Мир под ногами.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Дорошенко Наталия Владимировна

Насекомые для детей являются очень привлекательным объектом. Одни с большим интересом могут наблюдать за божьей коровкой, бабочкой, a кому-то милее муравьи или волосатенькие гусенички. Для детей это целый маленький мир, живущий в гармонии с большим миром живой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_pod_nogami_-_kopiya.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Занятие по экологии для средней группы: «Мир под ногами»        

Подготовила и провела воспитатель: Дорошенко Н. В.

        

Цели занятия:

    Закрепить представление и знание детей о многообразии

насекомых. Формировать знания о том, какую пользу приносят насекомые в природе.

   Развивать логическое мышление, умение внимательно слушать и грамотно отвечать на вопросы, принимать правильное решение.

   Развивать двигательную активность, мелкую моторику рук, чувство ритма, речевую активность.

    Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, бережное отношение к ним и к природе в целом, а так же навыки сотрудничества со сверстниками.

Словарь: 

насекомые, колорадский жук, майский жук, жужелица, богомол.

Оборудование:      

Карточки с загадками о насекомых, игрушка – паучок, разрезные пазлы с изображением насекомых, обруч с цветными ленточками, для подвижной игры: пыльца (из салфетных шариков), веточки и прутики для строительства муравейника, ведерки. Два плаката с изображением насекомых и их домиков.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок и макетов насекомых. Наблюдение за пчелами, божьими коровками. Чтение произведений о насекомых: К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище».

К. Ушинский: «Капустная белянка». Н. Сладков: «Крапивница и лимонница». В. Песков: «Лечебница под сосной». В Бианки: «Как муравьишка домой спешил». И. Крылов: «Стрекоза и муравей».

Просмотр мультфильмов: «Пчела Майя», «Букашки», «Дюймовочка».

                               Ход занятия.

Р - к: Как у наших, у ворот,

         Нынче все наоборот.

         Мы не будем здесь учиться.

         Будем петь и веселиться.

         Будем в игры играть,

         Всех вокруг удивлять!

В:    Встречайте наших участников!

( В зал заходят дети, здороваются с гостями.)

В:   Ребята, сегодня у нас необычный день. Вы хотите играть?

Д:   Да, хотим!      

В:   Давайте отправимся в чудесную страну.   Там будут      

      удивительные полянки, игровые площадки. Но самое главное,

      там можно играть всегда и везде, и всем!

      Ну что, согласны отправиться в такую страну?

Д:  Да. Согласны!

В:  Тогда давайте все вместе скажем: «1, 2, 3, 4, 5 - мы идем играть»

(Дети поют песню: «Мы идем играть»).

В:  Вот мы и пришли на полянку.  Как здесь тихо. И совсем никого

нет? Ой, кто это?

(Дети заметили паучка, спускающегося с дерева).

П:  Кто это здесь шумит? Кто мне мешает работать?

Д:  Здравствуй, Паучок. Скажи, пожалуйста, кто живет на этой

      полянке?

П:  Вы узнаете, кто живет на этой полянке, если правильно

      выполните задание.

Д:  Мы готовы выполнить задание. Что нам надо сделать?

П:  В этом дупле находятся загадки, отгадайте их!

( Д/И:  «Отгадай загадку».)

(Дети достают из дупла карточки с загадками. Воспитатель загадывает загадки, а в качестве подсказки показывает букву, с которой начинается отгадка).

1. То самолет, то вертолет.

    И так красив ее полет,

    Что завораживает взор.

    Ее крыло – сплошной узор,

    Большие в сеточку глаза.

    Кто же это ?

                     ( Стрекоза)

2. Он работник настоящий,

    Очень, очень работящий.

    Под сосной в лесу густом

    Из хвоинок строит дом.

        ( муравей)

3.  Сок цветов душистый пьет.

     Дарит нам и воск, и мед.

     Людям всем она мила,

     А зовут ее…..

                  (Пчела)

4.  Спал цветок и вдруг проснулся -

     Больше спать не захотел.

     Шевельнулся, встрепенулся,

     Взвился вверх и улетел.

        (Бабочка)

5.  Его поймал я на траве.

     Зажал, как следует в руке.

     Жужжит он: «Попрошу без рук!

     Я ж-ж-не железный,

     Я ж-же   ( Жук)

6. С листьев тлю, она съедает,

    Следить за садом помогает.

    Вот она взлетает ловко

    Это……

        (Божья коровка)

П:  Молодцы, ребята. Справились с заданием. Вы догадались, кто                    

      живет на этой полянке?

Д:  Насекомые. Только как же они выглядят?

П:  Есть у меня картинки, да вот беда, перепутались они все.

      Помогите, пожалуйста, мне их разобрать и сложить. Вот и

      Узнаете, как выглядят эти насекомые.

( Д/И: «Сложи насекомое».)

( Дети подходят  к рабочим столам. По два человека складывают свою картинку).

В:  Все справились с заданием! А теперь расскажите что-нибудь

      интересное и удивительное о своих насекомых.

( Д/И: «Интересные факты».)

- Это муравей. Он никогда не спит. Муравей хоть  и маленький, но                  

   настоящий силач. Может поднять груз в 10 раз тяжелее себя!

   Муравьи уничтожают вредных насекомых, поэтому их называют

  «Санитарами леса».

- Это бабочка. Ее нельзя брать за крылышки. Они очень хрупкие и

  покрыты пыльцой. Бабочки пробуют еду с помощью задних лапок.

  Переносят пыльцу с одного цветка на другой.

- Это Божья коровка. Она никого не боится. Если ее взять в руки,

   Она тотчас замрет, упадет в обморок или притворится мертвой.

   А еще Божья Коровка выделяет коленками оранжевое  молочко.  Оно очень неприятное на вкус. Поэтому звери и птицы, никогда не связываются с Божьей Коровкой.

    Божья Коровка уничтожает тлю.

-  Это жук Жужелица. Очень редкий жук. Жужелица водится у нас

    в Крыму. Жужелица живет долго и уничтожает вредных

    насекомых. Жужелица – просто красавица, темно-синяя с

    зеленым блеском.

-  Это пчела. Она великая труженица. Пчелы собирают для нас

   мед и водятся только у добрых людей, а у злых нет.

-  Это стрекоза. Она умеет летать быстрее всех насекомых. У

   стрекозы огромные глаза, во всю голову. И она может смотреть

   сразу во все стороны. А еще стрекозы ужасные обжоры. Они

   уничтожают мух и комаров.

В:  Ребята, а каких насекомых вы еще знаете?

Д:  Кузнечик, богомол, шмель, оса, комар, водомерка, колорадский

      жук, майский жук.

П:  Какие умные дети! Сколько интересного рассказали о

      насекомых. Я буду вам очень благодарен, если вы поможете мне

      сплести паутину. А то моя совсем порвалась.

В:  Ребята, поможем паучку?

Д:  Поможем!

( Д/И: « Сплетем паутину».

1. Пальчиковая игра-песня: «Паучок».

2. Плетение паутины.

П:  Спасибо, ребята! Какая крепкая и красивая получилась паутина.

      А я приготовил для вас сюрприз! Чтобы вы еще больше узнали

      о насекомых, я подарю вам волшебное превращение!!!

      «Топни, хлопни, повернись. Превращение начнись!»

Д: Спасибо и тебе паучок.

      ( Паучок прощается с детьми).

( Дети забегают за ширму и надевают маски насекомых).

В:  какие замечательные у нас малыши-насекомые. Расскажите о

      себе.

( Дети читают стихи).

Пчела

Если к вам болезнь пришла,

Тело жаром пышит,

Врач по имени Пчела

Вам рецепт пропишет:

- Поскорей от гриппа вы

Мед примите липовый!

Бабочка

Я живу средь лугов,

 В блеске летнего дня;

Ароматы цветов -

Вот вся пища моя!

Но короток мой век -

Он не долее дня;

Ьудь же добр, человек,

И не трогай меня!

           Жук

Всем известно, что жуки

Жужжат с досады и тоски.

Но в кругу друзей жуки

Чудаки и добряки.

Я дружу с одним жуком,

    Я с ним целый год знаком.

      Это счастье, если жук        Он своей дорогой,И тебе не враг, а друг.        Ты его не обижай,

        Ты его не трогай!

Стрекоза

У реки растут кусты

Там был конкурс красоты,

Оказались все призы

У нарядной  стрекозы!

Божья Коровка

            Небесная коровка

        Уселась на ладошку

Ее подброшу ловко

И крикну на дорожку:

-  Божья коровка,

     Улети на небо,

     Принеси нам хлеба,

Пирожков, ватрушек,

Сухарей и сушек,

И печенья пачку,

И, конечно… жвачку!

Муравей

Муравей не знает лени,

Муравей живет трудом.

И жучка, и гусеницу

Тащит в свой подземный дом.

      Как увидишь, что спешит

      Он своей дорогой,

      Ты его не обижай,

      Ты его не трогай!

        

В:  А  сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру-эстафету. Для этого

      надо разделиться на две команды: команда девочек и команда

      мальчиков. Займите места на игровой площадке.

      Команда девочек – это бабочки, стрекозы и пчелки - будут

      собирать пыльцу. А команда мальчиков – муравьи и жуки

      будут строить муравейник. Посмотрим, как вы справитесь с

      заданием.

      - Давайте все вместе скажем: 1.2,3,4,5- начали играть.

( Игра – эстафета)

В: Какие трудолюбивые наши насекомые, как быстро и ловко        

     справились с заданием.

В:  Ребята, а у насекомых есть враги?

Д:  Есть! Это птицы, звери. А бывает, и насекомые едят друг друга.

В:  Куда прячутся насекомые в минуту опасности?

Д:  Насекомые бегут в свои домики.

В:  Предлагаю выполнить следующее задание.

       - Вы должны помочь спрятаться насекомому, быстро добраться

      к своему домику.

(Д/И: «Помоги спрятаться насекомому».

(Дети указывают маркером домик для насекомого).

В:  Молодцы! Все справились с заданием.

      А теперь задание посложней. Нужно внимательно послушать

       вопрос и выбрать правильный ответ.

1.  В какой сказке насекомые собрались на именины?

     - «Теремок»

     -  «Рукавичка»

     - «Муха – Цокотуха»

2.  Приходила к Мухе

     Бабушка Пчела,

     Мухе - Цокотухе

     Принесла:

     - варенье

     -нектар    

     - мед

3.  Кто злодея не боится

     И с чудовищем сразится.

     Я тому богатырю

     Двух лягушек подарю.

    Как называется сказка?

     - «Муха – Цокотуха»

     - «Краденое солнце»

     - «Тараканище»

4.  Лето красное пропела,

     Оглянуться не успела

     Как зима катит в глаза…

     Это:  - Пчела

        - бабочка

        - стрекоза

5.  За кого чуть было не вышла замуж Дюймовочка?

      - за таракана

      - за комара

      - за майского жука

6.  Как называется сказка, в которой муравьишка домой боялся

      опоздать?

      -  «Как муравьишка домой торопился».

      -  «Как муравьишка домой полз».

      -  «Как муравьишка домой спешил».

7.  Продолжите строчки стихотворения:

       В лесу летают мотыльки,

Д:   Ползут козявки и жуки.

       Природа мать им жизнь дала.

       У них, у всех свои дела.

       Ты их увидишь на пути -

       Не обижай, а отойди!

       Без насекомых лес, друг мой,

       И одинокий, и пустой.

В:  И вы опять справились с заданием. Все ответы выбрали

      правильно.

     - Ребята, вам понравилось играть?

      Мы с вами хорошо поиграли и у вас все получилось. А знаете, почему?

      Потому что мы все делали дружно. А наш чудесный день мы закончим

       песней.

       Я шагаю по лужайке –

       Великан в трусах и майке,

      Сверху ясно мне видна

      Вся зеленая страна.

     

      Вот улитка – добрый гномик,

      На себе таскает домик.

      Вот квартирка для жука –

      Дырка старого пенька.

     

      Вот стоит высотный дом –

      Муравьи хлопочут в нем.

      Вот цветок ромашка,

      В нем живут букашки.

      Эта малая страна

      Вся кругом заселена!

   

      Если я, великан, захочу,

     Как лихой ураган, налечу,

     Все дома я могу разломать,

     Всех жильцов на лугу растоптать!

     Если я захочу…

     Только я не хочу!

   

      Пусть живут и тут, и там

     Я ведь добрый Великан.

В: Я надеюсь, что вы все добрые великаны и никогда не будете обижать тех, кто меньше вас, слабее вас.  А сейчас нам пора возвращаться в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ноги сами рвутся в пляс"

Серия теоретических занятий для детей старших и подготовительных групп. Задачи данных занятий следующие: Познакомить детей с одним из самых древних видов искусства танцем. Ввести понятия: темп, ритм. ...

Познавательные опыты для дошкольников "Что у нас под ногами живет?"

Дорогие друзья!Если вы любите все таинственное и необычное, если вы любите наблюдать и размышлять, доверяете своим глазам и опыту, значит у вас душа экспериментатора и первооткрывателя.Вы знаете, что ...

Красивые ноги

Для родителей девочек и мальчиков!В статье рассказывается об уходе за ногами детей...

Конспект развлечения для детей старшего дошколҗного возраста "Сау бул, Сөмбелә"

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Сау бул,Сөмбелә!"....

Тема: Русская народная песенка «Большие ноги шли по дороге…». Маленькие и большие следы

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»,«Музыка», «Социализация». Задачи:Познание: - Расш...

Мастер - класс "Гимнастика вдвоем или в ногу с мамой"

Мастер-класс для родителей« Гимнастика вдвоем или в ногу с  мамой»( вторая младшая группа) Цели:·        Доставить детям удовольствие от совместной с родит...