"Ноги сами рвутся в пляс"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

Огородникова Т.И.

Серия теоретических занятий для детей старших и подготовительных групп. Задачи данных занятий следующие:

Познакомить детей с одним из самых древних видов искусства танцем. Ввести понятия: темп, ритм. Познакомить с русскими народными танцами, а также с народными танцами Польши, Чехии, Украины, Грузии, Италии, Германии. Дать понятие слову опера.

Познакомить детей с понятиями балет, па-де-де, кордебалет, пантомима.

Познакомить с творчеством К.Сен-Санса; с повадками некоторых животных и птиц; объяснить значения слова фокстрот, сюита, оркестр. Прививать желание слушать музыку.

Занятия можно проводить как досуги, а можно и во время карантина, когда дети не могут посещать музыкальный зал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nogi_sami_rvutsya_v_plyas..doc52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Ноги сами рвутся в пляс».

Занятие №1 «История танца».

Цели: Познакомить детей с одним из самых древних видов искусства танцем. Ввести понятия: темп, ритм. Познакомить с русскими народными танцами.

Оборудование: Магнитофон, кассеты с записями; трещетки, погремушки; иллюстрации танцующих людей плясовую и в хороводе.

                                Ход  занятия:

        Сегодня речь пойдет о танце. Знаете ли вы, что танец одно из самых древних искусств? Еще первобытные люди плясали и водили хороводы вокруг костров, празднуя окончание удачной охоты или желая задобрить злых духов. Такие танцы сопровождали ритмичные удары камня о камень. Со временем люди заменили камни колотушками, трещетками или погремушками, которые делали из высушенных плодов. Внутрь этих сухих плодов клали мелкие камешки (показать детям трещетки, погремушки).

        Постепенно появились новые музыкальные инструменты (гусли, дудочки, рожки), а вместе с ними рождались и новые мелодии для танцев.

Многие плясовые  веселые мелодии придумали люди, имен которых мы не знаем. Поэтому и говорим, что музыка того или иного танца народная.

        Без  танца не обходились в старину ни народные гулянья, ни праздники, ни ярмарки, ни карнавалы.

        А кто же придумал движения для танцев? (Возможные ответы детей.)

Тоже народ! Люди подбирали движения, соответствующие темпу, ритму и мелодии музыки.

        Темп – степень скорости исполнения и характер движения музыкального произведения. Мы с вами передвигаемся  тоже с разной скоростью. И тогда люди говорят, что человек двигается в быстром темпе, в медленном темпе, в среднем темпе. Так и музыка двигается в различных темпах.

        Ритм – чередование и соотношение музыкальных длительностей и акцентов. Каждое сочинение имеет свой ритм. О ритме и ритмическом рисунке мы поговорим с вами на последующих занятиях. А сейчас послушайте стихотворение Натальи Кончаловской (отрывок из «Нотной грамоты»).

Слушай, слушай, различай звук короткий и протяжный,

Чувство ритма развивай, это очень, очень важно.

Все вокруг для нас привычно, каждый звук для нас не нов.

Но послушай, как ритмично, ходит маятник часов:

Тик-так! Тик-так! Тик-так! Тик-так!

Вот суворовцы шагают по широкой мостовой.

Маршировке помогает барабанный четкий бой.

Ждет их доблесть, ждет их слава, и глядит на них Москва.

Левой… Правой… Левой… Правой…

Раз, два! Раз, два! Раз, два! Раз, два!

(Повторить с детьми несколько раз стихотворение с движениями: руки на поясе с пружинкой на текст; на тик-так – наклоны головой по сторонам; на левой, правой – маршировать на месте.)

        Многие русские народные пляски очень веселые, зажигательные. Кажется, что ноги сами рвутся в пляс.

(Прослушать в записи «Камаринскую». Затем под музыку станцевать вместе с детьми, выполняя знакомые танцевальные движения.)

        Удивительно красивы плавные неторопливые русские хороводы. Словно белые лебедушки плывут друг за другом девушки в длинных, вышитых шелками, жемчугами и бисером сарафанах, и молодцы в атласных, туго подпоясанных ремнями рубахах.

(Исполнить с детьми любой из известных хороводов.)

        Хороводные танцы – медленные, плавные часто сопровождаются пением особенных «хороводных песен». Я думая вам нравится водить хороводы вокруг новогодней елки на празднике в детском саду. Давайте с вами вместе споем самый известный из всех новогодних хороводов «В лесу родилась елочка».

        Есть такая русская народная сказка, которая называется «Пастушья дудочка». Герой сказки – Иванушка так чудесно играл на пастушьей дудочке, что все, кто слушал его, пускались в пляс (отрывок).

(см. Т.Шорыгина «Красивые сказки» стр.36-37)

В заключении дети рисуют на тему «На лужок ходили, хоровод водили».

        

Занятие №2 «История танца» - продолжение.

Цель: Продолжить знакомство с народными танцами Польши, Чехии, Украины, Грузии, Италии, Германии. Дать понятие слову опера.

Оборудование: Магнитофон, кассеты с записями, иллюстрации с танцующими людьми, кастаньеты, изображение гитары.

                        Ход  занятия:

        У каждого народа свои танцы. Они отражают характер народа, его быт и традиции. Из Польши к нам пришли знаменитые танцы – краковяк, полонез и мазурка. Самый древний польский танец – полонез. Сначала его танцевали только мужчины. Полонезом, танцем-шествием, открывались придворные балы. Поэтому мелодия полонеза неторопливая, напоминающая шествие, т.е. спокойную ходьбу. Музыка полонеза торжественная.

(Прослушать в записи полонез из балета «Спящая красавица» П.Чайковского».)

        Полька появилась в Чехии. Это живой непринужденный танец, который танцуют парами, взявшись за руки. Послушайте небольшое стихотворение об этом танце, как автор описывает его в прозе.

                                Полька.

Зажигательная полька! Звук ее услышишь только,

Ноги сами рвутся в пляс. С нами было так не раз!

В зале, по большому кругу мчатся пары друг за другом.

Полька – танец звонкий, быстрый, жизнерадостный, искристый.

(Звучит в записи «Полька» из «Детского альбома» П.Чайковского»)

        А какие вы знаете любимее танцы украинского народа? (Возможные ответы детей.)  Правильно, гопак и казачок – это задорные, заразительные, бойкие танцы.

Что ждешь – плясать пошли!                Пружинка, руки на поясе        

Эх, сапожки все в пыли!                

Топ-топ – на каблучок!                Притопы правой ногой.

Ай, да танец казачок!                Ногу на носок, на пятку, 3 притопа.

 (М.Лаписова)

(Звучит в записи один из танцев.)

        Очень красив грузинский народный танец – быстрая и темпераментная лезгинка. Она требует силы и ловкости от юноши, нежности и плавности в движениях от девушки.

        Итальянский народный танец – тарантелла – сопровождается игрой на гитаре и звоном кастаньет. (Кастаньеты – ударные музыкальные инструменты, изготовленные из дерева твердых пород) У нас есть вариант детских кастаньет и они сделаны из пластмассы. (Показать и поиграть.)

Русский композитор П.Чайковский написал музыкальное произведение для «Детского альбома», которое так и называется «Тарантелла» и сейчас мы с вами ее прослушаем.

(Звучит запись.)

        А сейчас небольшая физкультминутка.

Поплясать становись                Руки на поясе, наклоны головы вперед.

И дружку поклонись.

Будем все приседать;                Пружинка

Дружно сесть! Дружно встать!

Машут ручки у ребят                Взмахи руками вдоль туловища вверх-вниз.

Это птички летят.

Вот и кончился пляс                Руки на поясе, наклоны головы вперед.

Поклонились еще раз.

        На вопрос о том, какой танец самый популярный, многие люди ответят – вальс. Движения этого парного танца – плавные и очень легкие. Родился он в австрийской области Ландль и сначала назывался лендлером. В начала Х1Х века его стали танцевать на балах в Австрии и Германии, и постепенно он превратился в современный вальс. Танец быстро завоевал всю Европу.

        Австрийский композитор Штраус прославился своими вальсами, которых он написал очень много. Давайте послушаем.

(Звучит в записи один из вальсов Штрауса.)

        Русские композиторы тоже писали музыку для вальсов и часто их использовали в своих балетах и операх. О балетах мы поговорим на следующем занятии. А опера – это вид сценического искусства, где все герои поют, и разворачивается целое действие.

(Прослушать любой вальс П.Чайковского из балета «Спящая красавица» или «Лебединое озеро».)

Занятие №3 «Балет».

Цель: Познакомить детей с понятиями балет, па-де-де, кордебалет, пантомима.

Оборудование: Магнитофон, кассеты с записями., иллюстрации либо фотографии с изображением балета.

                        Ход занятия:

        Говоря о танце нельзя не упомянуть о балете. Слово «балет» происходит от итальянского слова «балло», что означает «танец», «пляска». История балета начинается в солнечной Италии, где всегда любили искрящиеся веселые танцы.

        На настоящие балетные спектакли появились впервые во Франции. Здесь родился совершенно новый вид искусства – балетный театр.

        Самое главное в балете – союз танца и музыки. Гнев и печаль, любовь и ненависть, порыв к свободе и радость творчества – все это могут передать движения танцоров в сочетании с прекрасной музыкой.

        Каждая форма танца имеет определенное название в балете. Например, па-де-де – это танец вдвоем. Обычно этот танец начинается торжественным или веселым выходом балерины и ее партнера-танцора. Затем следует медленная лирическая часть (адажио) – сольные танцы балерины и танцора, где они по очереди, будто соревнуются между собой в легкости и виртуозности исполнения. Заканчивается па-де-де бравурно и стремительно – оба партнера вновь танцуют вместе (кода).

Кода (вместе)

Адажио (отдельно)

Антре (вместе)

                                        Па-де-де

(Прослушать в записи Па-де-де из любого балета П.Чайковского.)

Но не только главные герои танцуют в балетном спектакле. В балете П.И.Чайковского «Лебединое озеро» Одетту (главную героиню) окружают девушки-лебеди, во дворце рядом с Принцем (главным героем) – его друзья и гости.

        Танцовщицы и танцоры, исполняющие массовые сцены и танцы, составляют кордебалет, что в переводе с французского означает «личный состав», «корпус» балета.

        Особую роль в балете играет пантомима – язык мимики и жестов. Пантомима – дополняет танцевальные движения, помогает лучше передать чувства героев.

(Провести с детьми любую игру, основанную на пантомиме.)

 (Прочитать сказку «Волшебные башмачки» (Т.Шорыгина «Красивые сказки» стр.40-46)

Занятие №4 «Музыка, танец и животные».

Цели: Познакомить с творчеством К.Сен-Санса; с повадками некоторых животных и птиц; объяснить значения слова фокстрот, сюита, оркестр. Прививать желание слушать музыку.

Оборудование: Иллюстрации с изображением журавля, лебедя, льва, курицы и петуха.

                        Ход занятия:

        На прошлом занятии мы говорили о танцах, которые исполняют люди. Вы, наверное, удивитесь, когда узнаете, что танцевать любят не только люди, но и животные.

                        Журавлиные пляски.

Пойдем на болото, где кочки и ряска,

Посмотрим с тобой журавлиные пляски.

Фиалки лиловые там расцвели,

Там весело пляшут весной журавли.

Журавель журавлихе навстречу идет,

Он нежно на танец подругу зовет.

Склонился в поклоне, кивнет головой,

Как будто бы спросит: «Станцуешь со мной!»

Та бросит охоту за вкусной лягушкой,

И вот уж журавлик танцует с подружкой.

Та крыльями машет, то  прыгает он:

Наклон, приседанье и снова поклон.

Танцует журавлик быстрей и быстрей.

Зовет он на танец  других журавлей.

И вот, чтобы танцем порадовать нас,

Вся дружная стая пускается в пляс!

        Весной любят потанцевать и лисы. Звери встают друг перед другом на задние лапы и выделывают забавные движения, словно танцуют танец фокстрот. Кстати, название танца  фокстрот в переводе с английского языка означает «лисий шаг».

        Музыка всегда выражает какое-либо настроение. Она может и изображать что-то: кукование кукушки или щебет другой птички. Давайте послушаем с вами музыкальное произведение, где очень четко слышно голос кукушки

 (Прослушать фонограмму пьесы «В лесу»)

        Музыка очень похоже передает движение разных персонажей: топот копыт скачущей лошади, поскоки зайчика, шаги медведя. Послушайте, как в музыке отчетливо слышатся поскоки зайчиков.

 (Прослушать фонограмму пьесы «Танец зайчиков» на кассете с новогодним материалом.)

                А сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание. Когда будет звучать музыка, вы будете прыгать как зайчата. Когда музыка замолчит, вы останавливаетесь и делаете испуганный вид, как  будто увидели волка. Или веселый вид, как будто увидали морковку.

(Игра проводится  5-6 раз.)

        Один известный французский композитор К.Сен-Санс написал знаменитую сюиту для оркестра, которая называется «Карнавал зверей».

(Сюита –

Оркестр –

        В сюиту входят разные пьесы с названиями, обозначающие животных.

И мы сейчас прослушаем некоторые из них.

(Прослушать произведения, иллюстрируя их картинками тех животных, о которых пойдет речь в пьесе.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Целый день в саду у нас игры и веселый пляс», доминантное занятие на развитие муз.ритмических движений для детей средней группы

Занятие на закрепление материала по музыкально-ритмическим движениям, по программе "Ладушки" Каплуновой и Новоскольцевой, с использованием авторского тескта....

Консультация для родителей "Почему дети рвут книги"

МБДОУ детский сад №1 п.Радченко     Консультация для родителей на тему                              ...

Методическая разработка игры-занятия «Кто плясал в хороводе?» с использованием игрушек. (старшая группа)

Упражнение детей в употреблении выразительных словосочетаний и оборотов при конструировании распрастранённых предложений; обучение детей составлять рассказ с использованием игрушек....

И все пустились в осенний пляс

Праздник в детском саду –самое радостное событие для детей, и, конечно ему всегда рады. И неважно, что в календаре нет никакой знаменательной даты, так почему бы не устроить праздник в честь другого с...

Конспект занятия по речевому развитию с детьми старшей группы на тему «Ноги сами рвутся в пляс!»

Цель: Информировать детей о народных инструментах, танцах. Учить детей пересказывать текст , добиваться последовательности в изложении содержания, обогащать словарный запас. Формировать бережное отнош...

Полюбуйтесь, поглядите, как плясали на Руси.

Ввести детей в мир прекрасный мир музыки, воспитывая добрые чувста для развитиямузыкальныхинтересов детей и их творческих способностей....

Консультация для родителей "Почему дети рвут книги"

В консультации дан материал на тему как ребенка научить не рвать книги...