Методическая разработка для воспитателей ДОУ «Мой любимый Санкт-Петербург»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Данный материал поможет педагогам в формировании представлений об истории города Санкт-Петербурга; воспитывать ценностное отношение к окружающему миру, родному городу; развивать познавательные интересы, зрительную и слуховую память, аналитические способности и логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e.a._metodicheskaya_razrabotka_spb.docx | 55.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 57 комбинированного вида Приморского района
г. Санкт-Петербург
Методическая разработка
«Мой любимый Санкт-Петербург»
воспитатель высшей квалификационной категории,
ГБДОУ д/с № 57 комбинированного вида
Приморского района Санкт-Петербурга
Иванькова Елена Андреевна
Санкт-Петербург
2019 г.
Пояснительная записка.
Дошкольное детство - неоценимый период развития человека. Именно в этом возрасте закладываются основы личности ребенка. Очень важное значение, для вхождения детей в сложный мир культуры, имеет старший дошкольный возраст, когда у ребят активно формируется познавательное, эстетическое и творческое отношение к действительности, происходит становление интересов к широкому кругу социальных явлений. Именно в этот период важно создать условия для развития у них интереса к объектам, обладающим исторической и художественной ценностью, и тем самым, заложить основы непрерывного процесса приобщения к культуре. Нам повезло жить в удивительном городе Санкт-Петербурге и необходимо использовать его влияние на воспитание и образование ребенка.
Педагогу необходимо создать условия для развития у детей интереса к объектам, обладающим исторической и художественной ценностью, тем самым, заложить основы непрерывного процесса приобщения к культуре. Наш город часто называют «музеем под открытым небом». Он является вместилищем шедевров искусства, своеобразным хранилищем культурных, исторических, духовных и художественных ценностей.
Повседневная жизнь наших воспитанников протекает, в среде с небогатым историко-культурным контекстом, т.е. в «спальных» районах, и знакомство с историей и архитектурой родного города не может осуществляться непроизвольно. Поэтому особенно важно пробудить у ребенка познавательный интерес к изучению города, своего района, вызвать любовь к нему.
Тема методической разработки: «Мой любимый Санкт-Петербург»
Актуальность данной разработки: Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого города? Прежде всего, они должны знать и любить свой город. А еще важно с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Мы должны не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Опыт работы общения с детьми и родителями группы показал, что у них недостаточен объем знаний о городе и его достопримечательностях. Не все родители в свободное время осуществляют прогулки с детьми по улицам города, мало кто из них посещает театры и музеи нашего города. Вот поэтому и возникла идея работы по данному проекту. В связи с этим актуальность проекта «Мой любимый Санкт-Петербург» заключается в создании психолого-педагогических условий для пробуждения у юных граждан, начиная с самого детства любви к родному городу, воспитания чувства сопричастности к его жизни, стремления к сохранению и возрождению традиций петербургской культуры.
Цель методической разработки:
- Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города Санкт-Петербурга, её достопримечательностях;
- воспитание любви и привязанности к родному городу.
- развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма;
- формирование интереса к коллективной, игровой, продуктивной, творческой деятельности.
Задачи методической разработки:
Образовательные:
- Изучение исторических и культурных ценностей города на примере основных достопримечательностей и исторических личностей.
- Формирование представлений о современном образе Санкт–Петербурга как среды обитания.
- Формирование эстетического отношения к культурно-историческому наследию города.
- Приобретение опыта продуктивной творческой деятельности.
- Формирование нравственных норм и правил поведения, характерных для петербуржцев.
Развивающие:
- Развитие познавательного интереса, эмоционально-ценностного отношения детей к истории и культуре Санкт–Петербурга.
- Развитие когнитивной сферы детей дошкольного возраста (внимания, памяти, мышления и т.д.).
- Развитие художественно–эстетического вкуса, творческого воображения и фантазии.
Воспитательные:
- Воспитание чувства любви и уважения к родному городу.
- Воспитание бережного отношения к красоте, традициям и культурному наследию Санкт-Петербурга.
- Воспитание чувства сопричастности к жизни города.
- Воспитание коммуникативной культуры.
- Воспитание толерантности.
Продолжительность работы: долгосрочный проект
Форма организации: познавательно - исследовательский, с участием родителей.
Материально-техническое оснащение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.
Область применения: Содержание проекта реализуется через разнообразные виды деятельности детей и посредством непосредственной образовательной деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Формы и методы реализации:
- тематические занятия
- тематические беседы; «Мой любимый город», «Улица, на которой я живу», «Мой Приморский район»
- презентации «Город на Неве»; «Город-Герой», «Достопримечательности Санкт-Петербурга»; «Район в котором я живу», «Памятники и скульптуры Приморского района», «Улицы Приморского района»
- совместная деятельность детей и педагогов,
- совместная деятельность педагогов и родителей,
- развивающие и дидактические игры, познавательные игры, подвижные игры: «Узнай наш флаг
(герб)»; «Иностранец»; «Чей костюм?»; «Я назову, а ты угадай»; «Угадай картинку»; «Лабиринт»; «Пазлы», «Домино», «Мемо»; «Львы из камня»; «Горелки»; «С кочки на кочку».
- демонстрационный материал, индивидуальные беседы с родителями, анкетирование,
- консультации для родителей : «Как знакомить детей с Санкт -Петербургом»; «Санкт -Петербург город музеев"; «Воспитываем юного петербуржца», «Наш район – Озеро долгое», «Где можно провести выходные дни»
- сюжетно-ролевые игры: Игра - путешествие "Прогулка по Санкт- Петербургу"; «Экскурсия по городу»; «Я-экскурсовод», «Экскурсия по району»;
- досуг "Путешествие по Санкт-Петербургу"
- чтение художественных произведений: «Сказ о том, как наш город родился»; «Спас на крови»; «Петропавловская крепость»; «Зимний дворец»; «Медный всадник»; «Площадь декабристов»; «Секрет Дворцового моста»; «Этот город Ленинград» Будогоская Л., Владимиров Ю.; А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы); Н. Носов «Метро».
- целевые прогулки с родителями
- просмотр развивающих видеофильмов для детей о родном городе.
- Проблемные ситуации: «Что было бы, если бы не было мостов в городе?», «Что делать во время наводнения?», «Если ты потерялся в городе…», «Разрешается-запрещается»- о нормах поведения в музеях ,
- заучивание стихов: С. Скаченков «Ночью на Невском»; «Ночной ветер»; «Петродворец»; В. Брюсов «К медному всаднику»; А. Фатьянов «Петербург», «Белые ночи»; В. Лелина «Львиный мостик».
- рассматривание иллюстраций «Достопримечательности Санкт-Петербурга», «Петербург в акварели»
Возрастная группа обучающихся: дети 5-6 лет, воспитатели старшей группы, родители воспитанников.
Ожидаемые (полученные) результаты:
Для детей:
- У детей сформированы знания о своем городе, символике города, достопримечательностях, природе.
- Сформировано представление детей о культурном и историческом развитии города Санкт-Петербурга.
- Сформировано представление у детей необходимости заботы о родном городе, бережного отношения к культурным и историческим ценностям.
- Сформировано чувство гражданственности и патриотизма, гордости за свой город, страну.
- Сформировано понятие ВОВ, блокада, победа.
Для педагогов:
- Создание достаточных условий для организации
деятельности в группе по патриотическому и толерантному воспитанию детей.
Для родителей:
- Сформированы умения и навыки ориентироваться в
информации, предлагаемой работниками детского сада,
и правильно ее использовать.
- Интерес к новому сотрудничеству с ДОУ.
- Активное участие в конкурсах, выставках.
Название и форма итогового мероприятия: квест -игра «Блистательный Петербург!»
Итоговый продукт с детьми: Книжка-самоделка из детских работ «Мой любимый город – Санкт-Петербург!»
Итоговый продукт с родителями: Выставка плакатов с фотографиями «Достопримечательности нашего города»
Календарный план занятий для детей в возрасте 5-6лет
Тема занятия | Задачи | Используемый материал | |
Сентябрь | Тема № 1 «Мы родились в Петербурге с тобою» | Диагностика . Выявление представлений детей о Санкт - Петербурге. | Диагностические материалы: музыкальное сопровождение (шумы города, гимн Петербурга); карта города, схема города, фотографии архитектурных памятников и скульптур. |
Тема № 2 «Он царя Петра творенье, Город славы, город-сад» | Показать с историей возникновения города. Познакомить с символами Санкт-Петербурга: герб, флаг, гимн; Познакомить с некоторыми неофициальными символами нашего города: кораблик на шпиле Адмиралтейства, Медный всадник, Дворцовый мост;Формировать познавательный интерес к истории родного города. | Видео фильм с видами зданий, мостов, фонарей, фонтанов и площадей города. герб и флаг города); Наглядные пособия по истории города «Символы Санкт-Петербурга» (герб и флаг города); Стихи С. Скаченкова «Кораблик Адмиралтейства», С. Евдокимова «Герб Санкт-Петербурга» . Музыкальное сопровождение (Г. Глиер «Гимн Великому городу»); Дидактическая игра «Собери герб и флаг Санкт –Петербурга». | |
Тема № 3 "Первая крепость города". | Рассказать о строении оборонительных крепостей XVII века и особенностях строения Петропавловской крепости; Познакомить с Петропавловским собором (внешний облик, история названия собора, самое высокое здание города) и его автором; Рассказать о музеях, находящихся сегодня на территории крепости. Воспитывать бережное отношение к историческим и архитектурным памятникам города. | Презентация со слайдами (Заячий остров, панорама Петропавловской крепости, Петропавловский собор, Ботный домик, Монетный двор, памятник Петру I); Иллюстрации Петропавловской крепости; Музыкальное сопровождение:Э. Григ «Сон», колокольный перезвон, полуденный выстрел пушки в Петропавловской крепости, песня «Ангел» Ирина Конвенан. Стихотворение М. Борисовой «Мирная пушка»; Дидактические игры «Узнай по описанию, по изображению», «Найди пару». | |
Октябрь | Тема № 4 "Домик Петра I". | Познакомить детей с первой деревянной постройкой города, ее назначением. Рассказать о жизни Петра I и его роли в строительстве города. Формировать понятие «музей». Воспитывать бережное отношение к историческим и архитектурным памятникам города. | Презентация «Первое строение будущего города – Дом Петра I». Иллюстрации «Дом Петра I»; Игра «По болоту Петр шел». Стихотворение: «Домик Петра» Андреян Захаров. |
Тема № 5 Итоговое занятие по пройденным темам. | Закрепить знания детей о символах Петербурга, о Петропавловской крепости и Домике Петра I (их назначении, строении). Формировать познавательный интерес к истории родного города. | МИМИО проект «Первая крепость» Стихи: «Санкт-Петербург» Н. Агнивцева Игра «Считалочка» Н. Нищевой. | |
Тема № 6 «Сказочный зоопарк» (скульптуры животных в городе). | Познакомить с новым видом изобразительного искусства (скульптура), профессией скульптора, скульптурами животных родного города. Рассказать об истории появления скульптур животных в Петербурге. Познакомить с мифическими существами, запечатленными в скульптурах города. Формировать интерес к искусству скульптора. | Презентация «Сказочный зоопарк» части I и II. Иллюстрации и фотографии скульптур животных города. Стихи: «Сфинксы» С. Скаченкова, «Львы Петербурга» В. Лелиной,
| |
Ноябрь | Тема № 7 «Наши реки» | Формировать знания о реках, каналах и набережных нашего города; Познакомить с гипотезами появления Невы, её названием, характером в разное время года; Объяснить причины появления рукавов у рек, причины наводнения, значением и устройстве дамбы; Учить составлять карту рек. Обсудить значение реки для жителей города (труженица, кормилица, украшение города), обосновать необходимость сохранения чистоты невской воды. Воспитывать умение видеть природные богатства. | Карта города с реками и карта Невы от Ладожского озера до Финского залива. Контурные карты с изображением Невы от Ладожского озера до Финского залива (на каждого ребенка). Презентации «Главная река города» и «Реки Петербурга». Эксперименты «Появились рукава» и «Наводнение». Иллюстрации с видами Невы, ее набережных, и мостов. Стихи: Н. Полякова «Ее зовут Нева», М. Борисовой «У красавицы Невы», «Наводненье» С. Скаченкова. Музыкальное сопровождение: песня «Птицы над заливом» Е. Рушанского. Загадки о Неве и других реках Петербурга. |
Тема № 8. «Мы – островитяне». | Закрепить знания детей о реках города. Познакомить с понятием «остров», с основными островами Петербурга и гипотезами происхождения их названий. Продолжать учить составлять карту рек и островов. Продолжать формировать познавательный интерес к истории родного города. | Карта города с изображением рек и островов. Контурные карты с изображением рек и островов для каждого ребенка. Презентация «Мы – островитяне» части I и II. Стихотворения: «Заячий остров» Е. Ефимовского; «Островитяне» В. Кузнецова, «Острова и мосты» Н. Поляковой. Музыкальное сопровождение: песня «На Крестовском острове» Модера. Загадки об островах. | |
Декабрь | Тема № 9. «Мосты величием красуясь, | Выяснить практическое назначение мостов. Познакомить детей с разнообразием мостов (материал, размер, цвет, разводимость). Обратить внимание на характерные черты мостов нашего города (решетки, фонари, скульптуры). Познакомить с некоторыми мостами города, историей их создания, местоположением, характерными чертами (Аничков, Дворцовый, Иоанновский, Банковский, Львиный) | Карта города с изображением рек и островов. Презентация «Мосты повисли над Невой» части I и II. Наглядные пособия по истории города «Мосты Санкт-Петербурга»; Поэзия: М. Борисова «Мост нагнулся над рекой ...», «Мосты» Е. Рябцевой, «Сто один остров и шестьсот мостов» Н. Поляковой. Проза: Митяев А. В. Как Россия стала морской державой. Издательство «Оникс», 2008 г. Музыкальное сопровождение: песня «Ленинградские мосты» Утесова; песня «Аничков мост» В. Самошина. Загадки о мостах. Дидактические игры «Узнай мост», «Найди решётку». |
Тема № 10 «Город музеев» | Познакомить с понятием «музей», значением музея для горожан. Дать представление о назначении и многообразии музеев. Познакомить с основными правилами поведения при посещении музеев. Вызывать интерес к посещению музеев. | МИМИО проект «Музеи Петербурга» Иллюстрации музеев Санкт-Петербурга. Музыкальное сопровождение А. Вивальди «Зима» («Времена года»). Стихи: «Музеи Петербурга» С.Е.Кожуховской Дидактические игры: лото «Экскурсия по музеям». | |
Тема № 11 "Самый большой музей Петербурга". | Познакомить с историей «Эрмитажа». Рассказать об архитектуре и архитекторе музея. Познакомить с некоторыми экспонатами «Эрмитажа». Закреплять основные правила поведения при посещении музеев. Формировать чувство гордости за величие и богатство своей страны. Вызывать интерес к посещению музея. | МИМИО проект «По светлым залам Эрмитажа» Иллюстрации с изображением Зимнего дворца, его залов и экспонатов музея. Стихи: «Эрмитаж» Н. Глазкова Дидактические игры: пазлы «Коллекция Эрмитажа», «Четвертый лишний. Музеи» | |
Январь | Тема № 12 «Новогодний Петербург» | Формировать сознание значимости ребенка в жизни большого города. Учить замечать особенную красоту своего города не только в праздники, но и в повседневной жизни. Формировать чувство гордости за величие и богатство своего города и чувство ответственности за их сохранение. | Презентация с фотографиями новогоднего Петербурга и фотографиями детей, сделанными во время праздничных каникул. Рассказы детей о том, что нового они узнали и чем занимались во время новогодних каникул. |
Тема № 13 "Никто не забыт, ничто не забыто" | Познакомить детей с жизнью родного города и его жителей в дни блокады. Формировать понятие слов "блокада", "война", "дорога жизни". Познакомить детей с героями Ленинграда, чьими именами названы улицы и площади города. Создать условия для возникновения желания собрать материал о своих предках для "Книги памяти". Воспитывать уважительное отношение к подвигу нашего города во время Великой Отечественной войны. Формировать нетерпимое отношение к войне и стремление сохранять мир на планете. | Презентации "900 страшных дней" и "Никто не забыт, ничто не забыто". Иллюстрации и фотографии героев Ленинграда, чьими именами названы улицы и площади города. Музыкальное сопровождение (В.И. Лебедев-Кумач «Священная война», Д.Д. Шостакович «Симфония No7 (Ленинградская) часть1», Художественная литература: Н. Хонзы "Дорога жизни" и В. К. Дмитриева "Была война, была блокада..." | |
Февраль | Тема № 14 «Главная площадь города» | Познакомить с понятием «площадь» и ее назначением для людей в разные годы истории. Познакомить с памятниками архитектуры, составляющими ансамбль Дворцовой площади, и их архитекторами. Познакомить с происхождением названия главной площади города; Рассказать об интересных фактах Дворцовой площади. Воспитывать бережное отношение к историческим и архитектурным памятникам города. Формировать познавательный интерес к истории родного города. | Презентация «Дворцовая площадь». Иллюстрации с видами Дворцовой площади и памятниками архитектуры, составляющими ее ансамбль. Музыкальное сопровождение песня «Кораблик золотой» Е. Рушанского; Поэзия: В. Брюсов «Александрийский столп», «Александрийский столп» и «Арка главного штаба» Л.М.Копаневой Дидактические игры «Четвёртый лишний», пазлы «Дворцовая площадь», мемо «Санкт-Петербург», домино и лото «Петербург». Загадка про Дворцовую площадь. |
Тема № 15 «Музей «Артиллерии» | Показать расположение музея «Артиллерии», рассказать об истории его создания и истории здания, в котором он располагается. Познакомить с экспонатами музея. Формировать понимание, что оружие необходимо только для обороны от врагов. Воспитывать бережное отношение к историческим и архитектурным памятникам города. Вызывать интерес к посещению музея. | Видео фильм «Музей «Артиллерии». Иллюстрации с изображением экспонатов музея и репродукции батальной живописи. Дидактические игры «Полслова», «Что я вижу», Определи по описанию». | |
Тема № 16 «Площадь Искусств».
| Познакомить с памятниками архитектуры, составляющими ансамбль Площади Искусств. Закрепить различие между понятиями «памятник» и «скульптура». Познакомить с памятником А. С. Пушкина и его скульптором. Воспитывать бережное отношение к историческим и архитектурным памятникам города. | Презентация «Площадь Искусств». Иллюстрации с видами площади Искусств и памятниками архитектуры, составляющими ее ансамбль. Дидактические игры «Четвёртый лишний», пазлы «Площадь искусств», мемо «Санкт-Петербург», домино и лото «Петербург». Загадка про Дворцовую площадь. | |
Тема № 17 «Русский музей» | Показать расположение Русского музея, рассказать об истории его создания и истории здания, в котором он располагается. Познакомить с экспонатами музея, закрепить знания о художниках и скульпторах. Повторить правила поведения на экскурсии. Вызывать интерес к посещению музея. | МИМИО проект «В Русском музее». Иллюстрации с видами здания Русского музея, его залов и его экспонатов. Дидактические игры: пазлы «Коллекция Русского музея», «Четвертый лишний. Музеи», лото «Великие художники» | |
Март | Тема № 18 «Стрелка Васильевского острова»
| Познакомить с некоторыми достопримечательностями Васильевского острова (Биржа, Ростральные колонны), с историей их создания и авторами. Воспитывать бережное отношение к историческим и архитектурным памятникам города. | Карта-схема города. Презентация «Стрелка Васильевского острова» Иллюстрации, наглядные пособия с видами достопримечательностей стрелки Васильевского острова. Музыкальное сопровождение: Песня «Петербургский вальс» В. Москаленок. Дидактические игры: «Узнай по описанию, по изображению, по силуэту», «Отгадай-ка»; разрезные картинки «Петербургская мозаика»; лото «Архитекторы Петербурга» Загадки о Васильевском острове. |
Тема № 19 «Первый музей города – Кунсткамера» | Показать расположение музея, рассказать об истории его создания и истории здания, в котором он располагается. Познакомить с экспонатами музея. Рассказать о русском ученом, поэте и государственном деятеле М. Ломоносове. Вызывать интерес к посещению музея. | МИМИО проект «Кунсткамера». Иллюстрации с видами здания Кунсткамеры, его залов и его экспонатов. Дидактические игры: «Четвертый лишний. Музеи», лото «Залы Кунсткамеры» Стихи: Ю. Юдина «Кунсткамера» Загадки про Кунсткамеру и ее экспонаты. | |
Тема № 20 «Архитекторы и архитектура Санкт-Петербурга». | Познакомить детей с разнообразием архитектурных строений города, с именами архитекторов, построивших знакомые здания. Воспитывать бережное отношение к историческим и архитектурным памятникам города. Формировать познавательный интерес к истории родного города. | Карта-схема города. МИМИО проект «Архитектура Петербурга». Иллюстрации с видами архитектурных зданий города и портреты архитекторов. Дидактические игры: «Четвертый лишний. Здания, и скульптура», лото «Архитекторы и их творения». Стихи: «Золотой кораблик» В. Борисова, «Варфоломей Растрелли» Р. Рожденственский. Музыкальное сопровождение: песня «Гимн Монферрану» Е. Рушанского. Загадки про архитектурные здания Петербурга. Строительный набор «Архитектура Петербурга» | |
Тема № 21 «Невский Проспект» | Познакомить с названием главной улицы города, с ее архитектурными достопримечательностями. Рассказать о первоначальным назначении и названии Невского проспекта. Повторить правила поведения в общественных местах. Формировать чувство гордости за величие и богатство своего города и чувство ответственности за их сохранение. | Карта-схема города. Презентация «Невский проспект». Иллюстрации с видами Невского проспекта, Александро - Невской лавры, Адмиралтейства, Казанского собора, Гостиного двора, Аничкова моста). Дидактические игры: «Четвертый лишний. Здания, и скульптура», лото «Архитекторы и их творения». | |
Апрель | Тема № 22 «Храмы и соборы Петербурга» | Познакомить детей с архитектурой соборов Санкт-Петербурга. Обратить внимание детей на внешний вид и внутреннее убранство соборов. Познакомить со спецификой храмовой архитектуры (купол, арки др.). Повторить правила поведения на экскурсии. Воспитывать бережное отношение к историческим и архитектурным памятникам города. | Презентация «Храмы и соборы Петербурга» Наглядные пособия по истории города «Храмы и соборы Санкт-Петербурга». Стихотворения Ю. Юдина «Исаакиевский собор», «Казанский собор Л. Гусевой. Дидактические игры: «Узнай по части», «Узнай по силуэту», «Сравни соборы»; разрезные картинки «Петербургская мозаика». |
Тема № 23 «Город поэтов» | Познакомить с именами некоторых выдающихся петербуржцев, с их творчеством, вошедшим в круг детского чтения и слушания. Показать памятные места, связанные с именами детских литераторов. Воспитывать интерес к литературе, гордость за людей своего города. | МИМИО проект «Город поэтов». Иллюстрации героев известных произведений и портреты их авторов. Выставка книг знаменитых детских поэтов Санкт-Петербурга. Дидактические игры: «Четвертый лишний. Герои произведений», лото «Поэты Петербурга». | |
Тема № 24 "Сады и парки Петербурга. Ботанический сад". | Познакомить детей с историей появления ботанического сада, его первоначальном и современном назначением. Рассказать о растениях, находящихся в саду, о труде работников сада сегодня и в годы войны. Вызвать интерес к саду и желание его посетить. | МИМИО проект «Ботанический сад». Наглядные пособия и иллюстрации растений сада, портреты авторов и архитекторов ботанического сада. Дидактические игры: «Четвертый лишний. Лекарственные растения», домино «Ботанический сад». | |
Тема № 25 "Сады и парки Петербурга. Летний сад". | Познакомить детей с историей появления Летнего сада. Рассказать об архитекторах и садовниках, трудившихся над его созданием, о его первоначальном и современном назначении. Рассказать о труде работников сада сегодня и в годы войны. Вызвать интерес и желание посетить ботанический сад. Формировать чувство гордости за величие и богатство своего города и чувство ответственности за их сохранение. | МИМИО проект «Летний сад». Наглядные пособия и иллюстрации скульптур сада, портреты его авторов и архитекторов . Дидактические игры: «Четвертый лишний. Здания и скульптуры»; разрезные картинки «Петербургская мозаика»; домино «Петербург»; лото «Петербург»; мемо «Санкт-Петербург». Проза: Борисова М. Мы гуляем по летнему саду. Л. Детская литература. 1972г. Поэзия: «Прекрасный Летний сад» и «Чугунное кружево» В. Блейкова; | |
Май | Тема № 26 «Город – герой» | Вспомнить с детьми подвиг людей родного города во время Великой Отечественной войны. Познакомить ребят с памятниками, посвященными ВОВ. | Презентация «Город герой». Иллюстрации к книгам для детей о Великой Отечественной войне. |
Тема № 27 «С днем рождения, Петербург!» | Закреплять знания детей о родном городе; Формировать познавательный интерес к истории родного города. Учить видеть красоту города, понимать его уникальность и неповторимость. | Презентация «С днем рождения, Петербург!». Фрагменты видеофильма «Санкт-Петербург с высоты птичьего полёта»; Наглядные пособия по истории города «Санкт- Петербург. Виды старого города»; Музыкальное сопровождение: «Гимн Санкт –Петербургу» О. Кваша, шум города, крик чаек, шум листьев, пение птиц, шум дождя; | |
Тема № 28 Викторина «Знатоки родного города» | Активизировать интерес детей к достопримечательностям Санкт-Петербурга, желание больше узнать о памятниках истории, архитектуры, культуры; Обобщать и закреплять знания детей о Санкт-Петербурге, его достопримечательностях; Развивать способность детей использовать освоенные знания и умения в процессе выполнения практических заданий. | МИМИО проект «Знатоки родного города» с дидактическим материалом для заданий викторины (игры, ребус, кроссворд); Эмблемы для команд; Поощрительные призы. | |
Тема № 29 «Все флаги в гости будут к нам» (обобщающее занятие) | Формировать представление о возрасте Санкт-Петербурга, о том, что у него есть день рождения; Формировать познавательный интерес к истории родного города Учить видеть красоту города, понимать его уникальность и неповторимость. | Презентация «Все флаги в гости будут к нам» . Стихотворение М. Борисовой «Мы очень любим город свой...» | |
Диагностика | Выявление уровня освоения детьми дополнительной программы. | Диагностические материалы |
Работа с родителями
месяц | Тема | рекомендации |
Сентябрь | "Первая крепость города". | Прогулка по Петропавловской крепости. Экскурсия в Комендантский дом, Петропавловский собор. Рассматривание иллюстраций и фотографий крепости. Чтение книги Ю. Каштанова «Эпоха Петра». |
Октябрь | "Домик Петра I". | Экскурсия в "Домик Петра I" Рассматривание иллюстраций и фотографий . Заучивание стихотворения Андрея Захарова «Домик Петра» |
Ноябрь | «Город островов, рек и мостов» | Прогулка по мостам Санкт-Петербурга: Литейному, Дворцовому, Львиному т.д. Рассматривание фотографий с оградами моста, фонарями. Чтение рассказов В. Нарбута «Аничков мост» и «На каких быках мост стоит». Н. Полякова «Ее зовут Нева», М. Борисовой «У красавицы Невы», Конструирование из бумаги макета моста. |
Декабрь | «Город музеев» | Экскурсия в музей по выбору. Беседа об увиденном. Рассматривание иллюстраций и фотографий с достопримечательностями нашего города. Чтение книги Л. К. Ермолаевой «Чудесный город». Стихи: «Музеи Петербурга» С.Е. Кожуховской. Рисование «Что мне понравилось в музее». |
Январь | "Никто не забыт, ничто не забыто" | Посещение памятников «Воинской славы Санкт-Петербурга». Рассматривание иллюстрации и фотографии героев Ленинграда, чьими именами названы улицы и площади города. Чтение художественной литературы: Н. Хонзы "Дорога жизни" и В. К. Дмитриева "Была война, была блокада..." |
Февраль | «Площади города» | Прогулка с ребенком от Адмиралтейства до Сената (Исаакиевский собор, Манеж, Медный всадник). Рассматриваем иллюстрации с достопримечательностями города. Подняться на колоннаду Исаакиевского собора и посмотреть на наш город с высоты. Чтение книги Ю. Ракова «Вокруг Медного всадника» Прогулка по Дворцовой площади. Экскурсия в Эрмитаж. Беседа об уведенном. Чтение стихов С. Скаченкова про Эрмитаж. Рассматривание скульптуры Зимнего дворца, чтение книги Л.Шиф «Единственный город». Прогулка по площади Искусств. Обратить внимание ребенка на архитектурные особенности домов. Прочитать с ребенком сказки А.С. Пушкина, стихи. Экскурсия в Русский музей. Рассматривание картин. |
Март | «Стрелка Васильевского острова» | Прогулка по Стрелке Васильевского острова. Экскурсия в Кунсткамеру или Зоологический музей, игра с ребенком «Узнай картинку по ее части», чтение книги Е.П. Романовой «Шедевры и скульптуры Санкт-Петербурга» Конструирование моделей кораблей из бумаги. |
Апрель | "Сады и парки Петербурга» | Прогулки с детьми по паркам Санкт-Петербурга. Рассматривание иллюстраций и фотографий Летнего сада в разное время года, Ботанического сада. Рассказы о скульптурах Летнего сада. Чтение басен И. А. Крылова. Проза: Борисова М. «Мы гуляем по летнему саду». Поэзия: «Прекрасный Летний сад» и «Чугунное кружево» В. Блейкова; Лепка из соленого теста животных из басен. |
Май | «С днем рождения, Петербург!» | Прогулка по праздничному центру города. Обратить внимание на украшения и благоустройство города к праздникам 9 мая, дню города. Беседа об увиденном. Чтение книги Е. Романовой «Любимый город Санкт-Петербург». Изготовление самодельных открыток к праздникам. |
Данная система разработана на основе программы Алифановой Г.Т. «Первые шаги», программы Толкачевой Т.Ю. «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой С - Пб.», Солнцевой О.В. «Город – сказка, город – быль».
Система реализует цели и задачи образовательной программы ДОУ. В процессе работы в детском саду она формирует у детей чувство уверенности, доброжелательности, умение ориентироваться (в группе, в детском саду, на улице), представление о разных видах домов и транспорта, знакомит с чертами характера людей, с разными профессиями, воспитывает культуру общения. В системе задействованы родители, которые проводят с детьми целевые прогулки и экскурсии. С помощью родителей дети знакомятся с «ближним городом», с его историческим центром. Таким образом, система работы привлекает родителей участвовать совместно с ДОУ в образовательном процессе.
Наибольший интерес в процессе освоения краеведческого содержания. Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Жители этого города отличались высоким уровнем культуры. Нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их приемниками.
Литература:
Алифанова Г.С. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Санкт-Петербург, Паритет, 2008 г.
Солнцева О.В., Коренева – Леонтьева Е.В. «Город – сказка, город – быль». С-Пб, «Речь» 2013
Толкачева Т.Ю. «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой С-Пб.», С-Пб, «Детство – Пресс» 2012
Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город. СПб.,1995.
Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.В. – М.: АРКТИ, 2006.
Прохорова О.А. Познавательно-творческий проект «Наш любимый город – Москва»: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №9 сентябрь/ 2012. МЦФЭР
ЕфимовскийЕ.С. - Санкт-Петербург, изд.дом «Литера», 2004. ... Сказка-путеводитель." Шиф Л. – СПб., 1994). "Знаешь ли ты свой город?"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.
Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности "Экскурсия по Санкт - Петербургу. Музей иллюзий"Дом Великана"
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности "Экскурсия по Санкт - Петербургу. Музей иллюзий "Дом Великана" предполагает интеграцию образовательных областей &quo...
Методическая разработка по ознакомлению детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга. Экскурсия "Ростральные колонны"
Разработка занятия для старшей группы.Цель: Знакомство детей с городом. С достопримечательностями. Экскурсия «Ростральные колонны» Программное содержание:Расширить...
Методическая разработка(сценарий итогового занятия по истории Санкт- Петербурга , посвященный Дню рождения города): « «Итальянцы в Санкт-Петербурге». Автор- Киселёва М.В.
Этот сценарий предназначен для детей 6-14 лет, изучающих историю Санкт- Петербурга. Ребятам предстоит окунуться в костюмированный мир итальянской мафии, проявить знания о любимом городе и убедить...
Методическая разработка: Физкультурный досуг «Приключения на островах Санкт –Петербурга» в рамках проекта «Мой любимый город Санкт -Петербург»
В дошкольном возрасте важно прививать знания о городе, воспитывать гордость за город, в котором ты живешь.Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствован...
Методическая разработка занятия на тему «Путешествие по Санкт-Петербургу» для детей старшего дошкольного возраста
Данная разработка презназначена для воспитателей групп старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка сценария праздничного утренника "Осень в Санкт-Петербурге"
Методическая разработка сценария праздничного утренника Осень в Санкт-ПетербургеЦель:Формировать у детей уважительное отношение к своему городу, людям, создавать положительную основу для воспита...