Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Электричество. Что такое молния?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель. Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества.
Программное содержание:
Обучающие задачи
- Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток».
- Сформировать основы безопасного обращения с электричеством, объяснить причину образования молнии.
Развивающие задачи
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Воспитывать сдержанность, усидчивость, внимательность при проведении опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt._svet.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе
«Электричество. Что такое молния?»
Цель. Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества.
Программное содержание:
Обучающие задачи
- Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток».
- Сформировать основы безопасного обращения с электричеством, объяснить причину образования молнии.
Развивающие задачи
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Воспитывать сдержанность, усидчивость, внимательность при проведении опытов.
Материал и оборудование. Воздушные шары, шерстяные тряпочки, пластмассовые линейки, палочки по количеству детей; тарелочки; мелкие кусочки бумаги, пенопласта; разрезные картинки с изображением лампочки, свечи. Презентация.
Ход
- Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в лабораторию. Что это такое? (Это место, где ученые проводят специальные опыты.). Ученые – это люди, которые могут объяснить существующие явления. Они проводят различные эксперименты, разрабатывают новые модели.
Проблемная ситуация
- Обратите внимание, что лежит на столе? Похоже, это разрезанные части картинки. Возьмите каждый по одной части, попробуйте вместе собрать картинку. (Самостоятельная работа детей.). Что у вас получилось? (Электрическая лампочка, свеча).
- Как вы думаете, всегда ли люди использовали для освещения лампочки? Давайте посмотрим, как же люди освещали свои жилища раньше.
Показ презентации
- Ребята, электричество было не всегда. Раньше давным-давно, избы освещали лучинками – тонкими деревянными щепками, которые вставляли в специальные приспособления – Светцы. Светцы можно было переносить в нужное место.
- Светло ли было от лучины в доме? Нет, светло было только рядом с лучиной. Вечерами возле них пряли пряжу, вязали, вышивали. Лучины догорали очень быстро, их постоянно приходилось менять.
А большие дворцы освещали факелами. Позже люди заметили, что если обмакнуть в масло кусочек веревки, то она горит долго. Так появились первые масляные светильники, но масло разливалось, и начинался пожар. Тогда люди придумали свечку. Пожаров стало меньше, но света от свечки было тоже немного.
Потом появились керосиновые лампы. Но керосиновые лампы не сильно освещали помещение, и надо было постоянно покупать керосин и доливать его в лампу. Люди долго думали, как улучшить освещение своих домов, и наконец, придумали электричество. Теперь наши дома, детские сады, школы, больницы, улицы освещает электрическая лампочка, самая удобная и надежная.
- Вот мы с вами и узнали, как появилась электрическая лампочка.
- А вы хотите узнать, как к нам в дом приходит электричество? Тогда садитесь поудобнее и слушайте.
- Ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать.
- Посмотрите картинку. Это гидроэлектростанция. Под большим напором вода поступает в турбину, где с помощью генератора вырабатывается электричество, которое по проводам бежит к нам домой, на улицу, туда, где люди не могут обойтись без электричества.
- А на что похож электрический ток? ( На прутики, ниточки).
- Электрический ток похож на реку. В реке течет вода, а по проводам маленькие частицы – электроны (ток).
Динамическая пауза «Провода».
- Давайте представим, что мы маленькие электрончики. Вставайте друг за другом.
Дети вместе с воспитателем встают друг за другом, идут по группе «змейкой», проговаривая стихотворение.
Ток бежит по проводам, Свет несет в квартиру нам. Чтоб работали приборы, | Холодильник, мониторы, Кофемолки, пылесос, Ток энергию принес. |
- Электричество людям нужно не только для освещения, но и для пользования электроприборами.
- Попробуйте отгадать загадки об электроприборах.
Игра «Загадки – разгадки».
Детям загадываются загадки, после правильного ответа, картинка появляется на экране.
Пыль увижу – заворчу, Заверчу и проглочу! (Пылесос) В неё сначала бельё загружай, Насыпь порошок и в розетку включай, Программу для стирки задать не забудь, А после ты можешь пойти отдохнуть. (Стиральная машина) Помялось платье? Ничего! Разглажу я сейчас его, Работать мне, не привыкать. Готово! Можно надевать. (Утюг) | Живут там разные продукты, Котлеты, овощи и фрукты. Сметана, сливки, колбаса, Сосиски, молоко и мясо. (Холодильник) Он может волосы сушить, И аккуратно уложить. В этом маленьком предмете Поселился теплый ветер. (Фен) Есть у нас в квартире Волшебное окно. Что происходит в мире Покажет нам оно. (Телевизор) |
- Молодцы! Все загадки отгадали. А вы хотите научиться создавать электричество?
Фокус 1. Пластмассовые палочки по количеству детей, мелкие кусочки бумаги, шерстяная тряпочка.
- Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными. Возьмите палочку и натрите её шерстяной тряпочкой. Поднесите к бумаге и прикоснитесь. Что произошло?
Ответ. Бумага прилипла.
Вывод. Палочка наэлектризовалась, и мелкие кусочки бумаги прилипли к ней.
Фокус 2. Шарики из пенопласта, пластмассовые линейки по количеству детей, шерстяная тряпочка.
- Что лежит на тарелке? Это шарики из пенопласта. Как заставить шарики двигаться, прыгать, танцевать?
- Сейчас я буду линейку делать волшебной, электрической. Что происходит с шариками? (Они зашевелились, запрыгали). Почему?
Вывод. Когда натирали линейку шерстяной тряпочкой, она стала электрической, поэтому шарики задвигались, затанцевали и притянулись к ней.
-У всех получилось?
Фокус 3. Воздушные шарики по количеству детей.
- А теперь давайте попробуем сделать дрессированными шарики. Возьмите шарик и потрите его тряпочкой. Прислоните к стене той стороной, которой натирали. Что произошло?
Ответ. Шар повис на стене, наэлектризовался.
- Почему он повис?
Ответ. Мы зарядили его от себя.
Вывод. Человек является проводником, мы наэлектризовали шарик с помощью трения.
- Шарик получил большой заряд. Стена тоже имеет заряд, но другой. Заряды бывают разные: отрицательные и положительные. Разные заряды притягиваются.
- А теперь давайте попробуем потереть два шарика о шерстяную ткань и положим их рядом.
Дети выполняют действия.
- Что произошло? Почему?
Ответ. Шарики отодвигаются друг от друга.
Вывод. Одинаковые заряды отталкиваются друг от друга.
- Иногда заряды могут издавать звук. Этот звук мы слышим в природе. Правильно, это гром и молния.
- Американец Бенджамин Франклин в 1752 году доказал, что молния – это электрический разряд. Он запустил воздушного змея с металлической пластиной в грозовую тучу. Когда молния ударила в пластину, из неё посыпались искры. Этот опыт очень опасный и повторить его никто не смог. Внутри грозового облака дождевые капли, и ледяные градины сталкиваются между собой, создавая в облаке мощный электрический заряд. Эти заряды перескакивают с облака на землю или на соседнее облако. В результате возникает мощная искра. Это и есть молния.
- А как вы думаете, почему мы сначала видим молнию, а потом слышим гром?
- Гром и молния рождаются одновременно, но так как свет движется быстрее звука, мы видим сначала молнию, а затем слышим гром.
- Итак, ребята, мы узнали, что предметы могут электризоваться и быть проводниками электричества, мы доказали это своими опытами. А теперь подумайте и скажите, какую пользу несет электричество людям?
Оно дает людям свет, тепло, приводит в движения различные механизмы, облегчает труд людей. Электроэнергия заняла настолько прочное место в нашей жизни, что сейчас мы просто не можем без него обойтись.
Но, оказывая огромную помощь людям, электроэнергия таит в себе смертельную опасность для тех, кто не знает правила безопасности, не умеет обращаться с бытовыми приборами.
Правила безопасности при пользовании электроприборами.
Очень несложно соблюдать простые правила обращения с электрическими приборами.
- Никогда нельзя открывать задние крышки телевизора.
- Нельзя посторонними предметами «засовывать» в розетку!
- Если вы прикоснулись к корпусу электроприбора, трубам или крану водопроводной воды, газа, отопления, ванне и другим металлическим предметам и почувствовали покалывания или вас «затрясет», то значит, данный предмет находится под напряжением. Следует срочно отойти от него не принимать никакого решения, пока не пришли взрослые.
- Большую опасность таят в себе провода воздушной линии электропередачи.
Чтобы избежать беды, нужно помнить:
- К оборванным проводам воздушных линий электропередачи прикасаться нельзя;
-Подходя к воздушной линии электропередачи, необходимо убедиться, что на пути нет провисших проводов.
- Вот и закончилось наше знакомство с электричеством и электроприборами. Что вам понравилось, что запомнилось? (Ответы детей).
- Желаю вам помнить о важности электричества и не забывать о правилах безопасности при его использовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."
Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...
Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»
Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготов...
Технологическая карта НОД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема «Что такое космос».
Дать детям представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми...
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе Тема: Что такое Пасха?
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группеТема: Что такое Пасха?Цель: узнать о традиции празднования праздника ПасхиЗадачи:Воспитательные: приобщение к истокам культурных традиций русск...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Электричество и волшебство"
Занятие по познавательной деятельности в старшей группе«Электричество и волшебство»Цель: Дать детям представление об электричестве, развивать умение детейустанавливать причинно...
Конспект образовательной деятельности (познавательное развитие в подготовительной группе) Тема: «Такие разные деньги»
Цель: расширение представления детей о деньгах.Задачи:Образовательные:Закрепить у детей представление о денежной единице.Формировать представление об истории денег.Наглядно продемонстрироват...