Итоговое занятие кружковой деятельности" Хочу всё знать"
опыты и эксперименты по окружающему миру

Мамедова Олеся Николаевна

Итоговое занятие " Хочу всё знать"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Итоговое мероприятие кружковой деятельности в старшей группе по познавательно- исследовательской деятельности «Хочу всё знать»

Цель: создать условия для закрепления знаний детей о свойствах воды, воздуха,некоторых свойствах искусственных материалов и химических веществ.

Задачи:

- закрепить представление об агрегатных состояниях воды, уточнить представление о трех состояниях воды и причинах перехода одного состояние в другое, закрепить представления о воздухе и его свойствах; некоторых свойств современных материалов: резины, пластмассы, поролона; создать условия для изучения детьми некоторых свойств химических веществ: сода, уксусная кислота, моющая жидкость, краситель;

- развивать любознательность, тактильную память, внимания, мышления;

- воспитывать уважительное взаимодействие друг с другом.

Оборудование: Слайды, проектор, ёмкости для воды, песок, глина, земля, сахар, ст. порошок, сода, моющая жидкость, красный краситель и уксусная кислота, мяч, поролоновая губка, пластмассовый кубик, коробка с отверстием, пластиковая бутылка, полиэтиленовые прозрачные пакеты.

Ход занятия

Дети заходят в музыкальный зал и садятся на стульчики. В середине зала расставлены 3 стола с оборудованием для мини- лабораторий.

Детей встречает профессор лаборатории Честная Олеся Николаевна.

Здравствуйте дорогие дети. Я рада , что вы пришли в мою лабораторию и сегодня мы с вами интересно и с пользой проведём наше время. Прошу вас пройти в мою первю лабораторию.

Все подходят к первому столу.

Профессор: Ребята, посмотрите, пожалуйста, что это у меня стоит на столе?

2 слайд : Ребята, скажите, а что вы еще можете рассказать о воде?

Предполагаемые ответы детей (вода течет, разливается, не имеет формы, запаха, вкуса, цвета, вода прозрачная).

3 слайд: Профессор: Вода имеет свойство растворять в себе соль, сахар, кофе. Скажите, ребята, как вы думаете, а в какой воде сахар раствориться быстрее в горячей или в холодной? Давайте проверим. Воспитатель добавляет сахар в горячую воду, затем в холодную.Дети после наблюдения делают выводы.

Профессор: Скажите, а какое сейчас время года?

Ответы детей.

Профессор: Мы с вами выходим на прогулку, скажите, что мы можем увидеть на улице после дождя.

Ответы детей.

4 слайд: Профессор: Правильно мы видим, что тротуар, песок и земля сырые. А как вы думаете, куда вода быстрее проникает: в песок в глину или в землю. Давайте проверим. На столе стоят 3 ёмкости с песком, глиной и землёй, ёмкость с водой. Дети встают вокруг стола, а воспитатель поочерёдно льёт воду в каждую ёмкость. Дети после наблюдения делают вывод.

5 слайд: Профессор: Назовите три состояния воды.

Ответы детей.

Профессор: В природе вещества встречаются в трех состояниях: в твердом, жидком и газообразном. Например, вода может находиться в твердом (лед), в жидок (вода) и газообразном (водяной пар) состояниях. Ребята скажите, а во что может превратиться вода? А что вы можете рассказать мне про лед. А как вы думаете в какой воде лед растает быстрее в холодной или в горячей

Ответы детей.

6 слайд: Профессор: Давайте проверим. На столе две ёмкости со льдом, сначала льём горячую воду в одну ёмкость, а затем холодную в другую ёмкость со льдом. После наблюдения ответы детей.

Профессор:. Ребята, послушайте стихотворение и помогите мне его закончить.

Лед растает, и тогда

Будет из него…. (вода).

Если сильный- сильный жар,

Из водички будет…(пар).

Если пар вдруг охладиться,

Превратиться пар в … (в водицу).

Если холод вдруг придет,

Из водицы будет лед…(лед)

Давайте немножко поиграем. Вы мне сказали, что вода имеет три состояния:

твердое, жидкое и газообразное. Я предлагаю поиграть: если я говорю

твердое - состояние вы все стоите на месте. Если жидкое – беретесь за руки.

Если газообразное – двигаетесь по группе.

Профессор: Молодцы и с водой мы с вами разобрались. Можно перейти в следующую

лабораторию.

Отгадайте загадку, о чем я говорю.

Без него не сможешь жить

Ни есть, ни пить, не говорить

И даже, честно говоря,

Разжечь не сможешь ты огня. (воздух)

Воспитатель: Ребята давайте помашем ладошками около лица. Мы ощущаем лёгкий ветерок- это воздух.

7 слайд:1. Давайте поймаем воздух. Возьмите в руки пакеты и поймайте воздух.

Что вы можете сказать? Вывод: воздух невидим, но если мы поймаем

его в пакет, то он принимает форму пакета.

8 слайд: 2. А сейчас я предлагаю подуть через трубочки в стакан с водой. Что мы

видим? Вывод: воздух, есть внутри нас, мы дуем в стакан с водой,

воздух легче воды, поэтому он сплывает в виде пузырьков.

9 слайд: 3. Ребята, вы сказали, что воздух есть везде. А как вы думаете воздух есть

в земле? Посмотрите, если я отпущу землю в воду, то на поверхность

всплывают пузырьки воздуха. Вывод: воздух есть везде, даже в земле.

10 слайд: 4. Давайте надуем шарик. И отпустим его. Что помогает движению

шарика. Вывод. Воздух помогает движению шарика.

11 слайд: Профессор: Итак повторим свойства воздуха.

 С воздухом мы разобрались, переходим к следующей лаборатории. 

12 слайд:«Угадай на ощупь»

Ребята, посмотрите, что за чудо-коробка? Интересно, что в ней?  

Выходит, один ребёнок и на ощупь обследует предмет.

Профессор: что же там такое? Что ты почувствовал, какой это предмет? Расскажи о нем: твердый он или мягкий, гладкий или шероховатый, легкий или тяжелый? Какого размера, какой формы?

Ребенок называет и отгадывает: это предмет твердый, легкий, гладкий, маленький; это кубик.

Профессор: Покажи ребятам кубик. Ребята, посмотрите и потрогайте, проверьте, правильно ли были названы признаки предмета. Дает возможность каждому ребенку потрогать рукой предметы.

Дети обследуют, соглашаются, дополняют, что кубик синего цвета. Этот признак они определили глазами.

Профессор: Ребята, кто еще хочет загадать всем загадку, назвать все признаки предмета, но не называть его, а мы будем отгадывать (вызывается ребёнок). Расскажи о предмете ребятам, а они пусть отгадывают. (Это круглое, небольшое, гладкое, мягкое, легкое.)

Профессор: Ребята, что же это в коробке спряталось? На что похоже? Что бывает таким?

Дети отгадывают.

Профессор: Сейчас проверим, кто был прав.

Ребенок достает из мешка мячик. Дети обследуют его, проверяют, действительно ли он обладает такими признаками.

Профессор: Мячик мягкий, легкий, гладкий, круглый, красный.

Закрепляют признаки хором.

Профессор: Молодцы, ребята! Ну что же. Посмотрим, что же еще в чудо- коробке осталось. Кто желает отгадать? (вызывается ребёнок). Загадай детям загадку, расскажи о предмете, но предмет не называй. (Этот предмет очень мягкий, легкий, шершавый, небольшой, имеет форму кирпичика.)

Профессор: Что это?

Ответы детей.

Профессор: А теперь посмотрим, угадали мы или нет.

Ребенок достает из мешка губку.

Профессор: Ребята, давайте все вместе проверим, правильно ли были названы  признаки предмета. Давайте повторим эти признаки.

Дети: Губка мягкая, шероховатая, очень легкая, небольшая, имеет форму кирпичика, желтая.

Профессор: Ребята, кто знает, из какого материала сделаны эти предметы?

Ответы детей.

13 слайд: Профессор: Мяч из какого материала сделан? (Из резины). Мяч какой? (Резиновый.) Из чего сделан кубик? (Из пластмассы.) Кубик какой? (Пластмассовый.) Мочалка из чего сделана? (Из поролона.) Мочалка какая? (Поролоновая.)

Профессор: Ребята, мы с вами уже знаем, что дерево и кожа – это природные материалы. А как вы думаете, откуда берут резину, пластмассу, поролон? (Дети высказывают свои предположения.) Эти материалы получают искусственным путем. Их называют искусственными материалами, или синтетическими.

14 слайд: Резина – это широко распространенный материал. Ее раньше получали из каучука. Это смола особых тропических деревьев. В нашей стране такие растения не растут, и раньше приходилось покупать каучук в других странах. Однажды русский ученый С.В. Лебедев изобрел способ получения искусственного каучука. Это сложный химический процесс из спирта и нефти. Теперь и во многих других странах используется это изобретение.

 Профессор: Посмотрите, какие красивые разноцветные шарики. Из чего они сделаны.

Дети: Из резины.

Профессор: Попробуйте их надуть.

Дети надувают шары.

Профессор: Какие красивые, разные по цвету и форме. А почему они получились раз-ные по форме?

Ответы детей.

Профессор: Тот, кто смог вдуть в шарик больше воздуха, тот и растянул его больше. Если шарик не завязать ниткой, что с ним будет?

Дети: Он сдуется.

Профессор: Правильно, резина не только растягивается, но и обратно сжимается. Рези-на упругая, эластичная. А теперь давайте попробуем налить в шарик воду.

Дети наливают воду.

Профессор:  Что происходит? Вода не выливается?

Дети: Нет.

Профессор: Значит, резина не пропускает воду, также не пропускает и воздух.

Что происходит? Протекает ли вода?

Профессор:  Ребята, какие предметы вы знаете, которые сделаны из резины?

Ответы детей.

15 слайд: Профессор: Ребята, а какие предметы сделаны из пластмассы?

Профессор: Молодцы, много предметов назвали. Какие вы внимательные! В природе нет пластмассы. Само название «пластмасса» означает «пластическая масса». Различные вещества химическим путем размешиваются, расплавляются, превращаются в пластическую массу наподобие пластилина. Из такой массы прессуют на специальных машинах различные формы (посуду, расчески, детали для аппаратуры и т.д.). Остывшая деталь устойчиво сохраняет свою форму.

Профессор; А теперь нальем воду в пластмассовый стакан. Что происходит? Протекает ли вода?

Ответы детей.

Профессор: Молодцы, много предметов назвали. Какие вы внимательные! В природе нет пластмассы. Само название «пластмасса» означает «пластическая масса». Различные вещества химическим путем размешиваются, расплавляются, превращаются в пластическую массу наподобие пластилина. Из такой массы прессуют на специальных машинах различные формы (посуду, расчески, детали для аппаратуры и т.д.). Остывшая деталь устойчиво сохраняет свою форму.

17 слайд: Профессор: Значит пластмасса прочная, не пропускает воду. А если мы нальем воду на мочалку из поролона? Поролона в природе тоже нет, его также получают химическим искусственным путем.

Ответы детей.

Профессор: Губка набирает воду, вся размокает, становится тяжелой и опускается на дно тазика.

 Дети экспериментируют. 

18 слайд: Дидактическая игра «Рассели гостей»

Профессор предлагает детям картинки с изображением предметов, сделанных из различных материалов и картонный трехэтажный дом (гостиница).

Профессор: К нам приехали гости. Этих гостей необходимо расселить в доме. На первом этаже гостиницы будут жить те предметы, которые сделаны из резины. На втором – из пластмассы. На третьем этаже – из поролона.

Дети расселяют гостей.

Профессор: Молодцы! Всех расселили правильно.

19 слайд: Профессор: Ребята, помимо этих химических веществ из которых изготавливают пластмассу, резину и поролон существует еще множество различных веществ, которые мы используем в своей жизни. Например: различные моющие вещества (шампуни, стиральные порошки, мыло), различные красители. А также вещества, которые можно добавлять при приготовлении пищи, например: сода, уксусная кислота.

 Нужно помнить! Любые вещества и материалы могут быть опасными! Например: неприятный запах у пластиковых игрушек или различные кислоты и пищевые добавки. Запомните это и никогда не берите без разрешения взрослых незнакомые жидкости и порошки, так как это опасно для жизни и здоровья человека!

Профессор: А сейчас я хочу показать вам интересный опыт. Хотели бы посмотреть на извержение вулкана?

Дети: Да!

Профессор: С помощью химических веществ мы попробуем воспроизвести извержение вулкана.

Дети: Да!

Профессор: Наша модель вулкан состоит из пластиковой бутылки и картона. А теперь давайте делать лаву для извержения. В бутылку наливаем воду, добавляем соду, моющую жидкость, красный краситель и уксусную кислоту.

Дети: Ура! Извержение вулкана!

20 слайд: Рефлексия: Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили?

Ответы детей.

Что больше запомнилось?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие «ВОТ ЧЕМУ МЫ НАУЧИЛИСЬ!» для родителей в группе №2 общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет по кружковой работе «Грамотейка».

Занятие было предложено родителям детей 5-6 лет как итоговое, где в течении года велась кружковая работа по обучению детей грамоте....

Итоговое занятие по кружковой работе на тему Бумажная Фея».

Задачи1)Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание);2) Познакомить детей с использован...

Конспект итогового занятия на тему «Путешествие в страну сказок» по кружковой работе «Эрудит» (старшая группа №2)

Цели: обобщение знаний детей по решению познавательных и творческих задач.Задачи:Образовательные: закрепить знания свойств геометрических фигур, умение детей сравнивать числа.Развивающие: развивать вн...

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РИСОВАНДИЮ...