Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу «Ребенок и окружающий мир»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

закрепить знание детей о зимующих и перелётных птицах, рационе их питания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу «Ребенок и окружающий мир»

Тема: Перелетные и зимующие птицы

Задачи

  1. Образовательные

Закрепить и расширить знания о перелетных птицах и зимующих птицах.

Учить выделять характерные особенности птиц.

Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида перелетных птиц

    2.Коррекционно-развивающие

Способствовать активизации, стимуляции, упражнению зрительных функций, развитию мелкой моторики, внимания, мышления.

  1. Воспитательные

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: иллюстрации птиц, таблица «Птицы», карточки «Найди тень птицы», аудиозапись «Пение птиц», разрезные картинки «Птицы», чучело птицы.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на участке, дидактические игры “Выбери правильный ответ”, “Запомни, назови”; игры и упражнения “Улетают – не улетают”, “Кто, где и как зимует” (различие зимующих и перелетных птиц), чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.  Настольно-печатные и подвижные игры.

I.Организационный момент.

 (Дети становятся в полукруг. После правильного ответа проходят и садятся на свои места.)

Учитель:

 Сядет тот, кто назовет дни недели, осенние месяцы.

(первый день недели, второй… Первый месяц осени, второй,…)

II. Работа по теме:

  1. Беседа:

 Дождик с самого утра,

  Птицам в дальний путь пора,

  Громко ветер завывает –

  Это всё когда бывает? (Осенью).

Учитель:

Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?

Дети: 

Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы.

Учитель:

А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются?

Дети: Перелетные птицы улетают в теплые края. Зимующие птицы остаются зимовать у нас.

Учитель:

Назовите перелетных птиц?

Дети: 

Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок.

На доске  таблица «Птицы»

1

Дети выходят к доске, показывают названную птицу и описывают её. Учитель дополняет, помогает.

 Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить.

Ласточка - небольшая птица у нее белая грудка и черный фрак, острые крылья, поэтому ее называют острокрылая.

Игра «Отгадай и присядь» 

(Дети выходят и становятся в круг)

-Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками, как будто мы провожаем перелетных птиц в путь.

Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.

Демонстрация чучела птицы.

Учитель демонстрирует чучело птицы. Дети встают вокруг чучела птицы.

Учитель: Назовите, пожалуйста, части тела птиц.  Покажите.

Дети: Туловище, голова, хвост, клюв.

- Чем покрыто тело птицы?

Дети: Тело птицы покрыто перьями.

Учитель: У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как  они их различают?

Дети: По оперению, внешнему виду, величине.

Физкультминутка «Осень».

Мы бежали по дорожке,

Промочили свои ножки,

Потом сели, посидели.

Смотрим: птицы полетели.

Ветер сильный вдруг подул,

Мы испугались: «Караул!»

Дети бегут друг за другом.

Трясут ногами.

Приседают.

Машут руками.

Качают руками влево–вправо.

Дети убегают и садятся за столы.

Дидактическая игра «Кто лишний».

На магнитной доске иллюстрации птиц.

Учитель:

Ребята, назовите, кто лишний.

 - Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему?
Дети: Лишний скворец. Он перелётная птица, а все остальные птицы - домашние.

Грач, ласточка, воробей, скворец. Кто лишний?

Дети: Воробей. Он не перелетная птица, живет у нас зимой. А остальные птицы перелётные.

-Цыплёнок, петух, грач, снегирь. Кто лишний?
Дети: Цыплёнок. Он птенец, маленький, а остальные птицы взрослые большие.

-Ворона, синица, воробей, соловей; 

Дети: Соловей – перелетная птица.

Зрительная гимнастика

Учитель: Ребята, снимите очки, сядьте правильно.

Птичка польку танцевала,                  взгляд вверх, вниз (3разв)

На лужайке в ранний час.

Хвост налево, хвост направо,(3раза)       взгляд налево, напрво

Это полька Карабас.

Звучит грамзапись -  пение птиц.

Учитель: А теперь закрыли все глаза, слушаем грамзапись и выполняем упражнения:

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Всё чудесно расслабляется…

-Хорошо нам отдыхать!..

Но пора уже вставать…

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза

И встать.

-Веселы, бодры мы снова

И к занятиям  готовы!

Д/игра «Найди тень птицы»

Детям предлагаются карточки, на которых изображена птица, а внизу строчкой даны разнообразные тени птиц. Надо обвести нужную тень птицы.

6

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на карточки, найдите и обведите тень изображённой птицы.

Учитель: Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?  

Дети: Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых.

Учитель: А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда?

 Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Пальчиковая гимнастика

Загибаются пальцы обеих рук.

Пой–ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

 Сонная головушка.

 Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

 Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

 Эта – зяблик,

Эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам. /руки за спину/

Д/игра «Составь целое из частей»

Составь из разрезных картинок птицу.

Учитель: Соберите картинку. Назовите, какую птицу вы собрали, перелётная она или зимующая.

III. Итог:

Д/игра «Продолжи, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/

 Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

После окончания образовательной деятельности учитель предлагает детям подойти к окну и посмотреть вдаль, постараться увидеть птиц, живущих у нас.

Список литературы

  1. Вегнер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.,Просвещение,1986.
  2. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ.-метод. пособие для учителя.: Просвещение, 1990.
  3. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения.  М.: Город, 1998.
  4. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. Из опыта работы. Под ред. Земцовой. М. И. М.: Просвещение, 1978.
  5. Удальцева Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. М., « Нар. асвета», 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по разделу знакоство с окружающим миром "профессии"

 знакомство с различными профессиями, чтение стихов и художественной литературы, беседы о том, кем дети хотят стать и почему. Создание в группе мини - музея профессий...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Познавательное развитие (ребенок и окружающий мир) «В гостях у Здравика» для детей младшей группы

Образовательная область: познавательное развитие Интеграция с другими образовательными областями: речевое развитие, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитиеЦель:...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу программы «Ребенок и окружающий мир» (Средняя группа) Образовательная область «Познавательноеи речевое развитие» Тема «Лесное приключение».

Образовательная область: «Познавательное и речевое развитие». Возрастная группа:средняя группаПедагог:Левахина Наталья Анатольевна Тема: «Лесное приключение» Цел...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу программы «Ребенок и окружающий мир» (Средняя группа) Образовательная область «Познавательное развитие» Тема «Снег, снежок кружится».

Образовательная область: «Познавательное развитие». Возрастная группа:  Средняя группа.Педагог: Левахина Наталья Анатольевна Тема: «Снег, снежок кружится» Ц...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу программы «Ребенок и окружающий мир».

Образовательная область: «Познавательное и речевое развитие». Возрастная группа:  средняя группаПедагог: Левахина Наталья Анатольевна Тема: «Лесное приключение»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу программы «Ребенок и окружающий мир».

Образовательная область: «Познавательное развитие». Возрастная группа:  Средняя группа.Педагог: Левахина Наталья Анатольевна Тема: «Снег, снежок кружится» Ц...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности взрослого и ребенка в I младшей группе по ознакомлению с окружающим "Чьё пёрышко?"

Конспект НОД предназначен  для детей 2-3 лет. Способствует закреплению знаний детей о питании животных и птиц, развивает мыслительные процессы, воспитывает чувство сопереживания и желание помочь ...