Конспект НОД в средней группе по экспериментальной деятельности «Таинственная вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53 «Радуга» города Лесосибирска»
Сценарный план
Непосредственно образовательной деятельности
по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе
«Таинственная вода»
Шуляева Светлана Алексеевна
воспитатель МБДОУ «Детский сад №53 «Радуга»
г. Лесосибирска
Цель:
Формирование представлений о некоторых свойствах воды у дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
Знакомить с приемами элементарного экспериментирования.
Продолжать знакомить детей со свойствами воды: (без цвета, без запаха, прозрачная, текучая, растворяет, отражает).
Способствовать формированию представлений о разнообразных видах агрегатного состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное).
Формировать интерес к проведению опытническо - исследовательской работе.
Развивающие задачи:
Развивать исследовательские способности у воспитанников.
Развивать связную речь детей; умение доказательно строить свои суждения.
Развивать внимание, логическое мышление, воображение, любознательность, умение наблюдать и сравнивать.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любознательность, желание принимать участие в экспериментировании.
Формировать товарищеские и доброжелательные взаимоотношения дошкольников при выполнении совместной работы.
Материал: ноутбук с видеозаписью, схема-маршрут, магнитная доска, таз с водой, стаканчики с водой, салфетки, ложки, сахар, песок, ведерко с кусочками льда, чайные ложки, салфетки, термос, зеркало, накидки для детей, игры «Тэтрис» на водной основе, иллюстрации, обозначающие свойства воды, почтовый ящик.
Предварительная работа: проведение простейших экспериментов с водой, отгадывание загадок, чтение стихотворений, пословиц о воде.
Методы:
Наглядные – использование схем, иллюстраций.
Словесные – беседа. вопросы, художественное слово.
Практические – эксперименты.
Организация детей на образовательной деятельности:
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
3. Заключительная часть (рефлективный этап)
Ход НОД
Воспитатель: Ребята! К нам сегодня пришли гости! Поздороваемся? И поздороваемся с солнышком и небом…
Физкультминутка «Здравствуй небо, голубое…»
Звучит звонок скайпа. Воспитатель включает ноутбук.
Лунтик: Здравствуйте, ребята! Я – Лунтик! Я - родился! Я упал с Луны прямо в воду. Я так испугался… И понял, что я совсем, совсем ничего не знаю о воде! Помогите мне разобраться и узнать о воде побольше, что это все - таки за вещество. Поможете? Буду ждать от вас письмо с ответом. Спасибо, ребята!
Воспитатель: Ребята! О чем нас просит Лунтик? Поможем? А как? (ответы детей)
С чего начнем работу в нашей лаборатории? (ответы детей)
Сверху лежит схема - правила работы в лаборатории и специальная одежда, которую необходимо надеть перед началом работы, а также маршрут передвижения по лаборатории.
Воспитатель: Предлагаю вспомнить, что мы знаем о воде? Прикрепим на магнитную доску картинки, которые соответствуют этим свойствам.
(Дети выбирают карточки со свойствами: вода прозрачная, безвкусная, без запаха, текучая)
Сегодня в нашей лаборатории мы узнаем новые свойства воды и отправим результаты наших исследований Лунтику. Для начала работы нам надо обратиться к нашей схеме. Итак, куда же нам идти?
Ребята изучают карту-маршрут и определяют стол с красной маркировкой.
Опыт №1
На столе стоит таз с водой.
Воспитатель: Загляните, что там увидели? (ответы детей) Где еще можно увидеть свое отражение?
Вывод: Вода способна отражать.
Воспитатель: Найдите картинку, соответствующую этому свойству воды и прикрепите ее на магнитную доску. Куда идти нам дальше?
Ребята изучают карту-маршрут и определяют стол с желтой маркировкой, фигура квадрат. Дети садятся
Опыт №2
Воспитатель: Я для вас что-то приготовила, закройте глаза и вытяните руки вперед…
Дети достают с закрытыми глазами кусочки льда из ведерка.
Воспитатель: Что это? Какой он? Что происходит со льдом в ваших ладошках? Почему появилась вода? (ответы детей).
Вывод: Лёд это вода, только замороженная.
Погреем наши ручки.
Вытирают руки салфетками и греют растиранием и дыханием.
Опыт №3
Воспитатель достает термос.
Воспитатель:
Что это? Для чего нужен термос? Что вы видите? (ответы детей)
Подношу зеркало к термосу. Что появилось на зеркале? Откуда они появились? (ответы детей)
Вывод: Пар – это тоже вода, но не простая, а газообразная. При сильном нагревании воды, она превращается в пар.
А где вы видели пар у себя у себя дома?
А теперь задам вам такую задачку. Как переместить воду из одной кружки (стакана) в другую? Почему же она переливается? (ответы детей)
Вывод: у воды есть 3 состояния:
- Лед - твердая замороженная вода.
- Пар - сильно нагретая вода, парообразная.
- Жидкая - обычная вода.
Воспитатель: Ребята, найдите картинку, соответствующую этому свойству воды и прикрепите ее на магнитную доску. Куда же идти нам дальше?
Ребята изучают карту-маршрут и определяют стол с синей маркировкой треугольника.
Воспитатель: Предлагаю вам взять карточки, разберите их и подумайте. к какому столу вам нужно подойти.
Детям предлагаются карточки с изображением песка и сахара, они объединяются в компании.
Опыт №4
Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать? (ответы детей).
Дети в компаниях растворяют песок или сахар в воде, делают вывод.
Вывод: Некоторые вещества растворяются в воде, а некоторые – нет.
Выбирайте картинку, которая соответствует нашему выводу, закрепите ее на магнитную доску.
Воспитатель: Ребята, куда же нам идти дальше? Посмотрите на наш маршрут (ответы детей). Что нам делать с выбранными картинками?
Дети складывают выбранные картинки в конверт и отправляют письмо Лунтику
Что нового вы узнали?
Что больше всего вам понравилось?
Снимайте свои накидки,
Раздается стук в дверь, входит Лунтик. Благодарит детей за письмо и полученные знания. В благодарность дарит подарки – игры с водой.
Самоанализ НОД «Таинственная вода»
Данная непосредственно образовательная деятельность проводилась с детьми среднего дошкольного возраста. НОД построила в форме поисково-исследовательской деятельности детей, которая содержит в себе интеграцию образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Цель НОД: Формирование представлений о некоторых свойствах воды у дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
Знакомить с приемами элементарного экспериментирования,
Продолжать знакомить детей со свойствами воды: (без цвета, без запаха, прозрачная, текучая, растворяет, отражает).
Способствовать формированию представлений о разнообразных видах агрегатного состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное).
Формировать интерес к проведению экспериментально - исследовательской деятельности.
Развивающие:
Развивать исследовательские способности у воспитанников.
Развивать связную речь детей; умение доказательно строить свои суждения.
Развивать внимание, логическое мышление, воображение, любознательность, умение наблюдать и сравнивать.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любознательность, желание принимать участие в экспериментировании.
Формировать товарищеские и доброжелательные взаимоотношения дошкольников при выполнении совместной работы.
Детская цель: помочь Лунтику узнать о воде.
Методы:
1. Словесные (беседа, обсуждение проблемной ситуации)
2. Практические (работа в лаборатории)
3.Наглядные – использование карточек-подсказок, схем.
Используемые технологии:
- Информационно – коммуникационные технологии (использование видеописьма от Лунтика)
- Здоровьесберегающие технологии (обследование льдинок, самомассаж, дыхательная гимнастика)
- Социоигровые технологии (объединение в кампании)
Формы работы: фронтальная, подгрупповая.
В ходе НОД детям предлагались посильные вопросы (задания, на которые они сами находили ответ и делали соответствующие выводы.
Считаю, что выбранная форма организации НОД была достаточно эффективной, что позволило видеть конечный результат в конкретной деятельности. Дети сохраняли интерес на протяжении всего занятия. Они были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу; проявляли любознательность, интересовались причинно-следственными связями, с увлечением наблюдали, экспериментировали. В каждом моменте старалась незаметно направлять детей на поиск проблемы, помогала приобрести новый опыт. Ребята проявляли познавательную активность на протяжении всего времени, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности.
Считаю, что цели достигла. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе «Опытно-экспериментальная деятельность» (экспериментирование с водой и воздухом)
Конспект НОД в старшей группе " Опытно-эксперементальная деятельность"...
Открытое интегрированное занятие в средней группе (опытно-экспериментальная деятельность) "Волшебница-Вода"
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Экология», «Музыка», «Здоровье», «Художественное творчество&raqu...
Конспект ООД в средней группе по экспериментально-исследовательской деятельности «Игры с водой — это увлекательно».
Цель: формирование навыков исследовательской деятельности; расширять представления детей о свойствах воды. Интеграция образовательных областей: познание (формирование целостной картины мира, позн...
Конспект занятия в средней группе по экспериментальной деятельности «Волшебница-Вода»
Цель. Создание условий по формированию умений исследовательских действий окружающего мира, путем проведения опытов с водой.Задачи:Совершенствовать знания детей о свойствах воды и ее значимости в жизни...
Конспект занятия в средней группе по экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Чудесная мука»
Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.Образовательные задачи:1.Обучающие: Познакомить детей с понятием «сыпучая»: закрепить п...
Технологическая карта занятия с детьми средней группы по экспериментальной деятельности на тему: «Свойства воды»
Эксперименты всегла были интересны детям, они видят, пробуют, доказывают....
«Мой лучший урок» в средней группе по экспериментальной деятельности «Волшебная вода».
Чтоб росли колосья хлеба,Чтобы плыли корабли,Чтоб варились киселиЧтобы не было беды –Жить нельзя нам без воды!Т. Маршалова...