Проект во второй младшей группе: «Комнатные растения»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Елена Анатольевна Виноградова

Актуальность проекта.

Комнатные растения – это первые представители живой природы, растений в частности, с которыми знакомится малыш с раннего детства. Комнатные растения – неотъемлемая   часть интерьера практически в каждой квартире и в каждом доме. Они создают в помещении тепло и уют, фильтруют воздух.

Очень важно донести до ребенка, что значат растения в жизни человека. Какую важную роль они играют не только для человека, но и для природы в целом: для животных, насекомых и планеты. Ведь не зря говорят, что растения – это легкие нашей планеты.

Прививать любовь к растениям можно, начиная с малого: с комнатных растений. Учить заботиться  о комнатных растениях нужно с дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_komnatnye_rasteniya.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пушкинского муниципального района детский сад № 3 «Снежинка»

Проект по экологическому развитию дошкольников

в детском саду:

 «Комнатные растения»

Подготовил воспитатель:

Виноградова Е.А.

Пушкино, 2019 год

Актуальность проекта.

Комнатные растения – это первые представители живой природы, растений в частности, с которыми знакомится малыш с раннего детства. Комнатные растения – неотъемлемая   часть интерьера практически в каждой квартире и в каждом доме. Они создают в помещении тепло и уют, фильтруют воздух.

Очень важно донести до ребенка, что значат растения в жизни человека. Какую важную роль они играют не только для человека, но и для природы в целом: для животных, насекомых и планеты. Ведь не зря говорят, что растения – это легкие нашей планеты.

Прививать любовь к растениям можно, начиная с малого: с комнатных растений. Учить заботиться  о комнатных растениях нужно с дошкольного возраста.

Проблема:  У детей нет знаний и представлений о строении комнатных растений и правилах ухода за ними.

   Цель: Обеспечить благоприятные условия для разработки и реализации системы мероприятий, способствующих эколого-эстетическому воспитанию дошкольников посредством ознакомления детей с комнатными растениями; с правилами ухода за ними; дать представление о значении комнатных растений для жизни человека и о роли человека в жизни растения.

Задачи:

1. Познакомить детей с комнатными растениями в целом и комнатными растениями группы в частности; их строением, особенностью и назначением его частей.

2. Развивать познавательный интерес.

3. Учить детей находить способы решения проблемных ситуаций.

4. Учить устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием растения.

5. Расширять словарный запас.

6. Воспитывать навыки ухода за комнатными растениями.

Участники проекта: дети 2-й младшей группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 3-4 лет

Срок реализации: с 13. 05 по 27. 05. 2019 (краткосрочный)

Предполагаемый результат:

- что растению для роста необходимы свет, тепло, вода, воздух, земля;

- что растение состоит из корня, стебля, листа, цветка;

- что растения отличаются друг от друга;

- что состояние растения зависит от ухода человека;

Этапы проекта:

1 этап - подготовительный.

1. Определение темы и цели проекта

2. Формирование интереса к тематике проекта.

3. Подбор печатной информации о комнатных растениях, иллюстраций и фотографий.

4. Определение продукта проекта.

5. Определение срока проекта и его участников.

2 этап – основной:

Организованная деятельность.

Беседы с детьми:

- «Строение комнатного растения»;

- «Что необходимо растению для роста?»;

- «Как ухаживать за комнатным растением?».

Художественная литература:

- Чтение: стихотворение Е. Благининой «Огонёк», словацкая сказка «У солнышка в гостях»,

- Дидактические игры:  «Что изменилось?», «Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Где спряталась матрёшка?», «Найди растение по названию», «Найди, о чём расскажу», «Опиши, я отгадаю. Найти предмет по сходству»,  «Найти предмет по перечисленным признакам», «Найти растение по слову – названию»

- Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.

- Найти растение по описанию взрослого.

- Совместная и самостоятельная деятельность.

- Наблюдения за растениями в уголке природы.

 - Наблюдения за трудом воспитателя по уходу за растениями уголка природы (труд с целью помочь)

Художественно-продуктивная:

-рисование «Папоротник» 

- аппликация «Фиалка»

-оформление альбома «Растения в нашей группе»;

-серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, тепле, свете.

Создание уголка в группе:

-художественная литература;

-карточки — схемы;

-иллюстрации;

- картотека дидактических игр по знакомству с комнатными растениями.

Пополнение развивающей среды:

- пополнение уголка природы необходимым оборудованием (леечки, тряпочки, тазы, фартучки, грабельки, пульверизатор, кисточки);

Совместная работа родителей с детьми:

1. Беседы и составление рассказов на тему «Комнатные растения в нашем доме», «Польза растений для человека», с подбором фотографий;

2. Чтение стихов, загадок на тему;

3. Подбор книг, иллюстраций о комнатных растениях;

4. Оформление альбома «Комнатные растения в нашем доме».

3 этап - заключительный.

• Итоговое занятие: «Помоги растению».

• Презентация проекта для детей, родителей, воспитателей.

Содержание проектной деятельности:

1 этап – подготовительный, информационный.

Создание проблемной ситуации для детей. Выяснить, что дети знают о комнатных растениях, что бы хотели узнать. Дети, воспитатели

Подбор печатной информации, видео материала, иллюстраций, картинок и фотографий о комнатных растениях. Ознакомить родителей с проблемой

Обсудить цели и задачи проекта.

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Дети, воспитатели, родители.

Анкетирование родителей: «Какое место занимает выращивание комнатных растений?» 

Цель: Привлекать родителей к сбору материалов по теме, выяснить какое место занимают комнатные растения в жизни семьи. Воспитатели, родители.

Обсуждение и составление плана дальнейшей продуктивной деятельности воспитателя с детьми, совместной работы детей и родителей. Заинтересовать детей предстоящей работой.

Дать возможность детям аргументировано обосновать свои предложения, уметь давать правильную оценку своему выбору. Создать условия для демонстрации продуктов детской деятельности. Дети, воспитатели

Консультации для родителей:

- «Какие комнатные растения выбирать для дома?»;  «Игры нашего двора».

Цель:  Ознакомить родителей с полезной информацией по познавательному развитию детей младшего возраста. Воспитатели, родите ли.

2этап – основной

Образовательные области:

1. «Познавательное развитие»:

- Экскурсия для детей  в зимний сад;

- Экскурсия по территории детского сада;

- Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий.

Цель:  Знакомить детей с различными комнатными растениями, уметь различать комнатные и садовые растения;

- Просмотр мультфильмов о растениях («Смешарики» - «Вишневый сад», обучающие мультфильмы  «Малышарики» -  «Цветок» (21 серия).

Цель: Развивать интерес к познавательной деятельности. На доступном для детей уровне объяснять и закреплять понятие – комнатные растения и растения сада. Чем отличаются?

НОД «Что необходимо растению для роста?»

«Как ухаживать за комнатными растениями?» 

Цель: Закрепить изученное и обобщить знания о комнатных растениях, назначении растений в жизни человека.

Задачи:

1. Познакомить со способами ухаживания за растениями, показать детям потребность растения во влаге; обучить процессу поливки.

2. Формировать у детей знания о структуре трудового процесса.

 3 Воспитывать желание помогать растениям.

Беседа на тему: «Строение комнатного растения» (с использованием загадок, карточек-схем) 

Цель: Познакомить детей с понятием «комнатное растение». Формировать представления о значении растений в жизни человека, формировать представления о строении растения (корень, стебель, листья, цветок).

Задачи:

1. Учить узнавать и называть части растения, используя модели (корень, стебель, лист, цветок).

2. Воспитывать способность переживания чувства радости от рассматривания растения.

2. «Социально-коммуникативное развитие»:

- Дидактические игры на тему: «Комнатные растения», «Что изменилось?», «Найди такой же», «Угадай растение по описанию». «Где спряталась матрёшка?», «Найди растение по названию». «Найди, о чём расскажу».

Цель: Закрепить знания детей о растениях: их названиях, отличительных особенностях внешнего вида и приемах ухода за ними; упражнять в умении описывать растения и сравнивать их между собой.

3. «Художественно-эстетическое развитие»:

Прослушивание музыкальных композиций («Солнышко и росточек»).

Цель: Развивать у детей музыкальный слух, память.

- Аппликация  «Фиалка».

Цель: Совершенствовать умение создавать композицию из готовых деталей цветной бумаги, видеть незаконченность композиции, развивать воображение.

- Рисование «Папоротник» 

Цель: Учить рисовать «папоротник», формировать умение располагать изображение на листе бумаги, воспитывать интерес к творчеству.

4. «Речевое развитие»:

- Рассказывание из личного опыта «Как ухаживать за комнатными растениями.

Цель: Закрепить навыки рассказывания из личного опыта, представления о необходимости комнатных растений в жизни.

- Предметные картинки: «Комнатные растения нашей группы».

- Чтение стихов и загадок  о растениях.

- Упражнять в правильном назывании  цветов и комнатных растений, изображенных на предметной картинке.

- Развивать интерес к познавательной деятельности по теме посредством стихов и рассказов;

- вызвать желание заучивать отрывки из стихотворений;

- побуждать рассказывать о впечатлениях по поводу приобретенных знаний о комнатных растениях непосредственно своей самостоятельной творческой деятельности;

- пополнить словарный запас детей словами;

-  упражнять в общении со сверстниками и взрослыми, ясно и полно выражать свою мысль правильно построенными фразами и предложениями.

5. «Физическое развитие»:

-  Утренняя гимнастика

- Психогимнастика

«Я -  растение» (выполняется под медленную музыку).

Цель: Формировать и поддерживать устойчивый интерес детей к физической культуре;

Задачи:

- развивать физические качества (силу, ловкость, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве);

- воспитывать морально-волевые качества (честность, решительность, смелость, настойчивость);

-укреплять здоровье детей посредством регулярных физических упражнений и занятий спортом;

- поддерживать желание детей заниматься спортом в детском саду и дома.

3 этап – итоговый.

- Оформление альбома «Комнатные растения нашего дома».

Цель:  Развивать интерес детей к познавательной деятельности, посредством совместной работы с родителями.

- Оформление альбома «Комнатные растения группы»

Цель: Побуждать детей к рассказыванию о комнатных растениях.   Развивать монологическую речь, активизировать словарь детей.

-   Итоговое занятие «Помоги растению».

Цель: Закреплять знания детей о комнатных растениях.

- Презентация проекта.  

Цель: Показать конечный продукт проекта.

Вывод:

Подводя итоги проекта «Комнатные растения», нужно отметить, что поставленные задачи и цели были реализованы.

    Проект оказался интересным, творческим, ребята приобрели знания о комнатных растениях, о строении растения, о том, как правильно ухаживать за растениями. У детей улучшился словарный запас, знают названия комнатных растений, научились самостоятельно поливать растения, проявляют интерес к познавательной деятельности, умеют найти ответы на вопросы.

Список использованной литературы:

1. Николаева С. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей//Дошкольное воспитание. –2002.– № 7. (Воспитание и обучение).

2. Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей//Дошкольное воспитание. –2009.–№ 4

3. Смышляева С. Л. Комнатные растения – наши друзья: [экологический проект во второй младшей группе д/с № 13 г. Йошкар-Ола]/Смышляева С. Л., Скворцова О. Е., Козлова Н. А. //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. –2008.–№ 12.

4. Экологическое воспитание: [подборка материалов из опыта экологического воспитания дошкольников]//Управление дошкольным образовательным учреждением. –2007.–№ 3

5. Яшина С. В. Организация проектно–исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания "Я исследую мир!" //Методист. –2010.–№9Учебная программа; Учебно-тематический план; методические рекомендации.

6. Фокина В. Г. Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. –2008.–№ 3 Организация уголка природы.

7. Формирование основ экологической культуры в ДОУ: [опыт д/с № 21 г. Батайск ]//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. –2009.–№ 4.

8. Рыжова Л. "Что за чудо? Всем на диво так цвете оно красиво!" Экологические занятия для детей старшего дошкольного возраста//Дошкольное воспитание. –2009.– № 10. Темы "Скорая помощь" для растений", "День рождения герани", "Путешествие в Страну растений" (цикл занятий).

9. Потехина Л. Г. Наблюдения за природой в рамках экологического воспитания дошкольников//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. –2008.–№ 2.

10. Потапова Т. В. Экологическая культура в семье и детском саду//Управление дошкольным образовательным учреждением. –2002.– № 4.

11. Шорыгина Т.А. Беседы о цветах и комнатных растениях. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 160 с.

12. Перебейнос Н. Л. Загадки, пословицы и стихи о комнатных растениях. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/05/02/zagadki-poslovitsy-i-stihi-o-komnatnyh-rasteniyah

13. Лебедева Н. Сказки о комнатных растениях «Колючий лилипут. Лекарства в цветочных горшочках». https://www.maam.ru/detskijsad/skazki-o-komnatnyh-rastenijah.html

14. Рыжкова С.В. Беседа для детей младшей группы в детском саду. Комнатные растения https://kladraz.ru/blogs/svetlana-vladimirovna-ryzhkova/beseda-8747.html

15. Алия Кан. Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями. https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didakticheskih-igr-po-oznakomleniyu-doshkolnikov-komnatnymi-rastenijami.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект во второй младшей группе "Комнатные растения"

Тип проекта по доминирующей деятельности – исследовательскийТип проекта по предметно-содержательной области – межпредметный.Тип проекта по характеру координации – открытая координаци...

Конспект НОД во второй младшей группе «Комнатные растения»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное р...

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе "Комнатные растения".

Закрепление понятия "комнатные растения", частей-органов растения, условий для роста и развития......

Проект во 2 младшей группе "Комнатные растения"

Необходимость развивать интерес детей к объектам растительного мира, формировать предпосылки любознательности и наблюдательности....

Конспект занятия по экологии во второй младшей группе «Комнатные растения»

Расширение представлений детей о комнатных растениях и способах ухода за ними....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе «Комнатные растения»

Образовательная деятелньость проводится с целью закрепления названий основных цветов (красный, зеленый, желтый, синий), понятий величины (большой, средний, маленький, широкий, узкий), тактильных свойс...

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Комнатные растения»

Конспект занятия по познавательному развитиюво второй младшей группе «Комнатные растения»Воспитатель второй младшей группы Пащенко Н.П.Цель: Расширять представления детей о комнатных расте...