Конспект непосредственно образовательной деятельности «Волшебница – матрешка. Сюрприз для друзей»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пасынкова Анна Анатольевна

Занятие для детей старшей группы по  социально-коммуникативное развитию,  знакомит детей с историей появления русской народной игрушки матрёшки. Формирует представление  о  символах русского народного искусства на примере матрешки. Развивает связную речь и навыки аппликации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект   непосредственно   образовательной   деятельности

в старшей группе по теме:

«Волшебница – матрешка. Сюрприз для друзей»

Цель НОД:   формирование навыков нравственно ориентированного поведения у детей.

Задачи:

Образовательные

Обогащать словарный запас детей по данной теме

Познакомить детей с историей появления русской народной игрушки матрёшки;

Формировать представления  о  символах русского народного искусства на примере матрешки;

Активизировать знания детей о правилах ухода за растениями (необходимость регулярного полива)

Закрепить навыки разрезания  прямоугольной заготовки пополам для получения одинаковых полосок;

Упражнять в создании композиции из разных материалов,

Развивающие:

Развивать связную речь. побуждать отвечать на вопросы полным ответом.

Развивать навыки аппликации у детей.

Развивать внимание детей.  

Содействовать развитию творческих способностей детей

Развивать интерес к народным игрушкам;

Воспитательные:

 Воспитывать чувство ответственности,

 Вызвать положительный эмоциональный отклик у детей, желание помочь, сделать приятное другим.

Воспитывать доброжелательные  отношения между детьми при выполнении коллективной работы.

Предварительная работа: рассматривание заготовок (чурок) для матрешек, рассматривание матрешек, разучивание слов физминутки.

Ход занятия

Воспитатель:  Ребята! Чтобы день был добрым, радостным, наполнен любовью   нужно начинать его  с  хорошим настроением. Давайте все вместе от всего сердца подарим друг другу и нашим гостям любовь и хорошее настроение, давайте закроем глазки, руки положим к сердцу, протянем руки вперёд, и как птицу, отпустим частичку любви и хорошего настроения всем окружающим и хором скажем: Добрый день! Всем желаем хорошего дня!(сажаю детей) 

Воспитатель:

Проходите, садитесь тихонечко на стульчики.

С добрым утром.

Начат день,

Первым делом

Гоним лень.

Тихо сели,

Спинки прямо.

Ножки ровно.

Вас прошу я не зевать,

Ответом  полным отвечать.

  А сейчас закройте глаза, а откроете их, когда услышите музыку. Слайд № 1

Звучит  песенка  «Матрешки».

Воспитатель: Кто догадался, какая игрушка у нас сегодня в гостях?

Воспитатель:  Если не скажут. Отгадайте загадку:

Спрятались друг в дружке девочки – подружки.

Как открою я одну, так другую в ней найду. (Матрёшка)

( из «теремка» появляется  матрёшка)

Воспитатель:

Ребята,  Матрешка – это русская-игрушка-забава, символ нашей страны.

А скажите, в какой стране мы живем? (в России)

Кто мы по национальности? (русские)

Воспитатель:

Сядьте поудобнее, я вам расскажу, откуда появилась матрешка на Руси. (С мнемодорожкой)

 Шел как-то Иванушка-мастер по русской земле. Подошел к деревне  и видит:   дом стоит, а у дома на лавочке грустный  мужик  сидит. Спросил Иванушка, почему он грустит. И рассказал ему мужик, что у него дочка  заболела, и не знает он, чем ее порадовать. «Не горюй,- сказал ему Иван, - обязательно развеселим твою дочь.» И пошли они вместе на ярмарку, чтоб купить девочке игрушек, конфет, да пряников. Долго они ходили по ярмарке, вдруг увидели на картине смешную куколку. Купили они картину, и  пошли домой. Увидела девочка куколку, сразу повеселела  и выздоровела. Хотела поиграть с куколкой, да   неудобно с картинкой играть. Опять ей грустно стало. Тогда взял Иван чурочку (чурочка — ЧУРКА, и, ж. Короткий обрубок дерева.) выточил из нее фигурку куколки, и яркими красками расписал: нарисовал ей сарафан яркий, платок на голову повязал, надел рубаху да фартук. Получилась забавная, веселая кукла, обняла ее девочка и назвала русским именем – Матрешка. А Иван с тех пор   стал делать матрешек с секретом: если раскрыть одну матрешку   из нее  Матрешка поменьше появляется. Вот так, ребята, появилась матрёшка.

Воспитатель:  

Куда шел Иванушка? Кого он увидел у дома в деревне? Почему мужик грустил? Куда пошли мужик с Иванушкой? Что они купили на ярмарке? Почему девочка не смогла играть с картинкой? Что сделал Иванушка? (сделал куклу-матрешку для больной девочки, развеселил ее, и она выздоровела) Какая получилась у Иванушки кукла? (забавная, веселая, красивая, нарядная) Слайд № 2

Воспитатель: - Послушайте ее еще раз. Кто запомнил эту историю? (повторное чтение, рассказы детей по желанию с использованием мнемодорожки)

Воспитатель: Мне, кажется, (Матрешка)

Сейчас я попробую открыть нашу матрёшку  и посмотрим, что у нее внутри? (воспитатель дотрагивается до матрешки, звучит голос матрешки,  предлагающий детям выполнить задание  №1, и тогда дети узнают секрет первой матрёшки (поникший цветок)  

Матрёшка:

Дорогие ребята, я знаю, что вы очень добрые и   всем помогаете, посмотрите на эту картинку и догадайтесь, кому сейчас требуется ваша помощь?  (с №1)

Воспитатель:  Как вы думаете, что случилось с этим цветком?

-Почему он повял? (его забыли полить).

-Как вы об этом узнали? (сухая земля, листья опущены)

- А могут ли комнатные цветы  расти без помощи людей?

-Почему? Что будет, если мы  не будем поливать цветы?

-Как  мы  можем помочь цветку?

Воспитатель: Надевайте фартуки, посмотрите на  алгоритм полива, любит ли этот цветок воду (берём лейки и поливаем).

Воспитатель: -Какие вы молодцы, цветы напьются воды и снова оживут.

Воспитатель: - Как вы думаете, что внутри у второй матрешки? (предположения  детей).

 Давайте посмотрим. (достает матрешку с №2)

( воспитатель дотрагивается до матрешки, звучит голос предлагающий детям выполнить задание  №2 – сделать вместе гимнастику)  

Физминутка «Матрешки»

Хлопают в ладошки              (Хлопок в ладоши перед собой,)
Дружные матрешки.             (Повторить хлопки еще раз)                         
На ногах сапожки,                (Правую ногу вперед на пятку, левую ногу)
Топают матрешки.                (Вперед на пятку, руки на пояс, затем в И.П.)
Влево, вправо наклонись,     (Наклоны вправо – влево)
Всем знакомым поклонись.     (Наклон головы вперед с поворотом туловища)
Игрушки
 озорные,                (Наклоны головы вправо-влево)
Матрешки расписные.             (Наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула)              
Ладушки, ладошки,                  (Хлопок в ладоши перед собой)
Веселые матрешки.                (Хлопок по парте, повторить еще раз)

Воспитатель: Достает следующую матрешку№3 (с пакетиком  камешков бантиков, ленточек, фломастер, маленькая открытка)

Матрёшка:

Скоро день рождения у Гордея и вашего младшего воспитателя Анны Юрьевны.  Подумайте, как   их можно поздравить.

Воспитатель:

Как мы можем поздравить Машу и Анну Юрьевну? (подарить игрушки, краски, нарисовать рисунок, подарить открытку)

Воспитатель:  Скажу вам по секрету, самый лучший подарок-это подарок, сделанный своими руками с любовью.

Изготовление большой открытки (стенгазеты). Воспитатель подбадривает каждого ребенка, хвалит за аккуратность, напоминает, что делают  это для кого и с любовью.

Воспитатель:

О   какой народной игрушке вы сегодня узнали? Кому вы помогли? Какой сюрприз мы с вами сделали для Гордея и Анны Юрьевны?

Воспитатель: Молодцы, ребята вы все очень старались, были внимательными, не ссорились, помогали другим и друг другу. Поэтому такая красивая открытка у нас получилась. Она понравится  и Маше, и Анне Юрьевне. Но это сюрприз-секрет, поэтому мы им пока не ничего скажем. Большая матрешка пригласила  других матрешек к вам в гости, чтобы с вами поиграть.(в корзинке много разных матрешек)

А Матрешки прощаются с вами. Слайд № 3

Дорогие ребята, вы оказались такими большими помощниками, мы хотим поблагодарить вас и наградить золотыми монетками.  

(Дети угощаются монетками - шоколадками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Русская матрешка"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Русская матрешка" для среднего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНИЦА – ВОДА».

Цель: формирование ценностного отношения к воде как к источнику жизни на земле....

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Волшебница вода"

laquo;Познание»- закрепить знания о свойствах воды, познакомить самым простым способом очистки воды;«Коммуникация» - развивать умения использовать знания и способы исследовательской...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Русская матрешка"

Конспект по развитию речи во второй младшей группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Волшебница Осень"

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего возраста с использованием технологий программы "Вдохновение"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Волшебница - соль»

Тема: «Волшебница - соль»Возрастная группа: старшая  группаЗадачи:Образовательные: - Уточнить представление детей о свойствах солиРазвивающие:- Развивать логическое мышление, тво...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Волшебница Вода»

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Волшебница Вода»...