Интегрированное занятие "Гостеприимная Хозяюшка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кудряшева Наталья Дмитриевна

Воспитывать у детей интерес и любовь к русским народным традициям и обычаям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gostepriimnaya_hozyayushka.docx925.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного  занятия

«Гостеприимная Хозяюшка»


Интеграция образовательных областей: "Познавательно-речевое развитие", "Художественно-эстетическое  развитие". 

Цель: знакомство с особенностями быта крестьян на Руси. 

Задачи: 
1.Обогатить и активизировать речь детей словами  (изба, лоскутное одеяло, горница, самовар, пряжа, прялка, рушник, кувшин). 
2. Познакомить детей с традицией приема гостей в русской культуре, бытом и творчеством крестьян. 
3. Развивать знания о декоративно-прикладном творчестве. 
4. Развивать знания, умения и навыки в фольклорном искусстве России. 
5. Закрепить знания и умения работать с соленым тестом. 
6. Воспитывать интерес и любовь к русским народным традициям и обычаям. 

Предварительная работа с детьми: чтение русских народных сказок, прослушивание русской народной музыки, разучивание русской народной песни «А, я по лугу», знакомство с некоторыми народными предметами быта, знакомство с внешним строением русской избы. 

Предварительная работа по подготовке занятия воспитателями и родителями: оформление мини-музея предметами русского народного творчества и быта (дорожка, коромысло, ведра, короб, корзина, сито, маслобойка, скалка, молочник, кувшин, стаканы и рюмки с хохломской росписью,  жостовский поднос, самовар, шкатулки, оренбургские платки, вязаные платки, подзоры, занавески с вышивкой, рушники и многое другое); рисование русской печи, крыльца (вход в избу). 

Оборудование и материалы:  магнитофон, аудиозаписи русской народной музыки,  соленое тесто, предметы кухонной утвари, предметы быта, столы для творческой работы, стол для "гостей", скамьи, народный женский костюм.

Ход занятия.

Дети заходят в зал и поют хороводную песню «А, я по лугу»

DSCF5017.JPG

Воспитатель:

- Ребята, мы сейчас с вами пели русскую, народную песню.  Она вам понравилась?  Ребята, вы обратили внимания,  что  на мне сегодня одето?

Дети:

- Сарафан.

Воспитатель:

- Правильно. Это старинная, русская женская одежда. Посмотрите, какой он красивый, обратите внимание, он украшен разными орнаментами. А когда носили этот сарафан?

Дети:

- В старину.

Воспитатель:

- Да, этот сарафан из далекого прошлого. Мы сейчас живем, в какой стране?

Дети:

-В России!

Воспитатель:

- Правильно, а в старину называли Русь – матушка. А хотите узнать, что еще интересного было в те времена. Какие обычаи существовали на Руси?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

 -Сегодня мы с вами отправимся в гости к Хозяюшке и посмотрим, как жили люди давным-давно, когда не было ещё ваших мам, пап и даже бабушек и дедушек. 
- Ребята, когда мы приходим в гости или к нам приходят гости, что мы с вами не забываем сказать? (Здравствуйте!) 
- А что означает слово «Здравствуйте»? (Ответы детей.) 
- Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься. А еще люди, когда заходили в дом помимо того, что здоровались, кланялись, приветствуя дом и хозяев, которые там живут.

Воспитатель:

- Тогда, возьмемся за руки, отправимся в путешествие.

Аутотренинг (под тихую светлую музыку).

День наступает,

Природа оживает

Солнце встает

Нам светло дает.

Друг на друга поглядим

Про себя поговорим

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Все у нас хорошие

Все у нас пригожие»

Мы собираемся

В долгий путь отправляемся.

Посмотрите, ребята, что у нас на пути? Камень – не простой, на нем что-то написано. Читает.

Налево пойдешь - далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – много интересного найдешь.

Направо пойдешь – ничего не узнаешь.

Дети, куда же пойдем? Направо или налево?

Дети:

- Прямо.

Воспитатель:

- Ну, что же, идём прямо!

Дети проходят в зону «изба».

DSCF5020.JPG

Воспитатель:

- Здравствуй, Хозяюшка!
Хозяюшка: 

- Здравствуйте, ребята! Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите.

Горница у меня большая

 Да красивая какая!

Теплый дух идет от печки,

А в углу сундук стоит,

Много он добра хранит!

Гость на двор – хозяину радость. Красному гостю – красное место. Будьте как дома, присаживайтесь.

Воспитатель:

-Не беспокойся, Хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не устоим. Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

(Дети садятся на лавки)

Хозяюшка: 

- Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли место хватило?

Воспитатель:

- Гостям – то, известное дело, хватило места, да не тесно ли вам хозяевам?

Хозяюшка:

- В тесноте, да не обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком. Скажите гости дорогие, куда я вас пригласила?

Дети:

- В комнату, в спальню.

Хозяюшка:

- Правильно! В комнату, но раньше комната называлась горницей. Посмотрите сколько необычных вещей здесь.  Может, какие-нибудь предметы вам уже знакомы?

Дети:

- Кувшин, самовар, прялка.

Хозяюшка:

- Посмотрите, ребята, что это лежит у меня на полу?

Дети:

- Коврики.

Хозяюшка:

- Такой длинный коврик в старину называли половиком или дорожкой. Раньше женщины сами вязали крючком или ткали на специальных станках дорожки. Посмотрите,  какие они красивые, в полоску и с узорами. Как, вы думаете, для чего использовали половики? (Ответы детей)

- Правильно, их стелили около кровати, чтобы было тепло, когда наступали босыми ногами.

- Ребята, а как вы думаете, что самым главным было в избе?

Дети:

-Печка!

Хозяюшка:

-  Правильно, это печка. Её ласково на Руси называли «кормилицей», «барыней». А почему же печь была главной в избе?

 Дети:

- Она их кормила.

Хозяюшка:

- С печью был связан весь быт человека. Печь  не только согревала дом, в ней пекли хлеб, готовили еду себе и животным. На печи сушили одежду , обувь, грибы, ягоды. На печи можно было и спать. Правый угол назывался «бабий кут». Там командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Другой, левый от печи угол, называется «красным», то есть  красивый. Здесь стояли скамейки. Это было особое место для гостей. Вы сегодня у меня в гостях и поэтому сидите в красном углу. Русский народ всегда славился гостеприимством «Умей в гости звать – умей и угощать».

- Ребята, есть в моей горнице ещё одна замечательная вещь. Это что?

Дети:

- Сундук.

Хозяюшка:

- Отгадайте гости дорогие, что там хранится?

Дети: (дети дают предположительные ответы)

Хозяюшка:

- Да, что там думать и гадать, давайте я его открою и посмотрим.

(пробуем открыть, но ничего не получается)

- Ой, я кажется, догадалась! Этот сундук не простой, открывается тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки о труде, об избе.

Дети:

- Не красна изба углами, а красна пирогами.

 Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Труд кормит, а лень портит.

Дело мастера боится.

(открывают сундук и оттуда достают куклу в народном костюме)

DSCF5031.JPG

Хозяюшка:

- Ребята, посмотрите, что это?

Дети отвечают.

Хозяюшка:

- Правильно, раньше таких платьев и футболок, как у вас, не было. Женщины и девушки сами шили одежду. Назовите детали этого наряда . Такие наряды носили русские женщины. Значит этот наряд, какой?

Дети:

- Женский.

Хозяюшка:

- Вот ещё другой наряд, как вы думаете, кто его носил?

Дети:

-Мужчины, парни.

Хозяюшка:

- Этот наряд, какой?

Дети:

- Мужской.

Хозяюшка:

- Назовите детали мужской одежды?

Дети: (дети дают предположительные ответы)

Хозяюшка:

- Почему рубаху называли косоворотка?

Дети: (дети дают предположительные ответы)

Хозяюшка:

- Молодцы, а кто хочет посмотреть, что есть ещё в моём сундучке? Ребята посмотрите, это мои ленточки. А они какие?

Дети:

- Разноцветные.

Хозяюшка:

- Сейчас мы с вами поиграем в мою любимую игру «Заря- Заряница».

Игра «Заря-заряница»

Все стоят в кругу. «Заря-заряница» (девочка) становится за кругом. В руках у нее платочек. Хоровод движется в одну сторону, а «Заря-заряница» - в другую. Она кладет платочек любому на плечо и говорит: «За водой пошла». Те ребята, которые находятся в кругу, говорят: «Раз, два, три, не воронь, беги, как огонь!». Тот игрок, кому положили платок на плечо, «Заря-заряница» бегут в разные стороны за кругом до свободного места. Кто не успел добежать, становится «Зарей-заряницей» и игра продолжается.

Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые.
Кольца обвитые.

Хозяюшка:

- Ребятки, вы такие весёлые, озорные, уморили вы меня. Мы сейчас с вами сядем на лавочку рядком, да  поговорим ладком. Послушайте загадку, и попробуйте отгадать, что было самым главным на столе: 
У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

 Фока воду кипятит,

И как зеркало блестит.

Дети: 

- Самовар. 

Хозяюшка:
- На столе в избе всегда стоял горячий самовар. А традиционным угощением к чаю были сушки, бублики, сухарики, крендельки. Я очень вас ждала в гости. Истопила печь, замесила тесто, а испечь ничего не успела. Поможете мне бублики слепить? А потом и чай попьём. Пойдемте в мой угол – бабий кут. (Ребята встают из-за стола и идут к «кухонному» столу.) - Как вы думаете, что нужно сделать, прежде чем взять тесто в руки? (Вымыть руки.) - Я люблю чистоту. Ведь у хозяйки всегда должно быть все чисто и аккуратно. Подходите по одному ко мне, и я вам из кувшина полью на руки. Руки вытирать вы будете не просто полотенцем, а рушником. Так раньше называли полотенце, посмотрите какое оно длинное и красивое, с вышивкой, чтобы не только руки стали чистыми, но мысли ваши. (Дети моют руки, воспитатель помогает организовать процесс Хозяюшке.) - Давайте разомнем наши пальчики перед работой. 
Физкультминутка «Бублички»: 
Лепим мы бублички, (Дети изображают, как лепят – ладошка об ладошку.) Круглые, как личики. (Ладошки подносят к лицу.)

Получили из печи (Руки выставляют вперед ладошками верх.)

Вкусные бублички! 
- А теперь я вам покажу, как лепить бублики, и вы их сделаете сами. (Хозяюшка лепит бублик, кладет его на противень перед ребятами и потом выдает по кусочку соленого теста ребятам. Дети раскатывают колбаску, сворачивают её в колечко. Затем укладывают бублики на противень, а Хозяюшка кладет их в печь.)

 - Ой, какие молодцы, все постарались. Давайте помоем руки. Ребята вы помните, из чего я вам на руки буду поливать? (Из кувшина.) - А чем руки будете вытирать? (Рушником.) (Затем дети моют руки и вытирают их рушником.) 

Воспитатель:

-Ребята, на Руси люди любили играть в игры, танцевать в свободное время, потешки рассказывать.  Пока наши бублики пекутся, давайте расскажем  Хозяюшке, потешки которые вы знаете.

Потешки:

Дети: На лугу, на лугу

Потерял медведь дугу

Миша воет и ревет

Медведь: А мне дома попадет.

Дети: Ты не вой и не пищи

Лучше в травке поищи.

Дети: Под горою баня топиться,

Кошка моется, торопится

Говорят у дверей:

Дети: Тетя Киса, поскорей!

Тут, стоят много котят

Все помыться в теплой баньке хотят

Хозяюшка:

- А может, вы ещё и загадки умеете отгадывать?

Тогда слушайте:

Летом спит 
Зимой горит,
Пасть открывает,
Что дают – глотает (печь).

Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).

Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).

Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок).

Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).

Слышен стук, чихание, из-за печи показывается взрослый в расписной рубахе, парике – «Домовой».

DSCF5036.JPG

Хозяюшка:

- Милости просим, гость дорогой. Проходи, повесились с нами.

Домовой:

- Какой я вам гость?

Хозяюшка:

- А кто же ты? Что за «неведомая зверушка»?

Домовой:

- А вот и врёшь. Я, можно сказать, век здесь живу. Дом, можно сказать, на мне держится. А они явились – да с песнями, да с потешками. Где справедливость?  Одним всё, а другим ничего?

Хозяюшка:

- Зачем к нам пожаловали?

Домовой:

- Мне друг Нафаня прислал письмо: «Кузька, ты большой стал, домовитый, умный – учи скороговорки». А я вот один не могу справиться. Помогите мне, а то ничего что-то не получается.

Обращается к детям за помощью. Дети показывают своё умение произносить скороговорки.

1 ребёнок

Три сороки тараторки

Тараторили на горке.

2 ребёнок

Летят три пичужки

Через три избушки.

3 ребёнок

Вёз корабль карамель

Наскочил корабль на мель.

4 ребёнок

Мамаша Ромаше

Дала сыворотки из-под простокваши.

Хозяюшка:

- Какие молодцы! Славно, славно у вас получилось! И у тебя, домовой, всё получится.

Домовой:

- Делу - время, потехе час. Кто будет со мной играть сейчас? Давайте с вами поиграем в русскую народную игру «Ручеек».

Звучит музыка, а ребята играют в уже знакомую им игру.

Хозяюшка:

- Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным.

Домовой:

- И я есть хочу.

Хозяюшка:

- Ой, я совсем забыла про наши бублики. (Достаёт противень уже с настоящими бубликами). А какие они у нас румяные получились! Угощайтесь, гости дорогие! (Раздает детям.) 

DSCF5040.JPG

Воспитатель:

 - Спасибо, Хозяюшка, за прием, за угощение, нам очень у тебя понравилось! 
Хозяюшка:

 - Приходите ещё, всегда вам рада!

Зановес закрывается.

Воспитатель:

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Какие новые слова вы узнали?

Молодцы! Пойдёмте кушать бублики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие "В гостях у Хозяюшки" для 2 младшей группы

Ребята одетые в русские народные костюмы приходят в гости к Хозяюшке. А она знакомит детей с убранством Горницы и домашними животными....

интегрированное занятие "В гости к Хозяюшке"

интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Музыка", "Художественное творчество"...

КОНСПЕКТ интегрированного занятия «В гостях у хозяюшки»

ЦЕЛЬ:Воспитывать интерес к русскому народному творчеству; знакомить с русской народной культурой.    ЗАДАЧИ: 1.     Развивать творчество детей;2....

Интегрированное занятие в младшей группе на тему "В гостях у Хозяюшки"

Интегрированное занятие в младшей группе на тему "В гостях у Хозяюшки". Продолжаем формировать и закреплять представления об осени, цвете и домашних животных....

Интегрированное занятие "В гостях у Хозяюшки"

Приобщение детей к культуре русского народа,через знакомство с традициями и обычаями....

Конспект интегрированная НОД по доминирующей образовательной области «познавательное развитие» во второй младшей группе на тему: "В гостях у хозяюшки".

Конспект интегрированная НОД по доминирующей образовательной области «познавательное развитие» во второй младшей группе на тему: "В гостях у хозяюшки"....