Итоговое занятие по кружковой работе в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Дёмина Ольга Васильевна

"Времена года. Иень шкат"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие24.55 КБ
Файл itogovoe_zanyatie_po_kruzhkovoy_rabote_.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Иень шкат. Времена года».

Программное содержание:

Углубить знания детей о временах года, учить различать признаки времен года.

Развивать связную речь, умение говорить правильно, логическое  мышление.        

Воспитывать любовь к природе родного края, интерес к мордовскому языку и чувство гордости за свой народ.

Материал и оборудование:  Цветок с лепестками красного, желтого, белого и зеленого цвета, картины, изображающие времена года.

Методические приемы: Беседы, работа с картинками,  сюрпризный момент «Волшебный цветок».

Словарь: новые слова: лембе, якшамо;

                  закрепление слов: пиже, якстере, тюжа, ашо.

Предварительная работа: Чтение стихотворения  на эрзянском языке.

Ход занятия.

Воспитатель: Шумбрачи, эйкакшт!

Дети: Шумбрачи, Ольга Васильевна!

Дидактическая игра  «Цепочка».

( Дети по очереди здороваются друг с другом на эрзянском языке и садятся на места)

        В. Ребята послушайте загадку и попытайтесь отгадать .

                                    Ежегодно приходят к нам в гости:

                                    Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет.

        В. Правильно времена года. А по эрзянски  времена года (иень шкат)

        В. Абсолютно правильно! Сегодня на занятии мы поговорим о временах года. У нас в гостях « волшебный цветок»  и мы с вами  должны угадать, почему у него только четыре лепестка.

 Дети, а какого цвета лепестки?

Д. Зеленого, красного, желтого, белого.

В. А как будут эти цвета на эрзянском языке?

Д. Пиже, якстере, ожо, ашо.

В. Правильно, а какому времени года соответствует зеленый цвет?

Д. Зеленый цвет соответствует весне.

В. Ребята, какое время года наступило?

Д. Наступила весна.

В. Правильно, а по эрзянски весна?

Д. Тундо.  

В..А давайте позовем солнышко. Без солнышка и весна  не красна.

В.: Приди, приди солнышко!

      Приди, приди светлое!

(Дети повторяют вместе с воспитателем)

В.: А по- эрзянски солнце- чика.

Д. Сак, сак чикине!

     Сак, сак валдыне!

В. А что – же приносит нам солнышко?

Д. Солнышко приносит тепло.

В. По- эрзянски тепло-

Д. Лембе.

В. Весной деревья просыпаются, у них появляются почки и, а потом листья. А как сказать дерево по- эрзянски?

Д. Дерево- чувто.

(Ребенок размещает на доске изображение дерева)

В. А если много деревьев?

Д. Чувтт.

В.  А на деревьях птицы вьют гнезда. Как сказать по- эрзянски птица?

Д. Птица- нармунь.

(Ребенок размещает изображение птицы на дерево).

В. Но, у нас много птиц.

Д. Птицы- нармунть.

В. Послушайте, стихотворение про весну на эрзянском языке.

Тундо.

Ашо ловнесь солы, чудикерькст чудить.

Чинть ало нармунтне, гайтевстэ морыть.

Кецнить тундонь читнес: якшамось прядовсь!

Ютась стака телесь, тундось ушодовсь.

В. А, за весной приходит ?

Д. Лето.

В. Дети, а лето какому цвету соответствует?

Д. А к лету подходит желтый  цвет. Потому что летом жарко.

В. Солнышко засветило ярко- ярко и стало тепло. Наступила лето.

По- эрзянски лето.

Д.-Кизэ.

В. Послушайте, стихотворение  на эрзянском языке.

Кизэ

Сэтьмэ, лембе коштось-

Кизэнть марян шканзо.

Комолясь пирявксос

Сравтсь викшнезь руцянзо.

Вишнят вейсэнь садсо,

Чинть каршо якстердить.

Пакшатнень ульцясто

Инжекс эстест тердить.

Физкультминутка.

«Вправо, влево повернись

И в зайчиков превратись».

Подвижная игра  «В зайчиков» («Нумолнесэ»).

Цель игры: развитие двигательной активности, быстроты реакции.

Ход игры: Из числа играющих выбирается собака,  остальные – зайцы. Зайцы бегают, собака их ловит. Если зайцы приседают, то их ловить нельзя. Игра заканчивается, когда все зайцы будут пойманы.

В. А какому времени года соответствует красный  цвет?

Д. К осени.

В. А почему красный  цвет относим к осени?

Д. Потому что осенью все становится красным: и травка, и листья.

В. Ребята, а когда  часто идет дождь.

Д. Осенью.

В. А как сказать по- эрзянски осень?

Д. Сёксь.

В. А как дождь?

Д. Пиземе.

(Ребенок размещает на доске картинку с изображением тучи  и солнца).

В. Дождь покапал и прошел.

В. Что делают птицы осенью?

Д. Собираются в теплые края.

В. Послушайте  стихотворение  «Сёксь».

Сёксь

Менель ежова , васолов,

Ламо велень, ошонь трокс.

Моря чирев, лембе ёнов

Ливтить нармунть., шказо сёксь.

Увныть, жойнить сэтьме виртне,

Ёвтнить мазый, мазый евкст.

Чувттнэнь лопаст, теке сырнень

Пилекст, нурьгить. Шказо сёксь.

В.  Осенью в саду и огороде созревает урожай .Мы с вами поиграем в игру «Поймай мяч» и вспомним название овощей и фруктов на эрзянском языке.

Д/и «Поймай мяч».

Цель игры: учить детей соотносить предметы со словами аналогами на эрзянском языке.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. Воспитатель называет слово на русском языке, бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает на эрзянском языке, потом обратно бросает мяч воспитателю.

Например: В. - Яблоко.  Д. - Умарь и т.д.

В. Молодцы, ребята.

В. Правильно, а какому времени года соответствует белый цвет?

Д. Время года – зима.

В.  Зима - по- эрзянски ?

Д. Теле.

В. Давайте вспомним, по каким признакам мы определяем, что пришла зима.

Д. Земля покрыта снегом, деревья стоят голые, небо пасмурное, солнце светит, но  не греет.

В. Ребята , а вам нравится  зима? А что вам больше всего нравится…

Д. Зимой можно кататься на санках, на лыжах,  зимой приходит Новый год, дети лепят снежную бабу.

В. А за что мы не можем  любить зиму?

Д. На улице холодно, мерзнут руки , щеки, нос, долго нельзя гулять.

В. Холодно по – эрзянски – якшамо. (Дети повторяют) Как вы думаете, кому еще холодно зимой?

Д. Птичкам холодно, животным. Им нечего кушать.

В. А мы можем им помочь?

Д. Да, надо  сделать кормушки и посыпать корм.

В. А теперь скажите, какая зима?

Д. Снежная, морозная, вьюжная, серебристая, блестящая, скрипучая.

В. Молодцы, очень много красивых слов знаете про зиму, а  теперь послушайте стихи на эрзянском языке про зиму.

Теле.

Теле,теле, телене!

Ашо чама авине

Ашо руця прясонзо

Ашо панар лангсонзо.

В. И  так, о чем же мы сегодня говорили ?

Д. О временах года.

В. Давайте вспомним их по эрзянски.

В. Абсолютно правильно! Сегодня на занятии мы говорили о временах года. Их всего четыре. Они идут друг за другом, никогда не нарушая заведенный порядок.

Используемая литература.

  1. Мы в Мордовии живем : регион.образов. модуль дошк. образования /
    О. В. Бурляева [и др.]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2015. – 84 с.
  2. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок»): пособие для дошк. образов. учреждений РМ / Е. Н. Киркина.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. – 352 с.
  3. Голенков, Н. Б. Учимся думать и говорить по-мокшански, по- эрзянски : учеб. пособие / Н. Б. Голенков. – Саранск: Изд. дом «Книга», 2007. – 80 с.


Предварительный просмотр:

Тема: «Иень шкат. Времена года».

Программное содержание:

Углубить знания детей о временах года, учить различать признаки времен года.

Развивать связную речь, умение говорить правильно, логическое  мышление.        

Воспитывать любовь к природе родного края, интерес к мордовскому языку и чувство гордости за свой народ.

Материал и оборудование:  Цветок с лепестками красного, желтого, белого и зеленого цвета, картины, изображающие времена года.

Методические приемы: Беседы, работа с картинками,  сюрпризный момент «Волшебный цветок».

Словарь: новые слова: лембе, якшамо;

                  закрепление слов: пиже, якстере, тюжа, ашо.

Предварительная работа: Чтение стихотворения  на эрзянском языке.

Ход занятия.

Воспитатель: Шумбрачи, эйкакшт!

Дети: Шумбрачи, Ольга Васильевна!

Дидактическая игра  «Цепочка».

( Дети по очереди здороваются друг с другом на эрзянском языке и садятся на места)

        В. Ребята послушайте загадку и попытайтесь отгадать .

                                    Ежегодно приходят к нам в гости:

                                    Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет.

        В. Правильно времена года. А по эрзянски  времена года (иень шкат)

        В. Абсолютно правильно! Сегодня на занятии мы поговорим о временах года. У нас в гостях « волшебный цветок»  и мы с вами  должны угадать, почему у него только четыре лепестка.

 Дети, а какого цвета лепестки?

Д. Зеленого, красного, желтого, белого.

В. А как будут эти цвета на эрзянском языке?

Д. Пиже, якстере, ожо, ашо.

В. Правильно, а какому времени года соответствует зеленый цвет?

Д. Зеленый цвет соответствует весне.

В. Ребята, какое время года наступило?

Д. Наступила весна.

В. Правильно, а по эрзянски весна?

Д. Тундо.  

В..А давайте позовем солнышко. Без солнышка и весна  не красна.

В.: Приди, приди солнышко!

      Приди, приди светлое!

(Дети повторяют вместе с воспитателем)

В.: А по- эрзянски солнце- чика.

Д. Сак, сак чикине!

     Сак, сак валдыне!

В. А что – же приносит нам солнышко?

Д. Солнышко приносит тепло.

В. По- эрзянски тепло-

Д. Лембе.

В. Весной деревья просыпаются, у них появляются почки и, а потом листья. А как сказать дерево по- эрзянски?

Д. Дерево- чувто.

(Ребенок размещает на доске изображение дерева)

В. А если много деревьев?

Д. Чувтт.

В.  А на деревьях птицы вьют гнезда. Как сказать по- эрзянски птица?

Д. Птица- нармунь.

(Ребенок размещает изображение птицы на дерево).

В. Но, у нас много птиц.

Д. Птицы- нармунть.

В. Послушайте, стихотворение про весну на эрзянском языке.

Тундо.

Ашо ловнесь солы, чудикерькст чудить.

Чинть ало нармунтне, гайтевстэ морыть.

Кецнить тундонь читнес: якшамось прядовсь!

Ютась стака телесь, тундось ушодовсь.

В. А, за весной приходит ?

Д. Лето.

В. Дети, а лето какому цвету соответствует?

Д. А к лету подходит желтый  цвет. Потому что летом жарко.

В. Солнышко засветило ярко- ярко и стало тепло. Наступила лето.

По- эрзянски лето.

Д.-Кизэ.

В. Послушайте, стихотворение  на эрзянском языке.

Кизэ

Сэтьмэ, лембе коштось-

Кизэнть марян шканзо.

Комолясь пирявксос

Сравтсь викшнезь руцянзо.

Вишнят вейсэнь садсо,

Чинть каршо якстердить.

Пакшатнень ульцясто

Инжекс эстест тердить.

Физкультминутка.

«Вправо, влево повернись

И в зайчиков превратись».

Подвижная игра  «В зайчиков» («Нумолнесэ»).

Цель игры: развитие двигательной активности, быстроты реакции.

Ход игры: Из числа играющих выбирается собака,  остальные – зайцы. Зайцы бегают, собака их ловит. Если зайцы приседают, то их ловить нельзя. Игра заканчивается, когда все зайцы будут пойманы.

В. А какому времени года соответствует красный  цвет?

Д. К осени.

В. А почему красный  цвет относим к осени?

Д. Потому что осенью все становится красным: и травка, и листья.

В. Ребята, а когда  часто идет дождь.

Д. Осенью.

В. А как сказать по- эрзянски осень?

Д. Сёксь.

В. А как дождь?

Д. Пиземе.

(Ребенок размещает на доске картинку с изображением тучи  и солнца).

В. Дождь покапал и прошел.

В. Что делают птицы осенью?

Д. Собираются в теплые края.

В. Послушайте  стихотворение  «Сёксь».

Сёксь

Менель ежова , васолов,

Ламо велень, ошонь трокс.

Моря чирев, лембе ёнов

Ливтить нармунть., шказо сёксь.

Увныть, жойнить сэтьме виртне,

Ёвтнить мазый, мазый евкст.

Чувттнэнь лопаст, теке сырнень

Пилекст, нурьгить. Шказо сёксь.

В.  Осенью в саду и огороде созревает урожай .Мы с вами поиграем в игру «Поймай мяч» и вспомним название овощей и фруктов на эрзянском языке.

Д/и «Поймай мяч».

Цель игры: учить детей соотносить предметы со словами аналогами на эрзянском языке.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. Воспитатель называет слово на русском языке, бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает на эрзянском языке, потом обратно бросает мяч воспитателю.

Например: В. - Яблоко.  Д. - Умарь и т.д.

В. Молодцы, ребята.

В. Правильно, а какому времени года соответствует белый цвет?

Д. Время года – зима.

В.  Зима - по- эрзянски ?

Д. Теле.

В. Давайте вспомним, по каким признакам мы определяем, что пришла зима.

Д. Земля покрыта снегом, деревья стоят голые, небо пасмурное, солнце светит, но  не греет.

В. Ребята , а вам нравится  зима? А что вам больше всего нравится…

Д. Зимой можно кататься на санках, на лыжах,  зимой приходит Новый год, дети лепят снежную бабу.

В. А за что мы не можем  любить зиму?

Д. На улице холодно, мерзнут руки , щеки, нос, долго нельзя гулять.

В. Холодно по – эрзянски – якшамо. (Дети повторяют) Как вы думаете, кому еще холодно зимой?

Д. Птичкам холодно, животным. Им нечего кушать.

В. А мы можем им помочь?

Д. Да, надо  сделать кормушки и посыпать корм.

В. А теперь скажите, какая зима?

Д. Снежная, морозная, вьюжная, серебристая, блестящая, скрипучая.

В. Молодцы, очень много красивых слов знаете про зиму, а  теперь послушайте стихи на эрзянском языке про зиму.

Теле.

Теле,теле, телене!

Ашо чама авине

Ашо руця прясонзо

Ашо панар лангсонзо.

В. И  так, о чем же мы сегодня говорили ?

Д. О временах года.

В. Давайте вспомним их по эрзянски.

В. Абсолютно правильно! Сегодня на занятии мы говорили о временах года. Их всего четыре. Они идут друг за другом, никогда не нарушая заведенный порядок.

Используемая литература.

  1. Мы в Мордовии живем : регион.образов. модуль дошк. образования /
    О. В. Бурляева [и др.]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2015. – 84 с.
  2. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок»): пособие для дошк. образов. учреждений РМ / Е. Н. Киркина.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. – 352 с.
  3. Голенков, Н. Б. Учимся думать и говорить по-мокшански, по- эрзянски : учеб. пособие / Н. Б. Голенков. – Саранск: Изд. дом «Книга», 2007. – 80 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружковой работы в подготовительной группе "Волшебные клубочки"

Данная работа поможет вам при организации кружковой работы.Мои воспитанники с удовольствием создают картины из "волшебных" клубочков! ...

Кружковая работа в подготовительной группе детского сада "Моя малая Родина"

Документ содержит тематическое планирование кружковой работы в подготовительной группе по теме "Моя малая Родина"...

Итоговое занятие по кружковой работе на тему Бумажная Фея».

Задачи1)Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание);2) Познакомить детей с использован...

Конспект занятия по кружковой работе в разновозрастной группе (5-7 лет). Тема "Снежинки" (работа с крупой)

Кружковая работа "Юные мастера" в разновозрастной группе (5-7 лет). Работа с природным  и бросовым материалом, конструирование и т.д....

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РИСОВАНДИЮ...

Конспект итогового занятия по кружковой работе

Вокальный ансамбль - одно из доступных видов деятельности. Дети с большим интересом занимаютс пением и развитием вокальных способностей. Занятие подготовлено для детей старшего дошкольного возраста....

итоговое занятие по кружковой работе "Шахматное королевство"

в процессе различных занятий, дети возвращают фигуры....