Отчёт по теме самообразования за 2018-2019уч.год
материал

Бырдина Ольга Сергеевна

Отчёт по теме самообразования" Психолого-педагогическое  и логопедическое сопровождение детей с инвалидностью, детей с ОВЗ, РАС и другими ментальными нарушениями" 2018-2019 уч.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2018-2019_byrdinoy_o.s.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

 

Отчёт по самообразованию

учителя-логопеда Бырдиной О.С.

Тема: «Психолого – педагогическое и логопедическое сопровождение детей с РАС»

2018 – 2019 уч год

Цель самообразования: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний.

2. Разработать перспективный план работы с детьми.

3. Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему.

4. Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня.

5. Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.

Обоснование выбранной темы.

       Необходимость развития комплексного сопровождения лиц с РАС и другими ментальными нарушениями обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, конвенции о правах ребёнка, конвенции о правах инвалидов, резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения «Комплексные и согласованные усилия по ведению расстройств аутистического спектра» в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества услуг в сфере образования, медицины, социальной защиты населения.

      По данным Департамента здравоохранения Ханты – Мансийского автономного округа – Югры по состоянию на 31 декабря 2016 года на диспансерном учёте в медицинских организациях с заболеванием «ранний детский аутизм» состоит 176 несовершеннолетних, с заболеванием «синдром Аспергера» - 5 несовершеннолетних, с заболеванием «атипичный аутизм состоит 107 молодых людей, имеющих установленную группу инвалидности.

      При организации работы с людьми , имеющими расстройства аутистического спектра следует учитывать особенности их развития, а так же формы  и методы коррекционного воспитания и обучения. К таким особенностям относятся тяжёлые нарушения и искажения потребности в общении, дефицитарность вербальных и невербальных форм общения, разнообразные стойкие ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и видов деятельности, а также другие проблемы поведения, нарушения социального взаимодействия.

    Ранее начало комплексной коррекционной работы приобретает исключительную важность, поскольку в первые годы жизни психика и нервная система отличаются высокой степенью сензитивности, что позволяет в более полной мере реализовать компенсаторные возможности ребёнка и в значительной степени смягчить проявления многих симптомов расстройств аутистического спектра.

    Чтобы активнее внедрять новые технологии в коррекционную работу, я стала постоянным участником различных вебинаров и мастер-классов по данной теме:

№ п/п

Название мероприятий

Сроки выполнения

1.

Всероссийский научно – практический вебинар «Социокультурная интеграция обучающихся с расстройствами аутистического спектра в процессе внеурочной деятельности»

9  ноября 2018 г.

2.

Онлайн – конференция «Инновационные направления работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного и начального общего образования»

21 ноября – 23 ноября 2018 года (8 академических часов)

3.

Вебинар «Особенности восприятия мышления ребёнка с РАС (расстройства аутистического спектра). Эффективные способы взаимодействия и поддержки в образовательном пространстве»

4 декабря 2018г.

4.

Вебинар «Развитие речи дошкольников на этапе подготовки к школе»

5 декабря, 2018г.

5.

Всероссийский научно – практический вебинар «Модели организации образования обучающихся с РАС»

14 декабря 2018г.

6.

Вебинар «Альтернативные и поддерживающие средства коммуникации. Их правильный выбор и влияние на развитие речи детей с РАС (расстройствами аутистического спектра)

18 января 2019 г.

7.

Вебинар «Онлайн консультация: «Управление современной ДОО: содержание образования. Методическая работа»

30 января 2019г.

8.

Web-семинар «Психолого – педагогическая помощь семьям, имеющим детей и подростков с особыми образовательными потребностями, службами ППМС – помощи»

22 февраля, 2019г.

г. Ханты - Мансиийск

9.

Web-семинар «Комплексное обследование ребёнка раннего возраста в ПМПК с целью выявления структуры нарушения, оценки динамики в развитии ребёнка и определение дальнейшего образовательного маршрута, подготовка рекомендаций, направление в Службу ранней помощи»

21 февраля, 2019г.

г. Ханты - Мансиийск

10.

Вебинар «ФГОС ДО: программа «Радуга». Художественно – эстетическое развитие: развитие музыкальности и приобщение к музыкальной культуре. Региональный компонент»

13 февраля, 2019г.

11.

Web-семинар «Разработка индивидуального образовательного маршрута для дошкольников с ОВЗ»

16 марта 2019 г., г. Москва

12.

Вебинар «Перцептивная функция делового общения»

21 мая 2019г

Изучила и проанализировала:

  • «Закон об образовании»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. , №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Распоряжение правительства ХМАО – Югры от 05.05.2017г., 261-рп, «О концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты - Мансийском автономном округе – Югре до 2020года»;
  • Приказ №713, от 10 июля 2017 года «Об организации ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре»;
  • Приказ №652, от 18 мая  августа 2018 года «Об использовании   модели обучения детей с расстройствами аутистического спектра в образовательных организациях Ханты – Мансийского автономного округа – Югры при организации образовательного процесса»;
  • Приказ №179 –О, от 07.06.2017г. «О реализации плана мероприятий Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года»;
  • Приказ №241 – О, от 02.08.2018г. «Об организации мониторинга оценки качества помощи детям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями и их семьям».

Изучила следующие материалы на сайтах:

  • Журнал «Альманах» Института коррекционной педагогики https://alldef.ru
  • Иро86.ru Институт развития образования;
  • «Наш солнечный мир»  - Центр реабилитации инвалидов детства – www.solnechnymir.ru.

Изучила статьи в журналах:

  • Дошкольная педагогика «Логопедическая диагностика и критерии оценки речевого развития детей с расстройствами аутисического спектра», Январь, 2017г.;
  • Бюджетное учреждение ХМАО – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», учебно – методическое пособие   «Методика психосоциальной работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями»;
  • Бюджетное учреждение ХМАО – Югры «Методический центр развития социального обслуживания»,  учебно – методическое пособие  «Организация жизненного пространства ребёнка с расстройствами аутистического спектра»;
  • Коррекционная педагогика «особенности коррекционно - развивающей работы с детьми при наличии аутистической симптоматики», май 2010г. ;
  • Дошкольная педагогика «Учёт индивидуальных потребностей детей при их обучении в соответствии с ФГОС ДО: использование альтернативных средств коммуникации в работе с детьми с аутизмом», Октябрь, 2015г.;
  • Дошкольная педагогика «Особенности коррекционной работы по подготовке к школе детей с нарушениями аутистического спектра», октябрь, 2016г.;
  • «Альмах», №36, автор Никольская О.С., «Психолого – педагогическое обследование и выбор образовательного маршрута для ребёнка с расстройствами аутистического спектра»;
  • Альманах №28, «дошкольное образование: программа, основанная на методе игровой терапии»;
  • Альманах №26, автор О.С. Никольская, «Эмоционально – смысловой подход к коррекции расстройств аутистического спектра».

Подготовила консультации для родителей и педагогов по следующим темам:

  • «Сопровождение семей, воспитывающих детей с Рас в системе ранней помощи»;
  • «Что такое РАС?»;
  • «Что делать, если ребёнок отказывается прервать приятное занятие?»;
  • «В помощь учителям и родителям: рекомендации по выполнению домашних заданий. Когда? Где? В каком настроении?»;
  • «Что делать с проблемным поведением с целью привлечения внимания?»;
  • «Развитие игровых навыков»;
  • «Воспитание и обучение ребёнка с РАС в условиях дошкольного учреждения»;
  • «Рекомендации для родителей, воспитывающих «особого ребёнка»;
  • «Памятка для родителей с РАС».

Подготовлены буклеты для родителей и педагогов по темам:

  • «Комплексная помощь детям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями  в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре»;
  • «Развитие речи детей с расстройствами аутистического спектра средствами наглядного моделирования»;
  • «Формирование навыков социально – бытовой ориентировки у детей с РАС»;
  • «Организация окружающей среды для социализации и развития ребёнка с РАС»;
  • «Расстройства аутистического спектра:10 способов поддержать меня»;

Прошла курсы повышения квалификации:

№п/п

Тема

Сроки

1.

 «Ранний детский аутизм. Методика коррекционного воздействия»  «Организация коррекционной и образовательной деятельности с неговорящими детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО»

10.02.2019 – 12.02.2019г. (24 часа), г. Сургут

2.

«Методология и технология реализации ФГОС ДО воспитанников с ОВЗ. Реализация программ реабилитации и развития детей инвалидов, детей ОВЗ в условиях ДОО»

С 26.04.2019г. по 07.05.2019г., БУ ВО «Сургутский государственный университет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования: «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры».

Развивающие игры математического содержания:• Знакомят детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером;• Развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобща...

Отчёт по теме самообразования "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с больш...

Отчёт по теме самообразования " Развитие связной речи детей 3-4 лет через устное народное творчество "

Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, пот...

Самообразование на 2018-2019уч.год

Моя тела по системе работы, актуальность, Цель, задачи и план работы...

Самообразование на 2018-2019уч.год

Система работы рассчитана на детей дошкольного возраста, нацелена на воспитание экологической культуры....