Технологическая карта «Что мы знаем о воде»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Варламова Юлия Петровна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации детской деятельности в ДОУ на тему: «Что мы знаем о воде».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_v_dou_no3.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

организации детской деятельности в ДОУ на тему: «Что мы знаем о воде».

Тема

«Что мы знаем о воде.»

Название области

Познавательная;

Интеграция областей

Познавательное развитие; Речевое развитие;

Интеграция деятельности

Игровая; Опытническая; Познавательная; Речевая;

Предварительная работа

Чтение сказки «Приключение капельки»; проведение различных опытов. НОД по познавательному развитию с детьми 6-7 лет на тему: «Моделирование маленькими человечками»;

Используемый материал

Иллюстрации: Капелька воды; снежинка; кувшин с водой; Стакан со льдом, роса на цветке; иней на ветке; морозные узоры на окне. Модели с изображением «маленьких человечков»; карточки для моделирования «маленькими человечками», карточки с изображением этапов исследования. Стаканы с водой и молоком, ложки, картинки, сосуды разной формы, вода.

Возраст детей

6-7 лет

Тип занятия

Фронтальный групповой

Словарная работа (основные понятия, термины)

Испарение, таяние.

Цель: Создание комплекса условий, способствующих развитию интеллектуальных особенностей и творчества дошкольников.

Развивающие

Развитие интереса к занятиям, через моделирование и экспериментирование. Развитие психических процессов – памяти, мышления, внимания, воображения.

Воспитательные

Воспитание бережного отношения к природе.

Образовательные

Ознакомление детей со свойствами воды и связанными с ней природными явлениями. Обобщение и дополнение знаний о разных агрегатных состояниях воды в природе. Формирование умения разрешать противоречия. Применения метода «Моделирования маленькими человечками» при решении задач. Привитие вкуса к творческой работе. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

Этапы деятельности, занятия

Задачи

Форма организации совместной деятельности детей и взрослых

Содержание деятельности

Средства

Результат

педагога

детей

1.Вводно-организационный, мотивационно-побудительный

Проблемная ситуация, мотивация к деятельности

1.Создание психологической атмосферы и настроя на предстающую деятельность. 2.Установление зрительного и слухового контакта.

3.Формирование представлений о предстоящей деятельности. 

Дети стоят в круге рядом с воспитателем.

Вика читает письмо дети стоят рядом.

Дети стоят рядом с воспитателем.

Воспитатель надевает бейджики каждому ребёнку.

Дети закрывают глаза и выполняют движения  о которых говорит воспитатель

- Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо? -Хотите узнать от кого оно?                                       – Вика прочитай нам письмо:

-Мы с вами читали сказку о приключениях капельки, проводили много опытов. Как вы думаете сможем ли мы с вами помочь Незнайке узнать о свойствах воды? А вы готовы помочь Незнайке?

- Тога я предлагаю вам превратится в учёных исследователей, провести опыты, познакомиться с новыми свойствами воды, выполнить интересные, но трудные задания. И тогда наверняка Незнайка сможет выполнить задание, которое ему задали в школе.

- Всем вам я предлагаю надеть бейджики с вашими именами научных исследователей (

- Закрывайте глаза. Я скажу волшебные слова, и мы с вами превратимся в юных учёных исследователей: - Раз, два, три, покрутись. В учёного исследователя превратись.

-Да

Вика читает письмо Кому: Ребятам детского сада «Ручеёк» в группу №7. Куда: город Выкса детский сад «Ручеёк»: «Здравствуйте ребята! Меня зовут Незнайка. В школе мне дали задание сочинить сказку о воде, но на уроке в кукольной школе я был не внимателен и теперь не знаю, что написать. Не могли ы вы мне помочь?».

- Да.

Письмо от Незнайки

Бейджики с именами детей на каждого ребёнка

Психологическая готовность детей

2.Основной 

Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность 

1.Развитие интереса к занятиям, через моделирование и экспериментирование. 2.Развитие психических процессов – памяти, мышления, внимания, воображения. 3.Ознакомление детей со свойствами воды и связанными с ней природными явлениями. 4.Обобщение и дополнение знаний о разных агрегатных состояниях воды в природе. 5.Формирование умения разрешать противоречия. 6.Применения метода «Моделирования маленькими человечками» при решении задач. 7.Привитие вкуса к творческой работе. 8.Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

9. Воспитание бережного отношения к природе.

Дети рассматривают картинки символы, весящие на магнитной доске.

Дети проходят к столику на котором лежат картинки.

Дети изображают жидких, твёрдых и газообразных человечков

Дети проходят и садятся на стульчики.

Воспитатель выставляет картинки.

Выходит, ребёнок и помогает в проведении опыта

Выставляю карточку – схему: Вода – прозрачная.

- Ребята давайте вспомним, что нужно сделать чтобы получить новые знания?

- Ребята, скажите, что обозначают эти символы?

- Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию.

- Задание 1: «Что общего?»

- Дети посмотрите, что изображено на картинках?

- Почему, эти картинки, я объединила вместе?

- Кто помнит какое состояние воды изображено на картинках?

-Вы были внимательны и правильно выполнили задание. Проходите занимайте места на стульчики.

- Задание 2: Опыты.                  – Ребята, сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Назовите свойства воды».

-Мы вспомним те свойства воды, с которыми познакомились на предыдущем занятии. Я буду выставлять схемы –карточки с изображением свойств воды, а вы рассказывать, какое свойство воды изображено.

- Скажите пожалуйста, какие свойства воды изображены на картинках?

- Вы правильно назвали свойства воды. Сегодня мы с вами познакомимся ещё с двумя свойствами воды и для этого я предлагаю вам провести небольшое исследование.

Опыт: «Вода не имеет формы»

- Кто мне поможет?

- Помоги мне Даниил.                – Можно в стакан с водой опустить какой- либо предмет. Этот предмет хорошо виден в стакане с водой?                                        – А в стакане с молоком? – Вода прозрачная, мы видим изображение на картинке.                                – Какое свойство воды мы исследовали?

- Вы уже знаете, что вода состоит из мельчайших частиц – молекул, в разном состоянии они ведут себя по-разному: могут быть какими?

- Это зависти тепло или холодно, т.е от температуры окружающей среды.

- Ребята, скажите, можно ли увидеть жидких, твёрдых и газообразных человечков?

-Встаньте в кружок, все вы превращаетесь в «маленьких человечков». Скажите, как ведут себя твёрдые человечки?

- Как стоят жидкие человечки?

Как ведут себя газообразные человечки?

- Покажите жидких, твёрдых и газообразных человечков.

- Присаживайтесь на стульчики.

Задание 3 Игра «Моделирование маленькими человечками»

- Рассмотрите схему и скажите, что на ней изображено?

-Что это может быть?

- Что изображено на этой схеме?

А это что может быть?

- Ребята, а если мы изменим схему и добавим газообразных человечков, что на ваш взгляд мы изобразим?

Задание 4: Практическая работа за столами.

- Ребята я хочу предложить вам практическое задание. Подойдите к столам, что вы на них видите?

- Возьмите карточку и с помощью «маленьких человечков» изобразите разные состояния воды.

- А теперь поменяйтесь с соседом местами и проверьте правильно ли выполнили задание.

- Вы были внимательны, и задание выполнили правильно. Я очень рада. Незнайка много нового узнает оводе. Садитесь на стульчики.

Задание5: Проблемная ситуация.

Ситуация 1

- Скажите, ребята, если мы постираем бельё и вывесим его сушиться на улицу, когда оно высохнет быстрее: в солнечную или пасмурную погоду?

- Правильно, солнышко притягивает капельки, капельки превращаются в пар – испаряются.

- Какой вывод можно сделать ребята?

Ситуация 2

- Незнайка был в гостях у Снежной Королевы, она сделала Незнайке подарок – красивую, прозрачную чашечку, упаковала в красивую коробочку. Когда Незнайка приехал домой и открыл коробочку в ней ничего не было, только мокрое пятно. Почему Незнайка не нашёл подарка?

- Скажите, нужна ли человеку вода?

Для чего нужна вода?

- Правильно, вода нужна человеку, и растениям, и животным. Воды на земном шаре достаточно много, но не вся вода пригодна для питья, полива растений, т.к. в океанах и морях вода солёная, а в некоторых водоёмах вода просто загрязнена. Что мы сможем сделать чтобы сберечь воду?

- «Подумать самостоятельно»,        - «Понаблюдать»,        - «Провести эксперимент»,                - «Спросить у другого человека»,  - «Посмотреть телевизор»,                    - «Прочитать в книге».

- На картинках изображены: иней, вода, морозные узоры, лёд, облака, роса.

                                  - Это всё – вода.

- Жидкое, твёрдое, газообразное.

                                      - Вода течёт;             - Вода разливается; - Вода отражает предметы;                   - Вода не имеет вкуса.

- Да

                                            - Нет                                     - Да

- Вода –прозрачная

                                              -Могут быть твёрдыми, жидкими, газообразными

- Ответы детей.

- Крепко держатся за руки, через них трудно пройти

- Они стоят рядом друг с другом, слегка касаясь друг друга

Они неусидчивы- бегают и летают

Твёрдые человечки стоят внизу, а газообразные расположены вверху

Лужа на асфальте; вода растеклась по столу.

Снаружи расположены твёрдые человечки, а внутри жидкие.

Может быть бассейн с водой; банка с водой.

Это может быть газированная вода и из неё выходят пузырьки воздуха; в чайнике кипит вода

Карточки – схемы с изображением разных состояний воды, карточки модели «маленьких человечков».

Если на улице солнечная погода бельё высохнет быстрее.

Вода испаряется быстрее там, где теплее.

Чашечка растаяла и превратилась в воду.

Да

Вода нужна для того чтобы пить, готовить пищу, умываться, поливать цветы.

Закрывать кран с водой, когда вымыли руки; не загрязнять водоёмы- если отдыхали у водоёма мусор нужно убрать за собой.

Картинки с изображением карточек –схем

На столе разложены иллюстрации с изображением: кувшина с водой, морозных узоров на окне, стакана со льдом, облака, росы на ветке.

Мольберт. Картинки с изображением: Вода течёт; Вода разливается; Вода отражает предметы; Вода не имеет вкуса.

Два стакана: один с водой, другой с молоком, чайные ложки, картинка.

Игра малой подвижности «Маленькие человечки»

На столах лежат карточки – чайник с водой, тающий снеговик, сосулька, дождь.

Вопросы к детям

Осознанные, усвоенные умения, навыки и т.д.
Овладение способами познавательной деятельности. Овладение определенным объемом практических навыков. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
Любознательность и активность.

3.Завершающий, рефлексионно-коррегирующий

Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов

1.Обобщение полученного детьми опыта

2.Формирование элементарных навыков самооценки.

- Ребята как вы думаете мы смогли помочь Незнайке или нет?

- Понравилось ли вам выступать в роли исследователей?

- Что сегодня вам показалось самым трудным?

- С какими заданиями вы успешно справились?

Оценка работы детей на занятии:

- Ребята сегодня я хочу поблагодарить вас и наградить медалями «Юный исследователь», за то, что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие исследователи, умеете рассказывать о свойствах воды, проводить опыты. А самое главное, что вы очень отзывчивы и пришли на помощь Незнайке. Вы выполнили все задания. Молодцы! Спасибо!

Да смогли помочь.

Да

Ответы детей

Проводили опыты с водой, составляли с помощью «моделирования маленькими человечками» схемы разных состояний воды, узнали о разных свойствах воды, помогли Незнайке.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.
Формирование элементарных навыков самооценки.
Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Подготовлено и составлено воспитателем

Варламова Ю.П.

МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации детской деятельности в ДОУ на тему: «Что мы знаем о воде».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАорганизации детской деятельности в ДОУ на тему: «Что мы знаем о воде». Тема«Что мы знаем о воде.»Название областиПознавательная;Интеграция областейПознавательное ...

Технологическая карта образовательной ситуации общение (рассматривание картинок к потешке «Водичка, водичка, умой мое личико") в младшей группе

Тема: рассматривание картинок к потешке «Водичка, водичка, умой мое личико.Цель: создать условия для желания слушать знакомую потешку, активно помогать воспитателю, читать ее.Задачи:1. Организац...

Технологическая карта НОД Познавательное развитие «Круговорот воды в природе» Пудкова Галина Александровна

Образовательная областьПознавательное развитиеВозраст детей, группа5-6 лет, старшая группаТип НОДпознавательно-исследовательское, интегрированноеТема НОД«Круговорот воды в природе»Цель- ра...

Технологическая карта занятия «С Машей о водичке»

Технологическая карта занятия «С Машей о водичке»...

Технологическая карта занятия с песком и водой с дошкольниками.

Технологическая карта занятия с песком и водой с дошкольниками....

Технологическая карта совместной деятельности тема «Свойства Воды» , название: «Превращение капельки».

Цель – Закрепление  представлений о свойствах воды(вода-растворитель).Образовательные: -Расширять представления детей о свойствах воды.-Учить проводить лабораторные опыты, соблюдать пр...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности «Волшебница - Вода» для детей старшего дошкольного возраста

Важной чертой детского поведения является стремление наблюдать, исследовать. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент.В технологической карте по развитию познавател...