минимальный зазор, то от одного к другому через тонкий слой воздуха начнут проскакивать искры, создавая световые вспышки. Одновременно мы услышим слабое потрескивание — миниатюрную копию грома при грозе.

Проводится опыт с воздушными шарами.

Воспитатель:

Одна молния состоит обычно из нескольких разрядов, каждый из которых длится всего несколько десятков миллионных долей секунды (слайд 3)

Наиболее часто молния возникает в кучево-дождевых облаках. Молния бывает также при вулканических извержениях, торнадо и пылевых бурях (слайд 4)

Воспитатель:

Существует несколько видов молний по форме и по направлению разряда. Разряды могут происходить:

• между грозовым облаком и землей,

• между двумя облаками,

• внутри облака,

• уходить из облака в чистое небо (слайд 4)

Воспитатель:

Итак, ребята, мы узнали, что предметы могут электризоваться и быть проводниками электричества, мы доказали это своими опытами. А теперь подумайте и скажите, какую пользу несет электричество людям? (ответы детей)

Воспитатель:

Оно дает людям свет, тепло, приводит в движения различные механизмы, облегчает труд людей. Электроэнергия заняла настолько прочное место в нашей жизни, что сейчас мы просто не можем без него обойтись. Но, оказывая огромную помощь людям, электроэнергия таит в себе смертельную опасность для тех, кто не знает правила безопасности, не умеет обращаться с бытовыми приборами.

Правила безопасности при пользовании электроприборами.

- Очень несложно соблюдать простые правила обращения с электрическими приборами (слайд 5)

- Никогда нельзя открывать задние крышки телевизора.

- Нельзя посторонними предметами «засовывать» в розетку!

- Если вы прикоснулись к корпусу электроприбора, трубам или крану водопроводной воды, газа, отопления, ванне и другим металлическим предметам и почувствовали покалывания или вас «затрясет», то значит, данный предмет находится под напряжением. Следует срочно отойти от него не принимать никакого решения, пока не пришли взрослые.

- Большую опасность таят в себе провода воздушной линии электропередачи.

Чтобы избежать беды, нужно помнить:

- К оборванным проводам воздушных линий электропередачи прикасаться нельзя;

-Подходя к воздушной линии электропередачи, необходимо убедиться, что на пути нет провисших проводов.

Воспитатель:

Вот и закончилось наше знакомство с молнией, громом, электричеством и электроприборами. Что вам понравилось, что запомнилось? (Ответы детей).

Желаю вам помнить о важности электричества и не забывать о правилах безопасности при его использовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Электричество. Что такое молния?»

Цель. Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества.Программное содержание:Обучающие задачиПознакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток».Сформировать основы безопасного...

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию "Такая разная одежда"

В данном занятии формируем представление детей о свойствах бумаги и ткани...

Конспект ООД по познавательному развитию "Такие разные растения"

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»Тема: Такие разные растенияВиды деятельности:  игровая, комм...

Конспект занятия по познавательному развитию "Такая разная посуд" для детей раннего возраста

Конспект  для детей раннего дошкольного возраста по теме:«Такая разная посуда».Цель: ознакомление детей с посудой.Задачи:- Формировать представление детей о посуде, её назначении.- Об...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ТАКИЕ РАЗНЫЕ НАРОДЫ МИРА"Старший дошкольный возраст

Знакомство детей с различными расами людей, с их народнвми костюмами и традициями....

Конспект ООД по познавательному развитию "Такие разные мячи"

обучение детей описательному рассказу по игрушке...