Отчёт по теме самообразования за 2018-2019уч.год
материал
Отчёт по теме самообразования" Психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение детей с инвалидностью, детей с ОВЗ, РАС и другими ментальными нарушениями" 2018-2019 уч.год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2018-2019_byrdinoy_o.s.docx | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию
учителя-логопеда Бырдиной О.С.
Тема: «Психолого – педагогическое и логопедическое сопровождение детей с РАС»
2018 – 2019 уч год
Цель самообразования: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему.
4. Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня.
5. Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.
Обоснование выбранной темы.
Необходимость развития комплексного сопровождения лиц с РАС и другими ментальными нарушениями обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, конвенции о правах ребёнка, конвенции о правах инвалидов, резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения «Комплексные и согласованные усилия по ведению расстройств аутистического спектра» в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества услуг в сфере образования, медицины, социальной защиты населения.
По данным Департамента здравоохранения Ханты – Мансийского автономного округа – Югры по состоянию на 31 декабря 2016 года на диспансерном учёте в медицинских организациях с заболеванием «ранний детский аутизм» состоит 176 несовершеннолетних, с заболеванием «синдром Аспергера» - 5 несовершеннолетних, с заболеванием «атипичный аутизм состоит 107 молодых людей, имеющих установленную группу инвалидности.
При организации работы с людьми , имеющими расстройства аутистического спектра следует учитывать особенности их развития, а так же формы и методы коррекционного воспитания и обучения. К таким особенностям относятся тяжёлые нарушения и искажения потребности в общении, дефицитарность вербальных и невербальных форм общения, разнообразные стойкие ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и видов деятельности, а также другие проблемы поведения, нарушения социального взаимодействия.
Ранее начало комплексной коррекционной работы приобретает исключительную важность, поскольку в первые годы жизни психика и нервная система отличаются высокой степенью сензитивности, что позволяет в более полной мере реализовать компенсаторные возможности ребёнка и в значительной степени смягчить проявления многих симптомов расстройств аутистического спектра.
Чтобы активнее внедрять новые технологии в коррекционную работу, я стала постоянным участником различных вебинаров и мастер-классов по данной теме:
№ п/п | Название мероприятий | Сроки выполнения |
1. | Всероссийский научно – практический вебинар «Социокультурная интеграция обучающихся с расстройствами аутистического спектра в процессе внеурочной деятельности» | 9 ноября 2018 г. |
2. | Онлайн – конференция «Инновационные направления работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного и начального общего образования» | 21 ноября – 23 ноября 2018 года (8 академических часов) |
3. | Вебинар «Особенности восприятия мышления ребёнка с РАС (расстройства аутистического спектра). Эффективные способы взаимодействия и поддержки в образовательном пространстве» | 4 декабря 2018г. |
4. | Вебинар «Развитие речи дошкольников на этапе подготовки к школе» | 5 декабря, 2018г. |
5. | Всероссийский научно – практический вебинар «Модели организации образования обучающихся с РАС» | 14 декабря 2018г. |
6. | Вебинар «Альтернативные и поддерживающие средства коммуникации. Их правильный выбор и влияние на развитие речи детей с РАС (расстройствами аутистического спектра) | 18 января 2019 г. |
7. | Вебинар «Онлайн консультация: «Управление современной ДОО: содержание образования. Методическая работа» | 30 января 2019г. |
8. | Web-семинар «Психолого – педагогическая помощь семьям, имеющим детей и подростков с особыми образовательными потребностями, службами ППМС – помощи» | 22 февраля, 2019г. г. Ханты - Мансиийск |
9. | Web-семинар «Комплексное обследование ребёнка раннего возраста в ПМПК с целью выявления структуры нарушения, оценки динамики в развитии ребёнка и определение дальнейшего образовательного маршрута, подготовка рекомендаций, направление в Службу ранней помощи» | 21 февраля, 2019г. г. Ханты - Мансиийск |
10. | Вебинар «ФГОС ДО: программа «Радуга». Художественно – эстетическое развитие: развитие музыкальности и приобщение к музыкальной культуре. Региональный компонент» | 13 февраля, 2019г. |
11. | Web-семинар «Разработка индивидуального образовательного маршрута для дошкольников с ОВЗ» | 16 марта 2019 г., г. Москва |
12. | Вебинар «Перцептивная функция делового общения» | 21 мая 2019г |
Изучила и проанализировала:
- «Закон об образовании»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. , №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Распоряжение правительства ХМАО – Югры от 05.05.2017г., 261-рп, «О концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты - Мансийском автономном округе – Югре до 2020года»;
- Приказ №713, от 10 июля 2017 года «Об организации ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре»;
- Приказ №652, от 18 мая августа 2018 года «Об использовании модели обучения детей с расстройствами аутистического спектра в образовательных организациях Ханты – Мансийского автономного округа – Югры при организации образовательного процесса»;
- Приказ №179 –О, от 07.06.2017г. «О реализации плана мероприятий Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года»;
- Приказ №241 – О, от 02.08.2018г. «Об организации мониторинга оценки качества помощи детям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями и их семьям».
Изучила следующие материалы на сайтах:
- Журнал «Альманах» Института коррекционной педагогики https://alldef.ru
- Иро86.ru Институт развития образования;
- «Наш солнечный мир» - Центр реабилитации инвалидов детства – www.solnechnymir.ru.
Изучила статьи в журналах:
- Дошкольная педагогика «Логопедическая диагностика и критерии оценки речевого развития детей с расстройствами аутисического спектра», Январь, 2017г.;
- Бюджетное учреждение ХМАО – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», учебно – методическое пособие «Методика психосоциальной работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями»;
- Бюджетное учреждение ХМАО – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», учебно – методическое пособие «Организация жизненного пространства ребёнка с расстройствами аутистического спектра»;
- Коррекционная педагогика «особенности коррекционно - развивающей работы с детьми при наличии аутистической симптоматики», май 2010г. ;
- Дошкольная педагогика «Учёт индивидуальных потребностей детей при их обучении в соответствии с ФГОС ДО: использование альтернативных средств коммуникации в работе с детьми с аутизмом», Октябрь, 2015г.;
- Дошкольная педагогика «Особенности коррекционной работы по подготовке к школе детей с нарушениями аутистического спектра», октябрь, 2016г.;
- «Альмах», №36, автор Никольская О.С., «Психолого – педагогическое обследование и выбор образовательного маршрута для ребёнка с расстройствами аутистического спектра»;
- Альманах №28, «дошкольное образование: программа, основанная на методе игровой терапии»;
- Альманах №26, автор О.С. Никольская, «Эмоционально – смысловой подход к коррекции расстройств аутистического спектра».
Подготовила консультации для родителей и педагогов по следующим темам:
- «Сопровождение семей, воспитывающих детей с Рас в системе ранней помощи»;
- «Что такое РАС?»;
- «Что делать, если ребёнок отказывается прервать приятное занятие?»;
- «В помощь учителям и родителям: рекомендации по выполнению домашних заданий. Когда? Где? В каком настроении?»;
- «Что делать с проблемным поведением с целью привлечения внимания?»;
- «Развитие игровых навыков»;
- «Воспитание и обучение ребёнка с РАС в условиях дошкольного учреждения»;
- «Рекомендации для родителей, воспитывающих «особого ребёнка»;
- «Памятка для родителей с РАС».
Подготовлены буклеты для родителей и педагогов по темам:
- «Комплексная помощь детям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре»;
- «Развитие речи детей с расстройствами аутистического спектра средствами наглядного моделирования»;
- «Формирование навыков социально – бытовой ориентировки у детей с РАС»;
- «Организация окружающей среды для социализации и развития ребёнка с РАС»;
- «Расстройства аутистического спектра:10 способов поддержать меня»;
Прошла курсы повышения квалификации:
№п/п | Тема | Сроки |
1. | «Ранний детский аутизм. Методика коррекционного воздействия» «Организация коррекционной и образовательной деятельности с неговорящими детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО» | 10.02.2019 – 12.02.2019г. (24 часа), г. Сургут |
2. | «Методология и технология реализации ФГОС ДО воспитанников с ОВЗ. Реализация программ реабилитации и развития детей инвалидов, детей ОВЗ в условиях ДОО» | С 26.04.2019г. по 07.05.2019г., БУ ВО «Сургутский государственный университет» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по теме самообразования: «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры».
Развивающие игры математического содержания:• Знакомят детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером;• Развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобща...
Итоговый отчёт по теме самообразования «Театральная деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР» 2013 – 2014 учебный год
Самоанализ работы....
«Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи детей». Отчёт по теме самообразования
для воспитателей...
Отчёт по теме самообразования "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с больш...
Отчёт по теме самообразования " Развитие связной речи детей 3-4 лет через устное народное творчество "
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, пот...
Самообразование на 2018-2019уч.год
Моя тела по системе работы, актуальность, Цель, задачи и план работы...
Самообразование на 2018-2019уч.год
Система работы рассчитана на детей дошкольного возраста, нацелена на воспитание экологической культуры....