Технологическая карта НОД «Путешествие с научным географическим обществом»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мурсалимова Наталия Викторовна

Формирование у дошкольников представления о понятиях «Страна», «Город», «Село».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД «Путешествие с научным географическим обществом»

Автор: Мурсалимова Н.В. 

Группа: подготовительная

                                         

                                           Тема:

Цель: формирование представления о понятиях «Страна», «Город», «Село»

Задачи.

   Обучающие: формировать элементарные представления:

- о населённых пунктах (страна, город, село), их основных отличительных особенностях

- закреплять умения детей пользоваться способом моделирования страны, как объекта, включающего населённые пункты, природные объекты;

- формировать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать выводы.

  Развивающие: содействовать развитию

- зрительного внимания и восприятия;

- мыслительных операций: сравнения, анализа;

- качеств личности: любознательности, настойчивости.

- мелкой моторики;

Воспитательные: содействовать воспитанию умения детей взаимодействовать со сверстниками в условиях подгрупповой работы;

содействовать развитию активности и самостоятельности в познавательной

деятельности, чувства удовлетворения от результатов совместной работы.

Предварительная работа:

1. Знакомство с родным городом.

2. Знакомство с географическими объектами (город, село).

3. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций, географической карты

4. Совершенствование навыка работы в подгруппе

Интегрируемые области

Оборудование

Ресурсы (литература)

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Медиа-оборудование, презентация в формате PowerPoint, листы ватмана, шнурки, карточки с видами села, города, географических объектов, карты России и мира.

-Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.

 - Интернет-ресурсы

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Задачи

Способы организации детской деятельности, содержание

Осуществляемые действия

Формируемые целевые ориентиры

I этап "Введение в ситуацию", 3 мин.

Мотивировать детей для выполнения работы, вызвать интерес к предстоящей работе.

Организовать направленное внимание.

-Ребята, скажите, какое у вас сегодня настроение?

-Скажите, от чего зависит наше настроение?

-Вы все правы. У меня сегодня тоже хорошее настроение. Хотите знать почему?

-Сегодня в нашу группу пришло письмо. Это так приятно получать письма. А еще очень интересно, что же там внутри. Хотите посмотреть?

Педагог открывает конверт. Достает письмо.

-Здесь письмо. Прочтем?

Педагог читает письмо: «Здравствуйте, ребята. Меня зовут Незнайка, живу я в Цветочном городе. Недавно наш самый умный коротышка Знайка рассказывал о разных городах и странах. Я думаю, что они ничем не отличаются. Надо мной все смеются…Помогите мне, пожалуйста, разобраться, отличается ли страна от города и чем? Я знаю, что вы очень умные и добрые ребята».

-Ну что, вы хотите помочь Незнайке?

-А сможете ли вы? Справитесь?

-Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, я предлагаю вам посетить научное географическое общество. Согласны?

-Ну, тогда отправляемся в путь.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети внимательно слушают, обсуждают услышанное, принимают решение помочь герою.

Дети вместе с воспитателем отправляются в логопедический кабинет

Дети ориентированы на сотрудничество, дружелюбны, адекватно проявляют свои чувства

                                              II этап «Актуализация имеющихся знаний», 7 мин.

Закрепить знания детей об отличительных особенностях города и села.

Совершенствовать умение работать в подгруппе

-Вот мы и прибыли в научное географическое общество. Давайте зайдем внутрь.

-Я знаю, что вы хотите ответить на вопрос, чем отличается город от страны. Я права?

-В научном сообществе существуют такие термины как «город» и «село». Постарайтесь дать определение слову «Село».

- Молодцы! А теперь попробуйте сформулировать определение слову «Город».

 -Хорошо. Поскольку вы знаете определения, предлагаю вам выполнить следующее задание. Подойдите, пожалуйста, к этому столу. Здесь лежат два конверта, в них картинки Я предлагаю вам разбиться на группы. Первой группе нужно выбрать картинки с видами, характерными для села, а второй – для города. Приступайте.

-Вы справились с заданием. Посмотрите на работу другой группы. А теперь ответьте на следующий вопрос – чем отличается город от села.

-Правильно. А теперь я предлагаю вам подумать, как графически, т.е. на рисунке можно изобразить город. Какие у вас есть предложения?

-Я вами горжусь. Как быстро вы справляетесь с трудностями. Но нам нужно разобраться в вопросе, чем отличается город от страны. Графическое изображение города у вас уже есть. Теперь я предлагаю вам изготовить модель страны. Подойдите, пожалуйста, к этому столу. Что вы видите?

(На столе лежит лист ватмана, длинный шнурок, клей, карточки с иллюстрациями географических объектов)

-Верно. У вас есть все для работы, приступайте.

Дети размышляют, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы воспитателя.

Дети делятся на группы, в процессе выполнения задания обмениваются мнениями.

 Дети высказывают предложения, приходят к общему решению. Выбранный ребенок изображает графически на карточке город.

Дети подходят к столу, рассматривают, что на нем лежит, отвечают на вопрос воспитателя.

Дети владеют устной речью, могут использовать речь для выражения своих мыслей.

III этап «Затруднение», 2 мин.

Помочь детям понять, что они попали в затруднительную ситуацию, вызвать желание найти решение.

-Ну как, получилось у вас изготовить модель страны?

-Почему, как вы думаете?

-Как же быть?

Дети пытаются изготовить модель страны.

Высказывают свое мнение, выдвигают предложения.

Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность, обладает установкой положительного отношения к миру.

IV этап «Открытие нового знания»,  12 мин.

Познакомить дошкольников с определением «страна», правилом изготовления макета страны.

Воспитывать доброжелательность, совершенствовать умение работать в группе.

Развивать инициативу и самостоятельность.

-Давайте попытаемся дать определение слову «Страна».

 Я рада, что вы умеете рассуждать. Для того, чтобы убедиться в правильности вашего мнения

обратимся к  научной литературе.

«Страна – это территория, имеющая свои границы (показать на слайде, карте границу,

отмеченную красным), население, живущее во многих населенных пунктах, природные

объекты (это леса, горы, реки, озера и т.д.)»

-Теперь, когда мы знаем определение, нам просто будет составить правило изготовления модели страны.

Воспитатель вывешивает карточки по мере называния детьми

1- граница

2-города

3-природные объекты.

Теперь вы сможете изготовить модель страны?

-Тогда приступайте к работе.

Дети пытаются самостоятельно дать определение

Дети внимательно слушают и запоминают определение.

Дети помогают педагогу составить правило

изготовления модели страны.

Дети распределяют фронт работ и приступают к изготовлению модели.

Дети проявляют познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового

знания.

При выполнении работы дети активно взаимодействуют со сверстниками, владеют правилами работы в группе.

V этап «Включение нового знания в систему знаний», 4 мин.

У вас получилось изготовить модель страны?

-Почему, как вы думаете?

-Каким источником информации вы пользовались?

-Теперь, обладая такими знаниями, вы сможете объяснить, тем отличается город от страны?

-Скажите, а как вы сможете донести эти знания до Незнайки?

-Мне нравится предложение…отправить модель страны и карточку с графическим изображением города Незнайке по почте. Ведь так он сможет все увидеть своими глазами. Правда, ребята?

-Ну тогда решено. Я вам отдаю карточку с графическим изображением города и сделанную вами модель страны. А вы, когда вернетесь в детский сад, отправите все это по почте. Я с вами прощаюсь. До свидания.

-Ну что, ребята, отправляемся обратно.

Дети высказывают свои предположения (послать по почте, позвонить)

Дошкольники могут использовать речь для выражения своих мыслей, на вопросы воспитателя дают полный развернутый ответ.

VI этап «Осмысление», 2 мин.

Подвести итоги занятия, побуждать детей к анализу проделанной работы.

-Вот мы и в детском саду. Скажите, где вы были?

-Что вы там делали, кому помогали?

-Скажите, где может пригодиться информация, которую вы сегодня узнали?

-Ребята, я горжусь вами! Вы молодцы!

- А сейчас давайте напишем письмо Незнайке…

Дети отвечают на вопросы воспитателя, садятся писать письмо.

Дети проявляют чувство веры в свои способности и в себя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД "Путешествие в "фиолетовый" лес"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области - познавательное развитие...

Технологическая карта НОД «Путешествие в страну Мультляндию»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе«Путешествие в страну Мультляндию»...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ МАЛЫША ГЕО» (ДЕТИ 5-6 ЛЕТ С ОНР III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ)

Развитие мыслительных способностей детей, формирование элементарных математических представлений, через игровую технологию В.В. Влоскобовича «Сказочные лабиринты игры»....

Технологическая карта НОД "Путешествие в страну музыки" для средней группы.

Технологическая карта НОД "Путешествие в страну музыки" для средней группы....

Технологическая карта проекта «Путешествие в прекрасное. Времена года. Весна»

Технологическая карта проекта "Путешествие в прекоарсное. Времена года. Весна." для детей старшего дошкольного возраста....

Технологическая карта ООД "Путешествие в деревню Витаминкино"

В ходе ООД  дети знакомятся с правилами здорового питания....

Технологическая карта НОД "Путешествие в зимний лес"

Данное занятие направлено на обобщение, уточнение и расширение  представлений детей о зиме,о диких животных ....