Самообразование на 2018-2019уч.год
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Система работы рассчитана на детей дошкольного возраста, нацелена на воспитание экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty.docx | 31.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Колосок» с.Ходынино
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО СИСТЕМЕ РАБОТЫ
Борзуновой Анны Викторовны
Тема:«Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой(растительный и животный мир)»
2018-2019 учебный год
Информационная справка об авторе ИОМП
Ф.И.О. Борзунова Анна Викторовна
Занимаемая должность: воспитатель
Дата назначения на должность: 01.08.2018 года
Образование: среднее специальное профессиональное
Дата прохождение аттестации:----------
Квалификационная категория: не имею
Дата прохождение курсов повышения квалификации :----------
Педагогический стаж: 1,5 года
Тема самообразования: «Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста , в процессе ознакомления с природой (растительный и животный мир).
Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания ,научить детей быть милосердными ,любить и беречь природу.
Актуальность выбранной темы:
Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру. Возможно тогда ,когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать, стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти незамысловатые приемы принесу свои плоды. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Список использованной литературы:
- С.Н.Николаева «Экологическое воспитание дошкольников».
- Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение,1973.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003.
- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
- Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
- Соломенникова О.А.»Занятия по формированию экологических представлений» 2011г
Цель: формировать положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, давать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну) , по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи:
- Уточнить и систематизировать знания детей о царстве растений и животных в разных климатических зонах.
- Расширить знания детей о лекарственных растениях и редких видах растений.
- Развивать знания о неразрывной связи человека с природой, воспитывать экологическое сознание, желание оказывать посильную помощь природе.
- Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
- Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и самого ребенка.
- Формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
- Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.
Перспективный план по самообразованию
№ п/п | Тема занятия | Цели | Связь с другими видами деятельности | Оборудование | |
Сентябрь | |||||
1. | «Дары осени» | Закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты»,характерные свойства овощей и фруктов. Систематизировать знания о труде людей осенью, воспитывать бережное отношение к природе, уважение к сельскохозяйственному труду людей. | Экологические игры: «Овощи и фрукты» (лото с элементами моделирования), «Кто, где живет?», «Угадай по описанию». | Макеты овощей и фруктов, обруч, листы цветной бумаги, дерево без листьев, нарисованное на А3. | |
2. | «Золотая осень» | Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осених явлениях. | «Как любить природу», «Природа нужна всем». | Карандаши, шкатулка, мяч, заготовки – контуры березовых и кленовых листочков, иллюстрации с изображением ранней, золотой и поздней осени, игрушка Степашка, письмо, кленовые листочки шаблоны ,значки. | |
Октябрь | |||||
1. | «Осень-раскрасавица» | Обобщить и систематизировать знания об осенних явлениях в природе. | Игра «Мир вокруг нас» «Как вести себя в природе» (правила поведения). Чтение книг Е.П.Левитана «Твоя вселенная» | Картины и репродукции об осени, художественная лит-ра, мяч резиновый. | |
2. | «Зимующие птицы» | Научить детей различать лесных птиц по оперению, повадкам, месте обитания. | Рассматривание картин с изображением зимующих птиц, наблюдение в природе на прогулке, изготовление шаблонов птиц, чтение стихов о птицах. | Картинки птиц, снежинки , елка, семечки, ягоды, сало, шишки, шаблоны птиц для аппликации, клейстер, кисточки. | |
Ноябрь | |||||
1. | «Наблюдение за зимующими птицами» | Закрепить названия зимующих птиц, особенности их образа жизни. | Загадывание загадок. Рассказывание по картине «Грачи прилетели» Речевая логическая задача «Кто обедал в птичьей столовой» | 2-3 кормушки, пшено для кормления птиц, ледянки с веревками, кегли или конусы для ориентиров. | |
2. | «Домашние птицы» | Учить называть домашних птиц, видеть сходство и отличия, описывать внешний вид, называть птенцов, членов семьи; - пополнить знания детей о том, чем питаются домашние птицы, где живут, какую пользу приносят людям.
| Наблюдение , просмотр иллюстраций о домашних птицах, чтении стихов, рассказов, энциклопедия о жизни птиц , загадывание загадок, рассматривание альбомов о домашних птицах. | Презентация.(ноутбук,проектор) | |
Декабрь | |||||
1. | «Здравствуй, зимушка- зима» | Обобщение и закрепление знаний о времени года - зима. Систематизировать знания о признаках зимы. Закрепить название зимних месяцев, названия зимующих птиц. | Чтение стихов, загадок, пословиц о зиме. Заучивание народных примет о зиме, наблюдение на прогулке о зиме. | Иллюстрации с изображением зимней природы, картинки зимних месяцев (декабрь, январь, февраль), снежинки с загадками, картинки с изображением птиц зимующих и перелётных, аудиозапись А. Вивальди "Зима" из цикла "Времена года", П. И. Чайковский "Декабрь. Святки". | |
2. | « Беседа о зиме» | Обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в природе; познакомить с народным календарем; -упражнять в подборе определений к заданному слову; -расширять и активизировать словарь по теме : «Зима». | Загадывание загадок . Д.и. | Презентация «Беседа о зиме», компьютер, мульти-медийный проектор,снежинка с письмом. | |
Январь | |||||
1. | « Путешествие в зимний лес» | Обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах родного края . | Просмотр DVD- фильма о диких животных, зимующих и перелетных птицах. Рассматривание иллюстраций Разучивание подвижных игр: «Вот под елочкой вороны», «Хитрая лиса» «Перелет птиц». Дидактическая игра «Зоологическое лото» | Ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран, музыка, иллюстрации с изображением диких животных, следы животных, картины зимнего леса Шишкина, Левитана, Сурикова, ёлка, дидактические игры «Лесные животные», «волшебная корзина». | |
2. | «В мире животных» | Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связанной речи. Закрепить знания детей о диких и домашних животных. Их классификации, строение, питание, о месте обитания. Показать их приспособленность к жизни в лесу. | Загадки о домашних и диких животных. Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций домашних и диких животных и их детенышей, беседа о их пользе для человека, рассматривание иллюстраций людей, ухаживающих за домашними животными. | Картинки домашних и диких животных. Картинки и маски с изображением животных, макеты «Ферма» и «Лес». Картинка дома и человека. План – схема для рассказывания. Детская энциклопедия. Картинки для игр «Чей дом», «Чей хвост», «Цепочка питания». Картинки леса, фигурки животных. Семена, ящик с землей, лейка, палочки, салфетки. | |
Февраль | |||||
1. | «Животные леса» | Закреплять представления о лесе, как месте обитания диких животных. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь. | Рассматривание картин, иллюстраций о лесе, диких животных. Чтение произведений о жизни животных в лесу. Загадывание загадок про диких животных. | Иллюстрации лиственного, хвойного и смешанного леса, иллюстрация горящего леса, загрязненного и чистого леса, музыка леса. Листы с заданиями на каждого ребенка, карандаши, мяч. Карточки с загадками про животных Картинки: морковь, капуста, кора д ерева, ветки, яблоки, сено, мед, ягоды , рыба, желуди, овца, теленок, заяц, куры, гуси, утки. Две таблички с рисунками мяса и травы. | |
2. | «Обитатели морей и океанов» | Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов | Словесные игры: «Скажи наоборот», «Скажи слово с нужным звуком.
| Иллюстрации с морскими животными; загадки на морскую тематику; пальчиковые игры; стихотворение В.Ланцетти «Разноцветный осьминог»; картон красного цвета, набор картонных геометрических фигур разного цвета. | |
Март | |||||
1. | «Что растет в воде» | Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде. | Дать карточки с изображением растений, живущих в воде и на суше. Раскрасить только водные растения. | Рисунки, фотографии водоемов и водных растений (белая кувшинка, желтая кубышка). Сказки: А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка». | |
2. | «Кто живет в воде» | Закрепить знания детей о водных животных, имитировать их движения. | Подвижная игра: «Мы – водные животные». | Картинки с изображениями речных животных: рыб (ерш, карась, щука, лягушки, бобра, рака. Панно с изображением подводного мира, картинки с изображениями водных животных. | |
Апрель | |||||
1. | «Экологический КВН» | Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе. | Выбор названий команд, девизов, изготовление эмблем заучивание пословиц, примет ,разучивание девиза, загадывание загадок о природе. Проведение занятий ,бесед на экологические темы; проведение опытов, наблюдена за изменениями в природе. | Эмблемы для команд, «Экологические плакаты», ноутбук, 2 прозрачные бутылки водой (неполные)фасоль, манка, рис, пуговицы, крючки, сита разных размеров, магниты, миски, коробки;2 воздушных шарика, листы ватмана, цветные карандаши и мелки, угощение. | |
2. | «Уход за комнатными растениями» | Обучение новым способам ухода за комнатными растениями. Учить описывать растения и узнавать его по описанию. | Посадка цветка «Бальзамин» Пальчиковая гимнастика «Цветок" | Ком Комнатные растения, опрыскиватель, таз, палочки для рыхления, лейки с водой, тряпочки, кисточки, клеенка, открытки с цветами, стенд. | |
Май | |||||
1. | «Комнатные растения –спутники нашей жизни» | Формирование представлений о комнатных растениях и ухода за ними. -совершенствовать познавательные умения классифицировать комнатные растения по признакам; -учить узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их научными и народными терминами. | Составления альбома комнатные растения. Чтение художественной литературы о комнатных растениях. Труд: пересадка растений на клумбу. | Комнатные растения: алое, сансевьера, бальзамин, герань, кактус, хлорофитум, узамбарская фиалка, толстянка, бегония, разносы с разрезными картинками, картинки с изображением комнатных растений, материал для дидактической игры «Четвертый лишний» | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа - ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА - на 2018 - 2019уч. год. ; разработала Чугуй Инна Николаевна
Программа составлена для организации работы с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа). Рабочая программа разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155 Министерства образования и н...
План работы учителя-логопеда на логопункте на 2018-2019уч.г
Планирование мероприятий на год...
Годовой план 2018-2019уч.год
Годовой план ДОУ на 2018-2019 учебный год...
Перспективный план работы с родителями детей старшей группы №5 «Гномики» (5 - 6 лет) на 2018-2019уч.г.
Познакомить с особенностями развития детей старшего дошкольного возраста.Помочь родителям осознать то, чего хочет ребенок, каковы взаимоотношения родителей с детьми и другими близкими.Оказать по...
Рабочая программа бесплатного кружка "Пластилинография" Средняя группа 2018- 2019уч.г.
Цель программы: развитие ручной умелости у детей 4-5 лет, через укрепление мелкой моторики пальцев рук посредством пластилинографии....
Самообразование на 2018-2019уч.год
Моя тела по системе работы, актуальность, Цель, задачи и план работы...
Отчёт по теме самообразования за 2018-2019уч.год
Отчёт по теме самообразования" Психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение детей с инвалидностью, детей с ОВЗ, РАС и другими ментальными нарушениями" 2018-2019 уч.год...