Методическая разработка по познавательно- речевому развитию детей 6-го года жизни на тему: «Такой разный воздух...»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Развитие познавательной активности детей в исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по познавательно - речевому развитию
детей 5-го года жизни
на тему: «Шарики для Смешарика»
Разработчик: Галустян Ю.Н., воспитатель МБДОУ «Детский сад №70»
Городского округа Самара, первая квалификационная категория
Время проведения: ноябрь 2014 г.
Возраст детей: 4-5лет.
Цель: Развитие познавательной активности детей в исследовательской деятельности.
Задачи:
- Способствовать развитию познавательно-исследовательской активности, рассказать детям о свойствах неживой природы о качестве воздуха.
- Формировать познавательные интересы детей, через игровую деятельность.
- Способствовать развитию любознательности.
- Развивать умение детей выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации.
- Создать условия для доброжелательного общения со сверстниками, знакомить с правилами поведения в коллективе.
Материальное обеспечение:
- Мольберт;
- Два стола;
- Ватман;
- Фломастеры;
- Воздушные шарики;
- Бассейн с водой;
- Мыльные пузыри;
- Ароматизированная вода;
- Бумажные кораблики (по количеству детей).
Персонаж: Крош (мягкая игрушка-смешарик).
Методика проведения:
Дети и воспитатель находятся в группе.
Воспитатель: Ой, кто-то к нам в дверь стучится, посмотрите! Кто же это?! Воспитатель: Здравствуй, Крош! Крош, а почему ты такой грустный?
Ребята, Крош мне рассказал, что ему на день рождения друзья подарили два шарика, он с ними гулял, играл и вдруг увидел, что шарики стали разными. Один шарик большой, а другой стал совсем маленьким и Крош не может понять, что же произошло?
Воспитатель: Ребята объясним, Крошу, что стало с его шариком. Давайте пройдем в актовый зал и поможем, Крошу (дети с воспитателем идут в актовый зал).
Воспитатель: Как Вы думаете, ребята, почему второй шарик стал таким маленьким?
\Дети предлагают разные версии. Вывод: шарик сдулся, в нём нет воздуха\.
Воспитатель: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал снова круглым и большим?
Дети: Надо его посильнее надуть.
Воспитатель: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Откуда же берётся в шарике воздух?
Воспитатель: Правильно, молодцы, воздух нас окружает. Мы им дышим.
Игра: «Воздух в ладошке»
Воспитатель: Давайте мы вместе с вами вдохнём воздух через нос и выдохнем его через рот в ладошку. Что вы почувствовали?
Дети: Ветерок.
Воспитатель: А ветерок – это что? \Движение воздуха\
Воспитатель: Воздух изо рта передвинулся к вам на ладонь. Давайте попробуем еще раз выдохнуть на ладошку. Почувствовали, как воздух движется.
Воспитатель: А вы, ребята, воздух видите? А ты Крош? \Ответы детей\
Воспитатель: Если вы его не видите, значит, он какой?
Дети: Невидимый.
Воспитатель: А ты, Петя как думаешь? А ты, Даша? Ребята мне сейчас Крош сказал, что ему очень хочется увидеть воздух, что же ему делать?
Воспитатель: Ребята, как же решить эту проблему? (дети предлагают варианты)
Воспитатель: Давайте всё-таки попробуем решить эту проблему. Пройдите, пожалуйста, к столам, возьмите на салфетке шарик и надуйте их.\Дети надувают шарики\.
Игра «Надуй шарик»
Воспитатель: Посмотрите наши шарики совсем большие. Как же нам с их помощью увидеть воздух? (воспитатель предлагает опустить шарики в воду отверстием вниз).
Воспитатель: Что вы видите?
Дети: Из шарика выходит воздух.
Воспитатель: Ребята, а почему пузырьки воздуха поднимаются вверх, а не опускаются на дно тазика? \ответы детей\
Воспитатель: Правильно, воздух легкий, он легче воды. А сейчас давайте с вами поиграем.
Игра «Камешки»
(Воспитатель предлагает детям подойти к другому столу, взять камешки и бросить их в воду.)
Воспитатель: Бросайте, что произошло с камешками?
Воспитатель: Да камешки утонули, а почему?
\ответы детей\
Воспитатель: Молодцы, правильно, камешки тяжелые, они тяжелее воды, поэтому они и утонули.
Воспитатель: А теперь давайте еще раз вспомним, а какой воздух по сравнению с камешками?
Воспитатель: Правильно, воздух легкий, поэтому пузырьки воздуха поднимаются наверх, а не тонут. Ну, что Крош увидел ты воздух? Ну, если мы увидели воздух, а можно ощутить его?
Воспитатель: Ребята, а теперь помашите ладошками друг на друга. А я помашу на Кроша. \Дети машут ладошками\
Воспитатель: Что вы ощущаете? \ответы детей\.
Воспитатель: А что такое ветер, давайте вспомним еще раз с вами? Правильно – движение воздуха, и я ощутила движение воздуха! И Крош ощутил воздух? А ты София? А ты, Вася? \ответы детей\.
Воспитатель: Следовательно, воздух можно ощутить, а еще воздух можно почувствовать. Как мы еще можем почувствовать воздух?
Воспитатель: Правильно, мы можем воздух побрызгать ароматизированной водой и тогда мы с вами почувствуем, как воздух пахнет.
Воспитатель: А теперь мы поиграем.
Игра «Мыльные пузыри»
Воспитатель сначала сам выдувает пузыри, а дети наблюдают, затем предлагает детям выдуть пузырьки самостоятельно, остальные ребята лопают пузырьки ладошками.
Воспитатель: Ребята, а если бы вам надо было нарисовать пузырьки воздуха, что бы вы нарисовали на листе бумаги?
Дети: Кружочки.
Воспитатель: Вы очень наблюдательны (дети рисуют на мольберте пузырьки воздуха).
Воспитатель: Давайте, отвлечемся-разомнемся (физкультминутка):
«Ветер»
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)
Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)
Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.)
Раз, два — выше голова, (Поднять голову.)
Три, четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять, шесть — тихо сесть, (Сесть за парту.)
Семь, восемь - тень отбросим. (Два хлопка о парту.)
Сел на дерево скворец,
И игре нашей конец. (Дети громко проговаривают эти слова.)
Воспитатель: Ребята мы с вами выяснили, что мы, люди, дышим воздухом. А кому ещё нужен воздух?
Дети: Животным, птицам, растениям, насекомым, рыбам.
Воспитатель: Дети, а вы можете обойтись без воздуха? \Дети говорят свое мнение\.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам самим попробовать, сможете ли вы обойтись без воздуха попробуйте закрыть ротик, а носик зажать пальчиками и не дышать!
Воспитатель: Ребята ну, что можем мы обойтись без воздуха? \ответы детей\.
Воспитатель: Ребята, мы с вами рассказали Крошу сегодня много интересного о воздухе. Правда? Сегодня мы узнали, что вокруг нас есть ….. (воздух). - Он какой? \ответы детей\.
Воспитатель: Молодцы, правильно – воздух невидимый, лёгкий, движется, его можно ощутить.
Воспитатель: Ой, ребята, мы забыли про шарик, который принес нам Крош, скажите мне, пожалуйста, что надо сделать, чтобы у Кроша шарик стал круглым, упругим и веселым?
Дети: Надуть шарик воздухом.
Воспитатель: А давайте надуем шарики не только Крошу, но и всем его друзьям смешарикам. \ Воспитатель надувает шарик и отдает Крошу\
Воспитатель: Ребята, Крош благодарит нас за помощь и за то, что он узнал много интересного о воздухе, благодарит за шарик, теперь он стал снова веселым. И он хочет подарить вам на память вот эти кораблики. Они отлично плавают в воде. \Дети благодарят\.
Игра «Кораблики»
(На ковре стоить надувной бассейн с водой)
Воспитатель: Представьте, что это озеро, опустим свои кораблики. Что нужно сделать для того, что бы они поплыли.
Дети: Подуть. \Дети дуют\.
Воспитатель: Вот и поплыли наши кораблики.
Воспитатель благодарит всех детей, принявших активное участие в помощи Крошу. (Прощаются с Крошем).
Используемая литература:
Примерная основная общеразвивающая программа дошкольного образования «От рождения до школы» // под редакцией Н.Е. Вераксы, М.В.Васильевой, Т.С.Комаровой;
Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса
Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М: Мозаика-Синтез, 2008 г.
О. В. Дыбина
«Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада». - М: Мозаика-Синтез, 2010 г.
«Ребенок и окружающий мир». Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2008 г.
«Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада». Конспекты занятий. - М: Мозаика-Синтез, 2009 г.
Л. В. Куцакова
О. А. Соломенникова
«Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада». Конспекты занятий. - М: Мозаика-Синтез, 2010 г.
«Экологическое воспитание в детском саду». - М: Мозаика-Синтез, 2009 г.
Н.В.Коломина
«Воспитание основ экологической культуры в детском саду».
И.А.Морозова, М.А.Пушкарева
«Ознакомление с окружающим миром». 2007 г.
В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова
«Конспекты занятий: познавательное развитие, развитие речи, экология». 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка образовательного мероприятия по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: "Приключения Буратино"
Закрепить навыки порядкового и количественного счёта в пределах 10; Закрепить умение правильно отвечать на вопросы:...
Познавательно-речевое развитие детей 7-го года жизни
Речевая деятельность детей, учебно-методические материалы по развитию речевой деятельности детей, подбор оборудования, дидактического материала по речевому блоку, экологическому развитию,художественно...
Статья Познавательно-речевое развитие детей 3-го года жизни в контексте комплексно-тематического планирования образовательной работы
В статье проедставлен опыт работы по познавательно- речевому развитию в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни в контексте комплексно- тематического планиро...
Статья Познавательно-речевое развитие детей 6-го года жизни в контексте комплексно-тематического планирования образовательной работы
В статье подгобно рассказывается о познавательно-речевом развитии детей шестого года жизни в контексте комплексно-тематического планирования образовательной работы....
Родительское собрание. Тема собрания: Познавательно-речевое развитие детей 5-го года жизни
Создание условий для речевого развития детей, формирование педагогической культуры родителей...
Методическая разработка организации образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года. Зима»
Содержание занятия заинтерисует тех педагогов, которые увлекаются тризовскими играми. Ознакомление дошкольников с сезонными изменениями в природе, с помощью развивающих игр, будет интересным и захваты...
Конструкт интегрированной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию детей 6-7 года жизни "Пожар"
Конструкт НОД по речевому и познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством рассказывания с опорой на наглядно воспринимаемую ситуацию (по сюжетной картине)...