Перспективное планирование по образовательной области "Природный мир" в подготовительной к школе группе.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)
Перспективное планирование по «Формированию целостной картины мира» в подготовительной к школе группе. Образовательная область «Познавательное развитие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективное планирование по экологии подготовительная к школе группа | 45.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ПРИРОДНЫЙ МИР
Тема недели | Тема, литература | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приёмы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
СЕНТЯБРЬ | ||||||
1. «Здравствуй, детский сад» | Занятие № 1. «Начинаем читать книгу «Экология в картинках» Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, стр. 16. | Дать детям представление о том, что в книге рассказывается о доме для разных живых существ: растений, животных. Людей. Учить рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других. | Танасийчук В.С. Книга «Экология в картинках». | Вопросы воспитателя – ответы детей, беседа по содержанию рассказа, итог НОД. | Чтение рассказа «Удивительная прогулка». Беседа на прогулке на тему: «Почему в нашем лесу нет белых медведей, слонов, обезьян, крокодилов?». Вместе с детьми создать книгу: воспитатель пишет рассказ, дети рисуют иллюстрации, вместе оформляют обложку. | Поговорить с родителями о том, почему в местных лесах не живут слоны, обезьяны, белые медведи и крокодилы. |
3. Мониторинг | ||||||
ОКТЯБРЬ | ||||||
1. «Золотая осень» | Занятие № 2. «Беседа об осени» Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, стр. 50. | Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года, когда заметно меняются условия жизни для живых существ (укорачивается день, становится холоднее и др.). Растения и животные приспособились к этим изменениям: лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву, насекомые прячутся и замирают, перелетные птицы улетают в теплые края. Учить по значкам и рисункам календаря описывать события природы. | Календарь природы, загадки об осени, стихотворение А. С. Пушкина «Осень» и другие стихи, репродукции картин на тему «Золотая осень», пластинки с произведениями П. И. Чайковского из цикла Времена года (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь). | Чтение стихотворение А. С. Пушкина «Осень» («Унылая пора! Очей очарованье!..»). вопросы воспитателя – ответы детей, дети рисуют рисунок осени под музыку. | Рассматривание репродукций с осенними пейзажами, наблюдение за осенней природой, чтение рассказов, сказок, стихов и загадок про деревья и осень, беседы. Слушание аудиозаписи произведения «Сентябрь», музыки П. И. Чайковского «Октябрь». | Консультация на тему: «Вкусный и полезный сок» (показать детям, как можно приготовить сок из фруктов или овощей) |
3. «Осенние дары природы» | Занятие № 3. «Дары осени» О.А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию! Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, стр. 327. | Систематизировать представления детей о фруктах и овощах. Упражнять в составлении рассказов об овощах и фруктах. Познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов (компот, варенье, пирог с капустой, салат). | Картинки, муляжи фруктов и овощей, блюда из овощей и фруктов. | Беседа о дарах осени, составление рассказов детьми, технология приготовления блюд из овощей и фруктов, сюрпризный момент, итог. | Беседа «Как овощи и фрукты попадают на прилавки магазинов». Лепка овощей и фруктов. Чтение стихов по теме. IIальчиковая гимнастика на стихотворение Юлия Тувима «Овощи». Чтение сказки В.Г. Сутеева «Яблоко». | Индивидуальные беседы. |
5. «Я и моя семья» | Занятие № 4. «Как растет человек» О.А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию! Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, стр. 412. | Учить различать появление возрастных и половых особенностей во внешнем облике людей. Закрепить представления детей о семейных отношениях и о семье. Показать значение семьи в жизни человека. | Фотографии членов семьи, картинки с изображением людей разного возраста, карточки для составления родословного дерева, сказочный персонаж гном Вася. | Чтение стихотворения, беседа, рассматривание фотографий, физкультминутка, составление родословного дерева по карточкам, игровой момент итог. | Сюжетно-ролевая игра «Моя семья». Дидактическая игра «Кто старше». Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение сказок и рассказов по теме. | Консультация на тему «Зачем детям знания по экологии». |
НОЯБРЬ | ||||||
1. «Осень. Одежда, обувь, головные уборы» | Занятие № 5. «Простые и ценные камни в природе» Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, стр. 29. | Развивать у детей интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности. Дать представление о том, что камни в природе есть в земле, реках, морях, поэтому их называют речными и морскими, их легко узнать. Дать первое представление о ценных камнях, которые применяются для украшений построек, показать изделия из драгоценных камней. | Набор морских и речных камней; куски мрамора и гранита (желательно); иллюстрации с изображением зданий, мостов, станций метро, памятников, на которых хорошо видны мраморные и гранитные детали; несколько сувениров или женских украшений из драгоценных или полудрагоценных камней; кусок дерева, гвозди, молоток, большая банка с водой. | Рассматривание и сравнение морских и речных камней. Беседа по теме, вопросы воспитателя, ответы детей, итог НОД. | Опыты с камнями. Рассматривание иллюстраций, мини – выставки. Беседа по теме недели. | Рассмотреть дома вместе с мамой ее украшения, художественные изделия из камней, выяснить, как они называются, полюбоваться ими, поинтересоваться, как их изготовили. |
3. «Осень. Дикие животные» | Занятие № 6. «Сравнение белого и бурого медведей» Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, стр. 32. | Уточнять и расширять представление детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленность к ним. Учить сравнивать животных по внешности, образу жизни, характеру питания, месту обитания; выделять наиболее характерные признаки для сравнения – устанавливать сначала различия, затем сходство. | Картины «Семья белых медведей», «Медвежья берлога», игрушка заяц, модель маскировки. | Рассматривание картин, рассказы детей, игра – соревнование, подсчет очков, итог НОД. | Беседа «Почему звери меняют шубки?». Рассматривание картин «Купание медвежат», «Медвежья берлога», «Медведи в осеннем лесу». Чтение рассказа В. Бианки «Прячутся…» | Консультация на тему: «Игра – как средство экологического воспитания» |
ДЕКАБРЬ | ||||||
1. «Здравствуй, зимушка - зима!» | Занятие № 7. «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, стр. 76. | Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями, делать выводы. | Картины «Лоси в зимнем лесу», «Зайцы в зимнем лесу», «Белки спасаются от куницы»; красивый игрушечный зайчик; фланелеграф, контурное изображение сосны, зимнего дерева, ели, куста, четырехэтажного дома; маленькие предметные картинки с изображением белки, лося, зайца; модель маскировки. | Игровой момент с игрушкой зайчиком, рассматривание картины и беседа по ним, рассказ воспитателя, итог НОД. | Во время прогулок дети из снега лепят снеговиков и разные фигуры. Воспитатель устраивает конкурс «Игра со снежной постройкой»: дети могут построить снеговиков, крепости, дворцы, фигуры животных, а потом придумать сюжет игры. | Наблюдение с детьми за погодными явлениями. |
3. «Зима. Зимующие птицы» | Занятие № 8. «Что мы знаем о птицах» Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, стр. 105. | Уточнить представление детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно – воздушных животных. | Картинки с изображением птиц, календарь наблюдения за зимующими птицами, два листа бумаги, два бумажных голубя, веер | Рассматривание картинок птиц, вводная беседа, вопросы воспитателя, ответы детей, итог НОД. | Рассказ воспитателя «Чем подкармливать птиц зимой». Дидактическая игра «Что за птица». Загадки. Наблюдение на прогулке «Как птицы относятся друг к другу?» | Подкормка птиц на кормушке. |
5. «Новогодний праздник» | Занятие № 9. «Изготовление плакатов на тему, «Сохраним елку – красавицу наших лесов» Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, стр. 62. | Познакомить с плакатом как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам или соблюдению правил поведения. Учить придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его. Воспитывать желание защищать природу. | Плакат о природе, листы белой и тонированной бумаги, краски, карандаши, фломастеры, несколько карточных трафаретов елки, 25—30 экземпляров текста, напечатанного на маленьких полосках бумаги: «Акция „Зеленая елочка – живая иголочка", игрушка старичок-лесовичок. | Беседа по теме, рассматривание плаката природоохранного содержания, придумать и нарисовать плакат про елку, итог НОД. | Наблюдений за елью во время прогулки. Изучение хороводов и песен к новогоднему празднику. Организовать выставку готовых плакатов. | Дома сочинить слова, которые следует написать на плакате. |
ЯНВАРЬ | ||||||
3. «Наш дом. Бытовые приборы» | Занятие № 10. «Комнатные растения – спутники нашей жизни» (посадка комнатных растений) О.А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию! Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, стр.401. | Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях. Закреплять знания детей о строении растений, о вегетативном размножении комнатных растений, воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним. Учить доказательности суждений и речи. | Комнатные растения, посадочный материал, горшочки с землей, палочки, фартуки, ящик для горшочков, конверт с письмом, карточки-модели, игровой персонаж – божья коровка. | Беседа о комнатных растениях, условиях, необходимых им для роста. Рассказ об условиях их жизни. Классификация растений в группе на влаголюбивые и засухоустойчивые | Серия наблюдений за комнатными растениями и труд в уголке природы, беседы о комнатных растениях, д/игры «К названному растению беги»; «Четвёртый лишний» (растения). | Помощь родителей в ремонте детской мебели в группе. |
ФЕВРАЛЬ | ||||||
1. «Дни благодарности и доброты» | Занятие № 11. «Через добрые дела можно стать юным экологом» Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, стр. 55. | Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог — это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни. | Книги-сказки Лиса, заяц и петух, Золушка; кукла в костюме доброй феи с сумочкой (или с корзинкой); стенд Панорама добрых дел: ребята хотят стать юными экологами; модель Сухое (несчастное) дерево с набором зеленых листьев из бумаги, которые лежат в сумочке феи. | Вводная беседа о добрых и злых поступках. Работа с моделью «Сухое дерево». Итог НОД. | Чтение сказок: «Лиса, заяц и петух», «Золушка». Моделирование. Беседа по теме недели. | Консультация на тему: «Мы должны помогать природе, улучшать её» |
3. «Зимушка хрустальная!» | Занятие № 12. «Пройдет зима холодная…» Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, стр. 96. | Уточнить представление детей о зиме, о жизни растений и животных в это время. Показать зависимость состояния растений от внешних условий. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям. Рассказать, что зима своей красотой вдохновила художников писать картины, композиторов сочинять музыку, поэтов – стихи. | Репродукции картин: «Первый снег» A.A. Пластова, «Русская зима», «Конец зимы», «Мартовское солнце» К. Ф. Юона, «Март» И. И. Левитана; картины о зиме; стихи знаменитых поэтов о зиме, тонированная бумага, краски, кисти для рисования. | Беседа о зиме, рассматривание картин по теме, чтение стихотворение рисование детьми радостное зимние впечатление, итог. | Самостоятельная изобразительная деятельность детей на темы зимы под музыку П. И. Чайковского, | Консультация на тему: «Природа в познавательном и эстетическом развитии детей» |
МАРТ | ||||||
1. «Транспорт» | Занятие № 13. «Планета Земля в опасности» Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, стр. 96. | Дать детям представление о том, что планета Земля – это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться. | Большой мяч (шар) голубого цвета, белые контуры материков (можно использовать контурные карты), плакат «sos», флажок «sos», бледно-зеленая, желтая краски, простой карандаш, клей. | 1. Рассказ - беседа воспитателя с детьми на тему: «Как помочь нашей планете?». Итог НОД. | Игра - моделирование «Планета Земля». Игра «Покажи на глобусе».
| Консультация на тему «Зачем детям знания по экологии» |
3. «Весна – красавица!» | Занятие № 14. «Как поссорились март и февраль» О.А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию! Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, стр. 393. | Продолжать формировать представления детей о марте, как месяце пробуждения природы. Развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе: увеличение светового дня,появление проталин, капели, кучевых облаков. Закрепить знание о том, что в марте есть день весеннего равноденствия (21матрта день равен ночи). Дать знания о жизни животных и птиц. Воспитывать интерес к народному календарю. Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о марте. | Костюмы марта и февраля, декарации для февраля, для игры. Пособие – модель увеличения светового дня. Иллюстрации с изображением птиц. | Загадывания загадки; беседа воспитателя с детьми; стихи, пословицы и поговорки о весне; дидактические игры; итог. | Д/игра «Времена года». Беседа и загадки по теме недели. Рисование и раскраски по теме весна. | Оформление выставки детских рисунков. |
5. «Весна. Перелетные птицы» | Занятие № 15. «Птичий город на деревьях» Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, стр. 137. | Дать детям представление о заповедниках как местах, где богатую природу специально охраняют. Познакомить, читая рассказ, с Астраханским заповедником. Показать, что в местах впадения Волги в море скапливается много редких, очень интересных птиц; в заповеднике их охраняют, поэтому их не становится меньше. Учить детей отражать впечатления о природе в рисунках. | Картины с изображением птиц заповедника (пеликанов, бакланов, разных видов цапель), лотоса; глобус; рассказ «Птичий город на деревьях» из книги «Экология в картинках». | Чтение рассказа, показывая на глобусе по ходу чтения Волгу, город Астрахань; демонстрация картинки с изображением птиц, живущих в заповеднике, вопросы воспитателя – ответы детей, итог НОД. | Заучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах Чтение литературы по теме. Дидактическая игра «Времена года». | Нарисовать с детьми рисунок «Весна-красна» |
АПРЕЛЬ | ||||||
1. «Весна. Дикие и домашние животные» | Занятие № 16. «Дикие животные на территории Мордовии» О.В. Бурляева Мы в Мордовии живем, стр. 25. | Познакомить детей с представителями животного мира, проживающими на территории Мордовии. | Иллюстрация по теме | Рассматривание иллюстраций рассказ и вопросы воспитателя, ответы детей, отгадывание загадок, итог НОД. | Чтение произведения поэтов и писателей Мордовии: С. Люлякина «Бедный зайчик заболел», А Ежов «Поколоченный медведь» и др. | Индивидуальные беседы. |
3. «День Земли» | Занятие № 17. «Солнце, Земля и другие планеты» Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, стр. 67. | Дать детям первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы. | Карта или графическая модель Солнечной системы, глобус и лампа для его освещения (или теллурий), две пластилиновые человеческие фигурки, шапочки с изображением Солнца и планет, мел, веревка, игрушечные бинокли. | Демонстрация карты Солнечной системы и рассказ о ее строении. Подвижная игра Солнце и планеты», объяснение как же происходит смена дня и ночи, почему то светло, то темно? Итог. | Беседа «Солнечная система», «Вращение Земли», игра «Солнце и планеты». Моделирование смену дня и ночи с помощью лампы и глобуса. | С детьми рассмотреть звездное небо – огромное пространство с большим количеством звезд. |
МАЙ | ||||||
1. «День Победы!» | Занятие № 18. «Беседа о лесе» Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, стр. 58. | Уточнять и расширять знания детей о лесе. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа в картинах. | Репродукции картин на тему леса, тексты стихов о временах года, предметные картинки с изображением деревьев, кустарников, ягод, муляжи грибов. | Беседа воспитателя с детьми о лесе. Викторина о лесе. Разгадывание загадок о лесе и его обитателях. Посещение Выставки «Лес круглый год». | Чтение стихотворений, рассматривание картин. | Фотовыставка «Путешествие в лес» |
3. Мониторинг |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное комплексно-тематическое планирование. Организация образовательной деятельности (занятия). ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Данное комплексно - тематическое планирование образовательной деятельности разработано для детей подготовительной к школе группы.Планирование разработано с применением иновационных технологий . Так, н...
Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программы в подготовительной к школе группе
Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программыв подготовительной к школе группе...
Перспективное планирование по окружающему миру в подготовительной к школе группе по программе "От рождения до школы".
Перспективное планирование по окружающему миру в подготовительной к школе группе по программе "От рождения до школы"....
Перспективно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на май 2019 учебный год.
Перспективно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе № 10 на май 2018-2019 учебный год....
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности №10
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности №10...
Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программы в подготовительной к школе группе на 2021 – 2022 учебный год
Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программыв подготовительной к школе группе № 10 «Звездная»на 2021 – 2022 учебный год...
Перспективное планирование непрерывной образовательной деятельности на подготовительной к школе группе
Перспективное планирование непрерывной образовательной деятельности музыкального руководителя на подготовительной к школе группе....