Методическая разработка по познавательно- речевому развитию в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни на тему: «Развеселые матрешки»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Чайникова Людмила Афанасьевна

В конспекте  представлены следующие методы и приемы : сюрпризный момент, беседа,  художественное слово (загадка, потешки), игровое упражнение «Как наряжена матрещка?», дидактические игра «Построй матрешек  в ряд по величине», конструктивная игра :« Забор вокруг дома матрешек», лепка в технике пластилинографии, подвижные игра: «Карусель», индивидуальная  работа .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №43 комбинированного вида Невского района

г. Санкт-Петербурга

                                   

 

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию в группе кратковременного пребывания детей  3-го года жизни  на тему:

«Развеселые матрешки»

                                                             Воспитатель: Чайникова Л.А.                                            

Санкт- Петербург

2019

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию в группе кратковременного пребывания детей  3-го года жизни  на тему:

«Развеселые матрешки»

Цель: формирование интереса к  русской народной игрушке - матрешке, способствовать созданию её выразительного образа.

Задачи:

  1. Способствовать формированию у детей представления о русской народной игрушке (матрешке).
  2. Способствовать умению детей сравнивать матрешек по величине и строить их в ряд от самой большой до самой маленькой.
  3. Побуждать детей использовать в речи слова: большая, поменьше ,еще поменьше и т. д. - самая маленькая.
  4. Развивать творческие и познавательные способности, воображение, внимание, мелкую моторику рук.
  5. Содействовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности, проявлению инициативы в выборе  цветовой гаммы.
  6.  Создать условия для развития речи, обогащения  активного словаря детей.
  7. Поддерживать  стремление активно вступать в общение, высказываться; побуждать к радостным ощущениям от совместных активных действий.

Интеграция образовательных областей: «Художественное – эстетическое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Методы и приемы : сюрпризный момент, беседа,  художественное слово (загадка, потешки), игровое упражнение «Как наряжена матрещка?», дидактические игра «Построй матрешек  в ряд по величине», конструктивная игра :« Забор вокруг дома матрешек», лепка в технике пластилинографии, подвижные игра: «Карусель», индивидуальная  работа .

Материалы и оборудование: павлово- посадский платок,обруч с яркими лентами на нем

( карусель), деревянные матрешки, фланелеграф с фигурами матрешек, заготовки матрешек для украшения пластилином на каждого ребёнка,  салфетки, аудиозапись  песни « Веселая карусель».

Предварительная работа: беседа: « Знакомство с народной игрушкой -матрешкой»,чтение потешек о матрешке; рассматривание деревянной матрешки, ее наряда, иллюстраций из книжки В.Бересстова « Матрешкины потешки»,дидактическая игра: « Эй, матрешки , стройтесь в ряд», подвижная игра « Карусель» под песенку

 « Веселая карусель».

Словарная работа: матрёшка, платок, сарафан, нарядная, расписная, деревянная, фартук, большая . поменьше, еще поменьше, самая маленькая.

Содержание совместной организованной образовательной деятельности.

1.Организационный момент. Игровая ситуация 

Дети заходят в  групповую комнату.

Воспитатель: Дети, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся : «Здравствуйте».

 Мы- веселые ребятки, озорные дошколятки

Любим вместе мы играть, песни петь и танцевать.

Воспитатель обращает внимание на стол, покрытый  красивым расписным  платком

Воспитатель: Дети,  посмотрите, какой  красивый платок! Какого он цвета? А что на нем нарисовано?

  Дети отвечают

Воспитатель:  Дети, по – моему, кто -то под красным платком спрятался. ( Поднимает платок  . Там большая матрешка) -Кто это?

Дети : Матрешка! Здравствуй!

2. Содержание совместной образовательной деятельности.

Воспитатель:  Алый шелковый платочек ,яркий сарафан в цветочек.

                          Упирается рука  в деревянные бока.

                          А внутри секреты есть: Может три, а может десять

                         Разрумянилась немножко - это русская матрешка! 

Воспитатель : Давайте посмотрим, во что одеты матрешки.

Что у них на голове? (платочек) .Что у них на туловище? (сарафан)

На сарафане –фартучек, украшенный цветами.

Дети рассматривают матрешку- размер , наряд (  яркий сарафан, алый платочек, расписной фартук).

Воспитатель:  Матрешка,   мы рады, что ты в гости к нам пришла, а ты сюрприз  нам приготовила?

Матрешка: Да! Я принесла вам « волшебную карусель» Отправимся вместе в путешествие?

Дети: Да!

Звучит аудиозапись детской песни  из мультфильма « Веселая карусель». 

Подвижная игра: « Карусель»

Цель: формировать умение бегать по кругу в заданном направлении,  держась за обруч  одной рукой, не наталкиваясь друг за друга.

Ход игры: Дети садятся в « карусель» : встают  боком вокруг обруча, держась за него одной рукой. Под музыку начинают движение  вокруг обруча. С окончанием песенки «Карусель» ,  дети останавливаются. ( « Карусель»  - обруч,  украшенный цветными атласными лентами)

Воспитатель:  Остановка: « Матрешкино».  

На столе имитированная деревня- домики из строительных деталей. Вокруг лес (настольный кукольный театр).

Воспитатель:   Дети,  здесь живут наши матрешки. А где же мамины дочки- матрешки?

Цветастое платье, румяные  щечки

Ее открываем - в ней прячутся дочки! 

Воспитатель: Дети, откроем матрешку.

Дети: Да!

Дидактическая игра: «Построй матрешек в ряд по величине»

Цель: формировать способность детей располагать матрешек в ряд по величине.

Ход игры :  

Мама матрешка: Ну-ка ,дочки, стройтесь в ряд, покажите свой наряд!

Дети, с помощью воспитателя, по очереди  достают матрешек   и ставят их  на стол в ряд от самой большой до самой маленькой,  повторяя образец слов воспитателя: «Самая большая  матрешка( мама),эта матрешка поменьше( дочка) , эта матрешка  еще поменьше и так далее до последней матрешки( эта самая маленькая матрешка)»

Воспитатель: Молодцы, детки! Давайте поздороваемся с мамиными дочками- матрешками.

Дети здороваются.

Развивающее упражнение: « Большая- маленькая»

Цель: Различать и называть предметы по величине( большой- маленький),  выполнять движения в соответствии с величиной предмета.

Содержание  упражнения: 

Воспитатель показывает большую матрешку - ребята поднимают вверх руки, показывает маленькую - дети приседают.Повторяют 3-4 раза.

Воспитатель: Дети, пусть матрешки отдохнут, а наша карусель приглашает нас продолжить наше путешествие

Дети садятся в « карусель».

Звучит аудиозапись детской песни  из мультфильма « Веселая карусель».

Подвижная игра: « Карусель»

Цель: формировать умение бегать по кругу в заданном направлении,  держась за обруч  одной рукой, не наталкиваясь друг за друга.

 Ход игры: Дети садятся в « карусель» : встают  боком вокруг обруча, держась за него одной рукой. Под музыку начинают движение  вокруг обруча. С окончанием песенки «Карусель» ,  дети останавливаются. ( « Карусель»  - обруч,  украшенный цветными атласными лентами)

Воспитатель:  Остановка « Игралкино»!( С окончанием аудиозаписи).

Воспитатель обращает внимание детей  на домик  , построенный  на столе из стротельных деталей.  В окне сидит матрешка.

Воспитатель : Посмотрите, дети какой красивый домик. В нем живет маленькая матрешка. Здравствуй, маленькая матрешка..

Дети здороваются

Маленькая матрешка: Домик у меня есть,а вот забора вокруг него нет. Помогите мне , пожалуйста его построить!

Дети откликаются на просьбу матрешки.

Конструктивная игра: « Забор вокруг дома матрешек»

Задачи:

  • формировать умение детей сооружать постройки из кубиков  разного цвета по трафарету, замыкая их в прямоугольник.
  • Познакомить с оттенками цвета: голубой , розовый; побуждать употреблять слова , обозначающие эти оттенки во время игры.
  • Воспитывать интерес к конструированию, умение строить сообща.

Ход игры: Дети, поочередно,  выбирают кубик понравившегося цвета и ставят его на трафарет; сообща, выкладывают из кубиков прямоугольник( забор).

Закончив постройку, дети ставят по одной матрешке на  получившийся забор, занимая кубик, выбранный  в начале постройки .

 Воспитатель: Молодцы, дети! Прекрасный забор получился!И матрешки рады!

А наша «карусель» снова приглашает  нас в путешествие.

 Дети садятся в « карусель».

Звучит аудиозапись детской песни  из мультфильма « Веселая карусель».

Подвижная игра: « Карусель»

Цель: формировать умение бегать по кругу в заданном направлении,  держась за обруч  одной рукой, не наталкиваясь друг за друга.

 Ход игры: Дети садятся в « карусель» : встают  боком вокруг обруча, держась за него одной рукой. Под музыку начинают движение  вокруг обруча. С окончанием песенки «Карусель» ,  дети останавливаются. ( « Карусель»  - обруч,  украшенный цветными атласными лентами)

Воспитатель:  Стоп! Остановка « Лепилкино» .

Совместная образовательная деятельность

Лепка в технике пластилинографии на тему : « Укрась матрешке фартук»

Цель:  Способствовать формированию первичных навыков лепки  в технике  пластилинографии    ,  умению закреплять пластилин на бумаге, нажимая на него пальцем , размазыванию  пластилина ,путем давящего и тянущего движения указательным  пальцем вниз, воспитывать интерес к художественному творчеству, работе с пластилином.          

Ход   совместной организованной деятельности.

Дети берут  готовые шарики  пластилина синего, красного, зеленого , желтого цветов  и закрепляют их  на белом фартуке   в центре сарафана   ( на цветном шаблоне матрешки) , путем надавливания и размазывания.

Воспитатель:  Какие красивые фартучки получились. Молодцы!

Воспитатель  вывешивает работы на мольберт. Дети любуются результатами своего творчества.

Воспитатель :Наша «карусель» снова приглашает  нас в путешествие.

 Дети садятся в « карусель».

Звучит аудиозапись детской песни  из мультфильма « Веселая карусель».

Подвижная игра: « Карусель»

Цель: формировать умение бегать по кругу в заданном направлении,  держась за обруч  одной рукой, не наталкиваясь друг за друга.

 Ход игры: Дети садятся в « карусель» : встают  боком вокруг обруча, держась за него одной рукой. Под музыку начинают движение  вокруг обруча. С окончанием песенки «Карусель» ,  дети останавливаются. ( « Карусель»  - обруч,  украшенный цветными атласными лентами)

Воспитатель. Стоп!  Остановка « Детский сад». Наше путешествие закончилось

3.Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, кто приходил к нам в гости? Вам понравилось играть с матрешками? А украшать фартучки матрешек вам понравилось? Какое у вас настроение?

Спасибо нашим гостям за внимание!

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в группе для детей со сложным дефектом по теме: «Дикие животные»

Предварительная работа. Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением диких животных, игрушки диких животных на макете. Цель:Обогащать знания детей о диких животных.Программное...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы на тему: «Страна - Дружляндия»

- закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость- учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи- развивать речь, внимание, память, умение вырази...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в зимний лес».

Дети путешуствуют по зимнему лесу. Во время путешествия выполняют здоровьесберегающие технологии (дыхательное упражнение, зрительная гимнастика, игра СУ - Джок шариками, физ-минутка, самомассаж); комм...

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы с ОНР "Осенние превращения"

Конспект СОД логопеда, воспитателя и музыкального руководителя по познавательно-речевому развитию детей старшего возраста с общим недоразвитием речи. Цель СОД: систематизация знаний детей о признаках ...

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию с использованием ИКТ в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни на тему:" Домашние животные и их детеныши"

Материал содержит  конспект совместной образовательной деятельности  с детьми 3-го года жизни группы кратковременного пребывания . В ходе деятельности используется презентация.Методы и прием...